Напоминание

"Продуктивные задания на уроках географии"


Автор: Дегтяренко Нелли Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №199
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Продуктивные задания на уроках географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Продуктивные задания на уроках географии

Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых не

содержится в учебнике в готовом виде, но в тексте или иллюстрациях есть

подсказки, помогающие их выполнить. Они проверяют, сможет ли ученик в

жизни воспользоваться полученными знаниями. Результатом решения

продуктивного задания является создание учащимися некоего нового

продукта. Репродуктивные задания нацелены на формирование лишь

предметных результатов, а продуктивные – на формирование

метапредметных результатов. Продуктивные задания формируют у

школьников умение работать с информацией, решать практические,

социально и личностно – значимые проблемы, проводить наблюдение,

строить на их основе гипотезы, делать выводы, увязывать свой жизненный

опыт с приобретаемой в школе системой знаний.

Алгоритм выполнения продуктивного задания

1. Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что

требуется сделать.

2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания, в тексте, в

иллюстрации и т.п.

3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию:

выделить главное, найти решение, причину, обосновать свою позицию и т.п.

4. Запишите, если необходимо, решение в требуемой форме: таблица, список,

текст,

числовая запись.

5. Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что,

во-первых, во-вторых,….».

6. Дайте полный ответ (расскажите о своем решении), не рассчитывая на

наводящие вопросы учителя.

На уроках географии можно использовать различные виды продуктивных

заданий, например:

1. Задания – парадоксы (парадокс – это неожиданность, идущая в разрез с

привычными представлениями, как научными, так и бытовыми), При

разработке заданий важно иметь ввиду два основания для их

конструирования. Одно из них – доступные учащимся проблемы науки,

другое – используемые этой наукой методы исследования.

При выполнении таких заданий предполагает нахождение новых знаний о

природе, населении и хозяйстве и путей поисков этих знаний.

Пример: « Аргентина получила свое название от латинского слова

«аргентум» - серебро. Между тем в пределах республики нет ни одного

месторождения серебряных руд. В чем же дело?».

«Почему на одинаковом удалении от экватора в северной части Африки

климат более сухой, чем в южной?

2. Задания на установление причинно – следственных связей. Задачи

позволяют проверить умения учащихся работать с источниками

географической информации, устанавливать причинно-следственные,

межкомпонентные и пространственные связи, объяснять их сочетания,

определяющие особенности природы, применять знания географических

закономерностей для решения конкретных задач.

«Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после

вырубки леса?» (Назовите не менее 8 – 9 следствий).

3. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о

глобальном потеплении климата на Земле.

Учитель раскрывает эту гипотезу и просит учащихся высказать свои

суждения по ней, обосновать её научно – практическое значение.

Пример: « Согласны ли вы с гипотезой «Происхождение вечной мерзлоты»?

Обоснуйте её научно-практическое значение».

4. Задания, требующие понимания диалектических противоречий,

умения оперировать ими

При изучении курса «География России. Природа», тема «Почвы и

почвенные ресурсы», можно использовать такой способ создания социально

– контекстной учебной ситуации, как организация межпредметных связей,

нацеленных на формирование метапредметных умений и навыков.

«Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое

влияние оказывает большая территория на экономику страны –

благоприятствует или затрудняет развития хозяйства».

«Объясните, почему чернозёмы значительно плодороднее дерново-

подзолистых и серых лесных почв, хотя растительность смешанных и

широколиственных лесов гораздо богаче по биомассе». Для решения

необходимо привлечь знания из курса биологии.

5. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между

ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса).

Изучая климатообразующие факторы и одного из самых главных –

географическая широта, учащиеся усваивают, что нагрев поверхности

зависит от угла падения солнечных лучей. Но самые высокие температуры

поверхности суши, воды и воздуха зафиксированы на широте тропиков. Этот

факт противоречит ранее усвоенным знаниям. Задание: « сопоставив

факторы, влияющие на формирования экваториального и тропического

климата, объясните этот факт»

Поэтому продуктивные задания учат преобразовывать информацию,

связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и

закономерностями. Полученный на определенном предмете продукт может

применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в

универсальное учебное действие.

адание 1. Вы в составе

научной экспедиции по

изучению ледовой

обстановки у берегов

Антарктиды. В какое

время года (назовите

месяцы)

безопаснее и удобнее

отправиться в

путешествие и почему?

Для развернутого

устного ответа

используйте карту

атласа (стр.14-15) и

схему «Годовое движен

адание 1. Вы в составе

научной экспедиции по

изучению ледовой

обстановки у берегов

Антарктиды. В какое

время года (назовите

месяцы)

безопаснее и удобнее

отправиться в

путешествие и почему?

Для развернутого

устного ответа

используйте карту

атласа (стр.14-15) и

схему «Годовое движен



В раздел образования