Автор: Дегтяренко Нелли Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №199
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Продуктивные задания на уроках географии"
Раздел: среднее образование
Продуктивные задания на уроках географии
Продуктивные задания – это задания, результат выполнения которых не
содержится в учебнике в готовом виде, но в тексте или иллюстрациях есть
подсказки, помогающие их выполнить. Они проверяют, сможет ли ученик в
жизни воспользоваться полученными знаниями. Результатом решения
продуктивного задания является создание учащимися некоего нового
продукта. Репродуктивные задания нацелены на формирование лишь
предметных результатов, а продуктивные – на формирование
метапредметных результатов. Продуктивные задания формируют у
школьников умение работать с информацией, решать практические,
социально и личностно – значимые проблемы, проводить наблюдение,
строить на их основе гипотезы, делать выводы, увязывать свой жизненный
опыт с приобретаемой в школе системой знаний.
Алгоритм выполнения продуктивного задания
1. Осмыслите задание: прочитайте и объясните своими словами, что
требуется сделать.
2. Найдите информацию, нужную для выполнения задания, в тексте, в
иллюстрации и т.п.
3. Преобразуйте информацию так, чтобы получить ответ по заданию:
выделить главное, найти решение, причину, обосновать свою позицию и т.п.
4. Запишите, если необходимо, решение в требуемой форме: таблица, список,
текст,
числовая запись.
5. Составьте мысленно ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что,
во-первых, во-вторых,….».
6. Дайте полный ответ (расскажите о своем решении), не рассчитывая на
наводящие вопросы учителя.
На уроках географии можно использовать различные виды продуктивных
заданий, например:
1. Задания – парадоксы (парадокс – это неожиданность, идущая в разрез с
привычными представлениями, как научными, так и бытовыми), При
разработке заданий важно иметь ввиду два основания для их
конструирования. Одно из них – доступные учащимся проблемы науки,
другое – используемые этой наукой методы исследования.
При выполнении таких заданий предполагает нахождение новых знаний о
природе, населении и хозяйстве и путей поисков этих знаний.
Пример: « Аргентина получила свое название от латинского слова
«аргентум» - серебро. Между тем в пределах республики нет ни одного
месторождения серебряных руд. В чем же дело?».
«Почему на одинаковом удалении от экватора в северной части Африки
климат более сухой, чем в южной?
2. Задания на установление причинно – следственных связей. Задачи
позволяют проверить умения учащихся работать с источниками
географической информации, устанавливать причинно-следственные,
межкомпонентные и пространственные связи, объяснять их сочетания,
определяющие особенности природы, применять знания географических
закономерностей для решения конкретных задач.
«Какие изменения наступают в природе в средней полосе России после
вырубки леса?» (Назовите не менее 8 – 9 следствий).
3. Задания, в основе которых лежит научная гипотеза, например о
глобальном потеплении климата на Земле.
Учитель раскрывает эту гипотезу и просит учащихся высказать свои
суждения по ней, обосновать её научно – практическое значение.
Пример: « Согласны ли вы с гипотезой «Происхождение вечной мерзлоты»?
Обоснуйте её научно-практическое значение».
4. Задания, требующие понимания диалектических противоречий,
умения оперировать ими
При изучении курса «География России. Природа», тема «Почвы и
почвенные ресурсы», можно использовать такой способ создания социально
– контекстной учебной ситуации, как организация межпредметных связей,
нацеленных на формирование метапредметных умений и навыков.
«Используя знания по географии России и других стран, объяснить, какое
влияние оказывает большая территория на экономику страны –
благоприятствует или затрудняет развития хозяйства».
«Объясните, почему чернозёмы значительно плодороднее дерново-
подзолистых и серых лесных почв, хотя растительность смешанных и
широколиственных лесов гораздо богаче по биомассе». Для решения
необходимо привлечь знания из курса биологии.
5. Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между
ранее усвоенными знаниями и требованием задачи (или вопроса).
Изучая климатообразующие факторы и одного из самых главных –
географическая широта, учащиеся усваивают, что нагрев поверхности
зависит от угла падения солнечных лучей. Но самые высокие температуры
поверхности суши, воды и воздуха зафиксированы на широте тропиков. Этот
факт противоречит ранее усвоенным знаниям. Задание: « сопоставив
факторы, влияющие на формирования экваториального и тропического
климата, объясните этот факт»
Поэтому продуктивные задания учат преобразовывать информацию,
связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилами и
закономерностями. Полученный на определенном предмете продукт может
применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в
универсальное учебное действие.
адание 1. Вы в составе
научной экспедиции по
изучению ледовой
обстановки у берегов
Антарктиды. В какое
время года (назовите
месяцы)
безопаснее и удобнее
отправиться в
путешествие и почему?
Для развернутого
устного ответа
используйте карту
атласа (стр.14-15) и
схему «Годовое движен
адание 1. Вы в составе
научной экспедиции по
изучению ледовой
обстановки у берегов
Антарктиды. В какое
время года (назовите
месяцы)
безопаснее и удобнее
отправиться в
путешествие и почему?
Для развернутого
устного ответа
используйте карту
атласа (стр.14-15) и
схему «Годовое движен