Напоминание

"Использования элементов куклотерапии в системе здоровьесбережения при организации обучения учащихся с ОВЗ"


Автор: Сиринова Галина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ "Волжская школа №1"
Населённый пункт: город Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: статья
Тема: "Использования элементов куклотерапии в системе здоровьесбережения при организации обучения учащихся с ОВЗ"
Раздел: среднее образование





Назад




Использования элементов куклотерапии в системе здоровьесбережения

при организации обучения учащихся с ОВЗ

Сколько учителей, столько и путей к детским сердцам,

а поэтому, нелегко определить, чей путь, вернее, чей метод эффективнее.

Главное, чтобы все эти пути вели к решению главной проблемы –

научить ребенка мыслить, подготовить его к повседневной жизни.

Введение новых государственных стандартов нацеливает педагогов не только

на обновление содержания образования, но и на тщательный анализ, коррекцию и

адаптацию форм, практик, технологий в образовательной деятельности. Однако,

вопросы сохранения и укрепления здоровья учащихся,

остаются и в новых

условиях

основой

организацией

обучения

в

образовательном

учреждении.

Здоровьесберегающие технологии (или их элементы) являются обязательным

условием при организации учебно-воспитательной деятельности для детей с ОВЗ.

Для повышения работоспособности, предупреждения преждевременного утомления,

снятия мышечного и эмоционального напряжения

педагогами используются

разнообразные технологии. Организация уроков (занятий) предполагает частую

смену видов деятельности (в норме 4-7 видов) и их продолжительность (не позже,

чем

через

7-10

минут),

контроль

за

правильной

рабочей

позой.

Важной

составляющей является психологический климат на уроке, включающий как

традиционные подходы, такие, как:

наличие внешней (похвала, поддержка) и

стимуляция внутренней (стремление больше узнать, интерес к изучаемому

материалу) мотивации, наличие эмоциональных разрядок (музыкальная минутка,

небольшое стихотворение, известные высказывания, уместная шутка и др.), а также

инновационные, способствующие созданию особого психологического климата

урока, помогающие выстраиванию особых взаимоотношений между участниками

образовательного процесса.

Опираясь на слова Сухомлинского, что забота о здоровье ребенка сводится не

только комплексу санитарно-гигиенических правил, а прежде всего к заботе о

гармоничной полноте всех физических и духовных сил, мы видим актуальность

использования

нами

здоровьесберегающих

технологий

в

коррекционно-

развивающем процессе как необходимое условие для сохранения и укрепления

здоровья учащихся, создания благоприятной образовательной среды,

позволяющей реализовывать особые образовательные

потребности детей с

умственной отсталостью.

Представляем модель использования нетрадиционной технологии в системе

здоровьесбережения детей, применяемой педагогами школы на всех этапах учебно-

воспитательного процесса (Приложение 1).

Куклотерапия, как правило, используется в практике психологического или

психотерапевтического сопровождения. Однако практика использования куклы

педагогами

нашей

школы

в

учебно-воспитательном

процессе

показало

эффективность использования технологии с целью здоровьесбережения детей с

умственной отсталостью.

Методологической

основой

нашей

работы

по

внедрению

практик

куклотерапии

в

коррекционно-развивающем

процессе

стали

разработки

и

исследования И.Я. Медведевой и Т. Л.Шишовой. Именно они впервые предложили

кукольные детские театры не просто как форму досуга, а как метод укрепления

психологического здоровья детей и подростков.

В начале своей работы мы предположили, что куклотерапия и элементы

технологии может рассматриваться нами как метод здоровьесбережения детей с

умственной отсталостью, который будет способствовать снижению у них уровня

тревожности, страхов в ситуации школьного обучения.

В работе с ребёнком, имеющим умственную отсталость, могут возникать

определенные сложности, прежде всего в общении. Поэтому крайне важен выбор

корректной формы. Мы подумали, а что если куклы придут на помощь?

Можно выделить ряд случаев, когда

применение куклотерапии будет

особенно целесообразно:

а) Период адаптации, когда тревоги и страхи перед новым особенно велики.

Это всегда сложный период в жизни ребенка, справиться с которой подчас

самостоятельно он не может.

б) Для работы с детьми, которые замкнуты, закрыты для всего окружающего,

в том числе и с РАС или, наоборот, гиперактивны, не справляющиеся со своими

эмоциями, тяжело переживающие неудачи, требования.

в)

В

коллективной

творческой

деятельности,

когда

кукла

выступает

проводником мыслей, эмоций, переживаний от ребенка к ребенку, от взрослого к

ребенку.

Выбор метода не случаен. Кукла – обязательный и привычный всем атрибут

детства, пришедший в современную жизнь с древнейших времён. Куклотерапия –

это метод, позволяющий мягко и тактично прикоснуться к внутреннему миру

ребёнка и, главное, сделать так, что помощь взрослого будет принята, а все важные

слова и советы – по-настоящему услышаны. Куклы могут многое – и учить, и

лечить, но только если попадают в добрые руки.

Используя на уроках и внеурочной деятельности куклотерапию как метод

здоровьесбережения, мы прогнозируем достижение следующих целей

Релаксация

(психологическая

разрядка

напряжённого

ребёнка,

повышение градуса его доверия к миру)

Построение

коммуникативных

мостиков

(налаживание

отношений

между ребёнком и взрослым или между ребёнком и ребёнком, создание детского

коллектива)

Развитие

(актуализация

памяти,

сообразительности,

воображения,

фантазии детей)

Получение детьми новых знаний о мире, в том числе и о способах

выражения своих чувств.

Укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации

через снижение уровня тревожности у учащихся.

Куклы стали помощниками педагогам нашей школы в вопросах укрепления и

сохранения здоровья детей в коррекционно-развивающем процессе. А именно:

1.

Кукла

на

уроке

учитель,

помощник,

наставник.

А

урок

становится

здоровьесберегающим.

2.

На внеклассном занятии с куклой интересно, комфортно и не страшно.

3.

Помните,

один из рецептов ЗОЖ – улыбка.

Она

поднимает настроение,

располагает к нам окружающих, вызывает ответные положительные эмоции.

Кукла помогает улыбнуться, а значит сделать первый шаг к общению.

4.

Решение проблем с куклой становится более эффективным. Ведь особая форма

общения через куклу позволяет достучаться до ребенка, завоевать его доверие,

получить своего рода разрешение на оказание помощи.

5.

Процесс изготовление кукол так же является коррекционным. Увлекаясь

процессом, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время

работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются

навыки концентрации внимания, усидчивости, развивается воображение. А это

уникальный опыт и для саморегуляции эмоционального состояния.

Решаемые задачи с куклой разнообразны, так разнообразны используемые в

работе куклы. Это и наборы перчаточных кукол, удобные в использовании как

педагогом, так и ребенком. Наборы плоскостных кукол из бумаги, картона, фетра

позволяют производить манипуляции даже у самых маленьких воспитанников.

Куклы пальчикового театра – отличная возможность и для развития моторики.

Особенное состояние – самодельные куклы, где ребенок может также выразить

свой внутренний мир. Таким образом, кукла в учебно-воспитательном процессе на

всех этапах: от момента, когда кукла помогает первокласснику входить в

удивительный школьный мир, в средней классах когда куклы кукольного театра

расширяют возможности детей в самовыражении, до выпускника, который сам с

удовольствием мастерит своими руками куклу- игрушку и тем самым несет

частичку своего «Я» в этот мир.

И так, педагоги школы уверены – кукла настоящий помощник в деле

здоровьесбережения

детей.

Прежде

всего

-

эмоционального

здоровья.

Использование куклотерапии как здоровьесберегающего метода

способствует

созданию благоприятной образовательной среды, снижению уровня тревожности у

обучающихся, укреплению психического, социального, а через него и физического

здоровья детей с умственной отсталостью.

Сиринова Галина Владимировна

руководитель МО учителей начальных классов

Приложение 1

Модель использования элементов куклотерапии в системе

здоровьесбережения учащихся в ГКОУ «Волжская школа №1»

Комплексность.

Использование куклы в различных видах учебно-воспитательного

процесса

Применение технологии на всех ступенях школьного обучения

Использование куклы

Урок

Внеурочная

деятельност

ь

Кружковая

работа

Включение куклы в учебную деятельность, игровой процесс, в

ситуациях взаимодействия педагога с ребенком, ребенка с

ребенком.

Цель : снятие страхов, эмоциональной напряженности,

повышение коммуникативной компетенции.

Начальная

школа

1-4 класс

Манипуляция с куклой, кукольный театр

Цель: через манипулятивные действия с куклой дать подростку

возможность для самовыражения, самопринятия, расширение

представлений о себе, снятие подростковой тревожности.

Средняя школа

5-7 класс

Вовлечение старшеклассников в процесс изготовления куклы

(игрушки).

Цель: создание условий для повышения уровня самооценки "я

могу", самопринятия своих возможностей (социализация),

способствовать укреплению социального здоровья

обучающихся

.

Старшая школа

8-9 класс



В раздел образования