Напоминание

"Применение современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания детей среднего школьного возраста"


Автор: Семенова Лариса Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Применение современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания детей среднего школьного возраста"
Раздел: среднее образование





Назад




1

Применение современных образовательных технологий в процессе обучения и

воспитания детей среднего школьного возраста

Понятие "образовательная технология" представляется несколько более широким,

чем

"педагогическая

технология",

потому

что

образование

включает,

кроме

педагогических,

еще

разнообразные

социальные,

социально-политические,

управленческие, культурологические, психолого-педагогические, медико-педагогические,

экономические и другие смежные аспекты.

Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь.

Ребенок стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть,

важно способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская

деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее

идет его развитие. Вот почему наиболее близки и естественны для школьников игры,

активное сотрудничество со сверстниками и учителями,

стремление к поиску и

исследованию. Современная система образования требует от педагога применения новых

технологий,

главной

целью

которых

является

развитие

учебно-познавательных,

ценностно-смысловых,

общекультурных,

коммуникативных,

информационных,

социально-трудовых компетенций школьника.

Рассмотрим

некоторые

особенности

применения

игровых,

информационно-

коммуникационных, здоровьесберегающих технологий. Обратим внимание на обучение в

сотрудничестве и современную инновационную деятельность "портфолио".

Технологии

использования

в обучении

игровых

ролевых,

деловых,

и

обучающих игр, обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Наибольший интерес представляет игровая технология. Игра – важнейшая

составляющая деятельности школьника. В отличие от традиционных игр педагогическая

игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и

соответствующим ей педагогическим результатом.

По методологии проведения педагогические игры делятся на сюжетные, деловые,

ролевые, имитационные, операционные; по характеру педагогического процесса –

обучающие, обобщающие, познавательные, творческие, развивающие.

В деловой игре обучение участников происходит в процессе совместной

деятельности. При этом каждый решает свою отдельную задачу в соответствии со своей

ролью и функцией. Общение в деловой игре –

это не просто общение в процессе

совместного

усвоения

знаний,

но

первым

делом

общение,

имитирующее,

воспроизводящее общение людей в процессе реальной изучаемой деятельности. Деловая

игра –

это не просто совместное обучение, это обучение совместной деятельности,

умениям и навыкам сотрудничества. Специфика обучающих возможностей деловой игры

как метода активного обучения состоит в том, что процесс обучения максимально

приближен к реальной практической деятельности. Происходит не механическое

накопление

информации,

а

деятельностное

распредмечивание

какой-то

сферы

человеческой реальности.

В ролевых играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнения

функций и обязанностей конкретного лица. Каждый участник имеет или определенное

задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с

заданием. В имитационных можно сымитировать деятельность какой-либо организации,

события, конкретные виды деятельности людей (деловое совещание, обсуждение плана,

проведение беседы и др.). В операционных играх отрабатывается выполнение конкретных

специфических операций, например, навык публичных выступлений, заполнение анкет,

заявок и т.д. В этих играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Они

проводятся в условиях, имитирующих реальные.

2

Деловую

игру

сопровождают

разнообразные

мотивы:

результативные,

процессуальные,

коллективные,

индивидуальные,

социальные,

профессиональные,

познавательная мотивация и мотивация достижения. В зависимости от того, какие мотивы

деятельности преобладают, формируется и соответствующий тип личности. В процессе

конструирования и проведения деловых учебных игр следует придерживаться нескольких

принципов (А. Вербицкий):

принцип проблемности

принцип имитации условий

принцип двоплановости игровой учебной деятельности

принцип совместной деятельности участников игры

принцип диалогического взаимодействия партнеров по игре

Благодаря игровой деятельности лучше развиваются индивидуальные способности

школьников, поскольку они не испытывают психологического давления ответственности,

который присущ обычной учебной деятельности. В процессе игры происходит обучение

действия с помощью самого действия. Усвоения знаний осуществляется в контексте

определенной деятельности, создает ситуацию необходимости знания. Игра позволяет

избавиться шаблонов и стереотипов, способна изменить отношение к любому явлению,

факту, проблемы. Она стимулирует интеллектуальную деятельность школьников, учит

прогнозировать, исследовать и проверять правильность принятых решений и гипотез,

воспитывает культуру общения, формирует умение работать в коллективе и с

коллективом. Все это определяет функции учебной игры как средства психологического,

социально-психологического и педагогического воздействия на личность. Педагогически

и

психологически

продуманное

использование

игры

стимулирует

умственную

деятельность.

А

это

повышает

интеллектуальную

активность,

познавательную

самостоятельность и инициативность ребят.

Среди

многообразия

новых

педагогических

технологий,

направленных

на

реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания, интерес

представляет технология обучения в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что-то выполнять

вместе. Частным случаем групповой технологии обучения является технология обучения в

сотрудничестве. Обучение в сотрудничестве активно применяется в педагогической

практике еще и потому, что насыщает образовательный процесс позитивными эмоциями,

формирует обстановку доверия при интересных, оригинальных способах организации

межличностного общения, освоения информации, индивидуального развития.

Преимущества групповых технологий обучения:

позволяют школьникам стать полноправным субъектом учебно -воспитательного

процесса путем реализации функций постановки целей, разработки задач, контроля

и оценки собственной деятельности и результатов трудов товарищей;

готовят к деятельности в условиях постоянной изменчивости социальной среды

путем развития их сознания;

обеспечивают высокое качество знаний в рамках изучения материала, способствует

повышению общей эрудиции;

максимально развивают различные умения: коммуникативные (вопрос, ответ,

возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умение критиковать и

понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать); познавательные

умения (сравнивать, анализировать, синтезировать);

позволяет учащимся осваивать нехарактерные социальные роли, что повышает

уровень их общественной адаптированности;

3

формирует качества, необходимые для сотрудничества: доброжелательность,

понимание ценностей человеческого общения, раскрывается обаяние человеческой

личности.

К вариантам современных технологий сотрудничества относят такие варианты, как

"обучение в команде", "пила", "учимся вместе" и т.п.

Представим содержание технологии "Обучение в команде": Особое внимание

уделяется групповым целям. Каждый участник достигает индивидуальных результатов

при учете интересов всей группы. Группы получают равные возможности для достижения

успешных результатов обучения. Группы организуются по 4-6 человек. Выполнение

каждого задания комментируется учащимся и контролируется всей группой. Возможно

использование командно-игровых технологий.

Сегодня

содержание

образования

все

чаще

берет

направленность

на

индивидуальное развитие личностных качеств обучающихся, но при этом колоссальное

значение отводится формированию умения осуществлять эффективную коммуникацию.

Считаю, что подобный результат достигается путем применения групповых технологий

обучения. Они подразумевают успешное освоение учащимися динамически меняющейся

окружающей среды при грамотном межличностном взаимодействии.

Информационно-коммуникационные технологии

В наши дни невозможно себе представить современный урок, внеурочное занятие,

занятие дополнительного образования без использования информационных технологий.

Роль информационно-коммуникационных технологий в общеобразовательном процессе

определена

в

документах

Правительства

РФ,

Министерства

образования

РФ,

относящихся к стратегии модернизации образования.

Информационно-коммуникативная

компетентность один

из

основных

приоритетов

в

целях

общего

образования,

и

связано

это

не

только

с

внутриобразовательными причинами. Меняется весь характер жизни, необыкновенно

возрастает

роль

информационной

деятельности,

а

внутри

нее

− активной,

самостоятельной обработки информации человеком, принятия им принципиально новых

решений в непредвиденных ситуациях с использованием технологических средств.

Современные

информационно-коммуникационные

технологии

обучения совокупность

современной

компьютерной

техники,

средств

телекоммуникационной связи, инструментальных программных средств, обеспечивающих

интерактивное

программно-методическое

сопровождение

современных

технологий

обучения.

Основной

задачей

современных

информационных

технологий

обучения является разработка интерактивных сред управления процессом познавательной

деятельности,

доступа

к

современным

информационно-образовательным

ресурсам

(мультимедиа учебникам, различным базам данных, обучающим сайтам

и другим

источникам). Следует

отметить,

что

внедрение

ИКТ

в

систему

образованиея

существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и

социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного

человека другому. Отметим, что активное и эффективное внедрение этих технологий в

образование является важным фактором создания системы образования, отвечающей

требованиям ИО и процессу реформирования традиционной системы образования в свете

требований современного индустриального общества.

Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в

развитии творчества, как учителя, так и учащихся. Наиболее часто удается использовать

такие элементы ИКТ, как электронные учебники, интерактивную доску, электронные

энциклопедии, образовательные ресурсы Интернета, диски с фильмами и иллюстрациями,

электронные пособия, презентации, демонстрируемые с помощью мультимедийного

4

проектора. Остановимся на некоторых технологиях согласно их функциональному

назначению.

Презентации

это

наиболее

распространенный

вид

представления

демонстрационных материалов. Презентации – это электронные диафильмы, но, в отличие

от обычных диафильмов, они могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты,

элементы интерактивности, то есть может быть предусмотрена реакция на действия

пользователя. Презентации особенно интересны тем, что их может создать любой учитель,

который имеет доступ к компьютеру, с минимальными затратами времени. Они активно

используются для представления проектов.

Обучающие игры и развивающие программы ориентированы на дошкольников

и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым

сценарием. Выполняя различные задания в процессе игры, обучающиеся развивают

тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, логическое мышление и,

возможно, получают дополнительные навыки при работе на клавиатуре.

Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также

примеры рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, в виде простого

набора файловых текстов.

Программы – тренажеры выполняют функцию дидактических материалов.

Современные программы-тренажеры могут отслеживать ход решения и сообщать об

ошибках.

Системы виртуального эксперимента – программные комплексы, позволяющие

обучаемому проводить такие эксперименты, которые были бы невозможными по

соображениям безопасности, финансовом соображениям.

Электронные учебники и учебные курсы объединяют в единый программный

комплекс все или несколько выше описанных типов обучающих программ.

В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и

справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронным

аналогом обычных справочно-информационных изданий. В отличие от своих бумажных

аналогов такие энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями:

поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям, удобная

система навигации на основе гиперссылки, возможность включать в себя аудио и

видеофрагменты.

Использование ресурсов Интернет. Интернет – новое информационное явление.

Глобальная компьютерная сеть для образовательного процесса – мощный инструмент,

который должен органично вписаться и в предметы образовательных областей. Работа с

сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого

реального мира, подстегивает любознательность, развивает коммуникативные качества,

создает элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности. Одной

из разновидностей образовательных услуг сети Интернет являются электронные газеты и

журналы. С помощью электронных газет и журналов, можно узнать различные новости,

интервью, события, анонсы и другую полезную информацию о происходящем в мире.

Использование сети Интернет дает доступ к различным библиотекам, позволяет

участвовать, как обучающимся, так и педагогам в видеоконференциях и дискуссиях. Сеть

Интернет позволяет всем участникам воспитательно-образовательного процесса легко и

быстро обмениваться информацией.

Информационно-коммуникационные средства обучения позволяют в комплексе

воздействовать на органы чувств, развивать мышление, активизировать творческие

способности, воспитывать интерес к занятиям, а в целом воспитывать и формировать

всесторонне развитую личность. Компьютер – это мощное средство воздействия на

психику человека, сегодня это стимул для творчества детей. Применение ИКТ позволяет

сделать

совместную

деятельность

с

детьми

привлекательной

и

по-настоящему

современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

5

В наши дни тема информационных технологий в образовании, в том числе и в

дополнительном, является одной из самых актуальных.

Основные требования,

предъявляемые к информационно-коммуникационным

технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в

образовательном процессе:

1)

мотивированность в использовании различных дидактических материалов;

2)

четкое определение роли, места, назначения и времени использования

электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;

3)

ведущая роль преподавателя в проведении занятий;

4)

введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют

качество обучения;

5)

соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения

учебного занятия;

6)

учет

того,

что

введение

в

комплект

учебных

средств

электронных

образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует

пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

7)

обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;

8)

обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.

Использование

компьютерных

технологий

помогает

привлекать

пассивных

слушателей к активной деятельности, делать образовательную деятельность более

наглядной

и

интенсивной,

формировать

информационную

культуру

у

детей,

активизировать познавательный интерес, дисциплинировать самого педага (воспитателя),

формировать его интерес к работе, активизировать мыслительные процессы.

Таким образом, преимущества использования ИКТ в образовательном процессе

позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала; с помощью

компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или

сложно

показать

на

занятии

либо

увидеть

в

повседневной

жизни

(например,

воспроизведение

звуков

животных,

звучание

музыкальных

инструментов,

работу

транспорта, полет в космос. путешествие в горы., прогулку в лес и т. д.)

Здоровьесберегающие образовательные технологии

Сегодня школьное образование предъявляет большие требования и к здоровью

учащихся. Проблема сохранения здоровья стала особенно значимой на современном

этапе.

Кризисные

явления

в

обществе

способствовали

изменению

мотивации

образовательной деятельности у учащихся, снизили их творческую активность, замедлили

их психическое и физическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.

Поэтому сейчас пристального внимания заслуживают здоровьесберегающие технологии в

учебно-воспитательном процессе. Современный учитель не должен нарушить священной

заповеди:

"Давая

знания,

не

отбирай

здоровье…"

Цель

здоровьесберегающих

образовательных технологий

– обеспечить учащимся в условиях комплексной

информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в

образовательном учреждении, сформировать у него необходимые знания, умения и

навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в

повседневной жизни. Взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с

детьми, находящимися под их опекой. Это касается и здоровья. Именно в школе. под

"присмотром" учителей, школьники проводят значительную часть времени. Современная

медицина занимается не здоровьем, а болезнями, т. е. не профилактикой, а лечением.

Задача же школы иная –

сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, т.е.

профилактическая. Поэтому, главное действующее лицо, заботящееся о здоровье

учащихся в образовательных учреждениях – педагог.

Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:

6

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

валеологическое просвещение детей и родителей;

здоровьесберегающие образовательные технологии или просто образовательные.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии

личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и

направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда следует

отнести

технологии

проектной

деятельности,

дифференцированного

обучения,

развивающего обучения, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированные

технологии:

в

центр

образовательной

системы

ставится личность ребенка, обеспечиваютс комфортные условия ее развития и реализации

природных возможностей.

Технология уровневой дифференциации обучения помогает строить уроки и

занятия с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, появляется

возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание

сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Вспомним принципы

здоровьесберегающей педагогики:

принцип ненанесения вреда

принцип приоритета действенной заботы о здоровье учащихся

принцип непрерывности и преемственности

принцип субъект-субъектного взаимоотношения с учащимися

принцип соответствия содержания и организации обучения возрастным

особенностям учащихся

комплексный, междисциплинарный подход

принцип медико-психологической компетентности учителя

принцип гармоничного сочетания обучающих, воспитывающих и развивающих

педагогических воздействий

приоритет позитивных воздействий над негативными (запретами, порицаниями)

приоритет активных методов обучения

принцип сочетания охранительной и тренирующей стратегий

принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье

принцип отсроченного результата

принцип контроля за результатами

Внедрение идей здоровьесбережения в школы:

Использование

отдельных

методов,

направленных

на

нейтрализацию

недостаточной

освещенности,

не

подходящей

школьникам

мебели

необеспеченности

горячим

питанием;

на

активизацию

отдельных

здоровьесберегающих воздействий (например, проведение физкультминуток).

Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач

здоровьесбережения:

предупреждение

переутомления,

нарушений

зрения,

оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение

учащихся здоровью и др.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение педагогов дошкольного и школьного

образования.

Технологии валеологического просвещения родителей.

7

Современная инновационная деятельность "портфолио"

Основная цель формирования "портфолио" – накопить и сохранить документальное

подтверждение достижений учащегося в процессе его обучения. Рассмотрим возможность

использования "портфолио" в школьной практике.

"Портфолио"

относится

к

разделу

индивидуализированных

оценок,

ориентированных на новые формы оценивания, а так же самооценивания. Оно позволяет

учитывать результаты, достигнутые в разнообразных видах деятельности – учебной,

творческой, социальной, коммуникативной – является важным элементом практико–

ориентированного подхода к образованию. Важная цель портфолио – представить отчет

по процессу образования школьника, увидеть "картину" значимых результатов в целом,

обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ученика продемонстрировать его

способности практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио ученика – это коллекция работ и достижений человека, содержащая

многообразную информацию, которая демонстрирует его усилия и прогресс в различных

областях, документально определяет опыт и фиксированные достижения в определенный

период его деятельности. Это инструмент самооценки собственного познавательного,

творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности. Это комплект

документов, самостоятельных работ ученика.

Цель портфолио школьника – сбор коллекции работ и достижений учащегося во

время учебного процесса в школе, которая демонстрируют усилия его прогресса и

индивидуальных и коллективных достижений в различных областях (в учебной и

внеучебной деятельности). Может представлять собой подборку личных работ ученика, в

которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы,

отражающие прогресс ученика в какой – либо области, в учебно – познавательной

деятельности

ученика

самостоятельно

найденные

информационно-справочные

материалы из дополнительных источников, сообщения и т.д.

Задача портфолио –

представить отчет о работе учащегося, проследить его

творческий и профессиональный рост, способствовать формированию навыков рефлексии

(самооценки).

Предназначение – увидеть практический выход успешности, который позволяет

фиксировать

динамику

прогресса

индивидуальных

и

коллективных

достижений

учащегося.

Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но

помогает решать важные педагогические задачи:

формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать

собственную учебную деятельность;

развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности

учащихся;

поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;

поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и

самообучения.

Философия учебного портфолио заключается в том, что предполагает смещение

акцента с того, чего учащийся не знает и не умеет, на то, что знает и умеет. Таким

образом, педагогический акцент переносится с оценки на самооценку, формируется

самостоятельность ученика в учебной и внеучебной деятельности, развиваются его

навыки рефлексии и самооценки.

Сегодня очень значимо развитие для современной жизни способности брать на

себя ответственность,

участвовать в совместном принятии решения, регулировать

конфликты ненасильственным путем, оценивать и анализировать социальные привычки,

связанные со здоровьем, с окружающей средой, делать свой выбор, учиться всю жизнь.

Этому способствуют современные образовательные технологии.



В раздел образования