Автор: Мальнева Инна Вадимовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия №44"
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Социальное партнерство в воспитательной деятельности"
Раздел: среднее образование
Мальнева Инна Вадимовна, учитель географии
МБНОУ «Гимназия №44», г. Новокузнецк
«Социальное партнерство в воспитательной деятельности»
Анализируя
опыт
воспитательной
работы
с
классом,
выделяю
две
основных
составляющих, позволяющих получить положительный результат в
воспитательном
процессе: совместная деятельность классного руководителя – наставника, координатора,
лидера, товарища и социальных партнеров гимназии, где главная роль отводится
родителям.
Социальное партнерство сегодня объявлено одним из стратегических направлений
российского образования.
Цель
социального
партнерства,
если
обратимся
к
Программе
воспитания,
«Формирование условий для личностного развития гимназистов, проявляющееся в
развитии социально значимых отношений школьников и ценностных отношений к семье,
труду, Отечеству, природе, миру, знаниям, культуре, окружающим людям и самим себе».
Для
нас
социальное
партнерство
–
это
сотрудничество
гимназии,
различных
общественных
институтов
и
структур,
местного
сообщества
ради
достижения
общественно
значимого
результата.
Расширяя
круг
социальных
партнёров,
мы
ориентируемся на общность форм, видов и содержание деятельности; на совпадение
интересов в политике образования, воспитания и их результатов.
Простраивая программу воспитания класса, каждый из нас опирается на свой опыт,
знания,
направления
деятельности.
Учителя
географии
решают
эту
проблему
привлечением учащихся к краеведческой работе. Реализуя принцип краеведческого
обучения и воспитания, мы, прежде всего, воспитываем гражданина своей страны, а также
организуем познавательную деятельность.
Самым значимым партнером являются родители, являющиеся активными участниками
образовательного процесса: им делегированы полномочия в управлении гимназии – совет
гимназии,
родительский
комитет,
попечительский
совет;
они
являются
непосредственными организаторами и участниками дел класса - экскурсий, поездок,
школьных
праздников, спортивных соревнований, диспутов. Традиционно, именно
родителям, отвожу главную роль в проведении профориентационных уроков в классе:
«Кто такой нотариус?», «Моя мама – доктор», «Профессии Кузбасса: шахтер».
Именно
социальное
партнерство
в
области
воспитания
позволяет
классному
руководителю не оставаться один на один с проблемами, а при содействии партнеров
преодолевать их.
Таким образом, социальное партнерство проявляет себя в школе в обмене опытом,
в совместной реализации образовательных проектов и социальных инициатив, в
сохранении традиций, в совершенствовании образовательной среды школы. Такая
деятельность расширяет круг общения всех участников образовательного процесса,
позволяет учащимся получить социальный опыт и способствует формированию их
мировоззрения.
Партнерство подразумевает не только равенство прав и возможностей, но не
исключает и наличие лидера, способного генерировать идеи, селективно подходить к их
выбору, сплачивать возле себя сторонников. Таковым является классный руководитель.
Обладая суммой знаний по предмету, определенными компетенциями можно
претендовать на должность учителя и достичь значительных успехов в преподавании
дисциплин. Быть же классным руководителем получается не у всех и не сразу.
С удовольствием наблюдаю за учителями гимназии с большим опытом классного
руководства, учусь у коллег, как грамотно и умело развивают они свое классное
сообщество, работают с родителями, взаимодействуют с учреждениями дополнительного
образования.
Это огромный труд и особые способности и умения - прежде всего, умение наблюдать и
видеть воспитательную проблему;
уметь находить и ставить перед учащимися реальные воспитательные задачи в
понятной для детей форме;
быть способным к выполнению функций координатора и партнёра в коллективных
делах;
уметь быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти
собственное решение;
уметь стимулировать предложения по улучшению работы класса и выдвижению
новых, оригинальных идей;
внимательно следить за динамикой детских интересов;
уметь увлечь учащихся идеей, сделав её идеей самих детей.
Только увлеченный, творческий, неравнодушный учитель в кропотливой, совместной
работе с родителями, социальными партнерами может сформировать духовного и
высоконравственного гражданина нашего общества, что и является решением той задачи,
которую поставило перед нами государство.