Автор: Ефимова Оксана Анатольевна
Должность: преподаватель истории
Учебное заведение: ФГКОУ УГСВУ МО РФ
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Метапредметные задания по истории для 5 класса"
Раздел: среднее образование
Метапредметные задания по истории (5 класс)
Задание1
Прочитайте текст и выполните задания к нему.
Богатыри
Есть такая сказка. Как выходили на берег из моря тридцать три богатыря... А сейчас не сказку
услышишь. Расскажу, что вправду было.
Захватили фашисты один город наш на морском берегу. Прорвались они в этот город с суши.
А с моря к нему не подступишься: острые камни у берега — разобьет волна корабль.
«Нет таких смельчаков на свете, чтобы с моря к нам сюда явились! — решили фашисты. —
Ни в одной сказке еще таких богатырей не придумали!»
В сказке не придумали, а в Советской армии есть такие богатыри. И не тридцать три их, а в
тридцать тысяч раз больше! Морская пехота.
Ранним утром появился на море советский корабль. Близко к берегу подходить не стал. Но
спустили с корабля шлюпки-лодки. Сели на шлюпки наши бойцы и тихо поплыли к берегу.
Прошли лодки между камнями, стали пробираться между минами. А дальше уже и лодке ходу
нет. Прыгнули бойцы в холодные волны. Вода по грудь. Руки над головой, чтобы не попала
соленая вода на оружие. Граната в одной руке, винтовка — в другой. Зашатала наших бойцов
морская волна. Загремели фашистские пушки. Но устояли наши богатыри. Сквозь огонь прошли
— не дрогнули. Через волны пробились — и ружей не замочили. Вылезли на берег, кинулись к
городу. А на подмогу им наши самолеты прилетели. Не пришлось в то утро фашистам выспаться.
Выгнали их из города. И подняли богатыри над городом красный флаг.
Ответь на вопросы
1.
В рассказе говорится о действиях бойцов:
1) парашютно-десантных войск
2) воздушно-десантных войск
3) морской пехоты
4) военно-воздушных войск
2.
1) Запиши, события какой войны описаны в рассказе.
________________________________________________________
2) Запиши какой элемент рассказа позволил тебе понять, о какой войне идет речь?
________________________________________________________
________________________________________________________
3) Напиши годы этой войны.
_________________________________________________________
3.
Объясни, почему для освобождения города невозможно было использовать
корабли?
4.
В курсе истории древнего мира ты узнал, как героически сражались на море
древние греки против врага, который хотел поработить их Родину.
2
1
3
Страна, с которой вела войны Древняя Греция, обозначена на карте цифрой (запиши
цифру)______
5.
По легенде греческий воин пробежал от места битвы, где греки разбили войска
завоевателей, до Афин, чтобы сообщить радостную весть "Радуйтесь, мы победили!"
Запиши, какое название носит в современной легкой атлетике бег на дистанцию,
примерно равную расстоянию от места битвы до Афин
___________________________________________________________
6.
Замени цифры буквами согласно алфавитному порядку.
17
18
10
5
10
10
3
16
9
30
14
1) Запиши получившуюся фразу
___________________________________________________________
2) Напиши имя царя, который дал этот ответ на предложение персов сложить
оружие.______________________________________________________________
3) Сколько лет назад произошла битва, в которой в неравном бою героически погиб этот царь и,
согласно легенде, 300 его воинов?
7. На каком рисунке изображен греческий военный корабль? Обведи правильный ответ.
1) 2)
2) Объясни свой выбор_________________________________________
___________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
8.Какой греческий город встал во главе морского союза, объединившего греческие полисы
для борьбы с врагом:
1)
Микены
2)
Афины
3)
Коринф
4)
Платеи
9.На каком рисунке изображен покровитель/покровительница города, вставшего во главе
морского союза, объединившего греческие полисы для борьбы с врагом? Обведи правильный
ответ
1)
2)
3)
4)
10.Древнегреческий поэт Эсхил писал:
«Был громкий крик: «Вперед, сыны Эллады!
Спасайте Родину, спасайте жен,
Детей своих, богов отцовских храмы,
Гробницы предков: бой теперь - за все!»
Выпиши из отрывка два слова, которые, на твой взгляд, были главными и для
древнегреческих воинов, и для богатырей Советской армии_____
_____________________________________________________________________________
Критерии оценивания и правильный ответ:
№ задания
правильный ответ
1
1 балл - выбран ответ «3» - морской пехоты.
0 баллов – остальные варианты ответов
2
3 балла –правильно выполнены 3 части задания:
1). О Великой Отечественной войне.
2). В этой войне наша страна воевала с фашистами. О них речь идет в
рассказе.
3). 1941-1945 гг.
2 балла - правильно выполнены 2 части задания.
1 балл - правильно выполнена 1 часть задания.
0 баллов – задания не выполнены или выполнены неправильно
3
1 балл –корабль разобьется об острые камни у берега.
0 баллов – остальные варианты ответов
4
1 балл –«3».
0 баллов – остальные варианты ответов.
5
1 балл – марафонский бег
0 баллов – другие варианты ответов
6
3 балла –правильно выполнены 3 части задания:
1). Приди и возьми
2). Леонид
3). 480 +2016=2496 лет назад
2 балла - правильно выполнены 2 части задания.
1 балл - правильно выполнена 1 часть задания.
0 баллов – задания не выполнены или выполнены неправильно
7
2 балла - 1) выбран ответ «1»,
2) дано объяснение: у военного корабля острый нос для тарана, больше
весел для скорости.
1 балл - правильно выполнена 1 часть задания.
0 баллов – задания не выполнены или выполнены неправильно
8
1 балл - выбран ответ «2» - Афины
0 баллов – остальные варианты ответов
9
1 балл - выбран ответ «3»
0 баллов – остальные варианты ответов
10
1 балл - «Спасайте Родину»
0 баллов – другие варианты ответов
Задание 2
Прочитайте текст о Троянской войне.
Подчеркните в тексте одной чертой причину Троянской
войны. Двумя чертами – следствие Троянской войны.
Микенские цари пытались распространить свою власть не только на земли Южной Греции, но и
на побережье Малой Азии. Здесь их главным соперником стало Троянское царство. Против него
около 1200 года до н.э. царь Микен организовал военный поход, к которому присоединились и
другие греческие государства. Греки осадили столицу царства - город Трою. Осада длилась
много лет, но в конце концов город был захвачен и разрушен.
Задание 3
Прочитайте документ. Предложений в тексте 9. Заданий к документу - 5. Ответом на задание
будет номер (а) предложения (й).
Из истории древних библиотек.
1.Однажды египетский царь Птолемей попросил у афинян рукописи знаменитых писателей,
желая снять с них копии.2. Боясь за судьбу рукописей Эсхила и Софокла, афиняне потребовали
за них огромный залог (около 500 кг серебра). 3.Птолемей дал этот залог, взамен получил
рукописи и передал их …нет, не писцам для переписки, а на вечное хранение в
Александрийскую библиотеку.
4.Царь предпочел потерять свое серебро, прослыть обманщиком, но сохранить у себя
драгоценные рукописи.5. Наряду с библиотекой в Александрии становилась все более известной
библиотека в городе Пергаме. (Малая Азия). 6. Царь Египта, завидовавший ее растущей славе,
запретил вывоз папируса в Пергам. 7.Тогда во втором веке до н.э. в Пергаме наладили
производство тонко выделанной кожи молодых животных, предназначенной для письма.8. Этот
писчий материал впоследствии получил название пергамент. 9. Он получил распространение в
разных странах и со временем заменил папирус.
Укажите номер (а) предложения (й) в которых:
1.
указана причина запрета египетского царя на вывоз папируса в Пергам.
2.
указаны последствия запрета египетского царя на вывоз папируса в Пергам
3.
указано на причину обращения царя Птолемея к афинянам.
4.
указано на условия получения египтянами рукописей афинских писателей.
5.
указаны последствия для царя Птолемея ради обладания рукописями афинских писателей
Ответы:
Номер задания
Правильный ответ
№1
6
№2
7,8,9
№3
1
№4
2
№5
4
Задание 4
Прочитайте документ. Предложений в тексте 10. Заданий к документу - 7. Ответом на задание
будет номер (а) предложения (й).
Нерон и Сенека
1.Знаменитый ученый Сенека сочувствовал рабам. 2.Он утверждал, что «в душе раба заложены
те же начала гордости, чести, мужества, великодушия, которые дарованы и остальным
человеческим существам».3. Сенека учил, что люди должны быть милосердны, проявлять
стойкость во всех бедствиях. 4.Некогда Сенека был воспитателем юного Нерона, но уроки
ученого не пошли императору впрок. 5.Почувствовав вкус неограниченной власти над людьми,
Нерон перестал считаться со своим учителем. 6.Сенека не появлялся более во дворце и вернул
императору полученные от него когда-то подарки. 7.Нерон обвинил Сенеку в участии в заговоре
на свою жизнь и приказал ученому покончить с собой. 8.Сенека спокойно попрощался с
близкими друзьями и друзьями ,призывая не проливать о нем слез.9. « Кто не знает
кровожадности Нерона,- воскликнул он,- после стольких убийств ему только и остается
умертвить воспитателя и наставника!» 10.Сенека выполнил приказ Нерона, вскрыв себе вены.
Укажите номер (а) предложения(й) в которых:
1.указаны взгляды Нерона на природу раба
2. отражены поучения Сенеки людям
3. поучения Сенеки подтверждены его личными действиями
4.отражена причина произошедших с Нероном изменений, по мнению Сенеки
5.указана причина расправы с Сенекой
6.указан способ ухода Сенеки из жизни
7.указаны последствия гнева Нерона на Сенеку
Ответы:
Номер задания
Правильный ответ
№1
2
№2
3
№3
8
№4
5
№5
7
№6
10
№ 7
6,10