Автор: Елена Ивановна Витликова
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МОУ "СОШ № 8"
Населённый пункт: город Магнитогорск
Наименование материала: тематическое планирование
Тема: элективный курс
Раздел: среднее образование
Приложение № ______
к основной образовательной программе
среднего общего образования
МОУ «СОШ № 8» г. Магнитогорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Прикладная физика»
10-11 классы
(в соответствии с Федеральным государственным образовательным стан-
дартом среднего общего образования)
Составитель: учитель физики Витликова Е.И.
г. Магнитогорск
Оглавление
Пояснительная записка………………………………………………………………………….3
1.
Планируемые результаты освоения элективного курса…………………………...….3
2.
Содержание элективного курса………………………………...……………………...12
10 класс …………………………………………………………………………………12
11 класс………………………………………………………………………………….12
Национально-региональные этнокультурные особенности (НРЭО)………………..13
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы………………………………………………………………………….…13
4.
Календарно-поурочное планирование элективного курса…………………………15
10 класс …………………………………………………………………………………15
11 класс………………………………………………………………………………….16
2
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Прикладная физика» для 10- 11 классов
взята из Модельной региональной основной образовательной программы среднего общего
образования, которая составлена на основе программы авторского курса Резникова З.М.,
опубликованного в учебном пособии Прикладная физика: Учебное пособие для учащихся
по факультативному курсу: 10 кл. / З.М.Резников. – М. : Просвещение, 2010.
Курс направлен на изучение физических основ ведущих отраслей техники и техно-
логии: энергетики, машиностроения, контрольно-измерительной техники и устройств, регу-
лирующих технологические процессы (элементы автоматики, электроники), транспорта (ав-
томобильного, железнодорожного, воздушного, водного, трубопроводного), связи (теле-
фон, радио, телевидение), механических, электрических способов обработки материалов,
обработки и изготовления материалов с помощью давления, различного рода излучений и
др., военной техники. Объектами изучения данного курса являются: физические системы
различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования; физические,
инженерно-физические, биофизические, химико-физические, медикофизические, природо-
охранительные технологии.
Рабочая программа элективного курса «Прикладная физика» разработана с учётом
национальных, региональных и этнокультурных особенностей (далее - НРЭО), которые от-
ражены в разделе: «Национально-региональные этнокультурные особенности (НРЭО)».
Темы НРЭО в рабочей программе разработаны на основе Модельной региональной
основной образовательной программы среднего общего образования.
1.
Планируемые результаты освоения элективного курса
В соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования изучение курса
«Прикладная физика» обеспечивает:
удовлетворение индивидуальных запросов обучающихся;
развитие личности обучающихся, их познавательных интересов, интеллектуальной и
ценностно-смысловой сферы;
развитие навыков самообразования и самопроектирования;
углубление, расширение и систематизацию знаний в выбранной области научного
знания или вида деятельности;
совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной дея-
тельности, профессионального самоопределения обучающихся.
1.1. Личностные планируемые результаты
№
п/п
УУД
Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов
10 класс
11 класс
1
Самоопреде-
ление
(лич-
ностное, жиз-
ненное,
про-
фессиональ-
ное)
1.1. Сформированность российской гра-
жданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству и своему народу,
чувства гордости за свой край, свою Ро-
дину
1.1.
Сформированность
российской
гражданской идентичности, патрио-
тизма, уважения к своему народу, чув-
ства ответственности перед Родиной,
гордости за свой край, свою Родину,
прошлое и настоящее многонациональ-
ного народа России, сформированность
уважения государственных символов
(герб, флаг, гимн)
1.3. Сформированность самоуважения и
«здоровой» «Я-концепции»
1.3. Обладание чувством собственного
достоинства
1.5.
Осознание
важности
служения
Отечеству, его защиты
1.5. Готовность к служению Отече-
ству, его защите
1.6. Проектирование собственных жиз-
ненных планов в отношении к дальней-
шей профессиональной деятельности с
учетом собственных возможностей, и
особенностей рынка труда и потребно-
стей региона
1.6.
Сформированность
осознанного
выбора будущей профессии, в том чис-
ле с учетом потребностей региона, и
возможностей реализации собствен-
ных жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности как
возможности участия в решении лич-
ных, общественных, государственных,
общенациональных проблем
1.7.
Сформированность
целостного
мировоззрения,
соответствующего
современному уровню развития науки и
общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духов-
ное многообразие современного мира
1.7. Сформированность мировоззрения,
соответствующего современному уров-
ню развития науки и общественной
практики,
основанного
на
диалоге
культур, а также различных форм об-
щественного сознания, осознание свое-
го места в поликультурном мире
2
Смыслооб-
разование
2.1. Сформированность устойчивых ори-
ентиров на саморазвитие и самовоспи-
тание в соответствии с общечеловече-
скими жизненными ценностями и идеа-
лами
2.1. Сформированность основ самораз-
вития и самовоспитания в соответ-
ствии с общечеловеческими ценностя-
ми и идеалами гражданского общества
2.2. Сформированность самостоятель-
ности в учебной, проектной и других ви-
дах деятельности
2.2. Готовность и способность к само-
стоятельной,
творческой
и
ответ-
ственной деятельности
2.3. Сформированность умений сотруд-
ничества
со
сверстниками,
детьми
младшего возраста, взрослыми в образо-
вательной,
общественно
полезной,
учебно-исследовательской, проектной и
других видах деятельности
2.3. Сформированность навыков со-
трудничества
со
сверстниками,
детьми младшего возраста, взрослыми
в образовательной, общественно полез-
ной,
учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельно-
сти
2.4. Способность вести диалог с другими
людьми, достигать в нем взаимопонима-
ния, находить общие цели и сотрудни-
чать для их достижения
2.4. Сформированность толерантного
сознания и поведения в поликультурном
мире, готовность и способность вести
диалог с другими людьми, достигать в
нем взаимопонимания, находить общие
цели и сотрудничать для их достиже-
ния
2.8. Способность к самообразованию и
организации самообразовательной дея-
тельности для достижения образова-
тельных результатов
2.8. Готовность и способность к об-
разованию, в том числе самообразова-
нию, на протяжении всей жизни
2.9. Понимание необходимости непре-
рывного образования в изменяющемся
мире, в том числе в сфере профессио-
нальной деятельности
2.9. Сформированность сознательного
отношения к непрерывному образова-
нию как условию успешной профессио-
нальной и общественной деятельности
3
Нравственно-
этическая
ориентация
3.2. Сформированность современной эко-
логической культуры, понимания влияния
социально-экономических процессов на
3.2. Сформированность экологического
мышления, понимания влияния соци-
ально-экономических процессов на со-
4
№
п/п
УУД
Личностные результаты обучающихся 10 и 11 классов
10 класс
11 класс
состояние природной среды
стояние природной и социальной сре-
ды;
приобретение
опыта
эколого-
направленной деятельности
3.4. Сформированность эстетического
отношения к продуктам, как собствен-
ной, так и других людей, учебно-исследо-
вательской, проектной и иных видов дея-
тельности
3.4. Сформированность эстетического
отношения к миру, включая эстетику
быта, научного и технического творче-
ства, спорта, общественных отноше-
ний
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные
учебные действия
Метапредметные планируемые результаты
Типовые задачи формирования УУД
(метапредметные технологии)
Регулятивные универсальные учебные действия
Р
1
Целеполагание
Р
1.1
Самостоятельно определять цели деятель-
ности, задавать параметры и критерии, по ко-
торым можно определить, что цель достигну-
та;
Р
1.2
Ставить и формулировать собственные за-
дачи в образовательной деятельности и жиз-
ненных ситуациях
Учебно-познавательные и учебно-прак-
тические задачи «Самостоятельное при-
обретение, перенос и интеграция знаний»,
«Самоорганизация и саморегуляция»
Постановка и решение учебных задач, в
том числе технология «перевернутый
класс»
Кейс-метод
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
Р
2
Планирование
Р
2.1
Выбирать путь достижения цели, планиро-
вать решение поставленных задач, оптимизи-
руя материальные и нематериальные затраты
Р
2.2
Самостоятельно составлять планы деятель-
ности
Р
2.3
Использовать все возможные ресурсы для
достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности
Р
2.4
Выбирать успешные стратегии в различ-
ных ситуациях
Постановка и решение учебных задач, в
том числе технология «перевернутый
класс»
Кейс-метод
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
Р
3
Прогнозирование
Р
3.1
Оценивать ресурсы, в том числе время и
другие нематериальные ресурсы, необходи-
мые для достижения поставленной цели
Р
3.2
Организовывать эффективный поиск ре-
сурсов, необходимых для достижения постав-
ленной цели
Р
3.3
Оценивать возможные последствия дости-
жения поставленной цели в деятельности, соб-
ственной жизни и жизни окружающих людей,
основываясь на соображениях этики и морали
Кейс-метод
Технология формирующего оценива-
ния (прием «прогностическая самоо-
ценка»)
Учебно-познавательные и учебно-прак-
тические задачи «Самостоятельное при-
обретение, перенос и интеграция знаний»
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
Р
4
Контроль и кор-
рекция
Р
4.1
Самостоятельно осуществлять, контроли-
ровать и корректировать деятельность
Технология формирующего оценива-
ния
Поэтапное формирование умственных
действий
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
Р
5
Оценка
Р
5.1
Сопоставлять полученный результат дея-
тельности с поставленной заранее целью
Технология формирующего оценива-
ния
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
Р
6
Познавательная
Р
6.1
Владеть навыками познавательной рефлек-
Учебно-познавательные и учебно-прак-
5
Универсальные
учебные действия
Метапредметные планируемые результаты
Типовые задачи формирования УУД
(метапредметные технологии)
рефлексия
сии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и
оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их до-
стижения
тические задачи «Рефлексия»
Постановка и решение учебных задач
Технология формирующего оценива-
ния
Р
7
Принятие реше-
ний
Р
7.1
Самостоятельно оценивать и принимать
решения, определяющие стратегию поведения,
с учетом гражданских и нравственных ценно-
стей
Кейс-метод
Учебно-познавательная и учебно-прак-
тические задача «Разрешение проблем /
проблемных ситуаций», «Ценностно-
смысловые установки»
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
Познавательные универсальные учебные действия
П
8
Познавательные
компетенции, вклю-
чающие навыки
учебно-исследова-
тельской и проект-
ной деятельности
П
8.1
Искать и находить обобщенные способы
решения задач
П
8.2
Владеть навыками разрешения проблем
П
8.3
Осуществлять самостоятельный поиск ме-
тодов решения практических задач, применять
различные методы познания
П
8.4
Решать задачи, находящиеся на стыке
нескольких учебных дисциплин
П
8.5
Использовать основной алгоритм исследо-
вания при решении своих учебно-познаватель-
ных задач
П
8.6
Использовать основные принципы проект-
ной деятельности при решении своих учебно-
познавательных задач и задач, возникающих в
культурной и социальной жизни
П
8.7
Выстраивать индивидуальную образова-
тельную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные
ограничения
П
8.8
Менять и удерживать разные позиции в
познавательной деятельности
П
8.9
Проявлять способность к инновационной,
аналитической, творческой, интеллектуальной
деятельности, в том числе учебно-исследова-
тельской и проектной деятельности
П
8.10
Самостоятельно применять приобретен-
ные знания и способы действий при решении
различных задач, используя знания одного или
нескольких учебных предметов или предмет-
ных областей, в том числе в учебно-исследова-
тельской и проектной деятельности
П
8.11
Владеть навыками учебно-исследователь-
ской и проектной деятельности, а именно:
П
8.11.1
ставить цели и/или формулировать гипо-
тезу исследования, исходя из культурной нор-
мы и сообразуясь с представлениями об об-
щем благе;
П
8.11.2
оценивать ресурсы, в том числе и нема-
териальные (такие, как время), необходимые
для достижения поставленной цели;
П
8.11.3
планировать работу;
П
8.11.4
осуществлять отбор и интерпретацию
необходимой информации;
П
8.11.5
самостоятельно и совместно с другими
авторами разрабатывать систему параметров и
критериев оценки эффективности и продук-
тивности реализации проекта или исследова-
ния на каждом этапе реализации и по заверше-
Постановка и решение учебных задач, в
том числе технология «перевернутый
класс»
Технология формирующего оценива-
ния
Учебные задания, выполнение которых
требует применения логических уни-
версальных действий
Кейс-метод
Учебно-познавательные и учебно-прак-
тические задачи «Самостоятельное при-
обретение, перенос и интеграция знаний»
Межпредметные интегративные погру-
жения
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
6
Универсальные
учебные действия
Метапредметные планируемые результаты
Типовые задачи формирования УУД
(метапредметные технологии)
нии работы;
П
8.11.6
структурировать и аргументировать ре-
зультаты исследования на основе собранных
данных;
П
8.11.7
использовать элементы математического
моделирования при решении исследователь-
ских задач;
П
8.11.8
использовать элементы математического
анализа для интерпретации результатов, полу-
ченных в ходе учебно-исследовательской ра-
боты
П
8.11.9
осуществлять презентацию результатов;
П
8.11.10
адекватно оценивать риски реализации
проекта и проведения исследования и преду-
сматривать пути минимизации этих рисков;
П
8.11.11
адекватно оценивать последствия реали-
зации своего проекта (изменения, которые он
повлечет в жизни других людей, сообществ);
П
8.11.12
адекватно оценивать дальнейшее разви-
тие своего проекта или исследования, видеть
возможные варианты применения результатов
П
8.11.13
восстанавливать контексты и пути раз-
вития того или иного вида научной деятельно-
сти, определяя место своего исследования или
проекта в общем культурном пространстве;
П
8.11.14
отслеживать и принимать во внимание
тренды и тенденции развития различных ви-
дов деятельности, в том числе научных, учи-
тывать их при постановке собственных целей;
П
8.11.15
находить различные источники матери-
альных и нематериальных ресурсов, предо-
ставляющих средства для проведения исследо-
ваний и реализации проектов в различных об-
ластях деятельности человека;
П
8.11.16
вступать в коммуникацию с держателя-
ми различных типов ресурсов, точно и объек-
тивно презентуя свой проект или возможные
результаты исследования, с целью обеспече-
ния продуктивного взаимовыгодного сотруд-
ничества
П
9
Работа с инфор-
мацией
П
9.1
Осуществлять развернутый информацион-
ный поиск и ставить на его основе новые
(учебные и познавательные) задач
П
9.2
Критически оценивать и интерпретиро-
вать информацию с разных позиций, распозна-
вать и фиксировать противоречия в информа-
ционных источниках
П
9.3
Выходить за рамки учебного предмета и
осуществлять целенаправленный поиск воз-
можностей для широкого переноса средств и
способов действия
П
9.4
Осуществлять самостоятельную информа-
ционно-познавательную деятельность
П
9.5
Владеть навыками получения необходи-
мой информации из словарей разных типов
П
9.6
Уметь ориентироваться в различных ис-
точниках информации
Стратегии смыслового чтения, в том
числе постановка вопросов, составле-
ние планов, сводных таблиц, граф-
схем, тезирование, комментирование
Кейс-метод
Учебно-познавательные и учебно-прак-
тические задачи «Самостоятельное при-
обретение, перенос и интеграция знаний»
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
П
10
Моделирование
П
10.1
Использовать различные модельно-схема-
тические средства для представления суще-
ственных связей и отношений, а также проти-
воречий, выявленных в информационных ис-
точниках
Постановка и решение учебных задач,
включающая представление новых по-
нятий и способов действий в виде мо-
дели
Поэтапное формирование умственных
действий
7
Универсальные
учебные действия
Метапредметные планируемые результаты
Типовые задачи формирования УУД
(метапредметные технологии)
Метод ментальных карт
Стратегии смыслового чтения, в том
числе постановка граф-схем
П
11
ИКТ-компетент-
ность
П
11.1
Использовать средства информационных
и коммуникационных технологий (далее –
ИКТ) в решении когнитивных, коммуникатив-
ных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасно-
сти, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной без-
опасности
Смешанное обучение, в том числе сме-
на рабочих зон
Учебно-познавательные и учебно-прак-
тические задачи «ИКТ-компетентность»
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
Коммуникативные универсальные учебные действия
К
12
Сотрудничество
К
12.1
Осуществлять деловую коммуникацию
как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за
ее пределами), подбирать партнеров для дело-
вой коммуникации исходя из соображений ре-
зультативности взаимодействия, а не личных
симпатий
К
12.2
Учитывать позиции других участников де-
ятельности
К
12.3
Находить и приводить критические аргу-
менты в отношении действий и суждений дру-
гого
К
12.4
Спокойно и разумно относиться к крити-
ческим замечаниям в отношении собственного
суждения, рассматривать их как ресурс соб-
ственного развития
К
12.5
При осуществлении групповой работы
быть как руководителем, так и членом ко-
манды в разных ролях (генератор идей, кри-
тик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.)
К
12.6
Координировать и выполнять работу в
условиях реального, виртуального и комбини-
рованного взаимодействия
К
12.7
Распознавать конфликтогенные ситуации
и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образователь-
ную коммуникацию, избегая личностных оце-
ночных суждений
К
12.8
Умение продуктивно общаться и взаимо-
действовать в процессе совместной деятельно-
сти
Постановка и решение учебных задач
Кейс-метод
Смена рабочих зон
Дискуссия
Дебаты
Групповые проекты
Учебно-познавательные и учебно-прак-
тические задачи «Сотрудничество»
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
К
13
Коммуникация
К
13.1
Развернуто, логично и точно излагать
свою точку зрения с использованием адекват-
ных (устных и письменных) языковых средств
Постановка и решение учебных задач, в
том числе технология «перевернутый
класс»
Учебно-познавательные и учебно-прак-
тические задачи «Коммуникация»
Групповые и индивидуальное проекти-
рование
Учебно-исследовательская деятель-
ность
1.3. Предметные планируемые результаты
В разделе «Механика»
Обучающийся научится
8
использовать информацию физического содержания при решении учебных, практи-
ческих, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных ис-
точников и критически ее оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,
моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя
на примерах их роль и место в научном познании;
проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измери-
тельные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений,
получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по за-
данным формулам;
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих
данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки вы-
двинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические
законы с учетом границ их применимости;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физи-
ческих и межпредметных задач;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с
избыточной информацией;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств (в том числе используемых на промышленных предприятиях
Челябинской области
1
);
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устрой-
ствами в быту и на предприятиях Челябинской области, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия реше-
ний в повседневной жизни (в том числе на примере Челябинской области).
Обучающийся получит возможность научиться
1
Полужирный курсив выделяет предметные результаты или дидактические единицы, которые отражают
национальные или региональные особенности Челябинской области.
9
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее приме-
нимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирова-
ния особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных тео-
ретических выводов и доказательств;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерно-
стей и законов;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энерге-
тические, сырьевые, экологические проблемы Челябинской области, и роль физики в ре-
шении этих проблем;
формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследователь-
ской и проектной деятельности;
усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной
задачей;
использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие ста-
тистические методы для обработки результатов эксперимента;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
В разделе «Электродинамика»
Обучающийся научится
использовать информацию физического содержания при решении учебных, практи-
ческих, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных ис-
точников и критически ее оценивая;
различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы
научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы,
моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя
на примерах их роль и место в научном познании;
проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измери-
тельные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений,
получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по за-
данным формулам;
проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить
измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих
данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;
10
самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки вы-
двинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;
самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические
величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;
использовать для описания характера протекания физических процессов физические
законы с учетом границ их применимости;
учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физи-
ческих и межпредметных задач;
решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с
опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с
избыточной информацией;
объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и
технических устройств (в том числе используемых на промышленных предприятиях
Челябинской области);
использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устрой-
ствами в быту и на предприятиях Челябинской области, для сохранения здоровья и
соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия реше-
ний в повседневной жизни (в том числе на примере Челябинской области).
Обучающийся получит возможность научиться
понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее приме-
нимости и место в ряду других физических теорий;
владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирова-
ния особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных тео-
ретических выводов и доказательств;
выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерно-
стей и законов;
характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энерге-
тические, сырьевые, экологические проблемы Челябинской области, и роль физики в ре-
шении этих проблем;
формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследователь-
ской и проектной деятельности;
усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной
задачей;
11
использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие ста-
тистические методы для обработки результатов эксперимента;
объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач,
находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как
на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.
2.
Содержание элективного курса
10 класс
Механика
Пространство, время, система отсчета. Кинематика точки. Кинематика твердого тела.
Инерциальные системы отсчета. Уравнения движения частицы.
Общие законы динамики системы. Динамика твердого тела.
Механические колебания.
Кинематика жидкости. Динамика жидкости.
Применение простых закономерностей механического движения в элементах автомати-
ки.
Перечень практических работ
1.
Практическая работа «Изучение закона сложения сил, направленных под углом
друг к другу».
2.
Практическая работа «Определение центра масс системы».
3.
Практическая работа «Изучение вращения твердого тела вокруг фиксированной
оси».
11 класс
Электродинамика
Электромагнитное взаимодействие. Уравнения поля.
Общие свойства электростатического поля. Электрическое поле в веществе. Поле, со-
здаваемое тонким стержнем. Поле, создаваемое тонким заряженным диском. Поле, созда-
ваемое поляризованным диэлектриком. Поле системы проводников. Использование про-
водников, полупроводников в элементах автоматических устройств. Использование свойств
электрического конденсатора в элементах автоматических устройств. Сила, действующая
на заряженное тело. Движение заряженной частицы в электростатическом поле.
Поле, создаваемое проводником с током. Сила, действующая на ток в магнитном поле.
Вещество в магнитном поле.
Магнитное действие электрического тока и магнитные свой-
ства вещества в элементах автоматики.
Электромагнитная индукция. Самоиндукция. Энергия магнитного поля. Закон Ома. За-
рядка и разрядка конденсатора. Колебательный контур.
12
Свободное электромагнитное поле. Электромагнитные волны.
Перечень практических работ
1.
Практическая работа «Определение эквипотенциальных поверхностей и линий
напряженности электростатического поля».
2.
Практическая работа «Изучение закона Ома для цепи переменного тока».
3.
Практическая работа «Измерение индуктивного сопротивления и индуктивности ка-
тушки в цепи переменного тока».
Национально-региональные этнокультурные особенности (НРЭО)
10 класс
1.
Кейс «Автомобильное движение на улицах г. Магнитогорска»
2.
Кейс «Разработка ракетно-космической техники Государственным ракетным цен-
тром имени академика В.П. Макеева»
3.
Кейс «Проблемы водоснабжения и водоотведения на территории Челябинской об-
ласти»
4.
Кейс «Транспортировка веществ по трубопроводу на территории Челябинской об-
ласти
11 класс
1.
Кейс «Производство индукционного оборудования в Челябинской области»
2.
Кейс «Вред и польза явления самоиндукции на предприятиях Челябинской области»
3.
Кейс «Производство переменного тока на территории Челябинской области»
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводи-
мых на освоение каждой темы
10 класс (34 учебные недели)
1 час в неделю, 34 часа в год
Расхождение часов в авторской и рабочей программах обусловлено количеством ча-
сов в календарном планировании (у автора запланировано 35 часов за год в 10 классе и 35
часов за год в 11 классе, по календарному учебному графику МОУ «СОШ № 8» г. Магни-
тогорска - 34 часа в 10 классе и 33 часа за год в 11 классе.
№ раз-
дела
Название раз-
дела
Количество ча-
сов по рабочей
Формы контроля
Темы НРЭО
13
программе
1
Механика
34
ДР№1 Входная диагностическая ра-
бота
КР№1 Контрольная работа «Кине-
матика твердого тела»
ПР №1. Практическая работа «Изу-
чение закона сложения сил, направ-
ленных под углом друг к другу»
Контрольная работа «Динамика ча-
стицы»
ПР № 2. Практическая работа
«Определение центра масс систе-
мы».
ПР № 3. Практическая работа «Из-
мерение индуктивного сопротивле-
ния и индуктивности катушки в
цепи переменного тока»
КР № 2. Контрольная работа «Дина-
мика системы»
КР № 3. Контрольная работа «Эле-
менты механики сплошной среды»
ДР№2 Итоговая диагностическая ра-
бота
Кейс «Автомобильное
движение на улицах г.
Магнитогорска»
Кейс «Разработка ра-
кетно-космической тех-
ники Государственным
ракетным центром имени
академика В.П. Макеева»
Кейс «Проблемы водо-
снабжения и водоотве-
дения на территории
Челябинской области»
Кейс «Транспортировка
веществ по трубопрово-
ду на территории Челя-
бинской области»
Итого
34
11 класс (33 учебные недели)
1 час в неделю, 33 часа в год
№ раз-
дела
Название разде-
ла
Количество
часов по ра-
бочей про-
грамме
Формы контроля
Темы НРЭО
1
Электродинами-
ка
33
ДР№1 Входная диагностическая работа
ПР №1. Практическая работа «Опреде-
ление эквипотенциальных поверхно-
стей и линий напряженности электро-
статического поля».
КР № 1. Контрольная работа «Электро-
магнитное взаимодействие. Уравнение
поля»
КР № 2. Контрольная работа «Стацио-
нарное магнитное поле»
КР№3. Контрольная работа «Закон
Ома. Основные уравнения»
ПР №2. Практическая работа «Изуче-
ние закона Ома для цепи переменного
тока»
ПР № 3. Практическая работа «Измере-
ние индуктивного сопротивления и ин-
дуктивности катушки в цепи перемен-
ного тока»
ДР№2 Итоговая диагностическая рабо-
та
Кейс «Производство
индукционного обору-
дования в Челябинской
области»
Кейс «Вред и польза
явления самоиндукции
на предприятиях Челя-
бинской области»
Кейс «Производство
переменного тока на
территории Челя-
бинской области»
Итого
33
4.
Календарно-поурочное планирование элективного курса
14
10 класс
1 час в неделю, 34 часа в год
№
уро-
ка
Дата прове-
дения урока
Тема и содержание, НРЭО.
Примечание,
коррекция
план
факт
Механика (34 часа)
1
Пространство, время, система отсчета. НРЭО.
Кейс «Автомобильное движение на улицах
г. Челябинска»
2
Перемещение, траектория точки. ДР№1 Вход-
ная диагностическая работа
3
Скорость. НРЭО. Кейс «Автомобильное дви-
жение на улицах г. Челябинска»
4
Ускорение.
НРЭО. Кейс «Автомобильное
движение на улицах г. Челябинска»
5
Нормальное и тангенциальное ускорение
6
Нахождение положения точки по известной
скорости при движении вдоль заданной кри-
вой. НРЭО. Кейс «Автомобильное движение
на улицах г. Челябинска»
7
Преобразование системы отсчета
8
Скорость
точек
твердого
тела.
КР№1
Контрольная работа «Кинематика твердого
тела»
9
Инерциальные системы отсчета
10
Импульс
11
Законы Ньютона. ПР №1. Практическая ра-
бота
«Изучение
закона
сложения
сил,
направленных под углом друг к другу»
12
Принцип относительности
13
Работа и энергия
14
Движение частицы в потенциальном поле сил
15
Частица в гравитационном поле
16
Неинерциальные системы отсчета
17
Частица в центрально – симметричном поле.
Момент импульса.
18
Импульс системы. Изменение импульса со вре-
менем
19
Центр масс системы. Движение центра масс.
ПР № 2. Практическая работа «Определение
центра масс системы».
20
Энергия системы. Изменение энергии со вре-
менем
21
Момент импульса системы
22
Законы сохранения. НРЭО. Кейс «Разработка
ракетно-космической
техники
Государ-
ственным ракетным центром имени акаде-
мика В.П. Макеева»
23
Общие законы динамики твердого тела.
НРЭО. Кейс «Разработка ракетно-космиче-
ской техники Государственным ракетным
15
№
уро-
ка
Дата прове-
дения урока
Тема и содержание, НРЭО.
Примечание,
коррекция
план
факт
центром имени академика В.П. Макеева»
24
Момент импульса твердого тела. НРЭО. Кейс
«Разработка ракетно-космической техники
Государственным ракетным центром имени
академика В.П. Макеева»
25
Свободное движение твердого тела
26
Кинетическая энергия твердого тела
27
Вращение твердого тела вокруг фиксирован-
ной оси. ПР № 3. Практическая работа «Из-
мерение индуктивного сопротивления и ин-
дуктивности катушки в цепи переменного
тока»
28
Плоское движение твердого тела. КР № 2.
Контрольная работа «Динамика системы»
29
Гармонические колебания
30
Затухающие колебания
31
Кинематика жидкости. НРЭО. Кейс «Пробле-
мы водоснабжения и водоотведения на тер-
ритории Челябинской области»
32
Динамика жидкости. НРЭО. Кейс «Транспор-
тировка веществ по трубопроводу на тер-
ритории Челябинской области».
КР № 3. Контрольная работа «Элементы
механики сплошной среды»
33
Применение простых закономерностей механи-
ческого движения в элементах автоматики
34
Применение простых закономерностей механи-
ческого движения в элементах автоматики.
ДР№2. Итоговая диагностическая работа
Итого: 34 часа
11 класс
1 час в неделю, 33 часа в год
№
уро-
ка
Дата прове-
дения урока
Тема и содержание, НРЭО.
Примечание,
коррекция
план
факт
Электродинамика (33 ч)
1
Виды взаимодействия Электрический заряд.
НРЭО. Кейс «Вред и польза явления элек-
тризации на предприятиях Челябинской об-
ласти». ДР№1. Входная диагностическая
работа
2
Электрическое поле. Принцип суперпозиции.
Плотность заряда. Плотность тока.
3
Сохранение заряда.
16
№
уро-
ка
Дата прове-
дения урока
Тема и содержание, НРЭО.
Примечание,
коррекция
план
факт
4
Сохранение энергии.
5
Потенциал. Вычисление разности потенциалов
для заданного поля.
Эквипотенциальные поверхности. Силовые ли-
нии поля.
6
Энергия электрического поля
7
Проводники в электрическом поле. Диэлектри-
ки
в
электрическом
поле.
НРЭО.
Кейс
«Производство изоляторов на территории
Челябинской области».
8
Использование проводников, полупроводников
в элементах автоматических устройств.
9
Поле, создаваемое тонким стержнем.
10
Поле, создаваемое тонким заряженным дис-
ком.
11
Поле, создаваемое поляризованным диэлектри-
ком. ПР №1. Практическая работа «Опреде-
ление эквипотенциальных поверхностей и
линий напряженности электростатического
поля»
12
Конденсаторы. Емкость. Энергия конденсатора
13
Использование свойств электрического кон-
денсатора
в
элементах
автоматических
устройств.
14
Сила, действующая на заряженное тело
15
Движение заряженной частицы в электростати-
ческом поле. КР № 1. Контрольная работа
«Электромагнитное взаимодействие. Урав-
нение поля»
16
Закон Био - Савара
17
Поле кругового витка с током
18
Поле соленоида
19
Поле прямого проводника
20
Сила, действующая на ток в магнитном поле
21
Магнитный поток
22
Работа по перемещению контура с током в маг-
нитном поле
23
Движение заряженной частицы в магнитном
поле
24
Вещество в магнитном поле. Магнитное дей-
17
№
уро-
ка
Дата прове-
дения урока
Тема и содержание, НРЭО.
Примечание,
коррекция
план
факт
ствие электрического тока и магнитные свой-
ства вещества в элементах автоматики. КР №
2. Контрольная работа «Стационарное маг-
нитное поле»
25
Электромагнитная
индукция.
НРЭО.
Кейс
«Производство индукционного оборудова-
ния в Челябинской области».
26
Возникновение ЭДС при движении или дефор-
мации контура
27
Самоиндукция. НРЭО. Кейс «Вред и польза
явления самоиндукции на предприятиях Че-
лябинской области»
28
Энергия магнитного поля
29
Закон Ома. Основные уравнения.
30
Зарядка и разрядка конденсатора. КР№3.
Контрольная работа «Закон Ома. Основные
уравнения»
31
Создание тока в цепи с индуктивностью. ПР
№2. Практическая работа «Изучение закона
Ома для цепи переменного тока»
32
Колебательный контур. Емкость и индуктив-
ность в цепи переменного тока. НРЭО. Кейс
«Производство переменного тока на терри-
тории Челябинской области». ПР № 3.
Практическая работа «Измерение индуктив-
ного сопротивления и индуктивности ка-
тушки в цепи переменного тока»
33
ДР№2. Итоговая диагностическая работа
Итого: 33 часа
18