Автор: Сорокина Екатерина Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ средней школы №89
Населённый пункт: города Ярославля
Наименование материала: Методическая разработка открытого библиотечного урока для младших школьников
Тема: "Добрый дедушка Корней"
Раздел: среднее образование
Здравствуйте ребята! Сегодня мы собрались на урок, посвящённый 140 - летию со
дня рождения детского поэта Корнея Ивановича Чуковского.
В деревне Переделкино (это под Москвой)
Жил большой человек с доброй душой.
Он был волшебник, чародей
Со странным именем Корней.
Щёточка усов, смеющийся взгляд
Рядом с ним всегда было много ребят.
Поэта ласково Чукошей называли
И наизусть все его сказки знали. (Арчвадзе Ю. Д.)
Без книг К.И. Чуковского невозможно представить наше детство. Ваши мамы и папы,
и даже бабушки и дедушки знакомы с его стихами и сказками.
Корней Иванович родился в Петербурге 31 марта 1882 году.
В этом году ему исполнилось 130 лет. А прожил он 87 лет. Настоящее его имя Николай
Васильевич Корнейчуков. Но когда он в 19 лет начал печататься в газетах, то он
подписывался псевдонимом Корней Чуковский. И мы знаем его под таким именем. Дети его
обожали, и он любил детей.
ВИДЕО!!! Давайте сейчас посмотрим видео-биографию этого замечательного
сказочника.
Ой, ребята, а я и забыла…Сегодня к нам в школу заглядывала бабушка Федора. Она
принесла нам книгу сказок Корнея Ивановича Чуковского. Говорит, уж очень
интересно! Давайте вспомним, а какие же сказки написал добрый дедушка Корней…
Ребята, посмотрите на экран…На экране будут появляться предметы из сказок
Корнея Ивановича Чуковского, а я буду читать вам отрывок из этих же сказок. Ваша
задача отгадать о каком произведении идет речь.
• Телефон – (у меня зазвонил телефон) «Телефон».
• Мыло - (тут и мыло подскочило и вцепилось в волоса) «Мойдодыр».
• Блюдце – (а за ними блюдца дзынь-ля-ля) «Федорино горе».
• Книжка – (а потом позвонили мартышки: «Пришлите пожалуйста книжки») «Телефон».
• Градусник - (и ставит, и ставит им градусники) «Айболит».
• Спички – (а лисички взяли спички, к морю синему пошли) «Путаница».
• Перчатки- (а потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») «Телефон».
• Монета - (муха по полю пошла, муха денежку нашла) «Муха- цокотуха».
• Шоколадка – (и всем по порядку даёт шоколадку) «Айболит».
• Мочалка - (и мочалку, словно галку, словно галку проглотил) «Мойдодыр».
Молодцы!
К. И. Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в
магазине, в приемной зубного врача, он не любил попусту тратить время, он сочинял для
детей загадки.
Попробуйте их разгадать.
1. Два коня у меня, два коня
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная.
(коньки)
2. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! -
Что это?
(крапива)
3. Хожу-брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длиннее,
Чем у волков и медведей.
(расческа)
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое
и золотое.
(Яйцо и цыпленок)
Паровоз
Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб —
всю добычу мою
Я с радостью
белым зверям отдаю!
(Губы и зубы)
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт. (Сосулька
Ребята, скажите мне, пожалуйста, а вы уже научились читать хорошо? Сейчас мы это и проверим…
Я вам предлагаю почитать вслух выразительно стихотворения Корнея Ивановича Чуковского, мы
вас внимательно выслушаем, а ваш учитель поставит вам оценку.
Ребята, Корней Иванович Чуковский остался в нашей памяти, как добрый и светлый человек,
который очень любил детей и взрослых! Он никогда не забывал говорить добрые слова своим
родным и близким и даже первому встречному. Скажите, пожалуйста, а какие добрые слова и
пожелания вы можете говорить друг другу каждый день?
Я сейчас раздам вам бумагу, а у вас приготовлены ручки. Давайте вместе с вами напишем на
бумаге добрые слова и пожелания друг другу и положим их в наш Волшебный бочонок добра.
Каждый раз, придя в библиотеку, достаньте одну бумажку из этого бочонка, прочтите пожелание
и улыбнитесь, ведь кто-то пожелал вам доброго дня!
А сейчас ребята, мы посмотрим с вами мультфильм по сказке Корнея Ивановича Чуковского!