Автор: Постникова Татьяна Александровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ лицей № 12
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: "Сильный" обучает "слабого"
Раздел: среднее образование
«Сильный» обучает «слабого»
Для реализации познавательной и творческой активности школьников в
современном учебном процессе используются образовательные технологии, которые
дают
возможность
повысить
качество
образования.
В
условиях
реализации
требований
ФГОС
наиболее
актуальными
становятся
различные
технологии:
проектная, развивающего обучения, кейс-технология, педагогика сотрудничества и др.
Педагогика сотрудничества - эта одна из технологий личностно – ориентированного
обучения, основанная на следующих принципах: личная ответственность каждого
члена группы за собственные успехи и успехи группы; взаимозависимость членов
группы; совместная в группе учебно-познавательная деятельность. Поэтому в своей
работе по подготовке к экзаменам я использовала технологию «Педагогика
сотрудничества».
Проблемой многих учителей при подготовке обучающихся к экзаменам становилась
следующая: сложность и объем материала, с которым дети справляются по-разному. К
сожалению, ребят, которым математика дается очень тяжело, становится с каждым
годом больше. Найти время учителю для индивидуальной работы с таким
контингентом при большой нагрузке очень сложно. Несмотря на то, что к КИМам
прилагаются
справочные
материалы,
содержащие
формулы,
обучающиеся
не
понимают, как их применить; не знают способов решения задач. Поэтому именно
технология «Педагогика сотрудничества» в такой ситуации наиболее уместна.
Как же была организована работа по подготовке к экзаменам в моих классах? На
параллели девятых классов мною были выбраны ребята, которые хорошо знают
предмет и могут легко объяснить решение той или иной задачи. К каждому
«сильному» ученику был прикреплен ученик «слабый». В начале рабочего дня, за 30
минут до первого урока, ребята приходили в класс; разбившись по парам, получали
задание, связанное с определенной темой. «Сильный» ученик на доступном и
понятном языке объяснял решение задачи ученику «слабому», показывал решение
первого примера и контролировал решение остальных. При этом моя роль
заключалась не только в контроле выполнения академического задания этими
учащимися, но и в отслеживании характера их общения между собой. Для многих не
секрет, что среди отличников есть дети с проблемами в коммуникации. Они
погружены только в учёбу и им нелегко найти общий язык со сверстниками. Работая в
паре, они становятся более раскованными, приобретают навыки общения. Таким
образом, решается двойная задача: достижение познавательной цели и социализация
обучающихся. В результате совместной работы «слабый» ученик успешно усваивает
учебный материал, находит пути решения математической задачи (готовится к ОГЭ).
«Сильный» же ученик в свою очередь, тренируясь при объяснении, преодолевает
психологический барьер в общении, чувствуя свою значимость.
Хочется пожелать учителям преодолевать устоявшиеся шаблоны в преподавании и
не бояться экспериментировать.