Автор: Волкова Юлия Фаильевна
Должность: воспитатель учебного курса
Учебное заведение: ФГКОУ "Оренбургское президентское кадетское училище"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: методическая разработка классного часа
Тема: классный час, посвященный А.В. Суворову
Раздел: среднее образование
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ОРЕНБУРГСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
«Утверждаю»
начальник 4 курса
___________А.П. Чайка
«___»_____________2019 г.
ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕНИЯ
классного часа,
посвященного А.В. Суворову,
для кадет 41 взвода.
Составила: Ю.Ф. Волкова, воспитатель 41 взвода
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
Класс, дата
41 взвод, 12.11.2019г.
Тема
классный час, посвященный А.В. Суворову
Цель
На примере великого русского полководца А.В. Суворова начать формирование положительной нравственной оценки таких
качеств личности, как упорство, настойчивость, верность присяге и Отечеству.
Задачи
-расширить представление кадет о судьбе и личности А.В. Суворова;
-сформировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целеустремлённость, воля к победе,
самоотверженность, патриотизм, верность присяге, упорство, настойчивость;
-побудить детей к изучению истории России;
-воспитывать уважение к истории своей страны.
Применяемая
технология
Технология коммуникативного взаимодействия.
Оборудование
Интерактивная доска, отрывки из документального фильма, презентация.
Подготовительная
работа
Ход занятия
Этап
Задачи этапа
Деятельность воспитателя
Деятельност
ь кадет
Формируемые УУД
вр
ем
я
1. Организа
ционный
момент
проконтролир
овать
готовность
кадет
к
занятию
Доклад дежурного.
Приветствие кадет.
Приветствие
воспитателя.
1
2.Постанов
ка
и
обосновани
е
темы
беседы.
создать
мотивационну
ю основу
Сегодня мы снова собрались на наш классный час. Для нас с вами
это всегда важный разговор о главном, сокровенном, рассуждения о людях,
о жизни. Хотелось бы, чтобы сегодняшний разговор был таким же.
У каждого народа есть свои заветные имена, которые никогда не
забываются. Чем дальше - тем ярче и светлее становится в памяти потомков
святой образ народных героев, они, как звезды на небосклоне, освещают
исторический путь нашего народа, являя собой образец жертвенного
служения своему Отечеству и народу.
Есть в русской истории фигуры, с которыми каждого из нас связывает
невидимая, но неразрывная нить духовного родства и которым обязаны мы
самим своим существованием.
Слушают
воспитателя,
отвечают
на
вопросы
Познавательные:
-
формулирование
темы занятия
.
5
Назовите их, ребята. Верно, среди них московский князь Дмитрий
Донской, Александр Невский, Александр Васильевич
Суворов, не потерпевший ни одного поражения, спаситель России от
Наполеона - Михаил Илларионович Кутузов, Георгий Константинович
Жуков – и многие-многие другие.
Но кто же он, наш сегодняшний герой? Я предлагаю вам самим назвать имя
этого поистине великого человека, достойного сына великой державы. Для
этого давайте послушаем аудиозапись и ответим на несколько вопросов,
если это понадобится, и вы сами назовете имя героя нашей встречи.
(аудиозапись включить с 00.10 секунды)
Если варианты ответов не будут предложены, попросить кадет
ответить на ряд наводящих вопросов, после которых будет дан верный
ответ:
1.
Назовите генералиссимуса, не проигравшего ни одного сражения?
2.
Назовите автора труда «Наука побеждать»?
Слушают
аудиозапись,
предлагают
варианты
ответов
3. Основная
часть
беседы
Выявить
кругозор
воспитаннико
в по теме,
спланировать
работу
Правильно, сегодня мы поговорим о великом русском полководце, не
потерпевшем ни одного поражения в своей военной карьере (более 60
сражений), князе Италийском (1799 г.), графе Рымникском (1789 г.), графе
Священной Римской империи, генералиссимусе российских сухопутных и
морских сил, генерал-фельдмаршале австрийских и сардинских войск,
гранде Сардинского королевства и принце королевской крови, кавалере
всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также
многих иностранных военных орденов-
Александре Васильевиче Суворове.
В этом великом полководце отменно сочетались качества победителя-
завоевателя и просвещенного гуманиста, гражданина и патриота.
Если вы были внимательны, то отметили, что наш классный час не имеет
названия. Готовясь к сегодняшней нашей встрече я не сумела придумать
такое емкое название, которое бы отразило все достоинства этого
уникального человека, поэтому я обращаюсь за помощью к вам. По ходу
нашего занятия я попрошу Вас самостоятельно сформулировать и
предложить свой вариант названия нашего классного часа, который вы
озвучите в конце нашей встречи.
Свой рассказ об уникальной личности Суворова я разделила на несколько
глав и первую из них назвала "Победа над собой". Александр Васильевич
Суворов родился в 1730 году в семье офицера гвардии. Мы знаем, что
генералиссимус Суворов провел более 60 сражений и во всех одержал
победу. Но самую первую и самую главную победу он одержал над
собственной слабостью, над самим собой. В детстве Суворов был хилым,
болезненным ребёнком, вечно простуженным и нездоровым. Его отец
Познавательные:
решил, что мальчик не годится к военной службе, потому что он ростом
мал, тощ, плохо сложен и некрасив, а в армии нужны сильные, выносливые
здоровые офицеры. Но у Саши были совсем другие планы. С самого
раннего детства он увлёкся военной историей и военным делом. Он запоем
читал биографии полководцев: Александра Македонского, Юлия Цезаря,
Ганнибала, восхищался выносливостью, мужеством древних воинов,
которые могли сутками идти по пустыне, не боялись жары, жажды, холода.
Он поставил себе цель - стать военным, стать полководцем, таким как его
герои. И ради этой цели он решил переделать себя. Он занимается
гимнастикой, обливается холодной водой, даже в самую лютую стужу,
ходит в лёгкой одежде. Чтоб испытать свою смелость, он скачет на лошади
под проливным дождём, когда грохочет гром и сверкают молнии. Эту
борьбу с собой, с собственной слабостью, ленью, изнеженностью Суворов
вел всю жизнь, даже когда стал генералиссимусом.
Он просыпался с первыми петухами. Приказывал слугам: "Если не
послушаю, тащи меня за ногу!" Он спал на сене, укрывался простынёй или
своим кафтаном, каждый день обливался холодной водой, делал зарядку,
бегал, каждую свободную минуту старался использовать для учёбы - учил
языки, литературу, историю. Он избегал всякой роскоши, ел очень простую
пищу, строжайше соблюдал все церковные посты. А во время Страстной
недели Суворов ничего не ел, а только пил один чай без хлеба. Он вообще
был глубоко верующим человеком.
Вера в Бога, в добро, и самое главное в людей всю жизнь руководили
Суворовым. Он считал, что и в армии все должны быть верующими.
Суворов говорил: "Неверующее войско учить, что ржавое железо точить".
Суворов был очень скромным человеком, избегал самолюбования - терпеть
не мог зеркал и своих парадных портретов.
Самым главным для командира Суворов считал уважение к солдатам.
Своих солдат он называл русскими чудо-богатырями. И они его никогда не
подводили. Боевой опыт Суворова отражен в его знаменитом сочинении,
которое он назвал «Наука побеждать». Я подобрала изречения Суворова
об армии, о храбрости, о командирах, о русских солдатах, с которыми
предлагаю Вам познакомиться. В течение нескольких минут предлагаю
ознакомиться с данными изречениями, которые находятся на Ваших столах
и выбрать наиболее близкие Вам, и, конечно же пояснить почему.
• Глазомер, быстрота, натиск - вот три воинских искусства.
• Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже
половину победы.
• Воевать надо не числом, а умением.
• Где меньше войска, там больше храбрых.
• Лень рождается от изобилия.
• Чем больше удобств, тем меньше храбрости.
• Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не
пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.
• Военная наука - наука побеждать.
• Кто удивил, тот победил.
• Дисциплина - мать победы.
• Скорость нужна, а поспешность вредна.
• Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.
• Тяжело в учении - легко в походе, легко на учении - тяжело в походе.
• Сам погибай, а товарища выручай.
• Ты присягал. Умирай за Веру, Царя и Отечество. Знамя защищай до
последней капли крови.
• Смерть на постели - не солдатская смерть. (Приложение 1)
Я считаю, что все Вы большие молодцы и верно понимаете смысл
суворовских изречений.
Как Вы уже поняли, Суворов был очень яркой, неординарной личностью.
Как Вы считаете, почему это глава называется «Победа над собой? Какие
качества великого полководца Вы смело можете перенять для того, чтобы
научиться достигать поставленных целей, а в будущем стать настоящими
офицерами?
Молодцы, все верно, именно целеустремленность, сила воли и
постоянная работа над собой помогли Александру Васильевичу стать не
просто выдающимся, а великим полководцем с мировым именем.
А мы переходим ко второй главе нашего рассказа, я назвала его «Доблесть
и верность». А почему вы ответите мне после просмотра фрагментов из
документального фильма. ( просмотр фрагментов)
Так почему же эту главу я назвала именно так? (ответы кадет)
Молодцы, ребята. Острота ума и смекалка у вас точно есть. А сейчас
давайте проверим ваше внимание и память.
Предлагаю разделиться на 2 команды и ответить на вопросы по теме
нашего классного часа.
1. Какие три главных «воинских искусства» должен знать каждый солдат?
(Глазомер, быстрота, натиск.)
2. Что является матерью победы? («Дисциплина – мать победы».)
3. Кого ценил Суворов дороже себя? (Солдат.)
4. В каком полку начал службу А.В. Суворов? (Семеновский)
5. Чем одарила мушкетера Суворова императрица Елизавета Петровна?
(серебряный рубль)
.
6. Назовите первое сражение, прославившее А. Суворова ? ( битва под
Столовичами)
7.Когда начался штурм крепости Измаил? (11 (22) декабря 1790 года)
8. Переход через какие горы осуществила армия Суворова? (Альпы)
9.
Какой мост встал на пути армии Суворова в Швейцарском походе?
(Чертов мост)
10. В каком звании Суворов закончил службу? (Генералиссимус.)
11. Какая наука была придумана Суворовым? («Наука побеждать».)
12.
Какой поход считается венцом полководческой славы Суворова?
( Швейцарский поход)
13.
Над войсками и армиями каких стран А.В. Суворов выходил
победителем?
(Пруссии, Турции, Франции, Польши)
14. Сколько сражений проиграл Суворов? (Ни одного.)
Подведем итоги.
Ну что же, как говаривал великий полководец: «Тяжело в ученье –легко в
бою!» Очень надеюсь, что полученные сегодня знания пригодятся вам в
жизни, а жизнь А.В. Суворова станет для кого-то примером.
Давайте вернемся к началу нашего мероприятия ведь пока оно безымянно, я
попросила вас по ходу классного часа придумать ему название, очень
хотелось бы услышать, что у вас получилось? (ответы кадет, формулировка
названия)
Спасибо большое ребята за ваши интересные идеи и желание мыслить,
сегодня у нас с вами получилось увлекательное путешествие по страницам
биографии выдающего человека, Александра Васильевича Суворова.
4.Подведен
ие итогов.
создать
условия
для
эмоционально
го восприятия
информации.
Как вы считаете, ребята, нужно ли сейчас вспоминать о далёких победах
русского оружия, говорить о великих полководцах? Что нового вы узнали о
личности А.В. Суворова? Что помогало А.В. Суворову оставаться
непобедимым полководцем, какие качества?
Чему Вас научил пример Суворова?
Кадеты дают
пояснения
к
вопросам
кросворда.
Коммуникативные:
постановка вопросов
(инициативное
сотрудничество
в
поиске
и
сборе
информации).
7
5.Рефлекси
я
деятельност
создать
условия
для
самоанализа
"Мы русские, мы всё одолеем"- это слова А. В. Суворова. Он страстно
верил в силу России, русского духа, характера, русского народа. И эти
слова великого полководца вселяют уверенность, что чтобы ни случилось,
Воспитанник
и встают,
чтец
читает
Личностные:
способность
к
личностному
2
и
Россия выстоит и всё одолеет! А вы потомки, великих героев, станете
достойными продолжателями их славных традиций! Очень хочется
пожелать вам больших свершений и достижения самых высоких целей! До
новых интересных встреч!
стих,
воспитанники
слушают.
выбору,
морально-
нравственному
оцениванию исходя
из
личностных
и
социальных
ценностей
Благодарность за совместную работу
Воспитатель _________________________Ю. Волкова
Приложение 1
1. Какие три главных «воинских искусства» должен знать каждый солдат? (Глазомер, быстрота, натиск.)
2. Что является матерью победы? («Дисциплина - мать победы».)
3. Кого ценил Суворов дороже себя? (Солдат.)
4. В каком полку начал службу А.В. Суворов? (Семеновский)
5. Чем одарила мушкетера Суворова императрица Елизавета Петровна? (серебряный рубль)
.
6. Назовите первое сражение, прославившее А. Суворова ? ( битва под Столовичами)
7.Когда начался штурм крепости Измаил? (11 (22) декабря 1790 года)
8. Переход через какие горы осуществила армия Суворова? (Альпы)
9.
Какой мост встал на пути армии Суворова в Швейцарском походе? (Чертов мост)
10. В каком звании Суворов закончил службу? (Генералиссимус.)
11. Какая наука была придумана Суворовым? («Наука побеждать».)
12.
Какой поход считается венцом полководческой славы Суворова?
( Швейцарский поход)
13.
Над войсками и армиями каких стран А.В. Суворов выходил победителем?
(Пруссии, Турции, Франции, Польши)
14. Сколько сражений проиграл Суворов? (Ни одного.)