Напоминание

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства


Автор: Мартыненко Анастасия Николаевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Львовская средняя общеобразовательная школа Новооскольского района Белгородской области"
Населённый пункт: Новооскольский район
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие творческих способностей обучающихся на уроках изобразительного искусства
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: «Развитие творческих способностей обучающихся на уроках

изобразительного искусства»

В

любой

профессии

творческая

способность

является

основой

движения вперёд. Уроки изобразительного искусства таят в себе огромный

творческий потенциал и дают много возможностей для самовыражения и

развития способностей.

Каждый ребёнок талантлив от природы. Принцип работы педагога по

изобразительному искусству – воспитание личности через творчество. Задача

преподавателя – создать благоприятные условия для раскрытия и развития

творческих способностей у детей. Научить мыслить творчески, видеть в

обычных вещах необычное. Ребёнок должен понимать, что он живёт для

созидания, а не для разрушения. Надо помочь ребёнку раскрыть свой

внутренний потенциал для творчества. Ребёнок должен научиться мыслить

креативно. Любой урок должен вызвать удивление и интерес. Надо научить

детей видеть в простых вещах интересные идеи, уметь фантазировать.

В.А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе - пытливый

исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается

чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в

собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку,

фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к

сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечают уроки ИЗО.

Для развития творческих способностей обучающихся использую в

своей работе такие методы и приемы обучения как, творческие недели,

экскурсии, проекты- исследования, нетрадиционные методы рисования и т.д.

Чтобы активизировать воображение и эмоциональную увлечённость

детей максимально забочусь о введении музыки, поэтического слова на

уроке.

Музыкальное

сопровождение,

видеофрагменты

и

видеоролики,

презентации, наглядные пособия, раздаточный материал способствуют

активизации

творческой

деятельности

и

созданию

обстановки

для

сотрудничества.

Исследование – универсальный способ освоения действительности.

Методы и приемы формирования исследовательских умений и навыков

позволяют учить детей видеть проблемы, ставить цель, моделировать.

Исследовательские навыки и приобретенный опыт помогает при

участии

в

различных

конкурсах.

Так,

например,

заинтересовавшись

конкурсом «Неопалимая купина», ребята провели исследовательскую работу

используя

Интернет-ресурсы,

изучили

необходимую

информацию,

подобрали

нужный

материал

и

только

на

заключительном

этапе

исследования обучающиеся приняли решение принять участие в конкурсе. А

началось всё с того, что ребятам не совсем было понятно само название

конкурса,

которое

подтолкнуло

к

началу

исследования.

Результатом

исследования и участия в данном конкурсе стала победа в муниципальном

этапе и региональном конкурсах: в муниципальном этапе – 1 место, в

региональном – 2 место.

1

Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и

вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует, а также

помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому на моих

уроках она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения

учащихся. Активность и фантазию пробуждают задания, предлагаемые в

виде игры, где дети распределяют деятельные роли: реставратор, историк,

главный художник и т. д.

Хочется остановиться на краткосрочном мини проекте «Новогодняя

сказка», где ребята 7 класса, выступили в роли оформителей выставки: часть

класса-дизайнеры, вносили свои предложения по решению экспозиции, а

другие

ребята-художники

создавали

эскиз

выставки.

Семиклассники

работали в «мастерской», обсуждая и помогая друг другу.

Для поддержания интереса к урокам изобразительного искусства

организую

выставки

творческих

работ

уроки-вернисажи.

Каждая

оформленная выставка в школе имеет свою изюминку, благодаря творчеству

и инициативе обучающихся.

Необходимым

условием

для

развития

интереса

и

творческих

способностей детей является работа в разных художественных техниках. На

своих уроках использую такие нетрадиционные методы рисования как:

Кляксография. Этот метод заключается в том, чтобы научить детей

делать кляксы, а затем уже ребенок смотрит на них и видит образы,

предметы или отдельные детали.

Тычок жесткой полусухой кистью. Материалы: жесткая кисть, гуашь,

бумага любого цвета и формата. Способ получения изображения: ребенок

опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При

работе кисть в воду не опускается. Таким образом, получается имитация

фактурности пушистой или колючей поверхности.

Восковые мелки + акварель.

Способ получения изображения:

ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист

акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не

закрашенным.

Точечный

рисунок. Для

того

чтобы

провести

занятие

с

использованием данной техники, нам понадобится: белая бумага, краски:

акварель или гуашь, ватные палочки

1. На бумаге рисуем простым карандашом шаблон рисунка.

2. На ватную палочку наносим краску, предварительно разбавленную

небольшим количеством воды.

3. Обводим рисунок по контуру, обмакивая ватную палочку в краску.

4. Заполняем точками по всему рисунку. Если нужен объём: с краю

часто, в центре редко ставим точки ватными палочками.

5. Когда вся фигура заполнена, ребенку можно дать задание оформить

все пространство вокруг фигуры.

В ходе работы стоит рассказать ребенку об особой технике рисования.

Суть техники проста: рисунок выполняется точками. Важно обозначить

2

детали: краски не смешиваются. Переход цвета происходит оптически, при

рассматривании работы. Кружочки ватными палочками можно ставить по-

разному: близко или далеко. Так же в данной технике создаются и переходы

от светлого к темному и наоборот.

Набрызг. Набрызг можно наносить кистью или старой зубной щёткой.

Техника

рисования

«набрызгом»

позволяет

добиться

различных

эффектов в зависимости от поставленной задачи. Например, при помощи

набрызгивания красок можно создать плавный переход от одного оттенка

цвета к другому.

Варианты применения техники рисования «набрызгом»:

• при рисовании с использованием трафаретов, шаблонов, листьев и

других предметов;

• при изображении в пейзажах дождя, снега, звездного неба ;

• для доработки, дополнения рисунков;

• при создании украшений, открыток, декоративных работ и поделок.

Рисование на мокрой бумаге. Существует целый ряд предметов,

сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна

неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить

следующие темы: "Город в тумане", "Идет дождь", и т.д.

Граттаж, или воскография – увлекательный прием графики (от фр.

gratter

скрести,

царапать)

способ

выполнения

рисунка

путём

процарапывания острым инструментом или пером бумаги или картона,

покрытых тушью или гуашью.

1 шаг. Необходимо взять плотный лист белого картона и тщательно

(без пробелов) натереть его восковой свечой.

2 шаг. Нанести с помощью широкой кисти густой (как сметана) слой

гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) на весь лист картона так, чтобы

не было пробелов.

Совет: добавьте в гуашь несколько капель жидкого мыла (шампуня,

моющего средства или клея ПВА, тогда при процарапывании гуашь не будет

пачкать руки.

3 шаг. Процарапывание. Возьмите заострённый предмет (зубочистка,

перо, стержень от шариковой ручки, пластиковая вилка и др.) и начинайте

наносить запланированный рисунок.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Мне интересно наблюдать,

как дети раскрывают свои уникальные способности

Важным условием формирования творческих способностей являются

стимулы.

Одна из форм поощрения, которую используют – это участие в

школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для

родителей, к различным праздникам.

Участие в выставках дает детям возможность заново увидеть и оценить

свои работы, ощутить радость успеха.

3

Творчество

высшая

форма

активности,

самостоятельности,

способность создавать нечто новое, оригинальное. В работе с детьми

стремлюсь дать каждому возможность активно проявить себя и испытать

радость творческого труда, чтобы каждый смог пройти «путь творца».

Урок изобразительного искусства для каждого ребёнка должен стать

ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству.

Это особый урок, который должен быть каждый раз новым, не похожим на

предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости.

Так как я молодой специалист, обучая детей, учусь сама, и процесс этот

бесконечен. На каждом уроке и я, и дети открываем мир искусства: дети –

себя в этом мире, я - в восприятии детей. Впереди работа и творчество…

4



В раздел образования