Напоминание

Наглядность как средство обучения иностранным языкам


Автор: Морозова Юлия Владимировна
Должность: учитель иностранных языков
Учебное заведение: МКОУ Яменская СОШ
Населённый пункт: село Ямное Воронежская область Рамонский район
Наименование материала: научная статья
Тема: Наглядность как средство обучения иностранным языкам
Раздел: среднее образование





Назад




Наглядность как средство обучения иностранным языкам

Морозова Юлия Владимировна

Учитель английского языка МКОУ Яменской СОШ

Наглядность - опора в процессе обучения на дидактический принцип наглядности,

согласно

которому

обучение

строится

на

конкретных

образах,

непосредственно

воспринимаемых учащимися.

Когда у учащихся имеются необходимые образные представления, следует

использовать их для формирования понятий, для развития отвлеченного мышления

учащихся.

Наглядность в обучении способствует тому, что у школьников, благодаря восприятию

предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно

отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления

анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами.

Принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на

использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления

соответствующей учебной информации.

Принцип наглядности в обучение важен, потому что помогает человеку воссоздать

форму, сущность явления, его структуру, связи, формирует визуальную и слуховую

культуру человека и дает учителю обратную связь, насколько ученик усвоил учебный

материал, понял его и осмыслил.

Все это позволяет говорить о том, что средства наглядности обретают новую функцию -

управления познавательной деятельностью учащихся. С их помощью можно подводить

учащихся к необходимым обобщениям, учить применять полученные знания.

Наглядность имеет ряд функций. Первая функция наглядности - информационная,

которая осуществляется через различные средства наглядного обучения с помощью

воздействия на познавательный процесс, что в свою очередь проявляется во влиянии на

усвоение

знаний:

-

ощущения

и

восприятия

-

непосредственное,

чувственное

ознакомление с материалом; - осмысление, понимание материала путем активизации

мышления; -запоминание, т. е. запечатление и сохранение поступающей информации.

Различные виды наглядного обучения позволяют увеличить количество источников

информации двумя способами: - наглядные средства обучения как основной источник

информации; - наглядные средства обучения как наглядно-иллюстративный материал.

Вторая

функция

наглядности

-

обучающая

(познавательная

деятельность

обучающихся). Отбор наглядного материала, последовательность, логика его подачи

влияет на восприятие, осмысление и запоминание. Воздействие на процесс познания

обучающегося может быть осуществлено через пособие с помощью слова учителя,

позволяющего сформулировать учебную проблему и включить ученика в активный

познавательный процесс.

Третья функция наглядности в обучении - воспитательная. Наглядные пособия могут

оказывать на обучающихся сильное эмоциональное воздействие.

Классификация наглядности в обучении иностранному языку

Для реализации принципа наглядности в обучении ИЯ предусмотрена широкая

номенклатура средств обучения, которые должны быть сосредоточены в кабинете ИЯ, где

проводятся занятия. Наглядность увеличивает эффективность обучения, помогает ученику

усваивать язык более осмысленно и с большим интересом. Значение наглядности видят

сейчас в том, что она мобилизует психическую активность учащихся, вызывает интерес к

занятиям языком, расширяет объем усвояемого материала, снижает утомление, тренирует

творческое воображение, мобилизует волю, облегчает весь процесс обучения.

В обучении языку всё многообразие видов наглядности можно свести к двум основным:

I. Языковая наглядность

II. Неязыковая наглядность.

Первый вид наглядности включает в себя:

Коммуникативно-речевую

наглядность,

наглядную

демонстрацию

коммуникативно-

смысловой функции языкового явления в речи (устной и письменной).

Демонстрацию языковых явлений в изолированном виде (фонем, морфем, слов,

предложений и др.) в устной или письменной форме.

Лингвистическую и грамматическую схемную наглядность (схемы, таблицы и др.)

К неязыковой наглядности относятся все способы предъявления экстралингвистических

факторов окружающей действительности: естественная, изобразительная наглядность

(картины, диафильмы, фильмы).

В зависимости от вида анализатора различают:

А) слуховую;

Б) зрительную;

В) двигательно-моторную наглядности.

В практике обучения ИЯ имеет место комбинирование различных видов наглядности.

В зависимости от цели использования наглядности можно говорить о следующих

ее функциях:

1. Презентация языкового материала (в связной речи или в изолированном виде).

2. Уточнение знания языкового явления.

3. Создание условий для естественного использования языка как средства обучения, для

коммуникативного пользования языковым материалом в устной и письменной речи.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и

только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли

хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием

материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии

или демонстрационном устройстве.

В

процессе

обучения

ИЯ

используются

различные

виды

наглядности

и,

соответственно, различные наглядные пособия. Важное место занимает изобразительная

наглядность, которая имеет целью дать отображение реального мира (фотографии,

рисунки, картины). Преподаватель на уроке часто использует пособия этой группы. Их

преимущество

в

том,

что

можно

заменить

реальный

предмет

определенными

изображениями, ведь показать реальный предмет на занятии часто бывает очень трудно

или невозможно (например, крупных животных, исторические эпизоды). Эта группа

наглядных пособий позволяет формировать многообразие представлений о Вселенной, о

различных сторонах жизни природы и человека.

К изобразительным средствам наглядности относят и технические средства –

учебные видеофильмы, аудиозаписи, радио- и телепередачи. Эти наглядные средства

называют аудиовизуальными, позволяющими использовать в учебном процессе звук и

изображение.

Применение наглядности при обучении лексике на уроках английского

языка

На начальном этапе обучения английскому языку, а именно при работе с лексикой

наглядность

особенно

необходима.

Нужно,

чтобы

предмет

или

рисунок

с

его

изображением непосредственно “стоял перед глазами обучающихся”. Такой способ

семантизации лексических единиц от предмета, его изображения к слову соответствует

возрастной психологии детей и их преобладающему наглядно – образному мышлению.

С помощью предметных картинок и тематических картин осуществляется презентация

лексического материала, активизация его в составе модельных фраз. Предметные

картинки используются в качестве зрительной опоры для высказываний учащихся. На

начальном этапе обучения картинки часто используются для введения лексики,

обозначающей конкретные предметы.

В современных учебно – методических комплектах по английскому языку

традиционные лексические темы изучаются на основе разнообразных игр, головоломок и

творческих заданий, аутентичных текстов, веселых песенок и стишков с опорой на

богатый иллюстративный ряд.

С помощью наглядности предлагаются различные упражнения для формирования

лексических навыков учащихся. Например: посмотри на картинку и ответь на вопросы,

послушай слова приветствий и скажи, каким картинкам они соответствуют, глядя на

картинку, дополни предложения, посмотри на картинки и ответь правильно, составь

предложения, используя рисунки, закончи начатое предложение. Предлагаемые игры

позволяют учащимся быстро, в игровой форме запоминать необходимую лексику,

которую они на последующих уроках употребляют в своей речи, когда рассматривают,

описывают сюжетные картинки или расставляют, например, мебель в комнате [18, c. 3].

Интересны для учащихся подстановочные таблицы, на которых слева изображены

отдельные предметы, а справа написаны слова. Выполняя данные упражнения, учащиеся,

легко определяют незнакомые слова, а форма их предъявления позволяет быстро усвоить

новые.

Тематические картины помогают в создании ситуаций, стимулирующих речевую

деятельность учащихся, облегчают беседу по содержанию изобразительного материала.

При работе с картинкой оправданы следующие виды заданий: повторение вслед за

учителем модельных фраз; ответы на вопросы учителя; постановка вопросов к тому, что

изображено

на

картинке;

составление

небольших

высказываний;

организация

управляемого диалога.

Работа с картинками проходит в быстром темпе. При этом следует предусмотреть

сменяемость картинок, используемых как для развития умения учащихся, отвечать на

вопросы, поставленные учителем, так и для самостоятельной постановки вопросов и,

наконец, для создания ситуаций, стимулирующих самостоятельное высказывание по

картинкам.

Среди печатных пособий ведущую роль играют таблицы. В таблицах по английскому

языку языковой материал, как правило, сочетается с изобразительным. Таблицы не только

обобщают, систематизируют лексический материал, иллюстрируют словообразование или

формообразование, но и облегчают использование конкретного материала в речи.

Также существует целый набор приемов введения лексических единиц с помощью

наглядности: введение существительных путем демонстрации обозначаемых предметов

или их изображений на картинке; введение глагола с помощью иллюстративных

движений или действий, мимики, пантомимики; введение прилагательных путем показа

различных предметов или их изображений, имеющих ярко выраженное качество (цвет,

размер, форму, рисунок, узор); введение числительных с использованием картинок с

различным числом предметов, а также часов, календаря, таблицы, расписания); введение

местоимений с участием обучаемых (личные и притяжательные местоимения), с

использованием положения различных предметов в помещении, соответствующих

картинок; введение предлогов с использованием соотнесения предметов в классе,

специальных рисунков, на которых предметы располагаются по - разному; введение

междометий с помощью проигрываемых ситуаций или рисованных комиксов.

Важным фактором при изучении иностранного языка на начальном этапе является

изучение алфавита и развитие навыков чтения. Поэтому, разнообразие игровых форм на

данном этапе очень важно.

Игрово

́

е обуче

́

ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная

на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях,

навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Игровые ситуации на уроках английского языка

Как научить говорить на иностранном языке? Говорение как вид речевой деятельности

является одним из средств общения. По мнении. Пассова Е. И., «обучать говорению, не

обучая общению, не создавая на уроке условий речевого общения нельзя». Как же создать

на уроке условия для общения? Хорошим помощником в этом может стать игра, которая

является «главным видом упражнения в говорении». (Пассов Е. И.) Играя, учащийся

выполняет разные роли, которые он не раз исполнял или наблюдал в жизни. Как отмечает

Д. Б. Эльконин, «принятие на себя какой-либо роли, которая имеет определенный

диапазон речевых функций, служит мотивом речевой деятельности». Более того, игровая

ситуация создает благоприятные условия для общения на языке, которым обучаемый

владеет еще плохо.

Эмоциальность игры (положительные эмоции), спонтанность позволяют включить

обучающегося в занятие и дают ему возможность проявить свои лучшие личностные

качества в полной мере. Игра позволяет представить даже достаточно трудный материал в

привлекательной для учащихся форме. По разнообразию, игровые задания нельзя

сравнить ни с какими другими приемами обучения: практически учитель имеет

возможность неограниченного выбора, позволяющего максимально индивидуализировать

процесс обучения с учетом уровня и особенностей личности ученика.

Игра дает учителю огромное профессиональное удовлетворение, процесс обучения

становится процессом непрерывного творчества. Игра помогает учащемуся по-новому

увидеть себя и партнера, а также предмет обучения, поэтому использование игры

положительно влияет и на все аспекты учебного процесса.

Итак, обратимся к конкретным игровым приемам, которые могут использоваться на

уроках иностранного языка. На начальном этапе обучения игра значительно облегчает

учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. По меткому выражению И. А.

Зимней, игра является для маленьких учеников «психологическим оправданием для

перехода на новый язык обучения».

Уже начиная с изучения алфавита, можно использовать игры и игровые приемы. Так,

например, при изучении алфавита удачным решением будет игра-эстафета, когда ученики

называют буквы по порядку, передавая мяч, если ученик не назвал букву, он выбывает из

игры. Такая игра побуждает дух соревнования, позволяет лучше запомнить алфавит и

быстрее перейти к обучению чтению.

На этапе закрепления новых слов используются лексические карточки.

Приведем пример лексической игры “Гора слов”, с использованием лексических карточек.

Цель игры: закрепление лексических знаний по теме. Количество игроков: от 2 до 9

участников.

Перед началом игры каждому игроку дается карточка с названием темы, затем игроки

по очереди вытягивают карточки из общего набора. Выигрывает тот, кому удаётся

быстрее остальных собрать слова по своей теме.

Для первичного закрепления лексики может быть использован следующий прием

работы - в клеточки прямоугольника вписаны слова; как правило, рядом с ними

помещены соответствующие картинки. В четвертой клеточке сделан кармашек, в который

вложен лист бумаги, закрывающий написанное слово.

Он используется для фронтальной работы. Данный прямоугольник помещается на

доску и ребятам предлагается назвать слово, которое можно поместить в четвертую

клетку. На первых порах школьникам, возможно, помогут наводящие вопросы.

Также желательно использовать принцип наглядности и на начальном этапе урока (в

фонетической разминке). Например, при работе со стихотворениями обучающиеся имеют

возможность наглядно представить, о чем идет речь. Помимо стихотворений, можно

проводить игры, цель которых – проверка, насколько хорошо обучающиеся знают слова и

могут составлять с ними предложения. Для игр раздаются листы с изображением

маленьких иллюстраций, размещенных так, что новое слово начинается с последней

буквы предыдущего слова. Также можно раздать иллюстрации, под которыми написаны

слова, задание обучающихся составить как можно больше предложений с этими словами.

Например,

по

теме

“Животные”

учащимся

демонстрируются

слова

с

иллюстрациями: dogs, cow, parrot, rabbit, ученикам нужно составить как можно больше

предложений с этими словами. Или, например, с помощью иллюстраций, назвать слово,

заканчивающееся

на

последнюю

букву

предыдущего

слова: mice,elephant……., cow, wolf и т.д..

Отбор картинок наглядности производится с учетом специфики интересов

обучающихся. Это такие темы, как: Школа (School), Школьные принадлежности (School –

things), Дом (House), Квартира (Flat), Семья (The Family), Одежда (Clothing), Животные

(Animals).

При изучении глагола «can» учитель может предложить детям принести игрушки

своих любимых животных. Ставится речевая задача: «Злой волшебник заколдовал ваших

животных. Чтобы их расколдовать (это игровой мотив) нужно сказать, что они умеют

делать (цель данного речевого действия)».

Учитель: «My dog can run»,

1 ученик: «My dog can jump».

2 ученик: «My parrot can fly» и т. д.

В этом упражнении обеспечивается активность каждого ребенка. При общей задаче и

одном речевом образце каждый ученик выражает свою мысль.

Для запоминания лексики можно применять различные игры, например игра

«Chainword» («Говорим по цепочке»). Ведущий пишет на доске слово. А участники игры

по очереди пишут слова, первая буква которых является последней буквой предыдущего

слова. Каждое слово учащиеся переводят на русский язык.

Как показывает практика, хороший результат дают коммуникативные упражнения на

основе рифмовок и стихов. Например, при изучении предлогов следует предложить

рифмовки:

Царь сел на трон

На – предлог on

В сумке – апельсин

В – предлог in.

Рифмовки и подвижные игры приходят на помощь и при работе над произносительной

стороной речи. Активно двигаясь, дети быстрее овладевают необходимыми навыками.

Например, подвижная игра «Calendar». В классе развешиваются цифры от 1 до 7. Семь

учеников получают карточки, на которых написаны дни недели. Задача обучающегося

встать под той цифрой, которая соответствуют дню недели, обозначенному на карточке.

Каждый участник игры называет день недели и его порядковый номер. Слабого ученика

можно

попросить

сложить

карточки

по

порядку

после

игры.

Подобную

игру

рекомендуется организовать и при изучении месяцев.

Большой популярностью пользуются игры-соревнования, ролевые игры, учитывающие

способность ребенка к фантазии и перевоплощению, игры с использованием различных

видов наглядности. Самыми интересными для детей являются ролевые игры. Для их

успешного проведения предлагается лишь общий сюжетный ход, распределяются и

намечаются их коммуникативные намерения. А дальше следует саморазвивающийся

процесс, открывающий широкие просторы. Однако успешное проведение ролевой игры

предполагает четкую подготовку и организацию как со стороны учителя, так и со стороны

учащихся. Перед проведением ролевой игры учащиеся должны овладеть словами и

выражениями по теме, иметь информационный материал, ориентирующий в игровой

проблеме и реквизит, т. е. реальные или условные предметы, над которыми совершаются

игровые действия. Например, «На приеме у врача» или «В магазине».

При организации игры «На приеме у врача» учащиеся сначала овладевают лексикой,

речевыми образцами и практикуются в употреблении глаголов should и must, строят

микродиалоги. Подготовка к проведению ролевой игры также предполагает создание

карточек. В карточек раскрывается позиция свойственная данной роли, в ней содержится

необходимая информация и включаются опоры на языке. Например:

Карточка1.

1) You feel awful.

2) You have got a headache and a high temperature. Ask the doctor for help.

3) Thank the doctor.

Карточка 2.

1) You are a doctor. Show your interest to the patient.

2) He has a headache and a high temperature. Give him advice.

3) Express your hope for getting well.

Такую же работу учитель может провести и при организации игры «В магазине». Кроме

лексики и речевых образцов учащиеся тренируются в употреблении указательных

местоимений this/these и that/those. При повторном проведении игр дети могут

действовать спонтанно на основе ранее полученных знаний и навыков. Такая игра

позволяет учащимся почувствовать себя в ситуации успеха, тем самым повысить

мотивацию к изучению английского языка.

Таким образом, наглядность на уроке английского языка и вне его способствует, прежде

всего, обогащению лексического запаса обучающихся, совершенствует знания, умения,

навыки детей в изучаемом иностранном языке, повышает заинтересованность школьников

в данном предмете, помогает раскрытию более полного творческого потенциала

обучающихся младших классов. Наглядность вызывает интерес к занятиям языком,

переводит произвольное внимание в после произвольное, расширяет объем материала,

который подлежит усвоению, тренирует творческое воображение обучающихся младших

классов.

Итак, применение наглядности помогает организовать деятельность обучающихся так,

чтобы их внимание было устойчивым и сосредоточенным. Ценность чувственно-

наглядного преподнесения материала состоит в том, что оно мобилизует психическую

активность обучающихся, вызывает интерес к занятиям английским языком, снижает

утомление.

Средства наглядности помогают созданию образов, представлений, мышление же

превращает эти представления в понятия.

Иллюстрации способствуют развитию

внимания, наблюдательности, эстетического вкуса, культуры мышления, памяти и

повышают интерес к изучению иностранного языка.



В раздел образования