Напоминание

Использование функционала музыкальных секвенсоров на уроках музыки в начальных классах


Автор: Сухарева Оксана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 105 им. Н.И. Кузнецова
Населённый пункт: Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Наименование материала: статья
Тема: Использование функционала музыкальных секвенсоров на уроках музыки в начальных классах
Раздел: начальное образование





Назад




Сухарева Оксана Евгеньевна

учитель начальных классов

г. Уфа, МБОУ Гимназия № 105 им. Н. И. Кузнецова

Использование функционала музыкальных секвенсоров на уроках

музыки в начальных классах.

В условиях пандемии коронавируса в образовательных учреждениях крайне

востребованным стал дистанционный формат проведения занятий. Сначала

они, как правило, проходили в режиме прямого общения на платформе для

видеоконференций Zoom, но постепенно преподаватели начали привносить в

них интерактивные элементы – в частности, выводили на виртуальную доску

презентации, выполненные с помощью программы Microsoft PowerPoint,

таблицы Excel или фрагменты видеоматериалов. Весной 2020 года

руководством Гимназии № 105 города Уфы также была озвучена задача

внедрять в образовательный процесс современные технологии.

Тогда же нами была изучена возможность их применения в рамках урока

музыки в четвертом классе с помощью режима видеоконференций в

программе Zoom. В качестве инструмента был использован популярный

музыкальный секвенсор (программное обеспечение для создания и

редактирования музыки) Fruity Loops Studio 12 версии. В рамках

дистанционного урока на экран был выведен интерфейс программы, в

результате чего учащиеся могли наглядно ознакомиться с нюансами

музыкальной теории и основами создания музыкальных композиций. Из

дополнительного оборудования использовались мышь и клавиатура.

(Приветствуется использование синтезаторов и миди-клавиатуры при

условии их наличия). Отметим, что на уроке секвенсор был установлен

только у учителя. В то же время некоторые дети признались, что у них на

компьютерах установлена эта программа.

Занятие началось с краткого объяснения музыкальной теории. С помощью

виртуального нотного стана – инструмента Piano Roll, а также встроенного

плагина – виртуального аналога пианино FL Keys учителем были

продемонстрированы различия в звучании нот на разных октавах (высоких и

низких) и простых гармоний. Следует отметить, что в программе

используется упрощенное, буквенное обозначение нот.

C – до

D - ре

E - ми

F - фа

G - соль

A - ля

B – си

Также кроме основных (белых) нот учащиеся ознакомились со звучанием

черных нот («диезов» и «бемолей»), узнали о различиях между тонами и

полутонами.

На следующем этапе ученикам был пошагово продемонстрирован процесс

создания простейшей мелодии с использованием тех же вспомогательных

программ – Piano Roll и FL Keys. Также были использованы паттерны для

создания ударной партии (электронные барабаны). Следует заметить, что

функционал программы удобен для новичков и поэтому все необходимые

интервалы заранее обозначены производителем. В частности, можно выбрать

режим частоты звучания бас-барабана (например, каждые четыре или восемь

шагов). Все процессы осуществляются автоматически.

В конце урока учащимся были выданы рекомендации по использованию

музыкальных секвенсоров, а также рекомендованы обучающие

видеоматериалы и литература. Их также можно использовать для

обсуждения на дальнейших занятиях.

Существуют следующие способы применения таких технологий в процессе

обучения.

1. Преподаватель выбирает одно видео, которое просматривает вся группа

обучающихся вместе на одном или нескольких экранах. Видео предоставляет

конкретную информацию, а затем студенты должны обсудить тему,

затронутую в фильме, и ответить на вопросы по этому видеоматериалу.

Видео также может содержать инструкции для конкретного эксперимента

или опыта, который затем ученики выполняют в лаборатории. Опытные и

креативные педагоги используют самые различные виды деятельности

(например, пленарное обсуждение, групповая работа и т. д.);

2. Видео может применяться перед занятиями в качестве подготовки к

обсуждению и выполнению аудиторных заданий;

в) видео можно использовать после учебного занятия для повторения

учебного материала или для учеников, которые по какой-либо причине

пропустили занятие;

3. Использование видео в качестве самостоятельного учебного материала.

В ходе урока были реализованы следующие задачи:

1. Ознакомление учащихся с основами музыкальной теории

2. Ознакомление учащихся с функционалом вспомогательной программы -

музыкального секвенсора

3. Расширение возможностей дистанционного обучения

Отметим, что проведенный урок носил скорее экспериментальный характер,

но в дальнейшем логичным шагом было бы разработать на его основе

полноценный цикл занятий для учащихся начальных классов, в ходе

которого более подробно были бы рассмотрены имеющиеся возможности

программы, ее составляющих, а также аспекты музыкальной теории.

Упрощенный формат (с точки зрения музыкальной теории) секвенсора,

разумеется, не заменит те знания, что преподаются в рамках музыкальной

школы, но, тем не менее, способен дать учащимся младших классов базовые

знания по музыке и вызвать у учеников интерес к рассматриваемой теме. В

силу этого говорит интерактивность формата уроков и активное применение

в нем современных программ (Zoom, FL Studio).

В ходе курса уроков можно было бы внедрить повсеместное использование

секвенсоров среди учеников. Не только учитель будет показывать материал,

также будет осуществляться обратная связь со стороны учащихся – они

будут показывать процесс выполнения заданий в реальном времени, также

появляется возможность съемки выполнения домашнего задания на видео и

дальнейшая его проверка с помощью вспомогательных электронных средств.

Именно через обратную связь будет достигнута наибольшая эффективность в

изучении темы.

Перечислим навыки и качества, которые приобретает учащийся при

изучении уроков в рассматриваемом формате:

1. Внимательность

2. Усидчивость

3. Креативность

4. Умение ориентироваться в большом массиве информации

В конце рассмотрим основные составляющие программы, а также термины,

связанные с ней.

1. Сэмпл (Sample) – отрывок аудио-файла, отрезок

музыкального произведения

2. Луп (Loop) – циклически повторяющийся фрагмент сэмпла.

3. BPM – Beats per Minute – удары в минуту. Самый распространенный и

удобный способ измерения темпа произведения, отображается в верхней

части интерфейса

4. Плагин (Plugin) (от английского. plug-in) – Обычно небольшая программа

(или электронный заменитель реально существующего синтезатора), в

которой можно осуществлять обработку и создание звука.

5. Канал (channel) – элемент программы, через который осуществляется

воспроизведение звука.

В целом можно резюмировать, что компьютерное обучение, и, в частности,

обучение с помощью электронных музыкальных технологий благотворно

влияет на учащихся:

1. Способствует более активному и сознательному усвоению учащимися

учебного материала по музыке

2. Не вызывает существенных трудностей у младших школьников в работе с

компьютерными технологиями, в силу их ранней вовлеченности в них.

3. Создает положительное эмоциональное отношение учащихся к

осуществляемой деятельности;

4. Помогает детям избежать трудностей в общении со сверстниками, так как

электронное обучение способствует сплочению коллектива

5. Стимулирует интерес младших школьников к учебной деятельности;

6. Активизирует формирование логического, творческого мышления;

7. Способствует развитию способностей учащихся;

8. Обеспечивает дифференцированный подход к изучению предмета.

Средняя длительность урока – 30 минут.

План урока.

1.

Вступление, краткое теоретическое объяснение сути материала

2.

Объяснение музыкальной теории с помощью программного

обеспечения

3.

Создание сэмпла (небольшого музыкального отрывка) в программе

4.

Подведение итогов.



В раздел образования