Автор: Сухарева Оксана Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 105 им. Н.И. Кузнецова
Населённый пункт: Уфа, Республика Башкортостан, Россия
Наименование материала: статья
Тема: Использование функционала музыкальных секвенсоров на уроках музыки в начальных классах
Раздел: начальное образование
Сухарева Оксана Евгеньевна
учитель начальных классов
г. Уфа, МБОУ Гимназия № 105 им. Н. И. Кузнецова
Использование функционала музыкальных секвенсоров на уроках
музыки в начальных классах.
В условиях пандемии коронавируса в образовательных учреждениях крайне
востребованным стал дистанционный формат проведения занятий. Сначала
они, как правило, проходили в режиме прямого общения на платформе для
видеоконференций Zoom, но постепенно преподаватели начали привносить в
них интерактивные элементы – в частности, выводили на виртуальную доску
презентации, выполненные с помощью программы Microsoft PowerPoint,
таблицы Excel или фрагменты видеоматериалов. Весной 2020 года
руководством Гимназии № 105 города Уфы также была озвучена задача
внедрять в образовательный процесс современные технологии.
Тогда же нами была изучена возможность их применения в рамках урока
музыки в четвертом классе с помощью режима видеоконференций в
программе Zoom. В качестве инструмента был использован популярный
музыкальный секвенсор (программное обеспечение для создания и
редактирования музыки) Fruity Loops Studio 12 версии. В рамках
дистанционного урока на экран был выведен интерфейс программы, в
результате чего учащиеся могли наглядно ознакомиться с нюансами
музыкальной теории и основами создания музыкальных композиций. Из
дополнительного оборудования использовались мышь и клавиатура.
(Приветствуется использование синтезаторов и миди-клавиатуры при
условии их наличия). Отметим, что на уроке секвенсор был установлен
только у учителя. В то же время некоторые дети признались, что у них на
компьютерах установлена эта программа.
Занятие началось с краткого объяснения музыкальной теории. С помощью
виртуального нотного стана – инструмента Piano Roll, а также встроенного
плагина – виртуального аналога пианино FL Keys учителем были
продемонстрированы различия в звучании нот на разных октавах (высоких и
низких) и простых гармоний. Следует отметить, что в программе
используется упрощенное, буквенное обозначение нот.
C – до
D - ре
E - ми
F - фа
G - соль
A - ля
B – си
Также кроме основных (белых) нот учащиеся ознакомились со звучанием
черных нот («диезов» и «бемолей»), узнали о различиях между тонами и
полутонами.
На следующем этапе ученикам был пошагово продемонстрирован процесс
создания простейшей мелодии с использованием тех же вспомогательных
программ – Piano Roll и FL Keys. Также были использованы паттерны для
создания ударной партии (электронные барабаны). Следует заметить, что
функционал программы удобен для новичков и поэтому все необходимые
интервалы заранее обозначены производителем. В частности, можно выбрать
режим частоты звучания бас-барабана (например, каждые четыре или восемь
шагов). Все процессы осуществляются автоматически.
В конце урока учащимся были выданы рекомендации по использованию
музыкальных секвенсоров, а также рекомендованы обучающие
видеоматериалы и литература. Их также можно использовать для
обсуждения на дальнейших занятиях.
Существуют следующие способы применения таких технологий в процессе
обучения.
1. Преподаватель выбирает одно видео, которое просматривает вся группа
обучающихся вместе на одном или нескольких экранах. Видео предоставляет
конкретную информацию, а затем студенты должны обсудить тему,
затронутую в фильме, и ответить на вопросы по этому видеоматериалу.
Видео также может содержать инструкции для конкретного эксперимента
или опыта, который затем ученики выполняют в лаборатории. Опытные и
креативные педагоги используют самые различные виды деятельности
(например, пленарное обсуждение, групповая работа и т. д.);
2. Видео может применяться перед занятиями в качестве подготовки к
обсуждению и выполнению аудиторных заданий;
в) видео можно использовать после учебного занятия для повторения
учебного материала или для учеников, которые по какой-либо причине
пропустили занятие;
3. Использование видео в качестве самостоятельного учебного материала.
В ходе урока были реализованы следующие задачи:
1. Ознакомление учащихся с основами музыкальной теории
2. Ознакомление учащихся с функционалом вспомогательной программы -
музыкального секвенсора
3. Расширение возможностей дистанционного обучения
Отметим, что проведенный урок носил скорее экспериментальный характер,
но в дальнейшем логичным шагом было бы разработать на его основе
полноценный цикл занятий для учащихся начальных классов, в ходе
которого более подробно были бы рассмотрены имеющиеся возможности
программы, ее составляющих, а также аспекты музыкальной теории.
Упрощенный формат (с точки зрения музыкальной теории) секвенсора,
разумеется, не заменит те знания, что преподаются в рамках музыкальной
школы, но, тем не менее, способен дать учащимся младших классов базовые
знания по музыке и вызвать у учеников интерес к рассматриваемой теме. В
силу этого говорит интерактивность формата уроков и активное применение
в нем современных программ (Zoom, FL Studio).
В ходе курса уроков можно было бы внедрить повсеместное использование
секвенсоров среди учеников. Не только учитель будет показывать материал,
также будет осуществляться обратная связь со стороны учащихся – они
будут показывать процесс выполнения заданий в реальном времени, также
появляется возможность съемки выполнения домашнего задания на видео и
дальнейшая его проверка с помощью вспомогательных электронных средств.
Именно через обратную связь будет достигнута наибольшая эффективность в
изучении темы.
Перечислим навыки и качества, которые приобретает учащийся при
изучении уроков в рассматриваемом формате:
1. Внимательность
2. Усидчивость
3. Креативность
4. Умение ориентироваться в большом массиве информации
В конце рассмотрим основные составляющие программы, а также термины,
связанные с ней.
1. Сэмпл (Sample) – отрывок аудио-файла, отрезок
музыкального произведения
2. Луп (Loop) – циклически повторяющийся фрагмент сэмпла.
3. BPM – Beats per Minute – удары в минуту. Самый распространенный и
удобный способ измерения темпа произведения, отображается в верхней
части интерфейса
4. Плагин (Plugin) (от английского. plug-in) – Обычно небольшая программа
(или электронный заменитель реально существующего синтезатора), в
которой можно осуществлять обработку и создание звука.
5. Канал (channel) – элемент программы, через который осуществляется
воспроизведение звука.
В целом можно резюмировать, что компьютерное обучение, и, в частности,
обучение с помощью электронных музыкальных технологий благотворно
влияет на учащихся:
1. Способствует более активному и сознательному усвоению учащимися
учебного материала по музыке
2. Не вызывает существенных трудностей у младших школьников в работе с
компьютерными технологиями, в силу их ранней вовлеченности в них.
3. Создает положительное эмоциональное отношение учащихся к
осуществляемой деятельности;
4. Помогает детям избежать трудностей в общении со сверстниками, так как
электронное обучение способствует сплочению коллектива
5. Стимулирует интерес младших школьников к учебной деятельности;
6. Активизирует формирование логического, творческого мышления;
7. Способствует развитию способностей учащихся;
8. Обеспечивает дифференцированный подход к изучению предмета.
Средняя длительность урока – 30 минут.
План урока.
1.
Вступление, краткое теоретическое объяснение сути материала
2.
Объяснение музыкальной теории с помощью программного
обеспечения
3.
Создание сэмпла (небольшого музыкального отрывка) в программе
4.
Подведение итогов.