Автор: Сулимова Пелагия Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКО "СОШ № 4 имени Героя России Конопелькина Е.Н."
Населённый пункт: Аша, Челябинская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к ГИА
Раздел: полное образование
Тема: Подготовка к итоговой аттестации (тесты) с использованием словарных слов на тему
«Литература, искусство, театр».
Цель:
1.
Формировать умение правильного написания слов с непроверяемыми гласными и
согласными;
2.
Закрепить знания по фонетике, лексике, словообразованию, морфологии и синтаксису;
3.
Воспитывать чуткое вдумчивое отношение к слову, желание творить (развивать творческие
способности детей).
ХОД УРОКА
1.
Проверка домашнего задания. Самопроверка,
1. Отгадывание кроссворда, составленного детьми.
2.
Игра «Справочное бюро». (Лексический разбор одного из словарных слов).
К какой тематической группе относятся слова?
Какой раздел науки о языке повторили?
Назвать другие разделы русского языка.
II.
Сообщение цели урока.
Сегодня нам предстоит повторить знания по основным разделам русского языка, используя
слова с непроверяемыми написаниями на тему «Литература, театр, искусство». Эти знания
помогут вам выполнить текстовые задания в рамках итоговой аттестации.
III.
Повторение «Орфографии»
Работа по рядам
Задания: вставить пропущенные буквы. Записать слова с непроверяемыми гласными и
согласными. Убрать в каждом ряду слова, в которых безударные гласные проверяются
ударением.
IV.
Фонетика
Задание:
а)
найти и подчеркнуть слова, которых все согласные звонкие;
б)
слова, в которых все согласные звуки твердые;
в)
слова, в которых звуков больше, чем букв.
V.
Морфология.
Определить, какой частью речи являются словарные слова.
VI. Словообразование.
Задание: подобрать к выделенным словам однокоренные слова. Обозначить корень. Талантливо -
талант -талантливый - талантливость.
Доклад - докладывать - докладчик - докладчица.
Режиссер - режиссерский - режиссура - режиссировать.
Каким способом образованы слова «талантливый», «докладчик», «режиссура»?
1
Т...лантливо
Г...рой
Ст...листика
К.. .(м.мм)ентирова
ть
1
Талантливо
Герой
Комментировать
2
А(к,кк).. .мпанировать
Р.. ,жи(с,сс)ер
Тв...рить
Р... петиция
2
Аккомпанировать
Режиссер
Репетиция
3
Оп...рный
Стр...ка
Д...кладывать
М...скарад Тп
питтпя
3
Оперный
Докладывать
Традиция
1
Талантливо
Герой
Комментировать
2
Аккомпанировать
Режиссер
Репетиция
3
Оперный
Доклад
Традиция
VI.
Фразеология.
Задания: найти в предложениях фразеологизмы. Какие словарные слова входят в состав
фразеологизмов? Заменить фразеологизмы синонимичными словосочетаниями.
1.
Он то и дело открывал какие-нибудь способности у детей и находил, что нет больше
преступления, как зарыть талант в землю, не постараться развить его.
2.
Виктор был «ходячей энциклопедией» класса.
3.
Человеку необходимо сменить декорации, чтобы забыть прошлое.
Слова для справок: все знающий, обо всем осведомленный, губить свои способности, изменить
обстановку.
VII.
Развитие речи.
Проверка творческих работ детей (рассказы с использованием словарных слов на тему
«Литература, театр, искусство».
IX.
Синтаксис.
Словарный диктант на основе одного из рассказов.
Задание: подчеркнуть словарные слова, найти сложноподчиненные предложения, определить вид
придаточных.
X.
Итог
Какие разделы русского языка повторили? Какие трудности испытывали при выполнении заданий?
XI.
Домашнее задание.
1. Подобрать материалы к сочинению-рассуждению о природе родного края.
1 Индивидуальное задание: словарная работа со словами «экология», «экологический