Напоминание

Развитие функциональной грамотности на уроках химии и биологии


Автор: Саввина Олеся Владимировна
Должность: учитель химии и биологии
Учебное заведение: МБОУ: Романовская СОШ
Населённый пункт: Ростовская область, станица Романовская
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Развитие функциональной грамотности на уроках химии и биологии
Раздел: полное образование





Назад




Развитие функциональной грамотности на уроках химии и биологии

Саввина Олеся Владимировна,

учитель химии и биологии

МБОУ: Романовская СОШ

«Выживает не самый сильный

или самый умный, а тот, кто быстрее

откликнется на изменения» Ч. Дарвин

Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную

гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его

готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Необходимость использовать метапредметные задания возникла тогда, когда даже

«сильные» ученики, обладающие системой знаний, не могли пояснить особенности

процессов и явлений, сделать выводы по изученному материалу или выполненному

исследованию, воспользоваться знаниями в практической жизни, аргументированно

отстаивать своё мнение.

Окружающий нас мир постоянно меняется. И система образования тоже должна

идти в ногу со временем. Непосредственное овладение знаниями уходит на второй план.

А умение работать с полученной информацией, осуществлять ее анализ и синтез – на

первое место.

Исследования выявили, что современные ученики недостаточно владеют навыками

применения знаний на практике, умением использовать различную информацию.

Современный учитель и должен работать над этим на своих уроках.

Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения

химии и биологии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные

задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. И я стала использовать на

своих уроках такие задания – ситуационные задачи. Они позволяют осваивать ученику

интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией:

ознакомление-понимание–применение–анализ–синтез–оценка.

На уроках химии в 8 классе при прохождении темы «Химические формулы» можно

предложить учащимся вывести молекулярную формулу, используя следующее задание:

Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет

простейших морских животных, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,54

%(Si), 17,48 %(S), 34,97 %(O).

(Ответ: SrSO4).

При изучении темы «Периодическая система химических элементов» ученики выполняют

следующее задание:

Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза.

По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …6s2

6p0. Напишите его названия, символа и порядкового номера.

(Ответ: барий)

Интересные примеры можно подобрать и при изучении темы «Способы разделения

смесей»:

Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она

смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и

велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро

справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните, как можно быстро

справиться с заданием мачехи.

При изучении темы «Растворы» приводим практические примеры. Например:

«Уходя на работу, мама попросила Ксюшу постирать тюль и свести пятно от

ржавчины лимонной кислотой. Покопавшись в книге «Домоводство», Ксюша поняла, что

нужно приготовить 10%-й раствор кислоты и погрузить туда на 30 мин ткань с

ржавым пятном размером с её ладошку. Будь вы Ксюшей, сколько взяли бы воды и

кислоты для приготовления раствора?»

На уроках химии в 9 классе при изучении общей характеристики металлов можно

предложить такую задачу:

«Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки

самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту? Дополнительный

вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1

кг, а в 1900 г. — 1 рубль?

(Ответ: 14 лет-15 лет. Алюминий был впервые получен в 1827 году)

Особый интерес у учеников вызывают метапредметные задания, включающие в себя

знания нескольких предметов. В качестве примера можно привести задания на стыке

естественно-научных дисциплин физики, химии и гуманитарных обществознания и

литературы.

В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути

автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек

воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведенные факты

и результаты ваших расчетов, подготовьте:

а) рекламный проспект автомобилей;

б) текст обращения к президенту о защите природы.

Какая болезнь описана в рассказе И. С. Тургенева «Живые мощи» из «Записок

охотника»: «…Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая — ни дать, ни

взять икона старинного письма, нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать —

только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди жёлтых

волос. … руки тоже бронзового цвета»? Каковы причины этой болезни?

Таким образом, предметы химия и биология дают нам много возможностей для

формирования естественнонаучной грамотности учащихся. Главное, сделать эту работу

систематической для учителя и практико-ориентированной и интересной для ученика. И

тогда любые тестирования, аналогичные исследованию PISA, будут нашим ученикам по

плечу.



В раздел образования