Автор: Фирая Мансуровна Ахмадиева
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Большеменгерская ООШ"
Населённый пункт: село Большой Менгер Атнинского района
Наименование материала: разработка урока русского языка
Тема: Имена существительные общего рода
Раздел: среднее образование
Тема. Имена существительные общего рода
Цель: дать понятие о существительных общего рода
Задачи. Образовательные: повторить сведения о несклоняемых существительных; формировать представление о существительных общего рода и их
употреблении в речи;
Развивающие: развивать умение определять существительные общего рода и употреблять их в речи; развивать логическое мышление, внимании,
творчество, умение делать выводы, обобщения
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, самостоятельности, сотрудничества на уроке; воспитание любви к русскому языку.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русский язык» для 6 класса. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др., М. «Просвещение», 2020
компьютер, мультимедийный проектор
Ход урока:
Цели как деятельность учеников:
М/п: анализировать, обобщать, делать выводы, строить рассуждения.
П: распознавать существительные общего рода, правильно употреблять в речи существительные общего рода и существительные, обозначающие
лиц по профессии.
Л: обогащать грамматический строй своей речи.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и
технология оценивания,
духовно-нравственное
воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
II. Актуализация знаний.
- Определите слово по его лексическому значению, укажите род.
Широкая улица, обсаженная по обеим сторонам деревьями (название ,принятое в
ряде стран Западной Европы и США) (авеню-ж.р.) Сигнальный щит, на котором
Познавательные УУД
Анализировать, сравни-
вать, различать, устанав-
1
автоматически показываются какие-либо результаты (табло-с.р.). Спортивная игра
в мяч на воде (поло-с.р.). Низкорослая шотландская лошадь (пони-м.р.). Возвы-
шенная равнина, ограниченная чётко выраженными уступами (плато-с.р.). Знак
препинания в виде длинной горизонтальной черточки (тире-с.р.).
- Как называются эти существительные? (Несклоняемые).
- Что нужно знать, чтобы определить род несклоняемых существительных? (Не-
склоняемые имена существительные неодушевленные относятся к среднему роду,
а одушевленные к женскому, если обозначают лиц женского пола и к мужскому,
если обозначают лиц мужского пола или животных)
ливать взаимосвязи.
Коммуникативные УУД
Владеть монологической
речью; адекватно исполь-
зовать речевые средства
для решения коммуника-
тивных задач.
III. Постановка учебной
задачи.
Материал для наблюдения.
- Скажите, о мальчике или о девочке идёт речь в предложениях? Можно ли опреде-
лить к кому относятся эти слова? Почему?
«Умница!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа?!» - воскликнула бабушка.
«Ну и соня же ты!» – не выдержал папа.
- Сравните!
«Умница, дочка!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внучок!?» – воскликнула бабушка.
«Брат, ну ты и соня!» – не выдержал папа.
- А сейчас вы можете определить, о ком идёт речь в этих предложениях? Можно ли
определить род этих существительных?
- Определите род существительных умница, непоседа, соня.
- А так можно сказать?
«Умница, сынок!» – сказала мама.
«Что же ты за непоседа, внученька?!» – воскликнула бабушка.
«Сестра, ну ты и соня!» - не выдержал папа.
- Определите род существительных умница, непоседа, соня.
СДЕЛАЕМ ВЫВОД:
- Какое противоречие вы заметили? (Oдно и то же слово может обозначать лиц как
мужского пола, так и женского пола).
- Что вам помогло определить род существительных? (Контекст).
- Как вы считаете можно ли их род назвать общим? (Можно).
- Как будут называться такие существительные? (Существительные общего рода).
Вывод. Существительные общего рода относятся к мужскому роду, если обознача-
Регулятивные УУД
1. Высказывать предпо-
ложения на основе на-
блюдений.
2. Формулировать вопрос
(проблему) урока.
2
ют лица мужского пола и относятся к женскому роду, если обозначают лица жен-
ского пола.
Запишем тему урока: «Имена существительные общего рода».
Какова цель нашего урока? (Формулируют учащиеся)
Какие существительные относятся к общему роду?
Как определять род таких существительных?
IV. Открытие новых зна-
ний.
Лексический диктант
1)Очень трудолюбивый, старательный человек.(трудяга, работяга)
2) Человек, который любит долго спать (соня)
3) Человек, который зазнается (зазнайка).
4) Человек, который любит сладкое (сладкоежка)
5) Умный человек (умница)
6) Очень чистоплотный, аккуратный человек (чистюля)
7) Человек, который любит жаловаться (ябеда)
Неаккуратный человек. (Неряха.)
- Составьте предложение с любым из этих слов, определите род.
– Что объединяет все записанные вами слова? (Это существительные общего рода
с окончанием –а. Они отрицательно характеризуют человека, пишутся с не слит-
но.)
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения
проблемы.
2.Осуществлять познава-
тельную и личностную
рефлексию.
Познавательные УУД
1. Извлекать информа-
цию, представленную в
разных формах, ориенти-
роваться в своей системе
знаний.
2. Анализировать, сравни-
вать, делать выводы,
устанавливать закономер-
ности.
3
2. Чтение правила в учебнике – стр.145
- Чем можно дополнить текст учебника? (Характеризуют человека).
- Что нового вы узнали из учебника? (Имена прилагательные согласуются с эти-
ми существительными или в мужском или женском роде)
- Что надо сделать, чтобы было понятно, какое окончание писать у прилага-
тельных?(Узнать пол)
- По каким признакам можно найти слова общего рода в тексте? (По окончанию а -
я в И.п. ед.ч.).
3. - Проблемный вопрос: правильно ли утверждать, что слова учитель, врач, про-
фессор являются существительными общего рода, т.к. они называют как мужчин
(лиц мужского пола), так и женщин (лиц женского пола).
(Нет, эти существительные имеют нулевое окончание, а не окончание а, они не
характеризуют лицо, а называют профессию, род деятельности, поэтому не яв-
ляются словами общего рода).
4. Сравните свои выводы и наблюдения со схемой:
ОБЩИЙ РОД
И.п. ед.ч. значение
характеристика
А / Я лица (чаще отр.)
жен. пола муж. пола
Ж.Р. М.Р.
прил. АЯ прил. ЫЙ ИЙ ОЙ
Запомнить: М. Р.
врач□, инженер□, директор□
(независимо от пола лица!)
прил. ЫЙ ИЙ ОЙ
4
ФИЗМИНУТКА
V. Первичное закрепле-
ние.
Электронная физминутка «Звездочет»
- Предлагаю вам выполнить гимнастику для глаз по схемам, которые вы увидите на
слайдах, затем выполнить упражнения за движущейся звездочкой, при мигании
звездочки необходимо моргать. При этом звезды нужно посчитать. Самый точный
и будет звездочет (28 звезд).
Работа с учебником – упр.277
1.
Сережа – круглый сирота (м.р.). Маша – круглая сирота (ж.р.).
2.
Миша – большой забияка (м.р.). Марина – удивительная забияка (ж.р.).
3.
«Какой ты зазнайка, Петя»,- удивилась мама». »Какая ты зазнайка, Люба», -
удивилась мама.
Познавательные УУД
1. Анализировать, уста-
навливать сходство и раз-
личия, делать выводы.
2. Владеть приёмами от-
бора и систематизации
материала, конструиро-
вать, строить рассужде-
ния.
VI. Самостоятельная рабо-
та с взаимопроверкой по
эталону.
- Определите род имён существительных, запишите слова, разбив их на столбики:
мужской род, женский род, общий род.
Носок, мозоль, забияка, вестибюль, тюль, растяпа, фамилия, рояль, мышь, непосе-
да, врач, стража, умник, умница.
- Обменяйтесь тетрадями. Проверьте работу, поставьте оценку.
мужской род женский род общий род
носок мозоль забияка
вестибюль фамилия растяпа
тюль мышь непоседа
рояль стража умница
врач
умник
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои
мысли в устной и пись-
менной форме.
2. Слушать и слышать
других, быть готовым
корректировать свою точ-
ку зрения.
3. Осуществлять взаим-
ный контроль.
5
VI I. Включение нового
знания в систему знаний и
повторение.
- Послушайте сказку, о чем она, как бы вы ее озаглавили?
Среди частей речи прошел слух, что заболело Существительное. Его приятели
Прилагательное и Местоимение забеспокоились. Поспешили узнать, что случи-
лось. Оказалось, что дети путают род Существительного. Прилагательное
предложило Существительному свою помощь.
“Не грусти, мы поможем тебе. Постараемся не оставлять тебя в одиночестве,
будем с тобой рядом и поможем определить твой род: соломенная шляпка, тяже-
лый рюкзак”, - сказало Прилагательное. “Я тоже помогу ребятам узнать твой
род”, - сказало Местоимение. (Мой рюкзак, моя соломенная шляпка.) Особенно мы
пригодимся ребятам при определении рода таких слов, как тихоня, лакомка, гряз-
нуля, задира, сластена, неряха, ведь их род можно узнать только тогда, когда мы
стоим рядом: большой (этот) грязнуля и большая (эта) грязнуля. Повеселело Су-
ществительное от дружеской поддержки и стало выздоравливать. Не напрасно в
народе говориться: “Друзья познаются в беде!”.
- О чем эта сказка? Как бы вы ее озаглавили?
- Перечислите действия, которые надо совершить, чтобы помочь существительно-
му? (Друзья познаются в беде. Настоящая дружба)
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию
из текста.
2. Анализировать, сравни-
вать, делать выводы.
V III. Рефлексия.
Итог урока
- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Почему они так называются?
- Как определить род этих существительных?
- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.
Закончи предложение :
- Сегодня я узнал(а)…
- Было трудно…
- Теперь я могу…
- Я понял(а)…
- У меня получилось…
- Было интересно…
- Мне захотелось…
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и ре-
зультаты своей деятель-
ности.
2. Вырабатывать крите-
рии оценки и определять
степень успешности рабо-
ты.
XI. Домашнее задание.
Составить таблицу «Род имен существительных».
Написать рассказ с использованием слов общего рода.
6