Напоминание

Методика изучения орфографии на уровне основного общего образования


Автор: Гришаева Оксана Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №72 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья-презентация
Тема: Методика изучения орфографии на уровне основного общего образования
Раздел: среднее образование





Назад




Методика изучения

орфографии на уровне

основного общего

образования

1

2

Вопросы

1.

Цели современного изучения

орфографии

2.

Принципы обучения орфографии

3.

Этапы обучения

4.

Основные орфографические

понятия школьного курса

3

Вопросы

5.

Классификация орфограмм: тип,

вид, случаи написания

6.

Методика изучения орфограммы –

буквы и не-буквы

7.

Методика изучения

непроверяемых описаний

8.

Виды орфографических заданий

4

Современное представление об

орфографической системе русского

языка

В 21 веке орфографическая

система русского языка

рассматривается как основное

средство успешной коммуникации в

условиях дистантного общения с

помощью графического кода.

5

Современное представление об

орфографической системе русского

языка

Единообразное оформление

письменного (графического) текста

обеспечивает понимание читателем

содержания логического

(событийного, фактуального) и

фатического (эмоционального)

сообщения, закодированного

пишущим в графическом образе

мысли.

6

Сегодня изучение орфографии

вызывает значительные трудности.

Почему?

1.

Понижение статуса русского языка

как родного.

2.

Усиление роли устной речи в

коммуникации.

7

3. Снижение значимости письменной

речи из-за развития других средств

передачи информации.

4. Обилие ошибок в прежде

графически канонизированных

текстах (художественных,

публицистических).

8

5. Сокращение объема и количества

письменных работ в школе.

6. Снижение уровня требований

учителя к орфографической

грамотности детей.

7. Отсутствие эффективной системы

формирования орфографической

грамотности и зоркости детей.

9

1. Цели обучения орфографии

Основная цель – научить детей

единообразному написанию слов

(языковых средств графического

общения), сформировать

относительную орфографическую

грамотность (умение правильно

писать частотные слова и

словоформы), употреблять основные

графические правописные

средства:

10

1. Цели обучения орфографии

пробел,

букву,

дефис,

контакт (соединительный элемент

между буквами),

черточку при переносе слова на

другую строку.

11

2. Принципы обучения орфографии

(частнометодические)

1. Опора на речевой слух учеников

(звукобуквенный состав слова и

словоформы).

Приемы реализации

звукобуквенный анализ слова,

сопоставление буквы и звука:

Лестница, солнце,

праздник

12

2. Принципы обучения орфографии

(частнометодические)

-

Вслушайтесь в звучание слов. Где

возможна ошибка в написании?

Подберите однокоренные слова, в

которых отчетливо слышны

«сомнительные» звуки (Солнышко,

лезет). При написании один из звуков

пропадает, но на письме он

обозначается буквой. Что нужно

сделать, чтобы не сделать ошибку?

13

Орфографическое (фонематическое)

чтение (вслух с проговариванием звуков):

Сол-н-ц-е

2. Опора на морфемный состав слова

Приемы реализации

Поиск морфемы с трудным

написанием через морфемный или

словообразовательный разбор

- Кто видит, в какой части слова

есть сомнительное написание ?

14

3. Опора на лексическое значение

слова

Приемы

Толкование слова (объяснение

лексического значения):

Обл

а

ка –обволакивать

Пуловер – (от англ.

Pull over-

надеть сверху )

Подбор синонимов (компания –

группа лиц; кампания – мероприятие)

15

4. Сопоставление

взаимосмешиваемых написаний

Шёпот – шорох

Неправда (ложь) – не _ правда, а

ложь

16

5. Опора на синтаксические отношения в

словосочетании и предложении (связи

слов с другими словами):

Залезть

(куда?) наверх– залезть (на

_

верх

чего?) на

_

верх (верхушку)

дерева

Прием: синтаксический разбор (помогает

писать падежные окончания имен)

17

6. Постоянная мотивировка изучения

орфограмм (Орфографическая

грамотность – часть имиджа человека.

Она обеспечивает быстрое

незатрудненное понимание

графического текста и улучшает

результат общения с заочным

собеседником.)

18

Психологические основы

формирования орфографических

знаний, умений и навыков

Это совокупность всех видов памяти:

Зрительной (обеспечивает

запоминание графического образа

слова, словоформы)

Слуховой (акустической)

(обеспечивает распознавание звуков

речи в речевом потоке и понимание

сообщения)

19

Речедвигательной (артикуляционной)

(обеспечивает распознавание звуков

на основе произношения, помогает

понять происходящие фонетические

изменения в слабой акустико-

артикуляционной позиции)

20

Моторной ( обеспечивает

осмысленный подход к выбору

орфограммы через разрисовку

записи, графическое обозначение

ошибкоопасного места)

21

Только сочетание

дидактических

принципов

и приемов

поможет

достичь цели

обучения.

Пример

Записка из

сказки А. Милна

«Винни-Пух и

все-все-все»

(Щасвирнус)

22

3.

Этапы обучения

1)

Начальный (1-4 классы)

Цель: формирование основ

орфографической грамотности.

Закладываются элементарные

представления об орфографической

системе русского языка.

Содержание работы: обозначение

основными графическими средствами

(буквой и пробелом) частотных

написаний слов.

23

Умения :

Употреблять буквы, обозначающие

звуки.

Употреблять буквы, не обозначающие

звуки ( Ъ, Ь)

Писать слова раздельно

Употреблять варианты букв (Ы-И, А-Я,

заглавная – строчная) в элементарных

случаях.

24

Пример

Мой маленький (д, Д)ружок, слушай

сказку!

Я отворил калитку, навстречу мне с

радостным лаем выбежал (д, Д)ружок.

25

Все умения формируются на основе

орфографической (правописной)

памяти и орфографической зоркости.

Приемы развития зрительной памяти

Зрительный диктант

Разрисовка текста (запись буквы

крупно, другим цветом, подчеркивание,

выделение морфемы специальным

значком, ударение, рисунок и др.)

26

Пример разрисовки текста

Ехать на

автомобил…

Встретит(?)ся с

еж…м

Заг…реть на

со(?)нце

27

Приемы развития зрительной памяти

Выделение маркером ошибкоопасного

места

R

Списывание с готового текста (без

пропуска орфограмм)

Пример текста для списывания

Лишь пестрая осень ушла со двора,

Как новая гостья явилась с утра.

Покрасила белым дома и окошки,

Засыпала пухом кусты и дорожки.

Луга замела и укрыла поля,

И сразу просторнее стала земля.

И ярко на многие тысячи верст

Зажглись на ней тысячи

Праздничных звезд.

(Г. Ходырев)

28

29

Этапы обучения орфографии

2) Основной (ведущий) (5 – 7 кл.)

Формируются ВСЕ орфографические

понятия и умения. Изучаются ВСЕ типы

и основные виды орфограмм.

30

3) Обобщающий (продвинутый) (7-9 кл.)

Изучение орфографии на

синтаксической основе.

4) Итоговый (завершающий) (10-11 кл.).

Индивидуальная шлифовка знаний и

умений по орфографии (во время

проверки письменных работ

старшеклассников).

31

4. Основные орфографические

понятия

Орфограмма факт нормированной

письменной речи; написание,

регулируемое орфографическим

правилом (не только буква!).

Орфограмма подчеркивается одной

чертой, условия выбора – двумя.

32

Типы орфограмм – родовое понятие;

основное написание, графический знак:

1.

Буква (осЕнь)

2.

Пробел (отсутствие буквы, графический

ноль) (у_осени, не_греет)

3.

Дефис (полуслитное написание)

(по-осеннему)

4. Контакт (слитное написание) (непогода)

5. Черточка при переносе (в конце строки)

33

Вид орфограммы – конкретное

написание внутри типа, которое

регулируется правилом (Буквы О-Ё

после шипящих в корне слова)

Случай написания – написание в

конкретном языковом факте

(шЁпот, шОрох)

34

Тип написания Вид

написания

Случай

написания

1. Буква

Буквы О и Ё

после шипящих

и Ц

в корне слова

чЁрный

жЁлтый

пижОн

шОколад

2. Дефис

Дефис в

написании

наречий

По-детски

Во-первых

35

Условия выбора орфограммы –

это то, на что ориентируется

пишущий при выборе орфограммы.

1)

Фонетико-графическое (то, что мы

слышим) (например, наличие –

отсутствие ударения, особенности

согласных звуков): л…сной – лес;

поз…но – опоздать

36

2) Структурно-словообразовательное

(в какой морфеме пишем ту или

иную букву): касấтельная

37

3) Синтаксическое (проявляется в

структуре словосочетания;

например, при написании падежных

окончаний у имен): висеть (на чем?)

на яблоне (П. п.) – на стене (опорное

написание); на снегу (каком?) белом

– крутом (опорное написание)

38

4) Семантическое (связано с

поиском родственных слов или

значений)

Компания – кампания

39

5) Морфологическое (связано с

определением части речи): неправда

(ложь) (сущ.); не нравится (глагол)

Основная трудность

безошибочного письма связана с тем,

что одно правило, один случай

написания (конкретное слово,

словоформа) могут содержать

несколько условий и –

соответственно - орфограмм:

40

Цифра, с улицы

– выбор

букв И -Ы одновременно связан с

выделением корня или окончания

(словообразовательное условие) и

звука/буквы Ц (фонетико-

графическое условие)

Ц…ган

Ц…рк

Ц…ц!

41

Опознавательные признаки

орфограммте приметы, внешние

признаки, по которым можно

определить, есть ли в написании

(тексте) орфограмма.

Приметы для орфограмм – букв

1) Для гласных

Ударность – безударность

Положение после шипящих

42

2) Для согласных:

R

Слабая позиция

(конец слова; стечение согласных:

просьба; долгий согласный: коррида,

жужжать)

3) Для Ъ, Ь:

Наличие Й после согласного (вьет,

вьюга)

Наличие мягкого согласного в

сочетании букв или на конце слова

(осень, скользко)

43

R

Сочетания ЧК - ЧН (без Ь) (сказочный)

R

Шипящий на конце слова (Ь пишется

/не пишется) (рожь, камыш_)

R

Сочетание ТСЯ – ТЬСЯ в глаголах

(зависит от формы глагола)

4) Для заглавных букв

R

В начале предложения или текста

R

Наличие собственных имен

44

Условия и приметы для орфограмм-

небукв (дефиса, пробела, контакта)

1.

Наличие предлога (?)

2.

Наличие частицы НЕ (?)

3.

Конец строки (?)

НЕ и НИ с

частями

речи

45

Чтобы ученики запомнили

опознавательные приметы (признаки)

орфограмм, выполняются задания

типа:

K

По каким приметам вы определили,

что в слове «течет» есть орфограмма?

Назовите их.

K

Найдите приметы того, что в конце

слова «течь» нужно писать Ь.

6. Методика изучения буквы -

орфограммы и не орфограммы

Последовательность знакомства с

понятиями «орфограмма» и

«орфограмма – буква»

1.

Записать на доске слова в 2

столбика ( без орфограмм и с

орфограммами)

дом

дома

стол

столы

лес

леса

дубы

?

46

6. Методика изучения буквы -

орфограммы и не орфограммы

2. Организовать чтение слов по

столбикам и беседу:

-

Есть ли в словах 1-го (2-го)

столбика буквы, которые не

совпадают со звуками?

-

Нужны ли для написания этих

слов какие-нибудь правила?

47

6. Методика изучения буквы -

орфограммы и не орфограммы

3. Вывод:

В словах на письме есть

буквы-орфограммы и не

орфограммы.

4. Записать определение понятия

«орфограмма»:

- Это правильное написание,

которое выбирается из

нескольких возможных с

помощью правила (инструкции).

48

6. Методика изучения буквы -

орфограммы и не орфограммы

5. Продолжение вывода:

- Однако в русском языке есть

слова, состоящие из букв –

неорфограмм. Таких слов

немного (дым, сон, пол и др.).

6. Выполнение тренировочных

заданий, например:

49

6. Методика изучения буквы -

орфограммы и не орфограммы

)

Подчеркните с словах буквы –

орфограммы одной чертой и буквы –

не орфограммы двумя чертами.

Будьте внимательны!

к лодке

тележ ку

дож дем

с окошка

подтянул

50

51

Последовательность работы с

орфограммой - не буквой

1.

Раздельное написание предлогов со

словами:

Как пишутся слова друг с другом?

Промежуток между словами – тоже

орфограмма, потому что всегда

связана с выбором написания из

ряда возможных (слитно или

раздельно?)

52

Потренируемся в выборе написания –

пробела.

(с) другом

с

другом

(с) дружиться

сдружиться

(по) дороге

по

дороге

(по) дорожник

подорожник

Орфография

53

7. Методика изучения

непроверяемых написаний

Непроверяемые написания – 10%

слов из учебника под ред. Т.А.

Ладыженской и М.Т. Баранова. Это:

1.

Гласные в корнях иноязычных слов

олейбол, бейсбол)

54

7. Методика изучения

непроверяемых написаний

2.

Непроверяемые согласные в корнях

иностранных слов (футбол)

3. Удвоенные согласные в корнях

иностранных слов (программа,

коммуникация)

55

7. Методика изучения

непроверяемых написаний

4. Безударные гласные Е, И, А, Я, в

суффиксах неопределенной формы

глагола , форм прошедшего времени

глагола, действительных и

страдательных причастий, форм

деепричастий: засеЯть, засеЯл,

засеЯвший, засеЯнный, засеЯв.

56

7. Методика изучения

непроверяемых написаний

5. Слитное – раздельное написание

приставок в наречиях: сверху,

с_разбегу, по_двое, надвое.

По характеру трудностей

непроверяемые написания делятся

на несколько групп: трудность в

написании и значении (жокей); в

написании и произношении (трамвай,

комбайнер) и др.

57

Последовательность изучения

непроверяемых написаний

1.

Анализ состава слова и подбор

однокоренных слов: велосипед,

велосипедист – велик (разгов.),

велосипедный

2.

Этимологический анализ (если он

доступен): великан, вельможа –

от «вель» (большой, старший)

58

Последовательность изучения

непроверяемых написаний

3. Словарная работа

(словотолкование):

Жокей -

профессиональный

наездник на скачках

(бегах) («Жок!» -

выкрик наездника)

59

4. Выполнение заданий, в которых

изучаемая орфограмма встречается

СИСТЕМАТИЧЕСКИ, в том числе

творческого характера (сочинить

стихи, в которых используются

слова с изучаемым написанием)

60

8. Виды орфографических

заданий

1.

Списывание (в основе – зрительно-

моторные ассоциации; формируется

зрительный образ слова)

Виды списывания

Неосложненное ( с готового текста,

без пропуска орфограмм). Оно

ограничивается во времени, может

быть обучающим и контрольным

(в том числе домашним заданием)

61

Осложненное:

деформирование текста во время

списывания, пропуск всех или

определенной орфограммы:

62

то мож…т быть пр…красн…

реч…, п…днявш…йся на др…

ж…х замысла.

63

списывание с

восстановлением орфограмм

на месте пропуска

творческое списывание

(например, восстановление

текста с пропущенными словами,

замена слов синонимами с

орфограммой и др.)

64

списывание с разрисовкой текста

По



двое, надвое

/

выборочное списывание:

Выпишите из предложения только

слова с проверяемыми написаниями в

корне:

В споре побеждает не тот, кто

горячится, а тот, кто думает.

(побеждает)

65

2. Графические упражнения

(использование условных значков)

Пример

Пре = очень

Пре = пере

3. Диктанты (обучающие)

4. Работа с лингвистическими

словарями (орфографическим,

толковым и пр.)

66

Пример

Выберите из словаря 10 самых

трудных слов с корнем:

1 вариант – «аква»,

2 вариант – «теле» . Что

означают эти корни?

Подготовьтесь к

взаимодиктанту.



В раздел образования