Автор: Зеленкова Амулан Хейчиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Хайрюзовская СОШ"
Населённый пункт: с. Усть-Хайрюзово
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Родной русский язык" 6 класс
Раздел: среднее образование
Пояснительная записка.
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для
функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных
организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка
изучение
как
родного
языка
обучающихся.
Содержание
программы
ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского
языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и
направлено на достижение результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования по русскому языку, заданные
соответствующим ФГОС.
В
соответствии
с
этим
в
курсе
русского
родного
языка
актуализируются следующие цели:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления
о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
осознание
национального
своеобразия
русского
языка;
формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому
языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного
отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование
волонтерской
позиции
в
отношении
популяризации
родного
языка;
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
овладение культурой межнационального общения.
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в
разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного
запаса
и
грамматического
строя
учащихся;
развитие
готовности
и
способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в
речевом самосовершенствовании;
расширение знаний о таких явлениях и категориях современного
русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,
уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;
о стилистических ресурсах русского языка; о национальной специфике
русского языка и звуковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии
с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
совершенствование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать
языковые
факты,
оценивать
их
с
точки
зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общение; умений работать с
текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать
необходимую информацию;
развитие
проектного
и
исследовательского
мышления,
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому
языку. Воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
Важнейшими задачами
курса являются приобщение школьников к
фактам русской языковой истории, формирование представлений о сходстве
и различиях русского и других языков , расширение представлений о русской
языковой картине мира , о языке как базе общезначимых нравственно-
интеллектуальных
ценностей,
поведенческих
стереотипов
и
т.п.,
что
способствует
воспитанию
патриотического
чувства
,
национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей
страны и мира.
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство
междунационального общения и консолидации народов России, основа
формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его
духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывая поколения,
обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной
культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство
приобщения к духовному богатству русской культуры. Обучение русскому
родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру
ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский
язык неразрывно вязан со всеми школьными предметами; имея при этом
особый статус, он является не только объектом изучения, но и средством
обучения. Уровень владения родным русским языком влияет на качество
усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует
овладению будущей профессией.
Содержание
курса
«Русский
родной
язык»
направлено
на
удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как
инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.
Учебный
предмет
«Русский
родной
язык»
не
ущемляет
прав
тех
обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки.
В
содержании
курса
«Русский
родной
язык»
предусматривает
расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному
устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи,
внешней стороне существования языка. Программа учебного предмета
отражает социокультурный контекст существования русского языка, в
частности
те
языковые
аспекты,
которые
обнаруживают
прямую,
непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к
фактам русско языковой истории в связи с историей русского народа;
формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и
другого языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных
традиций культур народов России и мира; расширение представлений о
русской
языковой
картине
мира,
о
национальном
языке
как
базе
общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей.
Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане.
Программа по русскому родному составлена на основе требований к
предметным результатам освоение основной образовательной программы,
представленной в ФГОС основного общего образования, и рассчитана на 0.5
часа в неделю , 8,5 учебных часов в год
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Изучение предметной области «Родной язык и родная литература»
должно обеспечивать:
воспитание
ценностного
отношения
к
родному
языку
и
литературе на родном языке как хранителям культуры, включение в
культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего
народа;
осознание исторической преемственности
поколений,
своей
ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного
потенциального словарного запаса,
развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте
его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами речевого этикета;
получение
знаний
о
родном
языке
как
системе
и
как
развивающемся явлении, о его уровнях и единицах , о закономерностях его
функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование
аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных
функционально-смысловых типов и жанров.
Личностные результаты освоения учащимися основной школы
программы «Родной (русский) язык»:
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к
Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,
чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в
качестве гражданина России, субъективная значимость использования
русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной
сопричастности
судьбе
российского
народа).
Осознание
этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края,
основ
культурного
наследия
народов
России
и
человечества
(идентичность
человека
с
российской
многонациональной
культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной России); интериоризация гуманистических, демократических и
традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества.
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира.
2.
Готовность
и
способность
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность
осознанному
выбору
и
построению
дальнейшей
индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3.
Развитое
моральное
сознание
и
компетентность
в
решении
моральных
проблем
на
основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств
и
нравственного
поведения,
осознанного
и
ответственного
отношения
к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали,
нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях
народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению
в
поступках,
поведении,
расточительном
потребительстве;
сформированность представлений об основах светской этики, культуры
традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и
человечества,
в
становлении
гражданского
общества
и
российской
государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в
жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного
отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта
участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни
человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и
заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному
уровню
развития
науки
и
общественной
практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими
людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как
полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа
партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых
способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как
конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к
ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах.
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью
людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера
(способность
понимать
художественные
произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира;
способность
к
эмоционально-ценностному
освоению
мира,
самовыражению
и
ориентации
в
художественном
и
нравственном
пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,
выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в
общении с художественными произведениями, сформированность активного
отношения
к
традициям
художественной
культуры
как
смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности).
9.
Сформированность
основ
экологической
культуры,
соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта
экологически
ориентированной
рефлексивно-оценочной
и
практической
деятельности
в
жизненных
ситуациях
(готовность
к
исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения учащимися основной школы
программы «Русский язык»:
Регулятивные УУД
1.
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,
развивать
мотивы
и
интересы
своей
познавательной
деятельности.
Обучающийся сможет:
●
анализировать
существующие
и
планировать
будущие
образовательные результаты;
●
определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых
образовательных результатов;
●
идентифицировать
препятствия,
возникающие
при
достижении
собственных запланированных образовательных результатов;
●
выдвигать
версии
преодоления
препятствий,
формулировать
гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;
●
ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной
деятельности
с
учетом
выявленных
затруднений
и
существующих
возможностей;
●
обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для
достижения образовательных результатов.
2.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
●
определять необходимые действия в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
●
обосновывать
и
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов решения учебных и познавательных задач;
●
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,
условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
●
выстраивать
жизненные
планы
на
краткосрочное
будущее
(определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и
предлагать
действия,
указывая
и
обосновывая
логическую
последовательность шагов);
●
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать
средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
●
составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл
выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);
●
определять потенциальные затруднения при решении учебной и
познавательной задачи и находить средства для их устранения;
●
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в
виде алгоритма решения практических задач;
●
планировать
и
корректировать
свою
индивидуальную
образовательную траекторию.
3.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией. Обучающийся сможет:
●
различать
результаты
и
способы
действий
при
достижении
результатов;
●
определять
совместно
с
педагогом
критерии
достижения
планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
●
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;
●
отбирать
инструменты
для
оценивания
своей
деятельности,
осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных
условий и требований;
●
оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины
достижения или отсутствия планируемого результата;
●
находить необходимые и достаточные средства для выполнения
учебных действий в изменяющейся ситуации;
●
работая
по
своему
плану,
вносить
коррективы
в
текущую
деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения
запланированных характеристик/показателей результата;
●
устанавливать
связь
между
полученными
характеристиками
результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении
деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения
улучшенных характеристик результата;
●
соотносить свои действия с целью обучения.
4.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
●
определять критерии правильности (корректности) выполнения
учебной задачи;
●
анализировать
и
обосновывать
применение
соответствующего
инструментария для выполнения учебной задачи;
●
свободно
пользоваться
выработанными
критериями
оценки
и
самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;
●
оценивать
продукт
своей
деятельности
по
заданным
и/или
самостоятельно
определенным
критериям
в
соответствии
с
целью
деятельности;
●
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе
оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
●
фиксировать
и
анализировать
динамику
собственных
образовательных результатов.
5.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и
осуществления
осознанного
выбора
в
учебной
и
познавательной
деятельности. Обучающийся сможет:
●
анализировать собственную учебную и познавательную деятельность
и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
●
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной
деятельности
и
делать
выводы
о
причинах
ее
успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить
способы выхода из критической ситуации;
●
принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные
последствия принятого решения;
●
определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта
учебной деятельности;
●
демонстрировать
приемы
регуляции
собственных
психофизиологических/эмоциональных состояний.
Познавательные УУД
1.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать
основания
и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить
логическое
рассуждение,
умозаключение
(индуктивное,
дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
●
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие
его признаки и свойства;
●
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
●
выделять общий признак или отличие двух или нескольких
предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;
●
объединять предметы и явления в группы по определенным
признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
●
различать/выделять явление из общего ряда других явлений;
●
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или
событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или
событий;
●
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям
и от частных явлений к общим закономерностям;
●
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,
выделяя при этом их общие признаки и различия;
●
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой задачи;
●
самостоятельно
указывать
на
информацию,
нуждающуюся
в
проверке,
предлагать
и
применять
способ
проверки
достоверности
информации;
●
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности;
●
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно
осуществляя причинно-следственный анализ;
●
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать
вывод
собственной
аргументацией
или
самостоятельно
полученными данными.
2.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,
модели
и
схемы
для
решения
учебных
и
познавательных
задач.
Обучающийся сможет:
●
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
●
определять логические связи между предметами и/или явлениями,
обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
●
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
●
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее
решения;
●
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;
●
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из
графического
или
формализованного
(символьного)
представления
в
текстовое и наоборот;
●
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к
которому применяется алгоритм;
●
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
●
анализировать/рефлексировать
опыт
разработки
и
реализации
учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки
зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или
на основе заданных критериев оценки продукта/результата.
3.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
●
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями
своей деятельности);
●
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл
текста, структурировать текст;
●
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,
процессов;
●
резюмировать главную идею текста;
●
преобразовывать
текст,
меняя
его
модальность
(выражение
отношения
к
содержанию
текста,
целевую
установку
речи),
интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный,
научно-популярный, информационный);
●
критически оценивать содержание и форму текста.
4.
Формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
●
определять свое отношение к окружающей среде, к собственной
среде обитания;
●
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания
живых организмов;
●
проводить
причинный
и
вероятностный
анализ
различных
экологических ситуаций;
●
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного
фактора на другой фактор;
●
распространять экологические знания и участвовать в практических
мероприятиях по защите окружающей среды.
5.
Развитие
мотивации
к
овладению
культурой
активного
использования словарей, справочников, открытых источников информации и
электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:
●
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать
корректные поисковые запросы;
●
осуществлять
взаимодействие
с
электронными
поисковыми
системами, базами знаний, справочниками;
●
формировать множественную выборку из различных источников
информации для объективизации результатов поиска;
●
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями
своей деятельности.
Коммуникативные УУД
1.
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и
совместную
деятельность
с
педагогом
и
сверстниками;
работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты
на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
●
определять возможные роли в совместной деятельности;
●
играть определенную роль в совместной деятельности;
●
принимать
позицию
собеседника,
понимая
позицию
другого,
различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);
●
определять
свои
действия
и
действия
партнера,
которые
способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
●
строить
позитивные
отношения
в
процессе
учебной
и
познавательной деятельности;
●
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в
дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;
●
критически относиться к собственному мнению, уметь признавать
ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;
●
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
●
выделять общую точку зрения в дискуссии;
●
договариваться
о
правилах
и
вопросах
для
обсуждения
в
соответствии с поставленной перед группой задачей;
●
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять
общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
●
устранять
в
рамках
диалога
разрывы
в
коммуникации,
обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,
формы или содержания диалога.
2.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей
для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся
сможет:
●
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и
использовать речевые средства;
●
представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;
●
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и
дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
●
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать
мнение партнера в рамках диалога;
●
принимать
решение
в
ходе
диалога
и
согласовывать
его
с
собеседником;
●
создавать письменные тексты различных типов с использованием
необходимых речевых средств;
●
использовать средства логической связи для выделения смысловых
блоков своего выступления;
●
использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с
коммуникативной задачей;
●
оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.
3.
Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных
технологий
(далее
—
ИКТ).
Обучающийся сможет:
●
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств
ИКТ;
●
использовать
для
передачи
своих
мыслей
естественные
и
формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;
●
оперировать данными при решении задачи;
●
выбирать
адекватные
задаче
инструменты
и
использовать
компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:
вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания
презентаций и др.;
●
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
●
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать
информационную
гигиену
и
правила
информационной
безопасности.
Метапредметные результаты освоения учащимися основной школы
программы «Русский язык»:
Предметные результаты освоения второго года обучения (6 класс)
учебного предмета «Родной (русский) язык»:
Учащиеся научатся
приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского
языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;
распознавать
диалектизмы;
объяснять
национально-культурное
своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);
понимать и истолковывать значения русских слов с национально-
культурным компонентом, правильно употреблять их в речи (в рамках
изученного);
приводить
примеры
национального
своеобразия,
богатства,
выразительности русского родного языка (в рамках изученного);
понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с
национально-культурным компонентом;
правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и
выражения;
целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные
фразеологизмы;
объяснять происхождение названий русских городов (в рамках
изученного);
регулярно использовать словари, в том числе толковые словари,
словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и
поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов;
соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах
имён
существительных,
имён
прилагательных;
глаголов
(в
рамках
изученного);
различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;
употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной
орфоэпической нормы;
употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и
требованием лексической сочетаемости;
корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в
рамках изученного);
употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы
с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках
изученного);
владеть умениями информационной переработки прослушанного или
прочитанного текста; основными способами и средствами получения,
переработки и преобразования информации;
анализировать и различать типичные речевые ошибки;
редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;
выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;
редактировать предложения с целью исправления грамматических
ошибок;
корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам
современного литературного языка;
соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру
общения;
использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе
национального русского речевого этикета;
использовать словари, в том числе мультимедийные, различного
назначения;
владеть основными правилами информационной безопасности при
общении в социальных сетях;
создавать тексты в жанре ответов разных видов;
уместно
использовать
жанры
разговорной речи в
ситуациях
неформального общения;
строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)
различных видов.
Учащиеся получат возможность научиться
комментировать значения фразеологических оборотов, историю их
происхождения; уместно употреблять их;
характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как
результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);
анализировать и оценивать с точки зрения норм современного
русского литературного языка чужую и собственную речь;
обрабатывать текст на уровне лингвистического анализа;
создавать тексты как результат проектной (исследовательской)
деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Второй год обучения (6 класс)
Раздел 1. Язык и культура
Краткая
история
русского
литературного
языка.
Роль
церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.
Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть
народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях
предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному
языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях
семейного
уклада,
обрядах,
обычаях,
народном
календаре
и
др.
Использование
диалектной
лексики
в
произведениях
художественной
литературы.
Лексические
заимствования
как
результат
взаимодействия
национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков
народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков.
Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее
представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.
Современные
неологизмы
и
их
группы
по
сфере
употребления
и
стилистической окраске.
Национально-культурная
специфика
русской
фразеологии.
Исторические
прототипы фразеологизмов.
Отражение во фразеологии
обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с
азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной
русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи
Основные
орфоэпические
нормы современного
русского
литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом
речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚
разговорные‚
устарелые
и
профессиональные).Нормы
произношения
отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме
род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных;
подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего
времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени
м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить
и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение –
обеспечение.
Основные
лексические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Синонимы
и
точность
речи.
Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические
особенности употребления лексических омонимов.
Типичные
речевые
ошибки‚
связанные
с
употреблением
синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.
Основные
грамматические
нормы
современного
русского
литературного
языка. Категория
склонения:
склонение
русских
и
иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п.
мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч.
существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –
ов (баклажанов,
яблок,
гектаров,
носков,
чулок);
род.п.
мн.ч.
существительных
ж.р.
на –ня (басен,
вишен,
богинь,
тихонь,
кухонь);
тв.п.мн.ч. существительных III склонения; род.п.ед.ч. существительных м.р.
(стакан
чая
–
стакан
чаю);склонение
местоимений‚
порядковых
и
количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён
существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с
типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не
«туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»),
принадлежностью
к
разряду
–
одушевленности
–
неодушевленности
(смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний
форм множественного числа (чулок, носков,
апельсинов, мандаринов,
профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной
степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен –
медленен, торжествен – торжественен).
Варианты
грамматической
нормы:
литературные
и
разговорные
падежные
формы
имен
существительных.
Отражение
вариантов
грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного
общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность,
вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных
ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой
этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы –
этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого
этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные
формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности.
Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.
Тематическое планирование
№
Разделы и темы
Кол-во часов
1
Язык и культура
3
2
Культура речи
4
3
Текст
1
4
Итоговая контрольная работа
0,5
Итого
8,5
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Кол-
во
часов
Основное содержание
Виды деятельности учащихся
на уроке
Домашнее
задание
Дата
Язык и культура
1
Введение. Из истории
русского литературного
языка.
1
Знакомство с учебником, работа с
терминами. Как и почему изменяется
наш язык. Роль церковнославянского
(старославянского) языка в развитии
русского языка. Переход языка
великорусской народности к русскому
национальному языку.
Умение самостоятельно искать
и выделять необходимую
информацию. Формирование
познавательного интереса к
русскому языку и к его
изучению. Развитие навыков
анализа текста, работать в
парах
§1 упр. 8
2
Диалекты как часть
народной культуры
1
Понимание русского языка как одной
из основных национально-культурных
ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных
качеств личности, его значения в
процессе получения школьного
образования
Способность извлекать
информацию из различных
источников, включая средства
массовой информации,
компакт-диски учебного
назначения, ресурсы
Интернета; свободно
пользоваться словарями
различных типов, справочной
литературой, в том числе и на
электронных носителях
§2 упр. 20
3
Лексические
заимствования.
1
Заимствование иноязычных слов как
результат взаимодействия
национальных культур.
Формирование познавательного
интереса к русскому языку и к
его изучению, выделять
смысловые части текста,
составлять план.
Представление о лексических
заимствований. Необходимость
работы со словарями.
§3 упр. 27
4
Особенности освоения
иноязычной лексики
1
Иноязычные слова в русском языке
последних десятилетий. Речевые
ошибки. Роль иноязычных лов в
современном русском языке.
Способность извлекать
информацию из различных
источников, включая средства
массовой информации,
компакт-диски учебного
назначения, ресурсы
Интернета; свободно
пользоваться словарями
различных типов, справочной
литературой, в том числе и на
электронных носителях
§4 упр. 34
5
Современные
неологизмы.
1
Пополнение словарного состава
русского языка новой лексикой.
Узнают понятие лексикология как
раздела науки о языке, учатся
употреблять слова в соответствии с их
лексическим значением.
Формирование представлений
об особенностях возникновения
и функционирования
неологизмов, о классификации
неологизмов. Понимание
особенностей русской
фразеологии, связи с историей.
§ 5 упр. 44
6
Отражение во
фразеологии истории и
культуры народа.
Современные
фразеологизмы
1
Фразеология с точки зрения отражения
истории и культуры народа.
Употребление фразеологизмов.
Способность извлекать
информацию из различных
источников, включая средства
массовой информации,
компакт-диски учебного
назначения, ресурсы
Интернета; свободно
пользоваться словарями
различных типов, справочной
литературой, в том числе и на
электронных носителях
§6-§7 упр.
49,51
Культура речи
7
Стилистические
особенности
произношения и
1
Произносительные различия в русском
языке, обусловленные темпом речи.
Стилистические особенности
Понимание необходимости
овладения грамотной речью,
соблюдения орфоэпических
§8-§9 упр. 71
ударения. Нормы
произношения
произношения и ударения. Нормы
произношения отдельных
грамматических форм, заимствованных
слов
норм, стилистических
особенностей произношения.
Объяснять языковые явления.
8
Синонимы, антонимы,
лексические омонимы.
1
Типичные речевые ошибки, связанные
с употреблением синонимов в речи.
Антонимы и их функции в речи. Типы
омонимов и их употребление.
Происхождение омонимов.
Развивать представление о
синонимах, антонимах и
омонимах. Работать со
словарями, самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель,
объяснять языковые явления и
работать в группе
§10 -§12 упр.
100
9
Особенности склонения
имен собственных
1
Категория склонения: склонение
русских иностранных имен фамилий;
названий географических объектов.
Правильно склонять имена
собственные, умение
пользоваться словарями,
самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
объяснять языковые явления и
работать в группе
§13 упр. 108
10
Норм употребления
имен существительных
1
Норм употребления имен
существительных и имен
прилагательных. Отражение
грамматической нормы в словарях и
справочниках.
Развить представление об
именах существительных и
прилагательных , показать
трудности в употреблении этих
частей речи, приучать
соблюдать нормы
употребления, самостоятельно
выделять и формулировать
познавательную цель,
объяснять языковые явления и
работать в группе.
Придерживаться речевого
этикета.
§14 упр. 122
11
Норм употребления
имен прилагательных.
1
Норм употребления имен
прилагательных. Отражение
Способность извлекать
информацию из различных
§15 -§16,упр.
Речевой этикет
грамматической нормы в словарях и
справочниках. Склонение
местоимений. Склонение порядковых и
количественных числительных. Этика
и речевой этикет, его национальные
особенности.
источников, включая средства
массовой информации,
компакт-диски учебного
назначения, ресурсы
Интернета; свободно
пользоваться словарями
различных типов, справочной
литературой, в том числе и на
электронных носителях
133, 145
Текст
12
Эффективные приемы
текста. Этапы работы с
текстом
1
Понятие о читательской культуре.
Интерпретация текста. Виды чтения:
просмотровое, ознакомительное,
изучающее Соотношение цели и виды
чтения. Понятие о диалоге с текстом.
Прогнозирование информации.
Совершенствовать культуру
чтения, уметь определять цель
чтения и выбирать наиболее
эффективный вид чтения.
Самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
объяснять языковые явления и
работать в группе
§17-§18 упр.
154
13
Тематическое единство
текста
1
Понимание особенности текста, стили
речи, создают тексты, определять типы
и стили речи, прямой и обратный
порядок слов и предложений в тексте,
средства связи, развивать навыки
культуры чтения
Умение определять тему и
основную мысль текста,
доказывать наличие и
отсутствие тематического
единства текста, составлять
простой и сложный план.
§19 упр. 161
14
Тексты описательного
типа
1
Прививать представление о типах речи,
актуализировать знания об
описательном типе речи, его
признаках, об имени существительно.
Дать понятие о дефиниции, развивать
навыки культуры чтения, эффективных
приемов чтения.
Понимание необходимости
совершенствования культуры
чтения, умение определять
тему и основную мысль текста.,
определять тип речи, знать
признаки описательного типа
текстов. Использовать
орфографические и
пунктуационные навыки.
§ 20 упр. 170
15
Разговорная речь.
Рассказ о событии.
Бывальщина.
1
Развивать представление разговорном
стиле речи и его признаках;
актуализировать знания о русских
говорах, диалектах. Развить умение
составлять рассказ о событии; дать
понятие о бывальщине и быличке.
Способность извлекать
информацию из различных
источников, включая средства
массовой информации,
компакт-диски учебного
назначения, ресурсы
Интернета; свободно
пользоваться словарями
различных типов, справочной
литературой, в том числе и на
электронных носителях
§21 упр. 171
(6)
16
Научный стиль.
Словарная статья.
Научное сообщение
1
Выясняют особенности научного
стиля: назначение , сферу
употребления, языковые приметы.
Строят выступление согласно речевой
ситуации
Знать признаки научного стиля
речи, назначение словарей
разных, уметь работать со
словарем, умение
самостоятельно выделять и
формулировать
познавательную цель,
объяснять языковые явления.
§22-§23 упр.
183,184
17
Итоговая контрольная
работа
1
Урок контроля и самоконтроля
Индивидуальная
самостоятельная работа