Напоминание

"Родной русский язык" 6 класс


Автор: Зеленкова Амулан Хейчиевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Усть-Хайрюзовская СОШ"
Населённый пункт: с. Усть-Хайрюзово
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Родной русский язык" 6 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Пояснительная записка.

Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для

функционирующих в субъектах Российской Федерации образовательных

организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка

изучение

как

родного

языка

обучающихся.

Содержание

программы

ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского

языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и

направлено на достижение результатов освоения основной образовательной

программы основного общего образования по русскому языку, заданные

соответствующим ФГОС.

В

соответствии

с

этим

в

курсе

русского

родного

языка

актуализируются следующие цели:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления

о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;

осознание

национального

своеобразия

русского

языка;

формирование

познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому

языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного

отношения к сохранению и развитию родного языка, формирование

волонтерской

позиции

в

отношении

популяризации

родного

языка;

воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;

овладение культурой межнационального общения.

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,

обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в

разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного

запаса

и

грамматического

строя

учащихся;

развитие

готовности

и

способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в

речевом самосовершенствовании;

расширение знаний о таких явлениях и категориях современного

русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное,

уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения;

о стилистических ресурсах русского языка; о национальной специфике

русского языка и звуковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии

с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;

совершенствование

умений

опознавать,

анализировать,

классифицировать

языковые

факты,

оценивать

их

с

точки

зрения

нормативности, соответствия ситуации и сфере общение; умений работать с

текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать

необходимую информацию;

развитие

проектного

и

исследовательского

мышления,

приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому

языку. Воспитание самостоятельности в приобретении знаний.

Важнейшими задачами

курса являются приобщение школьников к

фактам русской языковой истории, формирование представлений о сходстве

и различиях русского и других языков , расширение представлений о русской

языковой картине мира , о языке как базе общезначимых нравственно-

интеллектуальных

ценностей,

поведенческих

стереотипов

и

т.п.,

что

способствует

воспитанию

патриотического

чувства

,

национального

самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей

страны и мира.

Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство

междунационального общения и консолидации народов России, основа

формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.

Русский язык является родным языком русского народа, основой его

духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывая поколения,

обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной

культуры. Изучение русского языка и владение им – могучее средство

приобщения к духовному богатству русской культуры. Обучение русскому

родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру

ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский

язык неразрывно вязан со всеми школьными предметами; имея при этом

особый статус, он является не только объектом изучения, но и средством

обучения. Уровень владения родным русским языком влияет на качество

усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует

овладению будущей профессией.

Содержание

курса

«Русский

родной

язык»

направлено

на

удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как

инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней.

Учебный

предмет

«Русский

родной

язык»

не

ущемляет

прав

тех

обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки.

В

содержании

курса

«Русский

родной

язык»

предусматривает

расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному

устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи,

внешней стороне существования языка. Программа учебного предмета

отражает социокультурный контекст существования русского языка, в

частности

те

языковые

аспекты,

которые

обнаруживают

прямую,

непосредственную культурно-историческую обусловленность.

Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к

фактам русско языковой истории в связи с историей русского народа;

формирование представлений школьников о сходстве и различиях русского и

другого языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных

традиций культур народов России и мира; расширение представлений о

русской

языковой

картине

мира,

о

национальном

языке

как

базе

общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане.

Программа по русскому родному составлена на основе требований к

предметным результатам освоение основной образовательной программы,

представленной в ФГОС основного общего образования, и рассчитана на 0.5

часа в неделю , 8,5 учебных часов в год

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Изучение предметной области «Родной язык и родная литература»

должно обеспечивать:

воспитание

ценностного

отношения

к

родному

языку

и

литературе на родном языке как хранителям культуры, включение в

культурно-языковое поле своего народа;

приобщение к литературному наследию своего народа;

формирование причастности к свершениям и традициям своего

народа;

осознание исторической преемственности

поколений,

своей

ответственности за сохранение культуры народа;

обогащение активного

потенциального словарного запаса,

развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте

его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и

письменной речи, правилами речевого этикета;

получение

знаний

о

родном

языке

как

системе

и

как

развивающемся явлении, о его уровнях и единицах , о закономерностях его

функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование

аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных

функционально-смысловых типов и жанров.

Личностные результаты освоения учащимися основной школы

программы «Родной (русский) язык»:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к

Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,

чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в

качестве гражданина России, субъективная значимость использования

русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной

сопричастности

судьбе

российского

народа).

Осознание

этнической

принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего

края,

основ

культурного

наследия

народов

России

и

человечества

(идентичность

человека

с

российской

многонациональной

культурой,

сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории

современной России); интериоризация гуманистических, демократических и

традиционных

ценностей

многонационального

российского

общества.

Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории,

культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов

мира.

2.

Готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и

способность

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей

индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире

профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых

познавательных интересов.

3.

Развитое

моральное

сознание

и

компетентность

в

решении

моральных

проблем

на

основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного

поведения,

осознанного

и

ответственного

отношения

к собственным поступкам (способность к

нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали,

нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях

народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению

в

поступках,

поведении,

расточительном

потребительстве;

сформированность представлений об основах светской этики, культуры

традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и

человечества,

в

становлении

гражданского

общества

и

российской

государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в

жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного

отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта

участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни

человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и

заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего

современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие

современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к

другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,

гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими

людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как

полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа

партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых

способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как

конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к

ведению переговоров).

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм

социальной жизни в группах и сообществах.

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного

поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью

людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного

наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического

характера

(способность

понимать

художественные

произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ

художественной культуры обучающихся как части их общей духовной

культуры, как особого способа познания жизни и средства организации

общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего

мира;

способность

к

эмоционально-ценностному

освоению

мира,

самовыражению

и

ориентации

в

художественном

и

нравственном

пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества,

выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в

общении с художественными произведениями, сформированность активного

отношения

к

традициям

художественной

культуры

как

смысловой,

эстетической и личностно-значимой ценности).

9.

Сформированность

основ

экологической

культуры,

соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие

опыта

экологически

ориентированной

рефлексивно-оценочной

и

практической

деятельности

в

жизненных

ситуациях

(готовность

к

исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к

художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в

том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения учащимися основной школы

программы «Русский язык»:

Регулятивные УУД

1.

Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и

формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности,

развивать

мотивы

и

интересы

своей

познавательной

деятельности.

Обучающийся сможет:

анализировать

существующие

и

планировать

будущие

образовательные результаты;

определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых

образовательных результатов;

идентифицировать

препятствия,

возникающие

при

достижении

собственных запланированных образовательных результатов;

выдвигать

версии

преодоления

препятствий,

формулировать

гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат;

ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной

деятельности

с

учетом

выявленных

затруднений

и

существующих

возможностей;

обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для

достижения образовательных результатов.

2.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том

числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы

решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

определять необходимые действия в соответствии с учебной и

познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

обосновывать

и

осуществлять

выбор

наиболее

эффективных

способов решения учебных и познавательных задач;

определять/находить, в том числе из предложенных вариантов,

условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

выстраивать

жизненные

планы

на

краткосрочное

будущее

(определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и

предлагать

действия,

указывая

и

обосновывая

логическую

последовательность шагов);

выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать

средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл

выполнения проекта, алгоритм проведения исследования);

определять потенциальные затруднения при решении учебной и

познавательной задачи и находить средства для их устранения;

описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в

виде алгоритма решения практических задач;

планировать

и

корректировать

свою

индивидуальную

образовательную траекторию.

3.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять

контроль

своей

деятельности

в

процессе

достижения

результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и

требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией. Обучающийся сможет:

различать

результаты

и

способы

действий

при

достижении

результатов;

определять

совместно

с

педагогом

критерии

достижения

планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии

достижения планируемых результатов и оценки своей деятельности;

отбирать

инструменты

для

оценивания

своей

деятельности,

осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных

условий и требований;

оценивать свою деятельность, анализируя и аргументируя причины

достижения или отсутствия планируемого результата;

находить необходимые и достаточные средства для выполнения

учебных действий в изменяющейся ситуации;

работая

по

своему

плану,

вносить

коррективы

в

текущую

деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения

запланированных характеристик/показателей результата;

устанавливать

связь

между

полученными

характеристиками

результата и характеристиками процесса деятельности и по завершении

деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения

улучшенных характеристик результата;

соотносить свои действия с целью обучения.

4.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,

собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

определять критерии правильности (корректности) выполнения

учебной задачи;

анализировать

и

обосновывать

применение

соответствующего

инструментария для выполнения учебной задачи;

свободно

пользоваться

выработанными

критериями

оценки

и

самооценки, исходя из цели и имеющихся средств;

оценивать

продукт

своей

деятельности

по

заданным

и/или

самостоятельно

определенным

критериям

в

соответствии

с

целью

деятельности;

обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе

оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

фиксировать

и

анализировать

динамику

собственных

образовательных результатов.

5.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

и

осуществления

осознанного

выбора

в

учебной

и

познавательной

деятельности. Обучающийся сможет:

анализировать собственную учебную и познавательную деятельность

и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной

образовательной

деятельности

и

делать

выводы

о

причинах

ее

успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить

способы выхода из критической ситуации;

принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные

последствия принятого решения;

определять, какие действия по решению учебной задачи или

параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта

учебной деятельности;

демонстрировать

приемы

регуляции

собственных

психофизиологических/эмоциональных состояний.

Познавательные УУД

1.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать

аналогии,

классифицировать,

самостоятельно

выбирать

основания

и

критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,

строить

логическое

рассуждение,

умозаключение

(индуктивное,

дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие

его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и

соподчиненных ему слов;

выделять общий признак или отличие двух или нескольких

предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия;

объединять предметы и явления в группы по определенным

признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

различать/выделять явление из общего ряда других явлений;

выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или

событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или

событий;

строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям

и от частных явлений к общим закономерностям;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений,

выделяя при этом их общие признаки и различия;

излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте

решаемой задачи;

самостоятельно

указывать

на

информацию,

нуждающуюся

в

проверке,

предлагать

и

применять

способ

проверки

достоверности

информации;

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

познавательной и исследовательской деятельности;

выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно

осуществляя причинно-следственный анализ;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,

подтверждать

вывод

собственной

аргументацией

или

самостоятельно

полученными данными.

2.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы,

модели

и

схемы

для

решения

учебных

и

познавательных

задач.

Обучающийся сможет:

обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

определять логические связи между предметами и/или явлениями,

обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее

решения;

создавать вербальные, вещественные и информационные модели с

выделением существенных характеристик объекта для определения способа

решения задачи в соответствии с ситуацией;

переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из

графического

или

формализованного

(символьного)

представления

в

текстовое и наоборот;

строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать

неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к

которому применяется алгоритм;

строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

анализировать/рефлексировать

опыт

разработки

и

реализации

учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки

зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или

на основе заданных критериев оценки продукта/результата.

3.

Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями

своей деятельности);

ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл

текста, структурировать текст;

устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений,

процессов;

резюмировать главную идею текста;

преобразовывать

текст,

меняя

его

модальность

(выражение

отношения

к

содержанию

текста,

целевую

установку

речи),

интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный,

научно-популярный, информационный);

критически оценивать содержание и форму текста.

4.

Формирование и развитие экологического мышления, умение

применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и

профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

определять свое отношение к окружающей среде, к собственной

среде обитания;

анализировать влияние экологических факторов на среду обитания

живых организмов;

проводить

причинный

и

вероятностный

анализ

различных

экологических ситуаций;

прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного

фактора на другой фактор;

распространять экологические знания и участвовать в практических

мероприятиях по защите окружающей среды.

5.

Развитие

мотивации

к

овладению

культурой

активного

использования словарей, справочников, открытых источников информации и

электронных поисковых систем. Обучающийся сможет:

определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать

корректные поисковые запросы;

осуществлять

взаимодействие

с

электронными

поисковыми

системами, базами знаний, справочниками;

формировать множественную выборку из различных источников

информации для объективизации результатов поиска;

соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями

своей деятельности.

Коммуникативные УУД

1.

Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и

совместную

деятельность

с

педагогом

и

сверстниками;

работать

индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты

на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,

аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

определять возможные роли в совместной деятельности;

играть определенную роль в совместной деятельности;

принимать

позицию

собеседника,

понимая

позицию

другого,

различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы);

определять

свои

действия

и

действия

партнера,

которые

способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

строить

позитивные

отношения

в

процессе

учебной

и

познавательной деятельности;

корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в

дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль;

критически относиться к собственному мнению, уметь признавать

ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его;

предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

выделять общую точку зрения в дискуссии;

договариваться

о

правилах

и

вопросах

для

обсуждения

в

соответствии с поставленной перед группой задачей;

организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять

общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

устранять

в

рамках

диалога

разрывы

в

коммуникации,

обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи,

формы или содержания диалога.

2.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей

для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и

письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся

сможет:

определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и

использовать речевые средства;

представлять в устной или письменной форме развернутый план

собственной деятельности;

соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и

дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать

мнение партнера в рамках диалога;

принимать

решение

в

ходе

диалога

и

согласовывать

его

с

собеседником;

создавать письменные тексты различных типов с использованием

необходимых речевых средств;

использовать средства логической связи для выделения смысловых

блоков своего выступления;

использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с

коммуникативной задачей;

оценивать эффективность коммуникации после ее завершения.

3.

Формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных

технологий

(далее

ИКТ).

Обучающийся сможет:

целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы,

необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств

ИКТ;

использовать

для

передачи

своих

мыслей

естественные

и

формальные языки в соответствии с условиями коммуникации;

оперировать данными при решении задачи;

выбирать

адекватные

задаче

инструменты

и

использовать

компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для:

вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания

презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий,

соблюдать

информационную

гигиену

и

правила

информационной

безопасности.

Метапредметные результаты освоения учащимися основной школы

программы «Русский язык»:

Предметные результаты освоения второго года обучения (6 класс)

учебного предмета «Родной (русский) язык»:

Учащиеся научатся

приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского

языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

распознавать

диалектизмы;

объяснять

национально-культурное

своеобразие диалектизмов (в рамках изученного);

понимать и истолковывать значения русских слов с национально-

культурным компонентом, правильно употреблять их в речи (в рамках

изученного);

приводить

примеры

национального

своеобразия,

богатства,

выразительности русского родного языка (в рамках изученного);

понимать и истолковывать значения фразеологических оборотов с

национально-культурным компонентом;

правильно употреблять пословицы, поговорки, крылатые слова и

выражения;

целесообразно употреблять иноязычные слова и заимствованные

фразеологизмы;

объяснять происхождение названий русских городов (в рамках

изученного);

регулярно использовать словари, в том числе толковые словари,

словари иностранных слов, фразеологические словари, словари пословиц и

поговорок, крылатых слов и выражений; словари синонимов, антонимов;

соблюдать нормы ударения в отдельных грамматических формах

имён

существительных,

имён

прилагательных;

глаголов

рамках

изученного);

различать варианты орфоэпической и акцентологической нормы;

употреблять слова с учётом произносительных вариантов современной

орфоэпической нормы;

употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и

требованием лексической сочетаемости;

корректно употреблять термины в учебно-научном стиле речи (в

рамках изученного);

употреблять имена существительные, имена прилагательные, глаголы

с учётом стилистических норм современного русского языка (в рамках

изученного);

владеть умениями информационной переработки прослушанного или

прочитанного текста; основными способами и средствами получения,

переработки и преобразования информации;

анализировать и различать типичные речевые ошибки;

редактировать текст с целью исправления речевых ошибок;

выявлять и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи;

редактировать предложения с целью исправления грамматических

ошибок;

корректировать речь с учётом её соответствия основным нормам

современного литературного языка;

соблюдать русскую этикетную вербальную и невербальную манеру

общения;

использовать принципы этикетного общения, лежащие в основе

национального русского речевого этикета;

использовать словари, в том числе мультимедийные, различного

назначения;

владеть основными правилами информационной безопасности при

общении в социальных сетях;

создавать тексты в жанре ответов разных видов;

уместно

использовать

жанры

разговорной речи в

ситуациях

неформального общения;

строить устные учебно-научные сообщения (ответы на уроке)

различных видов.

Учащиеся получат возможность научиться

комментировать значения фразеологических оборотов, историю их

происхождения; уместно употреблять их;

характеризовать процесс заимствования иноязычных слов как

результат взаимодействия национальных культур (на конкретных примерах);

анализировать и оценивать с точки зрения норм современного

русского литературного языка чужую и собственную речь;

обрабатывать текст на уровне лингвистического анализа;

создавать тексты как результат проектной (исследовательской)

деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Второй год обучения (6 класс)

Раздел 1. Язык и культура

Краткая

история

русского

литературного

языка.

Роль

церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка.

Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть

народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях

предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному

языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях

семейного

уклада,

обрядах,

обычаях,

народном

календаре

и

др.

Использование

диалектной

лексики

в

произведениях

художественной

литературы.

Лексические

заимствования

как

результат

взаимодействия

национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков

народов России и мира. Заимствования из славянских и неславянских языков.

Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее

представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.

Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой.

Современные

неологизмы

и

их

группы

по

сфере

употребления

и

стилистической окраске.

Национально-культурная

специфика

русской

фразеологии.

Исторические

прототипы фразеологизмов.

Отражение во фразеологии

обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с

азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной

русской грамотности и др.).

Раздел 2. Культура речи

Основные

орфоэпические

нормы современного

русского

литературного языка.

Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом

речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚

разговорные‚

устарелые

и

профессиональные).Нормы

произношения

отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме

род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных;

подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего

времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени

м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить

и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение –

обеспечение.

Основные

лексические

нормы

современного

русского

литературного

языка. Синонимы

и

точность

речи.

Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.

Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности

употребления антонимов.

Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические

особенности употребления лексических омонимов.

Типичные

речевые

ошибки‚

связанные

с

употреблением

синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи.

Основные

грамматические

нормы

современного

русского

литературного

языка. Категория

склонения:

склонение

русских

и

иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п.

мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч.

существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –

ов (баклажанов,

яблок,

гектаров,

носков,

чулок);

род.п.

мн.ч.

существительных

ж.р.

на –ня (басен,

вишен,

богинь,

тихонь,

кухонь);

тв.п.мн.ч. существительных III склонения; род.п.ед.ч. существительных м.р.

(стакан

чая

стакан

чаю);склонение

местоимений‚

порядковых

и

количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён

существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.

Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с

типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не

«туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»),

принадлежностью

к

разряду

одушевленности

неодушевленности

(смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний

форм множественного числа (чулок, носков,

апельсинов, мандаринов,

профессора, паспорта и т. д.).

Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной

степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен –

медленен, торжествен – торжественен).

Варианты

грамматической

нормы:

литературные

и

разговорные

падежные

формы

имен

существительных.

Отражение

вариантов

грамматической нормы в словарях и справочниках.

Речевой этикет

Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного

общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность,

вежливость, использование стандартных речевых формул в стандартных

ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой

этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы –

этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого

этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные

формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности.

Этикетные формулы сочувствия‚ утешения.

Тематическое планирование

Разделы и темы

Кол-во часов

1

Язык и культура

3

2

Культура речи

4

3

Текст

1

4

Итоговая контрольная работа

0,5

Итого

8,5

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-

во

часов

Основное содержание

Виды деятельности учащихся

на уроке

Домашнее

задание

Дата

Язык и культура

1

Введение. Из истории

русского литературного

языка.

1

Знакомство с учебником, работа с

терминами. Как и почему изменяется

наш язык. Роль церковнославянского

(старославянского) языка в развитии

русского языка. Переход языка

великорусской народности к русскому

национальному языку.

Умение самостоятельно искать

и выделять необходимую

информацию. Формирование

познавательного интереса к

русскому языку и к его

изучению. Развитие навыков

анализа текста, работать в

парах

§1 упр. 8

2

Диалекты как часть

народной культуры

1

Понимание русского языка как одной

из основных национально-культурных

ценностей русского народа,

определяющей роли родного языка в

развитии интеллектуальных,

творческих способностей и моральных

качеств личности, его значения в

процессе получения школьного

образования

Способность извлекать

информацию из различных

источников, включая средства

массовой информации,

компакт-диски учебного

назначения, ресурсы

Интернета; свободно

пользоваться словарями

различных типов, справочной

литературой, в том числе и на

электронных носителях

§2 упр. 20

3

Лексические

заимствования.

1

Заимствование иноязычных слов как

результат взаимодействия

национальных культур.

Формирование познавательного

интереса к русскому языку и к

его изучению, выделять

смысловые части текста,

составлять план.

Представление о лексических

заимствований. Необходимость

работы со словарями.

§3 упр. 27

4

Особенности освоения

иноязычной лексики

1

Иноязычные слова в русском языке

последних десятилетий. Речевые

ошибки. Роль иноязычных лов в

современном русском языке.

Способность извлекать

информацию из различных

источников, включая средства

массовой информации,

компакт-диски учебного

назначения, ресурсы

Интернета; свободно

пользоваться словарями

различных типов, справочной

литературой, в том числе и на

электронных носителях

§4 упр. 34

5

Современные

неологизмы.

1

Пополнение словарного состава

русского языка новой лексикой.

Узнают понятие лексикология как

раздела науки о языке, учатся

употреблять слова в соответствии с их

лексическим значением.

Формирование представлений

об особенностях возникновения

и функционирования

неологизмов, о классификации

неологизмов. Понимание

особенностей русской

фразеологии, связи с историей.

§ 5 упр. 44

6

Отражение во

фразеологии истории и

культуры народа.

Современные

фразеологизмы

1

Фразеология с точки зрения отражения

истории и культуры народа.

Употребление фразеологизмов.

Способность извлекать

информацию из различных

источников, включая средства

массовой информации,

компакт-диски учебного

назначения, ресурсы

Интернета; свободно

пользоваться словарями

различных типов, справочной

литературой, в том числе и на

электронных носителях

§6-§7 упр.

49,51

Культура речи

7

Стилистические

особенности

произношения и

1

Произносительные различия в русском

языке, обусловленные темпом речи.

Стилистические особенности

Понимание необходимости

овладения грамотной речью,

соблюдения орфоэпических

§8-§9 упр. 71

ударения. Нормы

произношения

произношения и ударения. Нормы

произношения отдельных

грамматических форм, заимствованных

слов

норм, стилистических

особенностей произношения.

Объяснять языковые явления.

8

Синонимы, антонимы,

лексические омонимы.

1

Типичные речевые ошибки, связанные

с употреблением синонимов в речи.

Антонимы и их функции в речи. Типы

омонимов и их употребление.

Происхождение омонимов.

Развивать представление о

синонимах, антонимах и

омонимах. Работать со

словарями, самостоятельно

выделять и формулировать

познавательную цель,

объяснять языковые явления и

работать в группе

§10 -§12 упр.

100

9

Особенности склонения

имен собственных

1

Категория склонения: склонение

русских иностранных имен фамилий;

названий географических объектов.

Правильно склонять имена

собственные, умение

пользоваться словарями,

самостоятельно выделять и

формулировать

познавательную цель,

объяснять языковые явления и

работать в группе

§13 упр. 108

10

Норм употребления

имен существительных

1

Норм употребления имен

существительных и имен

прилагательных. Отражение

грамматической нормы в словарях и

справочниках.

Развить представление об

именах существительных и

прилагательных , показать

трудности в употреблении этих

частей речи, приучать

соблюдать нормы

употребления, самостоятельно

выделять и формулировать

познавательную цель,

объяснять языковые явления и

работать в группе.

Придерживаться речевого

этикета.

§14 упр. 122

11

Норм употребления

имен прилагательных.

1

Норм употребления имен

прилагательных. Отражение

Способность извлекать

информацию из различных

§15 -§16,упр.

Речевой этикет

грамматической нормы в словарях и

справочниках. Склонение

местоимений. Склонение порядковых и

количественных числительных. Этика

и речевой этикет, его национальные

особенности.

источников, включая средства

массовой информации,

компакт-диски учебного

назначения, ресурсы

Интернета; свободно

пользоваться словарями

различных типов, справочной

литературой, в том числе и на

электронных носителях

133, 145

Текст

12

Эффективные приемы

текста. Этапы работы с

текстом

1

Понятие о читательской культуре.

Интерпретация текста. Виды чтения:

просмотровое, ознакомительное,

изучающее Соотношение цели и виды

чтения. Понятие о диалоге с текстом.

Прогнозирование информации.

Совершенствовать культуру

чтения, уметь определять цель

чтения и выбирать наиболее

эффективный вид чтения.

Самостоятельно выделять и

формулировать

познавательную цель,

объяснять языковые явления и

работать в группе

§17-§18 упр.

154

13

Тематическое единство

текста

1

Понимание особенности текста, стили

речи, создают тексты, определять типы

и стили речи, прямой и обратный

порядок слов и предложений в тексте,

средства связи, развивать навыки

культуры чтения

Умение определять тему и

основную мысль текста,

доказывать наличие и

отсутствие тематического

единства текста, составлять

простой и сложный план.

§19 упр. 161

14

Тексты описательного

типа

1

Прививать представление о типах речи,

актуализировать знания об

описательном типе речи, его

признаках, об имени существительно.

Дать понятие о дефиниции, развивать

навыки культуры чтения, эффективных

приемов чтения.

Понимание необходимости

совершенствования культуры

чтения, умение определять

тему и основную мысль текста.,

определять тип речи, знать

признаки описательного типа

текстов. Использовать

орфографические и

пунктуационные навыки.

§ 20 упр. 170

15

Разговорная речь.

Рассказ о событии.

Бывальщина.

1

Развивать представление разговорном

стиле речи и его признаках;

актуализировать знания о русских

говорах, диалектах. Развить умение

составлять рассказ о событии; дать

понятие о бывальщине и быличке.

Способность извлекать

информацию из различных

источников, включая средства

массовой информации,

компакт-диски учебного

назначения, ресурсы

Интернета; свободно

пользоваться словарями

различных типов, справочной

литературой, в том числе и на

электронных носителях

§21 упр. 171

(6)

16

Научный стиль.

Словарная статья.

Научное сообщение

1

Выясняют особенности научного

стиля: назначение , сферу

употребления, языковые приметы.

Строят выступление согласно речевой

ситуации

Знать признаки научного стиля

речи, назначение словарей

разных, уметь работать со

словарем, умение

самостоятельно выделять и

формулировать

познавательную цель,

объяснять языковые явления.

§22-§23 упр.

183,184

17

Итоговая контрольная

работа

1

Урок контроля и самоконтроля

Индивидуальная

самостоятельная работа



В раздел образования