Напоминание

Общая характеристика здорового стиля жизни школьников в процессе физического воспитания


Автор: Шагеев Андрей Сиренович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Михневская СОШ"
Населённый пункт: п. Михнево, г.о. Ступино, Московская обл.
Наименование материала: статья
Тема: Общая характеристика здорового стиля жизни школьников в процессе физического воспитания
Раздел: среднее образование





Назад




Статья

на тему: «Общая характеристика здорового стиля жизни школьников в

процессе физического воспитания»

Подготовил:

Учитель физической культуры

Шагеев А.С.

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1. Общая характеристика здорового стиля жизни школьников в процессе

физического воспитания.........................................................................................4

1.1. Понятие здорового стиля жизни.....................................................................4

1.2. Значение физического воспитания в школьный период жизни..................7

2. Особенности формирования здорового стиля жизни у школьников в

процессе физического воспитания......................................................................11

2.1. Формирование здорового стиля жизни в младших школьников...............11

2.2. Формирование здорового стиля жизни у подростков.................................13

Заключение............................................................................................................16

Список использованной литературы...................................................................17

2

Введение

Актуальность темы исследования. Здоровье – одна из главных

общечеловеческих ценностей, а здоровье населения – основа благополучия

страны.

Состояние

здоровья

и

демографические

показатели

граждан

Российской Федерации в последние годы вызывают закономерную тревогу.

В связи с этим особую актуальность приобретают проблемы сохранения

здоровья субъектов систем образования и воспитания – школьников. В

Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что укрепление здоровья,

формирование здорового образа жизни должны осуществляться на всех

возрастных этапах развития личности. В статье 41 этого Закона указано, что

«организации,

осуществляющие

образовательную

деятельность,

при

реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья

обучающихся». Другими словами, образовательное учреждение берет на себя

ответственность за охрану и укрепление здоровья школьников.

Забота о здоровье подрастающего поколения и формирование у него

здорового стиля жизни должны осуществляться непрерывно, начиная с

школьного возраста.

Цель данной работы – рассмотреть формирование здорового стиля

жизни у школьников в процессе физического воспитания.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие

задачи:

- раскрыть понятие здорового стиля жизни;

- выявить значение физического воспитания в школьный период

жизни;

-

изучить

формирование

здорового

стиля

жизни

в

младших

школьников;

- охарактеризовать формирование здорового стиля жизни у подростков.

3

1. Общая характеристика здорового стиля жизни школьников в

процессе физического воспитания

1.1. Понятие здорового стиля жизни

Термин «стиль жизни» прочно вошел в тезаурус самых разнообразных

наук о человеке. Стиль жизни в современных педагогических исследованиях

представлен в качестве одной из категорий здорового образа жизни.

Для отечественных исследователей В.С. Мерлина, С.Л. Рубинштейна

«стиль» - это типологически обусловленной индивидуально-своеобразной

устойчивой способ выполнения того или иного вида деятельности.

В представленных характеристиках стиля деятельности и стиля жизни

отражается единая сущность индивидуального стиля как типичной для

данного человека системы способов и приемов, психолого-педагогических

средств,

посредством

которых

он

сознательно

или

стихийно

самосовершенствуется, реализуя свою индивидуальность.

Стиль жизни, таким образом, отражает нерасчлененное единство

внутренних и внешних проявлений личности: ее ценностно-мотивационной,

деятельностной, коммуникативной и поведенческой составляющих.

В более широком понимании стиль жизни — это определенный тип

поведения

личности

или

группы

людей,

фиксирующий

устойчиво

воспроизводящие

черты,

манеры,

привычки,

вкусы,

склонности,

характеризующие ее относительную самостоятельность и способность

построить

себя

как

личность

в

соответствии

с

собственными

представлениями о полноценной, содержательной в духовном, нравственном

и физическом отношении жизни.

Здоровый стиль жизни - это систематическое поведение индивида,

направленное

на

сохранение

биологического,

социального

и

4

психологического здоровья, сохранение трудоспособности и профилактику

заболеваний

1

.

М.Я. Виленский, С.О. Авчинникова указывают на то, что до

настоящего времени нераскрыта содержательная сторона понятия «здоровый

стиль жизни», а разграничение терминов "стиль жизни" и "образ жизни"

является

принципиальным

лишь

при

наличии

определенного

уровня

индивидуальности и субъективности, позволяющего личности сделать выбор

собственного способа жизни из ряда альтернативных.

По мнению авторов, стиль жизни - не составная часть образа жизни, а

воплощение последнего на уровне личности, - это одна из конкретных его

форм,

посредством

которых

образ

жизни

доводится

до

реального

воплощения в действительность через индивидуальность личности. Отличие

образа от стиля жизни и заключается в удельном весе индивидуального в

них, а разграничение понятий "здоровый образ жизни" и "здоровый стиль

жизни"

позволяет

согласовать

"норму"

и

"вариативность",

"индивидуальность" и "заданность", определить ту грань, которая разделяет

разумное, оправданное, целесообразное для одного и при этом является

целесообразным для другого.

В концепции Д.Н. Давиденко образ жизни находится в подавляющей

зависимости от мотивов деятельности конкретного человека, особенностей

его

психики,

состояния

здоровья

и

функциональных

возможностей

организма. И говоря о здоровье, подразумевается именно стиль жизни, но в

силу сложившихся вербальных стереотипов произносят образ жизни.

Здоровый стиль жизни, по мнению Д.Л. Беленова, А.Ф. Родионова,

Е.А. Уварова, представляет собой активную реализацию системы навыков

жизнедеятельности и приемов поведения для укрепления здоровья и

оптимальной социализации индивида в окружающих его контактных

группах.

1

Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни : учебное пособие / Р. И. Айзман, В.

Б. Рубанович, М. А. Суботялов. – 3-е издание, стереотипное. – Новосибирск : Сибирское университетское

издательство, 2017. – С. 36.

5

Ю.И.

Евсеев

рассматривает

здоровый

стиль

жизни

как

мотивированный или неосознанный выбор поведения в зависимости от

природной

среды,

социально-экономических

условий,

пола,

возраста,

образования, уровня интеллектуального и физического развития, личностных

качеств индивидуума, ведущего здоровый образ жизни

2

.

Здоровый стиль жизни включает:

- рациональное питание;

- рациональные физические нагрузки и гигиену труда;

- соблюдение правил безопасности жизнедеятельности дома, на работе,

в общественных местах и т.д.;

-

организацию

правильного

отдыха

и

профилактикудистрессов,

переутомления, овладение навыками психологической защиты и релаксации;

- воздержание от употребления наркотиков, курения, алкоголя или

умеренное употребление спиртных напитков;

-

профилактические

мероприятия

(своевременное

прохождение

медосмотров и обращение за медицинской помощью, прививки, закаливание

и пр.).

Здоровый стиль жизни, прежде всего, основывается на осознании

ценности здоровья. Поэтому ему необходимо обучать детей с самого раннего

возраста, формируя культуру здорового образа жизни, традиции сохранения

и укрепления здоровья, здоровые привычки

3

.

1.2. Значение физического воспитания в школьный период жизни

Говоря о здоровом образе жизни школьника, мы должны четко

представлять, какие особенности его жизни могут представлять опасность

для нарушения гармоничной схемы поведения. Попробуем сформулировать

основные моменты.

2

Бушенева, И.С. Проблемы формирования здорового образа жизни у школьников в современных

российских условиях / И.С. Бушенева // Современные проблемы науки и образования. – 2017. - №5. – С. 274.

3

Бишаева, А.А. Физическая культура (для бакалавров) / А.А. Бишаева, В.В. Малков. - М.: КноРус, 2018. –

С. 24.

6

1. Возрастающая учебная нагрузка в школе.

2. Занятия в учреждениях дополнительного образования.

3. Уменьшение контроля со стороны родителей.

4. Становление личности ребенка и формирование собственных

взглядов на правильный образ жизни.

5. Влияние сверстников на поведение, предпочтения и устремления.

6. Половое созревание и связанное с ним поведение.

7. Психологическая ранимость ребенка в критические переходные

периоды, в том числе в подростковом возрасте.

Значение физической культуры в школьный период жизни человека

заключается

в

создании

фундамента

для

всестороннего

физического

развития, укрепления здоровья, формирования разнообразных двигательных

умений и навыков. Все это приводит к возникновению объективных

предпосылок для гармонического развития личности. Полноценное развитие

детей школьного возраста без активных физкультурных занятий практически

недостижимо. Выявлено, что дефицит двигательной активности серьезно

ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные

силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие.

В связи с тем, что пик естественного развития, как правило, приходится

на старший школьный возраст, основные физические способности и

функциональные возможности можно эффективно повысить именно в

школьном возрасте. Этот период является сенситивным по отношению ко

всем физическим качествам человека. Позднее развить те или иные качества

удается с трудом.

Кроме того, школьный возраст считается наиболее благоприятным для

обучения разнообразным двигательным умениям и навыкам, что позволяет в

дальнейшем значительно быстрее приспосабливаться выполнять освоенные

движения в разнообразных условиях двигательной деятельности.

В школьном возрасте достигается определенный уровень физической и

умственной работоспособности, что в целом позволяет успешно осваивать

7

программный материал теоретических учебных дисциплин и физкультурных

программ обучения.

Национальное использование досуга, в котором элементы физической

культуры

являются

эффективным

средством

против

пассивного

времяпрепровождения, позволяет исключить негативные проявления ряда

антисоциальных

поступков

(хулиганство,

употребление

наркотиков,

алкоголя и т.п.).

И наконец, физкультурная активность в период бурного развития

организма существенно облегчает решение общевоспитательных задач

(нравственных, трудовых, эстетических)

4

.

Направленное использование физической культуры в воспитании детей

и молодежи школьного возраста предусматривает решение следующих задач.

Оздоровительные задачи:

Укрепление

здоровья,

содействие

нормальному

физическому

развитию: формирование правильной осанки, развитие различных групп

мышц тела, правильное и своевременное развитие всех систем организма и

их функций, укрепление нервной системы, активизация обменных процессов.

Обеспечение оптимального для каждого возраста и пола гармоничного

развития физических качеств. В младшем школьном возрасте необходимо

обращать внимание на всестороннее развитие физических качеств, однако

акценты делаются на воспитание координационных способностей, а также

быстроты движений. В среднем школьном возрасте большое внимание

уделяется воспитанию скоростных способностей во всех ее формах, а также

добавляется скоростно-силовая подготовка, не связанная с предельными

напряжениями

силового

компонента.

В

старшем

школьном

возрасте

целесообразно проводить работу по воспитанию скоростно-силовых и

собственно силовых качеств, а также общей и анаэробной выносливости.

Повышение

сопротивляемости

организма

неблагоприятным

воздействиям внешней среды. При любой возможности физкультурные

4

Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников. - М.: Академия, 2018. – С. 47.

8

занятия, в том числе и уроки физкультуры, целесообразно проводить на

свежем воздухе, а не в зале.

Образовательные задачи:

Формирование и совершенствование жизненно важных двигательных

умений и навыков. У школьников необходимо формировать следующие пять

групп двигательных умений и навыков (З.И.Кузнецова, 1968): (1) умения и

навыки, с помощью которых человек перемещает себя в пространстве

(ходьба,

бег,

плавание,

ходьба

на

лыжах);

2)

навыки

управления

статическими позами и положениями тела при передвижениях (стойки,

исходные положения, различные позы, строевые упражнения и т.д.); 3)

умения и навыки выполнять различные движения с предметами (мячи,

скакалки, ленты, гантели, палки); 4) навыки управления движениями рук и

ног в сочетании с движениями в других звеньях тела (кувырки, перевороты,

подъемы, висы, упоры, равновесия); 5) умения выполнять комплексные

движения для преодолевания искусственных препятствий (прыжки опорные,

лазание, прыжки в длину и высоту).

Формирование необходимых знаний в области физической культуры и

спорта. Учащиеся должны знать: 1) условия и правила выполнения

физических упражнений; 2) влияние занятий физическими упражнениями на

основные системы организма; 3) правила самостоятельной тренировки

двигательных способностей; 4) основные приемы самоконтроля во время

занятий физическими упражнениями; 5) роль физической культуры в семье и

т.д.

Воспитательные задачи:

1. Воспитание потребности и умений самостоятельно заниматься

физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха,

тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Решение

данной задачи в деятельности педагога по физической культуре и спорту

предусматривает создание необходимых предпосылок к самостоятельным

физкультурным занятиям учащихся, а это обусловливает необходимость:

9

повышения

физкультурной

грамотности

школьников;

стимулирования

положительной мотивации к физической культуре; формирования основ

правильной техники выполнения жизненно важных двигательных умений и

навыков; формирования организационно-методических умений, дающих

возможность правильно построить школьнику свое самостоятельное занятие,

дозировать нагрузку, применять адекватный метод воспитания физических

качеств, осуществлять простейший самоконтроль и т.д.

2. Воспитание личностных качеств (эстетических, нравственных и т.д.),

содействие развитию психических процессов.

Перечисленные задачи представлены в официальных документах,

регламентирующих

физическое

воспитание

в

общеобразовательных

учреждениях (школа, училище, лицей, колледж и т.п.). Они играют роль

ориентировочных установок для всех сторон направленного использования

физической культуры в период школьного возраста

5

.

5

Назарова, Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник / Е.Н. Назарова. - М.: Academia, 2019. – С. 59.

10

2. Особенности формирования здорового стиля жизни у школьников в

процессе физического воспитания

2.1. Формирование здорового стиля жизни в младших школьников

Младший

школьный

возраст

является

одним

из

наиболее

ответственных

периодов

жизни

человека

в формировании

личности.

Известно, что 40 % различных, в том числе психических заболеваний

взрослых, закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное

воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и его образ

жизни.

Младший школьный возраст называют «вершиной детства». Ребёнок

сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на

взрослого

снизу-вверх.

Но

он

уже

начинает

утрачивать

детскую

непосредственность

в

поведении,

у

него

появляется

другая

логика

мышления. Учение для него - значимая деятельность. В школе он

приобретает не только новые знания и умения, но и определённый

социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его

жизни.

Дети в младшем школьном возрасте живут на уровне эмоций. Они

восприимчивы к любым внешним влияниям. Их души обладают чудесным

качеством: открытости всему истинному, полезному, добросердечному.

«Питанием» для этих добродетелей является благоприятная эмоциональная

атмосфера. Создание такой атмосферы необходимое условие полноценного

здоровья ребенка

6

.

Одним из важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является

двигательная

активность.

Недостаточная

двигательная

активность

обусловливает появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных

изменений в организме школьника. Младший школьный возраст — это

6

Здоровье – детям (основы экологической культуры учащихся начальной школы) : монография / Н. Я.

Прокопьев, Е. Т. Колунин, С. В. Соловьева, Е. Н. Дергоусова. – 2-е издание, переработанное и дополненное.

– Москва : РУСАЙНС, 2020. – С. 13.

11

период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной

активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного

периода являются овладение всеми доступными движениями, испытание

и совершенствование своих двигательных способностей, что позволяет

приобрести более широкую власть как над своим телом, так и над внешним

физическим пространством. Говоря об оптимальном двигательном режиме,

следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту

и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на

принципах

постепенности

и последовательности,

повторности

и систематичности,

индивидуализации

и регулярности.

Доказано,

что

наилучший

оздоровительный

эффект

плане

тренировки

сердечно-

сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного

характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки.

В комплекс

ежедневных

упражнений

необходимо

включить

также

упражнения на гибкость

7

.

При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем

школьном

возрасте

необходимо,

учитывая

психологические

и

психофизиологические

характеристики

возраста,

опираться

на

зону

актуального развития, исходя из того, что формирование ценности здоровья

и здорового образа жизни — необходимый и обязательный компонент

здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий

соответствующей

здоровьесберегающей

организации

всей

жизни

образовательного

учреждения,

включая

её

инфраструктуру,

создание

благоприятного

психологического

климата,

обеспечение

рациональной

организации

учебного

процесса,

эффективной

физкультурно-

оздоровительной работы, рационального питания.

Рациональная

организация

учебной

и

внеучебной

деятельности

обучающихся направленна на повышение эффективности учебного процесса,

7

Гуцу, В. Ф. Составляющие здорового образа жизни младшего школьника / В. Ф. Гуцу, А. В. Топор, М. Д.

Ушнурцев // Педагогика: традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь

2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 40.

12

снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления,

создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и

отдыха, включает:

- соблюдение гигиенических норм,

- требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки

(выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях)

учащихся на всех этапах обучения

8

.

2.2. Формирование здорового стиля жизни у подростков

Физическая культура создает фундамент для полноценного развития

подростков, так как содержание предмета направлено на укрепление

здоровья,

совершенствование

двигательных

умений

и

навыков.

При

систематических

занятиях

физической

культурой

«повышаются

функциональные

возможности

организма»,

поднимается

«настроение

благодаря выработке эндорфинов», в то время как недостаток физической

активности приводит к ослаблению защитных сил организма.

Дозированные физические нагрузки, их постепенное увеличение с

учетом возраста и состояния здоровья подростков способствуют развитию их

волевых качеств. Это, в свою очередь, оказывает благоприятное воздействие

на поведение обучающихся: они становятся менее внушаемыми, что

помогает избежать негативного влияния других людей. Таким образом,

вполне закономерно, что физическая культура – неотъемлемый компонент в

воспитании, обучении и развитии школьников.

Между

тем,

как

показывают

результаты

экспериментальных

исследований, проведенных специалистами Российского государственного

университета

физической

культуры,

спорта

и

туризма,

современные

школьники находят множество причин объективного и субъективного

характера, чтобы не посещать уроки физического воспитания. В числе

8

Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9 классов / С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс,

2018. – С. 45.

13

причин,

относимых

к

первой

группе,

они

называют

недостаточную

материально-техническую

базу

учебного

заведения

(чрезмерная

загруженность спортивного зала, недостаточное количество тренажеров,

отсутствие душевых).

Причины второй группы связаны с отсутствием интереса к тем

упражнениям, которые предлагает выполнять на уроке учитель. Данные

исследований свидетельствуют о том, что мальчикам-подросткам интересно

заниматься футболом (практически пятая часть опрошенных), легкой

атлетикой, баскетболом, плаванием и прыжками в воду, единоборствами.

Девочек-подростков привлекают легкая атлетика (треть опрошенных),

спортивные танцы и аэробика, плавание, теннис, единоборства.

Как нетрудно заметить, налицо противоречие между программными

требованиями к перечню осваиваемых навыков в области конкретных видов

спорта и интересом подростков к иным видам физической активности.

Справедливости ради стоит подчеркнуть, что программное содержание

предмета

предусматривает

организацию

игр

в

футбол

и

баскетбол,

проведение эстафет и соревнований по легкой атлетике, включение

элементов

единоборств

в

качестве

упражнений.

Но

их

количество

незначительно по сравнению с тем, чего бы хотели подростки

9

.

Развивая мысль о дидактическом потенциале уроков физической

культуры,

целесообразно

обратить

внимание

на

содержание

работы

исследователя И.Н. Воробьевой, которая посвятила его сходной теме. Автор

исследования обосновывает, что такие занятия способствуют развитию не

только отдельной личности, но и всего общества в целом, поскольку

содействуют становлению и поддержанию такого важного социального

течения, как активное физкультурное движение, то есть совместной

деятельности

людей

по

формированию,

развитию,

использованию,

9

Катышева, Г.С. Формирование здорового образа жизни школьников, медицинская активность / Г.С.

Катышева, Б.Т. Рахметова // Евразийский Союз Ученых. – 2021. – С. 70.

14

распространению и приумножению ценностей физической культуры и

спорта.

Благодаря

организации

целостного

педагогического

процесса

физическая культура позволяет вовлекать всех школьников, независимо от

физической подготовленности и состояния здоровья, в физкультурно-

оздоровительную деятельность, в процессе которой они приобщаются к

социальным ценностям, главная из которых – здоровье. Результатом

физкультурно-оздоровительной деятельности становится высокий уровень

развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное

развитие, ориентация на здоровый образ жизни.

Характеризуя потенциал уроков физической культуры, исследователь

Н.Н. Бачурин пишет о том, что, если посещение занятий является

систематическим,

то

оно

обеспечивает

школьникам

высокую

работоспособность

при

освоении

других

дисциплин,

предотвращает

массовые заболевания. Однако описанного эффекта можно добиться при

условии дозированных нагрузок в соответствии с нормами возрастного

развития. Другим условием Н.Н. Бачурин называет получение удовольствия

от занятий.

Применительно к оценке уроков физической культуры в подростковой

среде добиться систематического посещения занятий достаточно сложно, так

как на этом возрастном этапе очень многое подвергается критике. Об этом, в

частности, размышляет исследователь А.С. Ананьев, по наблюдению

которого подростки либо высмеивают культуру здорового образа жизни либо

вовсе

ее

игнорируют.

Это

связано

с

особенностями

возраста

и

самоутверждением тинэйджеров, отсюда любые призывы к здоровью

воспринимаются, как очередная нотация взрослого

10

.

10

Крукович, Е. В. Состояние здоровья детей и определяющие его факторы : монография / Е. В. Крукович,

Л. В. Транковская. – Владивосток : Медицина ДВ, 2018. – С. 124.

15

Заключение

Таким

образом,

проблема

воспитания

здорового

поколения

приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение

здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение

населения к своему здоровью и здоровью своих детей.

Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не

только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает

стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере

жизни. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня

воспитываются

дети.

В

большинстве

семей

можно

обнаружить

так

называемые

факторы

риска:

хронические

инфекционные

заболевания,

несбалансированное питание,

низкая физическая

активность,

курение,

злоупотребление алкоголем, наркотиками и т. д. При этом часто в семье

присутствуют не один, а сочетание нескольких факторов.

В

Формирование

здорового

стиля

жизни

школьников

в

процессе физического воспитания основными методическими особенностями

являются:

- валеологические выставки на разных уроках в начальной школе;

- тесты на валеологическую тематику;

- комплекс гимнастики до уроков, игры - физкультминутки, подвижные

перемены и т.д.

16

Список использованной литературы

1. Айзман, Р. И. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

: учебное пособие / Р. И. Айзман, В. Б. Рубанович, М. А. Суботялов. – 3-е

издание,

стереотипное.

Новосибирск

:

Сибирское

университетское

издательство, 2017. – 214 c.

2. Арзуманов, С. Г. Физическое воспитание в школе учащихся 5– 9

классов / С.Г. Арзуманов. – М.: Феникс, 2018. – 112 c.

3. Бишаева, А.А. Физическая культура (для бакалавров) / А.А. Бишаева,

В.В. Малков. - М.: КноРус, 2018. - 167 c.

4. Бушенева, И.С. Проблемы формирования здорового образа жизни у

школьников в современных российских условиях / И.С. Бушенева //

Современные проблемы науки и образования. – 2017. - №5. – С. 274.

5. Гуцу, В. Ф. Составляющие здорового образа жизни младшего

школьника / В. Ф. Гуцу, А. В. Топор, М. Д. Ушнурцев // Педагогика:

традиции и инновации : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань,

январь 2018 г.). — Казань : Бук, 2018. — С. 39-41.

6. Здоровье – детям (основы экологической культуры учащихся

начальной школы) : монография / Н. Я. Прокопьев, Е. Т. Колунин, С. В.

Соловьева, Е. Н. Дергоусова. – 2-е издание, переработанное и дополненное. –

Москва : РУСАЙНС, 2020. – 238 с.

7. Катышева, Г.С. Формирование здорового образа жизни школьников,

медицинская активность / Г.С. Катышева, Б.Т. Рахметова // Евразийский

Союз Ученых. – 2021. – С. 69-71.

Крукович, Е. В. Состояние здоровья детей и определяющие его

факторы : монография / Е. В. Крукович, Л. В. Транковская. – Владивосток :

Медицина ДВ, 2018. – 216 с.

8. Назарова, Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник / Е.Н.

Назарова. - М.: Academia, 2019. - 536 c.

17

9. Решетников, Н.В. Физическая культура: Учебник / Н.В. Решетников.

- М.: Академия, 2018. - 288 c.

10. Чукаева, И.И. Основы формирования здорового образа жизни / И.И.

Чукаева. - М.: КноРус, 2018. - 64 c.

18



В раздел образования