Напоминание

Опыт наставничества


Автор: Исаева Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ Новогеоргиевская СОШ
Населённый пункт: с.Новогеоргиевка
Наименование материала: статья
Тема: Опыт наставничества
Раздел: среднее образование





Назад




Региональная практико-ориентированная школа

«Наставник молодого педагога»

Опыт наставничества

Муниципалитет: Октябрьский

Наставник: Исаева Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы

Молодой педагог: Якушева Екатерина Николаевна, учитель начальных классов, 1

год 9 месяцев

1. Цель: наставничества:

развитие профессиональных умений и навыков молодого

специалиста.

2. Задачи: оказание методической помощи молодому специалисту в повышении

обще

дидактического

и

методического

уровня

организации

учебно-

воспитательного процесса;

создание

условий

для

формирования

индивидуального

стиля

творческой

деятельности молодого педагога;

развитие потребности и мотивации в непрерывном самообразовании.

3. Система работы.

Мероприятия

по планированию, организации и содержанию деятельности

Содержание мероприятий

Формы и

методы

Контроль

Работа по предмету

Работа с нормативной

документацией

1.Изучение ФГОС НОО,

рабочих программ по

предметам, календарно-

тематического планирования,

знакомство с УМК.

2. Оказание помощи в

разработке рабочих программ,

поурочных планов,

технологических карт урока.

3. Практикум "Триединая цель

урока и его конечный

результат".

1.Изучение нормативно –

правовой базы школы

(должностная инструкция

учи-теля, календарный

учебный график, учебный

план, ООП НОО, план работы

школы на 2019-2020 уч. год,

документы строгой

отчетности),

2. Практическое занятие

«Ведение школьной

документации» (классный

журнал, ученические тетради,

выставление оценок в

дневники)».

Консультация

,

самообразова

ние,

совместная

деятельность

Контроль

ведения

журнала,

учебного

плана,

контроль

качества

составления

поурочных

планов.

1.Диагностика

профессиональных

затруднений

молодого

специалиста,

диагностика

пробелов

в

теоретических

знаниях (анкетирование).

2.Подготовка

к

урокам,

оказание

методической

помощи.

3.Оказание помощи в выборе

методической

темы

по

самообразованию.

4.Практическое занятие: «Как

работать

с

ученическими

тетрадями».

5.

Оказание помощи в

составление отчётности по

окончанию четверти.

1.Изучение документации об

организации

урочной

и

внеурочной деятельности.

2.Практикум:

«Обучение

составлению

отчетности

по

окончанию четверти»

3.Изучение

положения

о

текущем и итоговом контроле

за знаниями учащихся.

Наставничест

во,

самообразова

ние,

посещение

уроков

Контроль

качества

составления

поурочных

планов,

технологиче

ских карт

уроков,

выполнение

единых

требований

к ведению и

проверке

тетрадей,

составления

отчётности

по оконча-

нию

четверти.

1. Взаимное посещение

Методика

проведения

Индивидуаль

Контроль

уроков, анализ деятельности.

2.Практикум «Требования к

анализу урока и деятельности

учителя на уроке. Типы, виды,

формы урока».

современного урока.

ная

консультация,

взаимная

деятельность

качества

составления

поурочных

планов,

технологиче

ских карт

уроков.

1.Занятие:

«Современный

урок

и

его

организация.

Использование

современных

педагогических технологий».

2.Занятие: «Способы контроля

учебных успехов учащихся

(комплексные работы,

портфолио). Виды

диагностики результатов

обученности».

Методика проведения урока в

соответствии

с

ФГОС

II

поколения.

Привлечение

учителей

начальных

классов.

Совместная

работа.

Контроль.

Контроль

качества

составления

поурочных

планов,

посещение

уроков,

внеурочных

занятий,

внеклассных

мероприяти

й.

1.Беседа: «Индивидуальный

подход в организации

учебной деятельности».

2.Практикум

«

Формы и

методы работы на уроке.

Система опроса учащихся».

3.Оказание помощи в

подготовке и проведении

уроков в соответствии с

требованиями ФГОС.

Составление аналитических

справок.

Наставничест

во,

самообразова

ние,

посещение

уроков.

Проверка

выполнения

программы.

Посеще-ние

уроков.

Контроль

ведения

школьной

документаци

и.

1.Занятие «Методы

активизации познавательной

деятельности учащихся»

2. Практикум: «Организация

работы с мотивированными и

неуспевающими учащимися»

3.Оказание помощи в

подготовке и проведении

уроков в соответствии с

требованиями ФГОС.

Изучение документов по

ФГОС.

Консультатив

ное занятие.

Практическая

деятельность

Посещение

уроков.

Контроль

ведения

школьной

документаци

и.

1.Оказание помощи в

подготовке и проведении

открытого урока.

2. Анализ портфолио

наставника. Ознакомление с

требованиями и вариантами

оформления

профессионального

портфолио.

Изучение нормативных

документов школы по

ведению профессионального

портфолио.

Консультиров

ание.

Совместная

деятельность

Посещение

уроков.

Контроль

ведения

школьной

документаци

и.

Контроль

ведения

портфолио.

1.Выступление молодого

специалиста на МО.

Изучение нормативных

документов по составлению

Практическая

помощь,

Посещение

уроков.

Методическая выставка

достижений учителя.

2.Внедрение молодым

специалистом результатов

деятельности по

самообразованию в практику

своей работы

3.Анкетирование:

Профессиональные

затруднения.

Анкетирование: Оценка

собственного

квалификационного уровня

молодым специалистом.

4.Посещение уроков молодого

специалиста с целью

оказания методической

помощи.

анализа деятельности учителя-

предметника.

анкетировани

е,

посещение

уроков

Контроль

ведения

школьной

докумен-

тации.

1. Подведение итогов работы

за год.

2. Подготовка характеристики

молодого специалиста.

Отчет о результатах

наставнической работы.

Наставничест

во

Собеседован

ие по итогам

года

(успевае-

мость,

качество,

выполнение

программы)

В течение года

1.Совместная подготовка и отбор дидактического материала для уроков и занятий.

2. Совместная разработка планов-конспектов уроков по теме, занятий по внеурочной

деятельности, внеклассного мероприятия.

3.Изучение методической литературы по предмету.

4.Взаимопосещение уроков и занятий, внеклассных мероприятий и их последующий подробный

анализ.

5.Участие молодого специалиста в общешкольных мероприятиях, семинарах, совещаниях и т. д.

6.Беседы с молодым специалистом по определенным разделам педагогики, научному

содержанию предмета, методике преподавания.

7.Консультации по частным вопросам методики преподавания и проведения внеклассных

мероприятий.

2).Составлена карта индивидуального сопровождения:

Карта индивидуального методического сопровождения

молодого специалиста Якушевой Е.Н. на 2019-2020 учебный год

- успешно решаю - решаю - затрудняюсь решать

п/п

Вид педагогической деятельности

Формы работы по устранению

затруднений

- Начало

года

- Конец

года

I.Анализ педагогической деятельности

1.

Умение проводить самоанализ урока

Практикум

«Требования

к

анализу урока и деятельности

учителя на уроке. Типы, виды,

формы урока».

2.

Анализ урока другого учителя

Изучение схемы анализа урока.

Обучение комплексному анализу

урока.

3.

Анализ собственного опыта работы

Беседа наставника

II.Планирование

4.

Тематическое планирование

Собеседование

по

методике

проведения современного урока.

5.

Поурочное планирование

Практикум

«Триединая

цель

урока и его конечный результат».

Практическое

занятие

«Составление

технологической

карты урока».

6.

Планирование

самообразования

и

педагогического мастерства

Рекомендации по выбору темы

самообразования.

Консультативная

помощь

учителей начальных классов и

педагога- наставника

7.

Составление авторской программы

Рекомендация

литературы

по

методике

преподавания,

справочных

материалов

и

нормативных документов.

8.

Планирование воспитательной рабо-

ты

Индивидуальная консультация

III.Организация

9.

Умение

работать

с

одарёнными

детьми и «неуспевающими»

Участие

в

олимпиадах,

конкурсах

10.

Организация разноуровневой работы

и

индивидуальной

работы

с

учащимися

Практикум:

«Организация

работы с мотивированными и

неуспевающими

учащимися».

Посещение урока наставника и

других учителей

11.

Организация внеклассной работы по

предмету

Участие в работе МО учителей

начальной школы

IV. Контроль и коррекция

12.

Учёт и оценка учебных достижений

учащихся

Практическое занятие «Ведение

школьной

документации

(классный журнал, ученические

тетради )».

13.

Проведение текущего и итогового

контроля

Консультация

по

изучению

материалов

ФГОС

НОО

и

нормативно-правовой

базы

школы (должностная инструкция

учителя, календарный учебный

график,

учебный

план,

план

работы школы на 2019-2020 уч.

год,

документы

строгой

отчетности).

Инструктаж

по

составлению

отчётности

по

окончании

четверти.

14.

Диагностический инструментарий и

методы диагностики

Практическое занятие: «Способы

контроля достижений учащихся

(комплексные работы, портфо-

лио).

Виды

диагностики

результатов обученности».

V. Владение технологией современного урока

15.

Дифференцированный

подход

к

обучению

Практическое

занятие

«Современный

урок

и

его

организация.

Использование

современных

педагогических

технологий».

16.

Отбор методов и форм организации

познавательной

деятельности

учащихся

Практическое занятие «Методы

активизации познавательной

деятельности учащихся»

17.

Использование

современных

образовательных

технологий

на

уроках

Консультирование

по

теме

«Современные

педагогические

технологии.

Использование

инновационных

технологий

в

учебном процессе».

VI. Индивидуальные затруднения

18.

Организация хорошей дисциплины

на уроке

Рекомендации учителей стажис-

тов

Посещение уроков

19.

Умение

использовать

различные

формы работы с родителями

Рекомендации учителей стажис-

тов

Карта индивидуального методического сопровождения молодого специалиста показывает,

какие аспекты педагогической деятельности имеют положительные результаты, а над

улучшением которых необходимо продолжить работу в следующем учебном году.

3).осуществлялось консультирование

по вопросам методологии преподавания предметов,

дидактики:

1.Консультация по изучению материалов ФГОС ОО и нормативно-правовой базы школы

(должностная инструкция учителя, календарный учебный график, учебный план, план работы

школы на 2019-2020 уч. год, документы строгой отчетности).

2.Практическое

занятие

«Ведение

школьной

документации

(классный

журнал,

ученические тетради)».

3.Консультирование по теме «Современные педагогические технологии. Использование

инновационных технологий в учебном процессе».

4.Рекомендации по выбору темы самообразования.

5.Практикум «Триединая цель урока и его конечный результат».

6.Практическое занятие «Составление технологической карты урока».

7.Собеседование по методике проведения современного урока.

8.Практическое

занятие

«Современный

урок

и

его

организация.

Использование

современных педагогических технологий».

9.Практикум «Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды,

формы урока».

10.Практическое занятие: «Способы контроля достижений учащихся (комплексные

работы, портфолио). Виды диагностики результатов обученности».

11.Рекомендации по созданию личного портфолио учителя.

12.Инструктаж по составлению отчётности по окончании четверти.

13.Беседа: «Индивидуальный подход в организации учебной деятельности».

14.Практикум

«

Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся».

15.Занятие «Методы активизации познавательной деятельности учащихся».

16.Практикум: «Организация работы с мотивированными и неуспевающими учащимися».

17.Беседа «Домашнее задание: как, сколько, когда».

4).совмещалось проектирование уроков с обязательным посещением и подготовкой анализа

с рекомендациями и предложениями в письменном виде:

1.Обзорный

контроль.

Посещение

урока

с

целью

общего

ознакомления

с

профессиональным уровнем работы молодого специалиста Якушевой Е.Н.. – Рекомендация:

ознакомиться со структурой уроков согласно ФГОС НОО.

2.Контроль дозирования времени на разных этапах урока. – Рекомендация: провести

практическое занятие по составлению технологической карты урока с указанием временных

рамок этапов урока.

3.Эффективность использования методов и приёмов обучения. – Рекомендация: провести

практикум «Требования к анализу урока и деятельности учителя на уроке. Типы, виды, формы

урока».

4.Предупредительный контроль. Посещение уроков молодого специалиста с целью

наблюдения и диагностики на предмет выявления и предупреждения ошибок в работе молодого

специалиста. – Рекомендация: Провести практическое занятие: «Виды диагностики результатов

обученности».

5.Дифференцированный подход к учащимся на уроках. – Рекомендации:

провести

практикум

«

Формы и методы работы на уроке. Система опроса учащихся»; посетить уроки

учителей-стажистов.

5).оказывалась помощь в подготовке и проведении открытых уроков

1.Помощь в выборе темы выступления («Групповые и индивидуальные формы работы на

уроке ») на МО учителей начальных классов.

6).создавались образовательные продукты для оказания помощи молодому специалисту:

Буклет «Технологическая карта урока»

7).осуществлялся мониторинг деятельности молодого специалиста:

1.Микроисследование по выявлению факторов, стимулирующих и препятствующих

саморазвитию молодых специалистов:

п/п

Показатели

Постоянно

Иногда

Никогда

Препятствующие факторы

1.

Собственная инерция.

+

2.

Разочарование из-за неудач.

+

3.

Отсутствие поддержки и помощи

+

в этом вопросе со

стороны руководителей.

4.

Враждебность

окружающих

(зависть, злорадство и т.д.)

+

5.

Состояние здоровья.

+

6.

Недостаток времени.

+

7.

Семейные

и

жизненные

обстоятельства.

+

Стимулирующие факторы

8.

Участие в работе МО учителей

начальных

классов

и

МО

классных руководителей

+

9.

Пример и влияние коллег.

+

10.

Организация труда в школе

+

11.

Новизна

деятельности,

условия

работы и возможность эксперемен

тировать.

+

12.

Интерес к работе.

+

13

Возрастающая ответственность.

+

14.

Возможность получения призна-

ния в коллективе.

+

Результаты данного микроисследования показывают, что для Екатерины Николаевны все

факторы

являются

стимулирующими.

Препятствующими

факторами

иногда

являются

разочарование из-за неудач, семейные и жизненные обстоятельства

,

а постоянным

недостаток

времени.

2.Микроисследование

по

степени

владения

молодыми

специалистами

навыками

самостоятельной работы:

п/п

Показатели

Очень хорошо

Хорошо

Недостаточно

хорошо

1.

Работа с учебной, справочной,

научно-методической

литературой:

подбор,

анализ

прочитанного,

написание

конспекта, тезисов.

+

2.

Умение делать выводы по обзору

литературы, выделять наиболее

актуальные

проблемы

развития

детей.

+

3.

Сохранение

информационного

материала

в

памяти,

воспроизведение

необходимой

информации по памяти.

+

4.

Выделение

главных,

ключевых

понятий

в

любом

информационном

материале,

составление

опорных

схем

изученной темы.

+

5.

Самостоятельное

усвоение

педагогических

и

психологических

понятий

с

+

помощью

справочных

материалов.

6.

Систематизация,

группировка

изученных фактов, составление

схем, графиков, таблиц.

+

7.

Самоконтроль

и

самоанализ

собственных

действий

при

выполнений различных заданий.

+

8.

Умение ставить цель, планировать

свою работу, выделять время для

работы по самообразованию.

+

Результат микроисследования показывает, что Екатерина Николаевна владеет навыками

самостоятельной работы.

3.Микроисследование по выявления уровня удовлетворенности молодого специалиста

началом работы в МОБУ Новогеоргиевская СОШ в 2019 – 2020 учебном году.

█ - высокий уровень удовлетворения █ - средний уровень удовлетворенности █ - низкий

уровень удовлетворенности

п/п

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

1.

Выбранной профессией

+

2.

Своим положением в школьном

коллективе

+

3.

Условиями труда

+

4.

Заработной платой

+

5.

Перспективой карьерного роста

+

6.

Качеством оказываемых методи-

ческих услуг

+

7.

Ростом профессионального стано-

вления

+

8.

Признанием

результатов

труда

коллегами

+

9.

Признанием

результатов

труда

администрацией школы

+

ВЫВОДЫ: результаты данного микроисследования по выявлению уровня удовлетворенности

молодого

специалиста

началом

работы

в

школе

показывают,

что

высокий

уровень

удовлетворения наблюдается у молодых специалистов по следующим показателям: выбранная

профессия; условия труда; перспектива карьерного роста; качество оказываемых методических

услуг;

рост

профессионального

становления.

Показателями

с

меньшим

уровнем

удовлетворенности молодого специалиста началом работы в школе являются: положение в

школьном коллективе; признание результатов труда коллегами и администрацией школы.

4.Результаты

Содержание

деятельности

Уровни

Результат

Школьный

Муници

паль

ный

Региональ-

ный

Всероссий-

ский

Участие

в

ра-

боте МО

+

Выступление на

МО «Групповые и

индивидуальные

формы работы на

уроке»

Выступление по

теме

самообразовани

я

+

На МО учителей

начальных классов

Участие

в

конкурсах,

олимпиадах

+

+

Свидетельство

участника

всероссийского

профессионального

тестирования

работников

образования

«Эйнштейн»,

диплом победителя

конкурса

профессионального

мастерства

педагогических

работников,

им.А.С. Макаренко

2019 года

Проведение

открытых уро

ков

+

Открытый урок по

обобщению итогов

первого года

работы молодого

специалиста

проведен в апреле

2019 года

Участие детей в

олимпиадах

+

Обучающиеся

являются

участниками

и

победителями

всероссийских

олимпиад:

«Эйнштейн»,

«Заврики»,

«Учи.ру», «Инф-



В раздел образования