Напоминание

"Творческое развитие учащихся на уроках музыки через создание личностно ориентированной среды"


Автор: Гордеева Лариса Алексеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия"
Населённый пункт: пгт.Сиверский, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Творческое развитие учащихся на уроках музыки через создание личностно ориентированной среды"
Раздел: среднее образование





Назад




ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ.

* Каждый ученик – личность.

*Из опыта работы.

1.Сегодня, как никогда, остро ощущается необходимость гуманизации

общества, а духовность, как высшая ценность человека, становится особенно

значимой. Именно поэтому урок Искусства (Музыки) в общеобразовательной

школе приобретает особую значимость. Искусство воспитывает сердце и

душу.

Может

ли

образованный

человек,

не

имеющий

никакого

представления

о

культурно-эстетическом

наследии,

руководить,

осуществлять прогресс в обществе? Ответ на этот вопрос ясен: сегодня

развивать надо душу и голову школьника в комплексе, целостно

Одной из важнейших тенденций современной педагогики является

активизация процесса музыкально-эстетического развития через творчество

ребенка. Значительный вклад в научное осмысление и обоснование роли

искусства

в

воспитании

детей,

духовном

творческом

развитии

личности ребенка внесли известные педагоги и психологи: Я.А. Коменский,

К.Д. Ушинский, Б.В.Асафьев,

Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Д.Б.

Кабалевский, Б.М. Йеменский, A.A. Мелик-Пашаев.

Важную

роль

музыкального

искусства

в

развитии

личности младшею школьника подчеркивали Э.Б. Абдуллин, Ю.А. Алиев,

Г.П. Cepгeeвa, Г.B. Школяр и др. Взаимосвязь музыки с другими видами

искусства, проблему интеграции искусств в обучении и воспитании младших

школьников исследовали JI.B. Горюнова, И.В. Кошмина, H.A. Терентьева,

Н.П. Шишлянникова, Б.П. Юсов и др.

Особый

принцип

подхода

к

отбору

музыкального

материала,

использование разнообразных форм работы, разнообразие музыкально-

художественных импровизаций, разнообразные творческие задания, - все это

способствует проявлению творческой активности на занятиях,

В

основных

положениях

нормативных

документов,

определяющих

преподавание предмета «Музыка» на этапе начального общего образования

прописаны

основные

стратегические

рекомендации

по

«

разнообразию

организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого

обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными

возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,

познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками

и взрослыми в познавательной деятельности».

Музыкально-творческая деятельность занимает одно из ведущих мест в

системе музыкального образования. Творческий процесс развивает память,

мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику,

интуицию. Она напрямую связана с самостоятельными действиями, с

умением оперировать знаниями, умениями, навыками, применять их на

практике.

Музыкально-творческая

деятельность на уроках и во внеурочной

работе способствует преодолению скованности, состоянию неуверенности.

При помощи пения, движения, игры на музыкальных инструментах дети

имеют возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное

состояние и улучшить его. Ребята увереннее чувствуют себя в учебных

ситуациях, общении с учителями и одноклассниками, умеют выразить себя,

продемонстрировать свои способности. Они перестают бояться отвечать у

доски, обращаться за помощью к учителю, меньше волнуются перед

выступлением в классе и на сцене. Снижается тревожность, улучшается

эмоциональное состояние,- все это способствует полноценному развитию

обучающихся.

Общение с искусством вызывает у детей радость, удовольствие,

веселье, восторг, удивление. Эти благоприятные эмоциональные состояния

повышают уверенность в своих силах, формируют позитивное отношение к

жизни, способствуют личностному росту.

Знакомство

с

музыкальными

произведениями

сопровождается

вопросами,

помогающими

ребятам

понять

собственные

чувства

и

переживания: «Какие чувства вызвало у тебя это произведение? Созвучно ли

твое настроение этой музыке? Бывает ли у тебя такое же настроение, как в

этой музыке? При каких обстоятельствах ты бы послушал это произведение

снова?».

Изучая произведения искусства, учащиеся познают чувства других

людей (авторов произведений, сверстников, учителей) и сравнивают их со

своими.

Музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя.

Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее

воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные

эмоции.

Значение музыки в развитии мышления, воображения, внимания,

памяти,

воли,

эмоциональной

сферы,

нравственно-эстетических

потребностей,

познавательных

способностей

очень

велико.

Музыка

активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение.

Творчество школьников связано с самостоятельными действиями, с умением

применять известные им ранее музыкальными представлениями, знаниями,

навыками в разных видах музыкальной деятельности. В творческой

атмосфере процесс познания приобретает развивающий характер.

Познавательно-поисковая музыкальная практика ценна тем, что в ее

процессе учащиеся открывают для себя что-то новое, не известное им ранее.

Ценность детской импровизации – в потребности, готовности к выражению

душевного состояния, впечатления.

Работа учителя в соответствии с ФГОС ОО позволяет сделать урок

«интерактивным,

творчески

и

вариативно

моделировать

учебную

деятельность и учитывать уровень подготовленности обучающихся в

успешном

освоении

учебного

материала,

формированию

предметных

умений, личностных качеств и универсальных учебных действий, развитию

художественно-эстетического вкуса». Большую роль для успешной работы я

вижу

в

составлении

технологических

карт

уроков,

как

«нового

педагогического инструмента структурирования образовательного процесса

и методического обеспечения введения ФГОС». (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

Музыка 5 класс, Технологические карты, стр.2)

Задача

учителя

создавать

на

уроке

условия,

когда

у

ребенка

пробуждается желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть»

слушать ее, действовать под нее, отвечать на интересные вопросы и пр.

Решение этой задачи будет способствовать проникновению учащихся в

«мастерскую»

композитора,

где

они

попытаются

постигнуть

«тайну»

творчества. Только потребность думать, чувствовать, познать, создать и

выводит ребенка в экспериментально-творческий поиск.

Музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные

явления, обогащающие детей новыми представлениями. Музыка несет

информативный характер, что существенно повышает знания ребенка об

окружающем мире. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок

получает ответы на многие интересующие его вопросы. Кроме того, музыка

объединяет детей в единые переживания, становится средством общения

между ними.

Личностно – ориентированный подход к учащимся – одно из главных

условий решения задач общего образования и задач уроков Искусства.

Применяя его, мы научим детей «не быть слепыми к красоте, не быть

глухими к слову и черствыми к добру», т.е. постараемся привить им те

качества, которые характеризуют интеллигентного человека.

Урок музыки открывает огромные возможности для развития детского

творчества, которое является самым мощным импульсом в развитии ребенка.

Моя задача,

как учителя, построить урок так, чтобы максимально

раскрепостить

ученика,

раскрыть

их

способности:

интеллектуальные,

художественные, творческие, а содержание урока было направлено на

каждого ребенка. Вовлечь ребенка в активную художественную деятельность

значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе

деятельности проявляется и формируется психика ребенка.

Добиться от своих учеников свободного, творческого осмысления

всего, что они делают и изучают на уроках музыки, научить их свободно,

легко мыслить, грамотно выражать свои мысли и чувства, а самое главное,

понимать зачем и для чего проделывается вся эта работа – главное в моей

педагогической работе.

Музыкальная грамотность не предполагает схематичное заучивание

музыкальной грамоты на уроках. Увести детей от этого в мир творчества и

фантазий, дать возможность почувствовать себя творческой личностью, со

своими суждениями, со своим взглядом на мир – моя первостепенная задача.

Творчество несет большие радости, вкус победы при достижении

вершины победы. Приносит оно и свои страдания, получившие крылатое

выражение – «муки творчества», но без этих мук не постигнешь радости.

Творчество ребенка – это, прежде всего, самовыражение, это его «я»,

отличное от других. Словесное, художественное, пластическое, музыкальное

(композиторское) творчество, на мой взгляд являются самыми характерными

для школьного, особенно подросткового возраста, т.к. в этот период ребенок

может уже самостоятельно мыслить, сопоставлять факты и явления,

оценивать свои поступки и поступки героев.

Формы творческих работ разнообразны. Выбор их определяется и

требованиями школьной программы и запросами жизни.

Применяемые мною творческие задания:

*Описание музыкального образа по незнакомому произведению.

*О чем эта музыка? Что хотел рассказать нам композитор? Какие

мысли и чувства вызвала эта музыка?

*Сочинение музыкального образа, встав на позицию композитора, по

литературному

тексту.

Выбор

средств

музыкальной

выразительности,

которые наиболее точно подчеркнут главные черты характера или состояние

человека.

*Уроки «Я рисую музыку». Рисунок играет огромную роль в детском

творчестве. Это любимый вид самовыражения учащихся, а краски и тона,

выбранные ими, соответствуют их представлению о данном образе или

явлении. (Работы учащихся прилагаются).

*Пластическое «интонирование». Данный вид творчества особенно

интересен в начальной школе, что способствует такому важному моменту на

уроке, как здоровье сберегающий.

*Сочинения на тему «Я – композитор. О чем бы я хотел рассказать

слушателям своей музыкой. Почему эта тема важна для меня и будет ли она

интересна другим? Какие средства музыкальной выразительности я для этого

выберу». Работы учащихся прилагаются).

*Сочинение стихов (можно свободной формы) после прослушивания и

разбора музыкального произведения. (Конкурсные стихотворения и сказки о

музыке прилагаются).

Творчество такого рода рождает новые, нестандартные проявления

детской фантазии.

Из личного опыта могу сказать, что только тогда ребенок будет

участвовать в работе увлеченно, будет творить, когда тема задания будет для

него

внутренне

понятной,

волнующей

и,

главное,

побуждающей

к

выражению в слове и действии своего внутреннего мира.

До 5 класса дети любопытны, непосредственны, на их лицах написаны

все чувства, всякая смена настроений. Руки их тянутся вверх раньше, чем

оформится мысль, неудачи в учении не отдаляют их от учебы и учителя.

Проходит 2 -3 года и ребята становятся неузнаваемыми. Появляется

сдержанность, иногда замкнутость, болезненное самолюбие. Моя задача

создать на уроке доверительную атмосферу отношений Ученик –

Учитель. Открытость общения, искренность, готовность к обучению вместе

с учениками поможет учащимся понять, что не знать чего- то не стыдно,-

стыдно не пытаться узнать и подумать.

Не авторитарные методы

обучения, а консультативно – направляющие, методы диалогового

сотрудничества. Всегда помнить, что каждый ученик – Личность. Из

личностей складывается коллектив.

Безусловно,

такая

работа

требует

от

учителя

не

только

профессионализма и ответственности, но и доброты, любви к детям.

Никогда не оценивать неудовлетворительные ответы отметкой в

журнале. Только хвалить даже за неудачную попытку и постепенно подвести

к правильному направлению, чтобы ученик впредь не боялся открыто и

смело рассказать о волнующих его мыслях и чувствах.

Поставить проблему и подвести детей к ее правильному разрешению,

пройти путь «сочинительства музыки», встав на позицию композитора,

исследовать этот процесс, дать грамотный анализ произведения или

музыкального отрывка – сложные и увлекательные составляющие урока.

Сегодня на Искусство ложится большая ответственность за воспитание

подрастающего поколения. Музыка обладает огромной силой воздействия на

человека, поэтому ей, как самому эмоциональному искусству, принадлежит

особенно важное место.



В раздел образования