Автор: Гордеева Лариса Алексеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Сиверская гимназия"
Населённый пункт: пгт.Сиверский, Ленинградская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Творческое развитие учащихся на уроках музыки через создание личностно ориентированной среды"
Раздел: среднее образование
ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ СРЕДЫ.
* Каждый ученик – личность.
*Из опыта работы.
1.Сегодня, как никогда, остро ощущается необходимость гуманизации
общества, а духовность, как высшая ценность человека, становится особенно
значимой. Именно поэтому урок Искусства (Музыки) в общеобразовательной
школе приобретает особую значимость. Искусство воспитывает сердце и
душу.
Может
ли
образованный
человек,
не
имеющий
никакого
представления
о
культурно-эстетическом
наследии,
руководить,
осуществлять прогресс в обществе? Ответ на этот вопрос ясен: сегодня
развивать надо душу и голову школьника в комплексе, целостно
Одной из важнейших тенденций современной педагогики является
активизация процесса музыкально-эстетического развития через творчество
ребенка. Значительный вклад в научное осмысление и обоснование роли
искусства
в
воспитании
детей,
духовном
творческом
развитии
личности ребенка внесли известные педагоги и психологи: Я.А. Коменский,
К.Д. Ушинский, Б.В.Асафьев,
Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Д.Б.
Кабалевский, Б.М. Йеменский, A.A. Мелик-Пашаев.
Важную
роль
музыкального
искусства
в
развитии
личности младшею школьника подчеркивали Э.Б. Абдуллин, Ю.А. Алиев,
Г.П. Cepгeeвa, Г.B. Школяр и др. Взаимосвязь музыки с другими видами
искусства, проблему интеграции искусств в обучении и воспитании младших
школьников исследовали JI.B. Горюнова, И.В. Кошмина, H.A. Терентьева,
Н.П. Шишлянникова, Б.П. Юсов и др.
Особый
принцип
подхода
к
отбору
музыкального
материала,
использование разнообразных форм работы, разнообразие музыкально-
художественных импровизаций, разнообразные творческие задания, - все это
способствует проявлению творческой активности на занятиях,
В
основных
положениях
нормативных
документов,
определяющих
преподавание предмета «Музыка» на этапе начального общего образования
прописаны
основные
стратегические
рекомендации
по
«
разнообразию
организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого
обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными
возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками
и взрослыми в познавательной деятельности».
Музыкально-творческая деятельность занимает одно из ведущих мест в
системе музыкального образования. Творческий процесс развивает память,
мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику,
интуицию. Она напрямую связана с самостоятельными действиями, с
умением оперировать знаниями, умениями, навыками, применять их на
практике.
Музыкально-творческая
деятельность на уроках и во внеурочной
работе способствует преодолению скованности, состоянию неуверенности.
При помощи пения, движения, игры на музыкальных инструментах дети
имеют возможность выразить себя, свое непосредственное эмоциональное
состояние и улучшить его. Ребята увереннее чувствуют себя в учебных
ситуациях, общении с учителями и одноклассниками, умеют выразить себя,
продемонстрировать свои способности. Они перестают бояться отвечать у
доски, обращаться за помощью к учителю, меньше волнуются перед
выступлением в классе и на сцене. Снижается тревожность, улучшается
эмоциональное состояние,- все это способствует полноценному развитию
обучающихся.
Общение с искусством вызывает у детей радость, удовольствие,
веселье, восторг, удивление. Эти благоприятные эмоциональные состояния
повышают уверенность в своих силах, формируют позитивное отношение к
жизни, способствуют личностному росту.
Знакомство
с
музыкальными
произведениями
сопровождается
вопросами,
помогающими
ребятам
понять
собственные
чувства
и
переживания: «Какие чувства вызвало у тебя это произведение? Созвучно ли
твое настроение этой музыке? Бывает ли у тебя такое же настроение, как в
этой музыке? При каких обстоятельствах ты бы послушал это произведение
снова?».
Изучая произведения искусства, учащиеся познают чувства других
людей (авторов произведений, сверстников, учителей) и сравнивают их со
своими.
Музыка влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя.
Музыкальное произведение оказывает возбуждающее или успокаивающее
воздействие. Оно может вызвать как положительные, так и отрицательные
эмоции.
Значение музыки в развитии мышления, воображения, внимания,
памяти,
воли,
эмоциональной
сферы,
нравственно-эстетических
потребностей,
познавательных
способностей
очень
велико.
Музыка
активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение.
Творчество школьников связано с самостоятельными действиями, с умением
применять известные им ранее музыкальными представлениями, знаниями,
навыками в разных видах музыкальной деятельности. В творческой
атмосфере процесс познания приобретает развивающий характер.
Познавательно-поисковая музыкальная практика ценна тем, что в ее
процессе учащиеся открывают для себя что-то новое, не известное им ранее.
Ценность детской импровизации – в потребности, готовности к выражению
душевного состояния, впечатления.
Работа учителя в соответствии с ФГОС ОО позволяет сделать урок
«интерактивным,
творчески
и
вариативно
моделировать
учебную
деятельность и учитывать уровень подготовленности обучающихся в
успешном
освоении
учебного
материала,
формированию
предметных
умений, личностных качеств и универсальных учебных действий, развитию
художественно-эстетического вкуса». Большую роль для успешной работы я
вижу
в
составлении
технологических
карт
уроков,
как
«нового
педагогического инструмента структурирования образовательного процесса
и методического обеспечения введения ФГОС». (Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Музыка 5 класс, Технологические карты, стр.2)
Задача
учителя
создавать
на
уроке
условия,
когда
у
ребенка
пробуждается желание заниматься музыкой, когда дети начинают «хотеть»
слушать ее, действовать под нее, отвечать на интересные вопросы и пр.
Решение этой задачи будет способствовать проникновению учащихся в
«мастерскую»
композитора,
где
они
попытаются
постигнуть
«тайну»
творчества. Только потребность думать, чувствовать, познать, создать и
выводит ребенка в экспериментально-творческий поиск.
Музыка имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные
явления, обогащающие детей новыми представлениями. Музыка несет
информативный характер, что существенно повышает знания ребенка об
окружающем мире. Знакомясь с музыкальными произведениями, ребенок
получает ответы на многие интересующие его вопросы. Кроме того, музыка
объединяет детей в единые переживания, становится средством общения
между ними.
Личностно – ориентированный подход к учащимся – одно из главных
условий решения задач общего образования и задач уроков Искусства.
Применяя его, мы научим детей «не быть слепыми к красоте, не быть
глухими к слову и черствыми к добру», т.е. постараемся привить им те
качества, которые характеризуют интеллигентного человека.
Урок музыки открывает огромные возможности для развития детского
творчества, которое является самым мощным импульсом в развитии ребенка.
Моя задача,
как учителя, построить урок так, чтобы максимально
раскрепостить
ученика,
раскрыть
их
способности:
интеллектуальные,
художественные, творческие, а содержание урока было направлено на
каждого ребенка. Вовлечь ребенка в активную художественную деятельность
значительно ценнее, чем ее результаты, поскольку именно в процессе
деятельности проявляется и формируется психика ребенка.
Добиться от своих учеников свободного, творческого осмысления
всего, что они делают и изучают на уроках музыки, научить их свободно,
легко мыслить, грамотно выражать свои мысли и чувства, а самое главное,
понимать зачем и для чего проделывается вся эта работа – главное в моей
педагогической работе.
Музыкальная грамотность не предполагает схематичное заучивание
музыкальной грамоты на уроках. Увести детей от этого в мир творчества и
фантазий, дать возможность почувствовать себя творческой личностью, со
своими суждениями, со своим взглядом на мир – моя первостепенная задача.
Творчество несет большие радости, вкус победы при достижении
вершины победы. Приносит оно и свои страдания, получившие крылатое
выражение – «муки творчества», но без этих мук не постигнешь радости.
Творчество ребенка – это, прежде всего, самовыражение, это его «я»,
отличное от других. Словесное, художественное, пластическое, музыкальное
(композиторское) творчество, на мой взгляд являются самыми характерными
для школьного, особенно подросткового возраста, т.к. в этот период ребенок
может уже самостоятельно мыслить, сопоставлять факты и явления,
оценивать свои поступки и поступки героев.
Формы творческих работ разнообразны. Выбор их определяется и
требованиями школьной программы и запросами жизни.
Применяемые мною творческие задания:
*Описание музыкального образа по незнакомому произведению.
*О чем эта музыка? Что хотел рассказать нам композитор? Какие
мысли и чувства вызвала эта музыка?
*Сочинение музыкального образа, встав на позицию композитора, по
литературному
тексту.
Выбор
средств
музыкальной
выразительности,
которые наиболее точно подчеркнут главные черты характера или состояние
человека.
*Уроки «Я рисую музыку». Рисунок играет огромную роль в детском
творчестве. Это любимый вид самовыражения учащихся, а краски и тона,
выбранные ими, соответствуют их представлению о данном образе или
явлении. (Работы учащихся прилагаются).
*Пластическое «интонирование». Данный вид творчества особенно
интересен в начальной школе, что способствует такому важному моменту на
уроке, как здоровье сберегающий.
*Сочинения на тему «Я – композитор. О чем бы я хотел рассказать
слушателям своей музыкой. Почему эта тема важна для меня и будет ли она
интересна другим? Какие средства музыкальной выразительности я для этого
выберу». Работы учащихся прилагаются).
*Сочинение стихов (можно свободной формы) после прослушивания и
разбора музыкального произведения. (Конкурсные стихотворения и сказки о
музыке прилагаются).
Творчество такого рода рождает новые, нестандартные проявления
детской фантазии.
Из личного опыта могу сказать, что только тогда ребенок будет
участвовать в работе увлеченно, будет творить, когда тема задания будет для
него
внутренне
понятной,
волнующей
и,
главное,
побуждающей
к
выражению в слове и действии своего внутреннего мира.
До 5 класса дети любопытны, непосредственны, на их лицах написаны
все чувства, всякая смена настроений. Руки их тянутся вверх раньше, чем
оформится мысль, неудачи в учении не отдаляют их от учебы и учителя.
Проходит 2 -3 года и ребята становятся неузнаваемыми. Появляется
сдержанность, иногда замкнутость, болезненное самолюбие. Моя задача
создать на уроке доверительную атмосферу отношений Ученик –
Учитель. Открытость общения, искренность, готовность к обучению вместе
с учениками поможет учащимся понять, что не знать чего- то не стыдно,-
стыдно не пытаться узнать и подумать.
Не авторитарные методы
обучения, а консультативно – направляющие, методы диалогового
сотрудничества. Всегда помнить, что каждый ученик – Личность. Из
личностей складывается коллектив.
Безусловно,
такая
работа
требует
от
учителя
не
только
профессионализма и ответственности, но и доброты, любви к детям.
Никогда не оценивать неудовлетворительные ответы отметкой в
журнале. Только хвалить даже за неудачную попытку и постепенно подвести
к правильному направлению, чтобы ученик впредь не боялся открыто и
смело рассказать о волнующих его мыслях и чувствах.
Поставить проблему и подвести детей к ее правильному разрешению,
пройти путь «сочинительства музыки», встав на позицию композитора,
исследовать этот процесс, дать грамотный анализ произведения или
музыкального отрывка – сложные и увлекательные составляющие урока.
Сегодня на Искусство ложится большая ответственность за воспитание
подрастающего поколения. Музыка обладает огромной силой воздействия на
человека, поэтому ей, как самому эмоциональному искусству, принадлежит
особенно важное место.