Напоминание

Профильное обучение в 10-11 классах


Автор: Васильева Антонина Анатольевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №12"
Населённый пункт: город Новочебоксарск Чувашская Республика
Наименование материала: Задания итоговой аттестации по экономике за курс 10 класса
Тема: Профильное обучение в 10-11 классах
Раздел: полное образование





Назад




Контрольная работа по экономике за курс 10 класса.

1 вариант

1. Ниже

приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к

понятию «обмен».

1) разделение труда; 2) производительные силы; 3) специализация производителей; 4)

бартер;

5) унитарные предприятия; 6) товарно-денежные отношения.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под

которыми они указаны.

2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию

«микроэкономика».

1) Фирма; 2) локальный рынок; 3) фондовая биржа; 4) издержки;

5) бухгалтерская прибыль; 6) налоговая система страны.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда и относящихся к другому понятию,

и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

3. Установите соответствие между характеристиками конкурентных рынков и их видами:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИД КОНКУРЕНТНОГО

РЫНКА

А) Продавцы не могут осуществлять контроль над ценами.

Б) Основная часть рынка контролируется несколькими

крупными продавцами.

В) Множество мелких фирм предлагает на рынке однородную

продукцию.

Г) Вхождение новых продавцов на рынок затруднено.

Д) На рынке преобладают неценовые методы конкуренции.

1) чистая конкуренция

2) монополистическая

конкуренция

3) олигополия

4. Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем

Характеристики

Типы экономических систем

А) преобладание (господство) государственной

собственности

Б) свободное ценообразование

В) контроль государства за производством и

ценообразованием

Г) централизованное планирование производство

Д) конкуренция производителей

1) Командно-

административная

2) Рыночная

5. Выберите верные суждения о факторных доходах и запишите цифры, под которыми

они указаны.

1) факторными доходами называют ресурсы, получаемые людьми для создания

экономических благ

2) факторный доход от труда называется заработной платой

3) рента является факторным доходом от использования предпринимательских

способностей

4) прибыль – это превышение всех доходов фирмы над её издержками

5) к факторным доходам относят спрос и предложение

6. Выберите верные суждения об издержках фирмы.

1) Валовые (совокупные) издержки в краткосрочном периоде равны сумме постоянных и

переменных издержек при заданном объёме выпуска продукции с учётом предельных

издержек: ТС = ТFС + ТVС + МС.

2) Постоянные издержки не зависят от объёма производства и существуют даже в том

случае, когда фирма ничего не производит.

3) С ростом объёма производства валовые издержки возрастают на сумму постоянных

издержек.

4) В мгновенном периоде все затраты считаются постоянными, т.е. не зависящими от

объёма выпуска продукции.

5) Издержки представляют собой стоимость всех затрачиваемых материалов и услуг.

6) Бухгалтерские затраты = общая сумма внешних (явных) затрат фирмы на производство

товара и услуг плюс налоги и социальные взносы.

7. Прочитайте следующие утверждения об эластичности спроса и предложения,

какие из них верны.

1) Коэффициент ценовой эластичности спроса определяется путем деления изменения

величины спроса на товар (в %) на изменение цены товара (в %).

2) Если при изменении цены на 1% объем спроса изменяется на 3%, то спрос в этом

случае является неэластичным.

3) Чем меньше заменителей имеет продукт, тем более эластичен спрос на него.

4) Коэффициент ценовой эластичности предложения равен величине процентного

изменения объема предложения при однопроцентном изменении его цены.

5) Эластичность предложения в долгосрочном периоде значительно выше, чем

краткосрочном и мгновенном периодах.

6) В краткосрочном периоде предложение товара является эластичным.

8. Учёные исследовали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с

различным уровнем образования задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша

трудовая мотивация?»

Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в таблице.

Варианты ответа

Работники, имеющие

образование

среднее

высшее

В % от числа

опрошенных

Я работаю для того, чтобы обеспечить материальное

благополучие себе и своей семье

50

40

Мне нужна самореализация

5

15

Я прилагаю усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице

5

20

Мне интересно то, чем я занимаюсь

10

10

Меня привлекает возможность путешествий, общения с

разными людьми

5

10

Моя работа очень нужна обществу

23

5

1) Доля тех, кто работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие, больше

среди работников со средним образованием, чем среди работников с высшим

образованием.

2) Среди работников со средним образованием больше доля тех, кто работает потому, что

считает свою работу нужной обществу, чем тех, кто хочет сделать карьеру.

3) Равные доли работников с высшим образованием работают потому, что их привлекает

возможность путешествий, общения с разными людьми, а также возможность обеспечить

материальное благополучие.

4) Трудовая мотивация работников с высшим образованием в равной мере связана с

потребностью в самореализации и пониманием того, что его работа нужна обществу.

5) Равные доли опрошенных обеих групп работают потому, что им интересно то, чем они

занимаются.

9. На графике изображено изменение ситуации на

потребительском рынке роликовых коньков в стране Z.

Кривая предложения переместилась из положения S в

положение S1 при неизменном спросе D. (На графике

P – цена товара; Q – количество товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и

объясните его влияние на предложение. (Объяснение

должно быть дано применительно к рынку, указанному

в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на данном

рынке, если вырастут доходы населения при прочих

равных условиях?

10. Решение задач

Задача №1

Определите, какова величина чистой прибыли предприятия, если выручка от продаж

составляет 3 млн. р., затраты на производство - 2,1 млн. р., а налог на прибыль 30%.

Задача №2

Функция спроса определена как Qd = 6 – P; функция предложения определена как Qs = -

2 + P.

1) построить графики спроса и предложения;

2) найти равновесный объём и равновесную цену на мясо;

3) какая ситуация возникнет на рынке, если цена установится на уровне 3 ден.ед. ?

4) Решить математическим и графическим способом;

Задача №3

Определите характер взаимосвязи товаров, если известно, что при цене товара А, равной

18 тыс. р., объем спроса на товар Б составит 300 ед., а при цене товара А, равной 20 тыс.

р., объем спроса на товар Б снизится до 280 ед.

Задача №4

В обороте находится 3,5 млн. товаров по цене 420 рублей за единицу. В среднем

каждый рубль 3 раза использовался для приобретения товаров. При условии, что цена

товара выросла на 200 рублей, а количество товаров и денег в обращении осталось

неизменным, определите, как должна измениться скорость оборота денежных знаков.

Задача №5

Предприниматель открывает собственный бизнес. Под офис он использует свое

помещение, аренда которого могла бы принести ему доход 5000 рублей в месяц. На

приобретение оборудования он израсходовал свои средства в размере 100 тыс.руб., сняв

их со своего счета в банке (% по депозиту 10 % годовых). На материалы, зарплату

рабочим он тратит 80 тыс.руб. в месяц. До создания бизнеса он работал по найму с

зарплатой 40 тыс. руб. в месяц. Годовая выручка составляла 3 млн. руб. Определите

внутренние, внешние издержки, бухгалтерскую и экономическую прибыль

Прочитайте текст и выполните задания 11-14.

Каким же образом автоматический механизм цен реализует себя? Несложно дать описание

конкурентной системы прибылей и убытков. Каждый товар и каждая услуга — всё имеет свою

цену. В виде «ставок заработной платы» оценены различные виды труда человека. Разумеется,

владелец-продавец хотел бы получить деньги за то, что он продаёт, и купить желаемое на

вырученные средства...

Такие факторы производства, как труд, земля и затраты капитала, также, подобно

потребительским товарам, подвластны этому механизму регулирования...

Это может вызвать при прочих равных условиях перемещение труда из одного сектора в

другой...

Иначе говоря, речь идёт о системе равновесия цен и производства, последовательные

приближения к которой осуществляются через разветвлённую систему проб и ошибок. Далее вы

сможете убедиться, что одновременному разрешению трёх проблем экономики способствует

противопоставление спроса и предложения, цен и издержек.

Что производить — производство того или иного товара обусловливается желаниями и

голосами потребителей. И они голосуют за тот или иной товар не каждые два года на

избирательных пунктах, a ежедневно, принимая решения о приобретении той или иной вещи.

Разумеется, уплаченные покупателем деньги попадают в руки торговца, но в конечном итоге они

создают фонд заработной платы, ренты и дивидендов, которые возвращаются к потребителю в

форме еженедельного дохода. Так и замыкается этот круг.

Как производить — здесь в силу вступает конкуренция производителей. Причём более

дорогостоящие способы вытесняются производственными, обладающими на данный момент более

высокой эффективностью как по физическому объёму производимого товара‚ так и по его

стоимостному выражению. Выстоять и получать максимально высокую прибыль B конкурентной

борьбе могут только те производители, которые способны до минимума снизить издержки,

применяя наиболее эффективные производственные методы...

Для

кого — производство

товаров

обусловлено

спросом

и

предложением

на

рынке

производительных услуг: заработной платой, земельной рентой, процентом и прибылью,

определяющими возрастание личного дохода индивидуума по сравнению c доходами его

сограждан и общества в целом. Установленное в обществе первоначальное распределение

собственности, приобретённые либо унаследованные права определяют характер конечного

распределения дохода.

Обратите внимание на следующее: решения «какие товары производить» принимаются не

только в результате большинства голосов потребителей. Любому спросу на товар должно

соответствовать предложение его производства. И в принятии решения о производстве того или

иного товара участвуют и голоса формирующих спрос потребителей, и издержки производства, и

формируемое

предложение

со

стороны

производителей..

(П. Самуэльсон)

11. Какие три проблемы решаются рыночной экономикой? Каких трёх участников определения

ассортимента производимых благ назвал автор?

12. Какие фирмы, по мнению автора, могут быть успешными в конкурентной борьбе? Используя

обществоведческие знания, укажите любые другие два конкурентных преимущества фирмы.

13. Автор упоминает о возможности перемещения труда из одного сектора в другой под влиянием

автоматического механизма цен. Объясните это влияние и проиллюстрируйте перемещение труда

из одного сектора экономики в другой двумя примерами.

14. Какие функции рыночной конкуренции рассмотрел автор? (Укажите любые три функции.)

Используя обществоведческие знания, укажите любые два негативных последствия рыночной

конкуренции.

15. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий

раскрыть по существу тему «Фирма в экономике». Сложный план должен содержать не

менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по существу, из которых два

или более детализированы в подпунктах. (Количество подпунктов каждого

детализированного пункта должно быть не менее трёх, за исключением случаев, когда с

точки зрения общественных наук возможно только два подпункта.)

Контрольная работа по экономике за курс 10 класса.

2 вариант

1.Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие

«конкуренция».

1) монополия; 2) монопсония; 3) кооператив; 4) олигополия; 5) совершенная конкуренция; 6)

корпорация

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми

они указаны.

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию

«макроэкономика». Найдите и укажите термины, «выпадающие» из общего ряда .

1) Валовый национальный продукт, 2) мировой рынок,3) безработица, 4) издержки,

5) курс валют, 6) рынок нефти

3. Установите соответствие между видом экономической системы и ее признаками: к каждой

позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

A) цикличность развития

Б) свобода производителя

B) директивное ценообразование

Г) конкуренция

Д) государственная собственность на ресурсы

1) рыночная

2) плановая

4. Установите соответствие между примерами и факторами спроса и предложения:

к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

ПРИМЕР

ФАКТОР

А) число продавцов на рынке

Б) цены на сырьё

В) потребительские предпочтения

Г) таможенные пошлины

Д) рост численности городского населения

1) фактор спроса

2) фактор предложения

5. Выберите верные суждения о рынке труда.

1) На рынке труда профсоюз действует как монополист.

2) Профсоюзы обычно прибегают к забастовкам против фирмы, когда между рабочими и

управляющими возникают разногласия.

3) Пенсия - это денежное пособие, получаемое гражданином после достижения им

установленного законом возраста и при условии, что он отработал определенное число

лет.

4) Единственной целью профсоюзов является увеличение доходов своих членов.

5) При повременной оплате труда работник получает определенную сумму денег за

каждое вышедшее из его рук изделие.

6. Выберите верные суждения об издержках фирмы

1) Экономическая прибыль представляет собой неявные издержки.

2) Чем больше объём производства в фирме, тем меньше постоянные издержки.

3) Средние постоянные издержки сокращаются по мере роста объёма производства.

4) В долгосрочном периоде постоянные издержки не существуют.

5) Общие издержки есть сумма переменных издержек и предельных издержек.

6) Экономическая прибыль не может превышать бухгалтерской прибыли.

7. Прочитайте следующие утверждения и укажите, какие из них верны.

1) Каждой цене соответствует определённая величина спроса.

2) При высоких ценах товаров предлагается меньше, чем при низких

3) Рост потребительских доходов вызовет расширение спроса на все без исключения

товары

4) В равных условиях по низким ценам товаров купят больше, чем по высоким

5) Усиление монополизации экономики приводит к неэффективному распределению

ресурсов и благ.

6) Экономические блага, имеющиеся в ограниченном количестве, потребители получают

бесплатно.

8. С начала 2000-х гг. в стране Z проводятся социально-экономические реформы. В 2002

и 2012 гг. учёные проводили опросы общественного мнения. Совершеннолетним

гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас

важнее всего для дальнейшего развития страны?»

Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и

запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считает, что развитие технологий важнее всего для дальнейшего развития

страны, выросла в 2012 г. в сравнении с 2002 г.

2) В 2012 г. большинство опрошенных ответили, что решение социальных проблем

важнее всего для дальнейшего развития страны.

3) Доля тех, кто считает, что обеспечение гражданских прав и свобод, развитие и

поддержка инициатив граждан и их объединений важнее всего для дальнейшего развития

страны, на протяжении 10 лет осталась неизменной.

4) Доля тех, кто считает, что развитие образования и культуры важнее всего для

дальнейшего развития страны, выросла в 2012 г. в сравнении с 2002 г.

5) В 2002 г. меньше всего опрошенных считали, что развитие технологий важнее всего для

дальнейшего развития страны.

9. На графике изображено изменение ситуации на

потребительском рынке рыбы и морепродуктов в

стране Z. Кривая предложения переместилась из

положения S в положение S1 при неизменном спросе

D. (На графике P – цена товара; Q – количество

товара).

Как изменилась равновесная цена?

Что могло вызвать изменение предложения?

Укажите любое одно обстоятельство (фактор) и

объясните его влияние на предложение. (Объяснение

должно

быть

дано

применительно

к

рынку,

указанному в тексте задания.)

Как изменятся спрос и равновесная цена на

данном рынке, если вырастет число потребителей при

прочих равных условиях?

10. Решение задач

Задача №1

Предположим, что после окончания средней школы вы стоите перед выбором:

начать трудовую жизнь или учиться в высшем учебном заведении. Если известно, что за

весь период обучения затраты на питание составят 400 тыс руб., затраты на оплату

обучения – 200 тыс руб., совокупный доход от трудовой деятельности, который можно

было бы получить за тот же период, равен 600 тыс руб., то какими в данном случае будут

альтернативные издержки получения высшего образования?

Задача №2

Рынок товара А представлен следующими функциями спроса и предложения: Qd = 1800-

4Р;

Qs= - 600+8Р.

а) Определите равновесную цену и равновесный объем продаж.

б) По решению правительства на данный товар установлена фиксированная цена в

размере 12 ден.ед. Охарактеризуйте последствие этого решения. Решите

математическим и графическим способом

Задача №3

В результате роста цены пылесоса со 100 до 150 дол. объем их предложения на рынке

вырос с 3000 до 4000 шт. Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности предложения

пылесосов по методике дуговой эластичности и определите, является ли спрос

эластичным.

Задача №4

В обороте находится 2,5 млн. товаров по цене 500 рублей за единицу. В среднем

каждый рубль 4 раза использовался для приобретения товаров. Как изменится цена

товара, если в оборот будет дополнительно выпущено 150 млн. рублей?

Задача №5

Восстановите таблицу издержек по отдельным данным о затратах?

Q

AVC

VC

АС

МС

ТС

1

25

2

20

3

50

4

55

5

11

Прочитайте текст и выполните задания 11-14.

Мы должны смотреть на систему цен как на механизм передачи информации, если

хотим понять её действительную функцию – функцию, которую, разумеется, она

выполняет тем менее совершенно, чем более жёсткими становятся цены. Наиболее важно

в этой системе то, с какой экономией знаний она функционирует, или как мало надо знать

отдельным участникам, чтобы иметь возможность предпринять правильные действия. В

сжатой, своего рода символической, форме передаётся только самая существенная

информация и только тем, кого это касается… С её помощью стало возможным не только

разделение труда, но и скоординированное употребление ресурсов, основанное на

равномерно разделённом знании…

Хотя нашей главной заботой должно быть заставить рынок работать везде, где он может

работать, нам не следует, конечно, забывать о следующем: в современном обществе есть

значительное число

необходимых служб, как, например, в санитарии и здравоохранении, деятельность

которых, вероятно, не мог бы обеспечить рынок по той очевидной причине, что никакой

цены с получателей их услуг взимать невозможно или, точнее, невозможно ограничить

получение их услуг только теми, кто готов или может за это платить…

Есть ещё два ряда проблем, которые я должен упомянуть... Во-первых, это вопрос о том,

какая денежная и финансовая политика требуется для обеспечения надлежащей

экономической стабильности.

Мы все, вероятно, согласны с тем, что любое смягчение циклической безработицы

зависит, по

крайней мере частично, от денежной политики. Когда мы обратимся к этим проблемам,

одной из наших главных забот должно будет стать то, насколько возможно, связав

управление денежной сферой твёрдыми правилами, вновь сделать его автоматическим

или по меньшей мере предсказуемым. Вторая

крупная проблема, по которой нам придётся дать какой-то ясный ответ, не вдаваясь пока в

детали, состоит в следующем: в современном обществе мы должны считать само собой

разумеющейся определённую поддержку безработных и не способных найти работу

бедняков. Интерес здесь

представляет не вопрос, желательна ли такая поддержка или нет, но лишь то, в какой

форме она будет меньше всего мешать функционированию рынка.

(Ф. А. фон Хайек)

11. Какую функцию рыночного механизма цен рассмотрел автор? Какие две

возможности, по мнению автора, открыл обществу рыночный механизм цен?

12. Автор привёл проявления нескольких несовершенств рынка. Используя

обществоведческие знания, назовите любые два проявления и для каждого из них

приведите соответствующий фрагмент текста.

13. Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три способа государственной

поддержки безработных граждан.

14. Автор рассмотрел действие рыночного механизма цен. Какой способ ценообразования

действует в условиях командной (плановой) экономики? Используя обществоведческие

знания, укажите одно любое достоинство и два любых недостатка действующего в

условиях командной (плановой)

экономики способа ценообразования.

15. Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий

раскрыть по существу тему «Деятельность фирмы в условиях конкуренции». Сложный

план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему по

существу, из которых два или более детализированы в подпунктах. (Количество

подпунктов каждого детализированного пункта должно быть не менее трёх, за

исключением случаев, когда с точки зрения общественных наук возможно только два

подпункта.)



В раздел образования