Напоминание

"Развитие биологии как науки"


Автор: Шурбина Анастасия Вадимовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №70"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка учебного занятия по биологии 5 класс
Тема: "Развитие биологии как науки"
Раздел: среднее образование





Назад




Конспект урока по ФГОС второго поколения. Биология.

Технологическая карта урока

Данные об учителе: учитель биологии и химии Шурбина Анастасия Вадимовна МБОУ СШ№70 города Ульяновска;

.

Предмет: биология Класс: 5

Тема урока: Значение живых организмов

Тип урока: комбинированный. урок-игра «Суд идет!»

Учебник: Пономарева И.Н., И.В. Николаев,О.А. Корнилова, Биология 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-

Граф, 2018

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки учебника, дидактические карточки «Фотографии ученых»», дидактические карточки

«Письмо из прошлого», компьютер, экран, проектор, магнитная доска.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Цель: изучить краткую историю биологии, вклад ученых в развитие биологии как науки.

Задачи:

- образовательные: знать понятие «естествоиспытатели», вклад в развитие биологии Аристотеля,Теофраста, Карла Линнея, Чарльза Дарвина,

В. И. Вернадского,Н.И. Вавилова

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную

деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

Знать понятие «естествоиспытатели»;

Знать достижения Аристотеля,Теофраста, Карла Линнея, Чарльза Дарвина, В. И. Вернадского,Н.И. Вавилова.

Обобщать и фиксировать результаты исследования, делать выводы.

Метапредметные:

- регулятивные:

самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

- коммуникативные:

обсуждать в рабочей группе информацию;

слушать товарища и обосновывать свое мнение;

выражать свои мысли и идеи.

- познавательные:

работать с учебником;

находить отличия;

составлять схемы-опоры;

работать с информационными текстами;

объяснять значения новых слов;

сравнивать и выделять признаки.

Личностные:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

оценивать собственный вклад в работу класса.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

1.

Продолжить формирование умения работать с учебником, раздаточным материалом.

2.

Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять

значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

3.

Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД:

1.

Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, паре.

2.

Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

3.

Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

1.

Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной

деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

2.

Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать

свое.

3.

Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

4.

Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

самостоятельно.

5.

Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

1.

Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

2.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

3.

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

4.

Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Этап урока,

время этапа

Задачи этапа

Методы,

приемы

обучения

Формы

учебноговза

имодей-

ствия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и

предметные действия

Мотивационно-целевой этап

Орг.момент

2 мин.

Организовать

самоопределе

ние детей к

деятельности

на уроке.

фронтальна

я

Приветствует учеников.

Проверяет готовность к

уроку.

Воспринимают на слух,

визуально контролируют свою

готовность к уроку.

Личностные:

самоорганизация.

Регулятивные:

способность регулиро-

вать свои действия,

прогнозировать

деятельность на уроке.

Актуализац

ия

пройденног

о материала.

Целеполага-

ние и

постановка

задач.

Фронтальны

й опрос.

Беседа.

Фронтальна

я и

индивидуал

ьная.

Предлагает ученикам

ответить на следующие

вопросы: «Что такое

биология?» «Как Вы

думаете, откуда берет начало

данная наука?» «Когда люди

стали интересоваться

природой?» «Зачем это было

необходимо?»

Подводит к теме урока:

«История развития биологии

как науки»

Как называют людей,

занимающихся изучением

природы?»

«Почему возникла

необходимость разделить

области изучения?»

Подводит к цели урока

Демонстрирует письма из

«прошлого»

Ученики отвечают на

поставленные учителем

вопросы.

Обнаруживают проблему и

формулируют план

достижения цели (задачи).

«История развития зоологии»

Ставят цель – изучить

историю биологии как науки,

изучить вклад ученых в

развитие биологии

Личностные:

осознание своих

возможностей.

Регулятивные:

умение регулировать

свои действия,

взаимодействовать в

группе.

Познавательные:

Умение анализировать,

выделять и

формулировать задачу;

умение осознанно

строить речевое

высказывание.

Актуализация

нового

материала.

Изучение

краткой

истории

развития

зоологии

Урок-игра

«Пресс-

конференция

»

Беседа.

Самостояте

льная

работа.

Совместная

работа

с

учителем.

Групповая

работа.

Групповая,

индивидуал

ьная.

Самостояте

льная

работа.

Совместная

работа

с

учителем.

Групповая

работа.

Предлагает ученикам

разделиться на две группы:

ученые и журналисты.

Учитель является

координатором

конференции. Если

возникает спор при

определении ролей, он

решается соревнованием

«кто быстрей ответит на

биологические вопросы?»

После распределения ролей

Ученики распределяют между

собой роли:

Ученые –

Аристотель,Теофраст, Карл

Линней, Чарльз Дарвин, В. И.

Вернадский,Н.И. Вавилов.

2 группа – журналисты. Если

возникает спор, учитель

предлагает с помощью

загадок распределить роли.

Каждая группа выполняют

работу с учебником.

Предметные:

Знать

понятие

«естествоиспытатели»,

основной

вклад

в

развитие

науки

Аристотеля, Теофраста,

Карла Линнея, Чарльза

Дарвина,

В.

И.

Вернадского,Н.И.

Вавилова

Личностные: умение

овладеть нормами и

ученых и журналистов,

предлагает ученикам-

ученым найти в тексте

учебника информацию о том

ученом, которого они для

себя выбрали; ученики-

журналисты составляют

вопросы для ученых с

помощью учебника.

После предлагает «ученым»

выйти в середину класса, с

фотографиями биологов, а

«журналистам» остаться на

своих местах. Объявляет

начало пресс-конференции.

Регулирует работу ученых и

журналистов, устанавливает

очередность вопросов.

После того, как на все

вопросы получены ответы,

объявляет о завершении

конференции, предлагает

всем занять свои места.

После «ученые» выходят в

середину класса с

фотографиями ученых,

журналисты остаются на

своих местах. Журналисты

задают вопросы ученым,

начиная с Аристотеля и

заканчивая отечественными

биологами.

После объявления о

завершении конференции

занимают обратно свои места.

правилами научной

организации труда;

Развитие трудолюбия и

ответственности за

качество своей и

коллективной

деятельности.

Регулятивные:

умение составлять план

и последовательность

действий,

осуществлять контроль

по результату.

Познавательные:

умение выделять

необходимую инфор-

мацию;; умение

правильно и грамотно

составлять схемы-

опоры; умение

планировать свою

трудовую деятельность

Рефлексивно-

оценочный этап

Проверка

уровня

понимания

учебного

материала,

психологичес

кого

состояния

учащихся

Групповая

работа,

совместно с

учителем.

Коллективна

я работа.

Предлагает ученикам

обобщить и применить

полученные знания

заполнении таблицы (вклад

ученых) после заполнения

раздать и вклеить в тетради

и на расшифровке «писем из

прошлого», на определении

автора письма.

Предлагает ученикам

Обобщают полученные

знания, расшифровывают

«письмо из прошлого»,

определяя автора письма.

Делают вывод о проделанной

работе. Определяют

трудности урока и наиболее

интересные его части. Ставят

оценку проделанной

совместной работе.

Предметные:

Умение применять

полученные знания,

умения и навыки.

Личностные: умение

провести самооценку и

организовать

взаимооценку

(прогнозирование и

контроль).

после

урока

по вопросам.

определить, достигнута ли

цель на данном уроке или

нет, а также определить

трудности урока и его

наиболее интересные части.

Предлагает оценить

проделанную работу на

данном роке.(Лесенка

успеха)

(Лесенка успеха)

Регулятивные:

построение логической

цепочки рассуждений и

доказательство.

Познавательные:

умение формулировать

алгоритм действия;

выявлять допущенные

ошибки и обосновывать

способы их

исправления

обосновывать

показатели качества

конечных результатов.

Домашнее

задание

Раздача

заданий

на

дом

С.30

-

32,сообщен

ие «Ученые-

биологи

современно

сти»

ТПО

7

стр.21,



В раздел образования