Автор: Шурбина Анастасия Вадимовна
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя школа №70"
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка учебного занятия по биологии 5 класс
Тема: "Развитие биологии как науки"
Раздел: среднее образование
Конспект урока по ФГОС второго поколения. Биология.
Технологическая карта урока
Данные об учителе: учитель биологии и химии Шурбина Анастасия Вадимовна МБОУ СШ№70 города Ульяновска;
.
Предмет: биология Класс: 5
Тема урока: Значение живых организмов
Тип урока: комбинированный. урок-игра «Суд идет!»
Учебник: Пономарева И.Н., И.В. Николаев,О.А. Корнилова, Биология 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-
Граф, 2018
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, рисунки учебника, дидактические карточки «Фотографии ученых»», дидактические карточки
«Письмо из прошлого», компьютер, экран, проектор, магнитная доска.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Цель: изучить краткую историю биологии, вклад ученых в развитие биологии как науки.
Задачи:
- образовательные: знать понятие «естествоиспытатели», вклад в развитие биологии Аристотеля,Теофраста, Карла Линнея, Чарльза Дарвина,
В. И. Вернадского,Н.И. Вавилова
- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; уметь организовать совместную
деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Знать понятие «естествоиспытатели»;
Знать достижения Аристотеля,Теофраста, Карла Линнея, Чарльза Дарвина, В. И. Вернадского,Н.И. Вавилова.
Обобщать и фиксировать результаты исследования, делать выводы.
Метапредметные:
- регулятивные:
самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные:
обсуждать в рабочей группе информацию;
слушать товарища и обосновывать свое мнение;
выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:
работать с учебником;
находить отличия;
составлять схемы-опоры;
работать с информационными текстами;
объяснять значения новых слов;
сравнивать и выделять признаки.
Личностные:
осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
оценивать собственный вклад в работу класса.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
1.
Продолжить формирование умения работать с учебником, раздаточным материалом.
2.
Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять
значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
3.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД:
1.
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, паре.
2.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
3.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
1.
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной
деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
2.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать
свое.
3.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
4.
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки
самостоятельно.
5.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
1.
Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
2.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
3.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
4.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Этап урока,
время этапа
Задачи этапа
Методы,
приемы
обучения
Формы
учебноговза
имодей-
ствия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД и
предметные действия
Мотивационно-целевой этап
Орг.момент
2 мин.
Организовать
самоопределе
ние детей к
деятельности
на уроке.
фронтальна
я
Приветствует учеников.
Проверяет готовность к
уроку.
Воспринимают на слух,
визуально контролируют свою
готовность к уроку.
Личностные:
самоорганизация.
Регулятивные:
способность регулиро-
вать свои действия,
прогнозировать
деятельность на уроке.
Актуализац
ия
пройденног
о материала.
Целеполага-
ние и
постановка
задач.
Фронтальны
й опрос.
Беседа.
Фронтальна
я и
индивидуал
ьная.
Предлагает ученикам
ответить на следующие
вопросы: «Что такое
биология?» «Как Вы
думаете, откуда берет начало
данная наука?» «Когда люди
стали интересоваться
природой?» «Зачем это было
необходимо?»
Подводит к теме урока:
«История развития биологии
как науки»
Как называют людей,
занимающихся изучением
природы?»
«Почему возникла
необходимость разделить
области изучения?»
Подводит к цели урока
Демонстрирует письма из
«прошлого»
Ученики отвечают на
поставленные учителем
вопросы.
Обнаруживают проблему и
формулируют план
достижения цели (задачи).
«История развития зоологии»
Ставят цель – изучить
историю биологии как науки,
изучить вклад ученых в
развитие биологии
Личностные:
осознание своих
возможностей.
Регулятивные:
умение регулировать
свои действия,
взаимодействовать в
группе.
Познавательные:
Умение анализировать,
выделять и
формулировать задачу;
умение осознанно
строить речевое
высказывание.
Актуализация
нового
материала.
Изучение
краткой
истории
развития
зоологии
Урок-игра
«Пресс-
конференция
»
Беседа.
Самостояте
льная
работа.
Совместная
работа
с
учителем.
Групповая
работа.
Групповая,
индивидуал
ьная.
Самостояте
льная
работа.
Совместная
работа
с
учителем.
Групповая
работа.
Предлагает ученикам
разделиться на две группы:
ученые и журналисты.
Учитель является
координатором
конференции. Если
возникает спор при
определении ролей, он
решается соревнованием
«кто быстрей ответит на
биологические вопросы?»
После распределения ролей
Ученики распределяют между
собой роли:
Ученые –
Аристотель,Теофраст, Карл
Линней, Чарльз Дарвин, В. И.
Вернадский,Н.И. Вавилов.
2 группа – журналисты. Если
возникает спор, учитель
предлагает с помощью
загадок распределить роли.
Каждая группа выполняют
работу с учебником.
Предметные:
Знать
понятие
«естествоиспытатели»,
основной
вклад
в
развитие
науки
Аристотеля, Теофраста,
Карла Линнея, Чарльза
Дарвина,
В.
И.
Вернадского,Н.И.
Вавилова
Личностные: умение
овладеть нормами и
ученых и журналистов,
предлагает ученикам-
ученым найти в тексте
учебника информацию о том
ученом, которого они для
себя выбрали; ученики-
журналисты составляют
вопросы для ученых с
помощью учебника.
После предлагает «ученым»
выйти в середину класса, с
фотографиями биологов, а
«журналистам» остаться на
своих местах. Объявляет
начало пресс-конференции.
Регулирует работу ученых и
журналистов, устанавливает
очередность вопросов.
После того, как на все
вопросы получены ответы,
объявляет о завершении
конференции, предлагает
всем занять свои места.
После «ученые» выходят в
середину класса с
фотографиями ученых,
журналисты остаются на
своих местах. Журналисты
задают вопросы ученым,
начиная с Аристотеля и
заканчивая отечественными
биологами.
После объявления о
завершении конференции
занимают обратно свои места.
правилами научной
организации труда;
Развитие трудолюбия и
ответственности за
качество своей и
коллективной
деятельности.
Регулятивные:
умение составлять план
и последовательность
действий,
осуществлять контроль
по результату.
Познавательные:
умение выделять
необходимую инфор-
мацию;; умение
правильно и грамотно
составлять схемы-
опоры; умение
планировать свою
трудовую деятельность
Рефлексивно-
оценочный этап
Проверка
уровня
понимания
учебного
материала,
психологичес
кого
состояния
учащихся
Групповая
работа,
совместно с
учителем.
Коллективна
я работа.
Предлагает ученикам
обобщить и применить
полученные знания
заполнении таблицы (вклад
ученых) после заполнения
раздать и вклеить в тетради
и на расшифровке «писем из
прошлого», на определении
автора письма.
Предлагает ученикам
Обобщают полученные
знания, расшифровывают
«письмо из прошлого»,
определяя автора письма.
Делают вывод о проделанной
работе. Определяют
трудности урока и наиболее
интересные его части. Ставят
оценку проделанной
совместной работе.
Предметные:
Умение применять
полученные знания,
умения и навыки.
Личностные: умение
провести самооценку и
организовать
взаимооценку
(прогнозирование и
контроль).
после
урока
по вопросам.
определить, достигнута ли
цель на данном уроке или
нет, а также определить
трудности урока и его
наиболее интересные части.
Предлагает оценить
проделанную работу на
данном роке.(Лесенка
успеха)
(Лесенка успеха)
Регулятивные:
построение логической
цепочки рассуждений и
доказательство.
Познавательные:
умение формулировать
алгоритм действия;
выявлять допущенные
ошибки и обосновывать
способы их
исправления
обосновывать
показатели качества
конечных результатов.
Домашнее
задание
Раздача
заданий
на
дом
С.30
-
32,сообщен
ие «Ученые-
биологи
современно
сти»
ТПО
№
7
стр.21,