Автор: Бирлова Татьяна Леонтьевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МБОУ "СШ №25"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: программа внеурочной деятельности
Тема: Инфознайка
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 25»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Инфознайка»
9 классы
на 2019 – 2020 учебный год
Составитель: Бирлова Т.Л.
г. НИЖНЕВАРТОВСК
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Инфознайка»
для 9 классов.
Пояснительная записка.
Направленность программы.
В настоящее время компьютерная техника и информационные технологии позволяют
автоматизировать обработку информации различной структуры. Поэтому специалистам
практически любой отрасли необходимо уметь работать на компьютере, иметь навыки
работы
с
современным
программным
обеспечением.
Техническое
и
программное
обеспечение средней школы позволяет на практике познакомить школьников с основами
компьютерных технологий, подготовить их к жизни и работе в условиях информационно
развитого общества.
Кружок «Инфознайка» предназначен для учащихся 9 классов, которые еще не изучали
базовый курс информатики. Программа кружка рассчитана на 35 часов в год (1 часа в
неделю).
Программа
составлена
таким
образом,
чтобы
получить,
расширить
и
усовершенствовать знания, умения и навыки школьников, в области информатики.
Цели программы:
Обучающие:
- реализовать в наиболее полной мере интерес учащихся к изучению современных
информационных технологий;
- раскрыть основные возможности, приемы и методы обработки информации разной
структуры;
- развивать у учащихся информационную культуру;
-
создать
условия
для
внедрения
новых
информационных
технологий
в
учебно-
воспитательный процесс школы;
- освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
Воспитывающие:
- формирование и развитие способности у детей анализировать свою деятельность;
- выработать такие качества как дисциплина, усидчивость, умение анализировать,
самостоятельно мыслить.
Задачи:
1.Добиться широкого охвата и вызвать интерес к проводимым занятиям.
2. Активизировать разнообразными видами деятельности на проводимых занятиях.
3. Формирование практических навыков работы на компьютере;
4. Формирование умения планировать свою деятельность.
Данная программа рассчитана для внеклассной работы.
Возраст обучающихся 14-15 лет (8-9 классы).
Программа реализуется в течение одного учебного года.
Формы занятий:
- рассказ;
- беседа;
- работа в парах;
- работа малыми группами;
- презентации;
- работа с электронными карточками;
- игра;
- учебный проект.
Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю (1 занятие).
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся в
процессе изучения данного курса.
Учащиеся должны:
- работать в среде растрового графического редактора Paint (создавать изображения и
редактировать их);
- набирать и форматировать текст, вставлять в документ рисунки и художественный текст;
- создавать анимированные изображения, примитивные мультфильмы;
- разрезать и склеивать звуковые файлы, создавать новые;
- создавать интерактивные компьютерные презентации.
Виды контроля и формы подведения итогов:
- тестирование;
- викторины.
Содержание курса.
I Раздел. Текстовы редактор Microsoft Word.
Постановка задачи. Что такое Текстовы редактор Microsoft Word. Окно программы Word.
Рабочее поле. Набор инструментов и меню инструмента.
Основы работы с программой Microsoft
Word. Техника создания документа. Общие
сведения. Таблицы.
Изменение параметров документа. Редактирование текста. Форматрование текста. Печать
текста.
Учащиеся должны
знать:
- инструменты текстового редактора;
- возможности текстового редактора.
Учащиеся должны
уметь:
- создавать текстовый документ;
- редактировать текстовые документы.
II Раздел. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа-технологии
Назначение и возможности программы PowerPoint. Создание презентации. Изменение
дизайна оформления слайда. Создание презентации. Вставка рисунков, звука, клипов.
Демонстрация слайд-фильма. Управление способом демонстрации слайдов (эффекты при
переходе слайда, режим непрерывного показа, использование анимации в слайдах,
использование гиперссылок, скрытые слайды).
Учащиеся должны
знать:
- назначение и возможности программы PowerPoint;
- структуру окна программы;
- назначение пунктов меню и команд на панели инструментов;
- этапы и приемы создания презентации в PowerPoint.
Учащиеся должны
уметь:
- располагать на слайде текст и графику;
- использовать различные режимы отображения слайдов;
- применять различное оформление слайдов;
- удалять, перемещать и копировать слайды;
- анимировать объекты на слайдах;
- настраивать способ демонстрации презентации;
- управлять демонстрацией вручную;
- сохранять слайд-фильм на диске, считывать с диска;
- связывать слайды между собой и с другими файлами при помощи системы гиперссылок.
III Раздел. Электронные таблицы Microsoft Excel
Понятие электронных таблиц. Абсолютные и относительные ссылки. Функции. Диаграммы.
Методы защиты от компьютерных вирусов.
Учащиеся должны
знать:
- понятие ячейки;
- виды ссылок;
- функции;
- диаграмма.
Учащиеся должны
уметь:
- составлять формулы, применять функции, строить диаграммы.
IV Раздел. Моделирование.
Моделирование и формализация, Понятие натурных и информационных моделей, создание
табличных и компьютерных моделей, графы.
Учащиеся должны
знать:
- модель и моделирование
- виды моделей
- граф
Учащиеся должны
уметь:
- создавать компьютерную модель, табличную
- решать задачи с использованием графов.
V Раздел. Алгоритмы и алгоритмизация.
Алгоритм, алгоритмические конструкции, блок-схемы, графические исполнители.
Учащиеся должны
знать:
- понятие алгоритма и алгоритмические конструкции.
Учащиеся должны
уметь:
- составлять алгоритмы на алгоритмическом языке и с помощью блок схем
- составлять программы для графического исполнителя.
Учебно-тематический план рассчитан на 35 часов.
1 час в неделю
Учебно-тематическое планирование.
Наименование разделов и тем
Всего часов
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ТЕОРИЯ
ПРАКТИКА
Ведение. Техника безопасности в
кабинете информатики и при работе за
ПК.
1
1
Текстовый редактор Microsoft Word.
9
2
7
Объекты текстового документа и их
параметры. Способы выделения объектов
текстового документа
1
1
Создание и редактирование текстового
документа.
1
1
Тренировка ввода текстовой и числовой
информации с помощью клавиатуры.
1
1
Редактирование текстового документа.
Форматирование текста.
1
1
Оформление текста в виде таблицы.
Редактирование и форматирование
таблиц.
1
1
Включение в текстовый документ
графических объектов.
1
1
Применение списков в документе.
Создание колонок в документе. Вставка в
документ символов, формул.
1
1
Подготовка текстового документа к
печати. Сохранение документа на
внешние носители информации.
1
1
Практическая работа. «Создание
текстового документа».
1
1
Компьютерные презентации с
использованием мультимедиа-
технологии
9
3
6
Понятие мультимедиа-технологии.
Выбор дизайна презентации.
1
1
Создание и разметка слайда презентации.
Ввод текстовой информации на слайды.
1
1
Редактирование и форматирование
текстовой информации в презентации.
1
1
Рисунки и графические примитивы на
слайдах. Формат рисунка, фотографии.
1
1
Вставка в презентацию таблиц, диаграмм.
1
1
Использование анимации в презентации.
Настройка анимации на объекты
презентации.
1
1
Звук в презентациях. Использование
звука в презентации. Звуковые эффекты.
1
1
Переходы между слайдами
1
1
Практическая работа «Создание и
оформление презентации».
1
1
Электронные таблицы Microsoft Excel
6
4
2
Интерфейс электронных таблиц.
1
1
Данные в ячейках таблицы. Основные
режимы работы электронных таблиц
1
1
Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки
1
1
Встроенные функции. Логические
функции.
1
1
Сортировка и поиск данных
1
1
Построение диаграмм
1
1
Моделирование
4
2
2
Классификация информационных
моделей. Словесные модели.
Математические модели
1
1
Компьютерные математические модели.
Графические информационные модели.
1
1
Графы
1
1
Представление данных в табличной
форме. Решение задач с помощью
таблиц.
1
1
Алгоритмы и алгоритмизация
6
1
5
Описание массива. Заполнение массива.
Вывод массива.
1
1
Вычисление суммы элементов массива
1
1
Последовательный поиск в массиве.
Сортировка массива.
1
1
Последовательное построение алгоритма.
Разработка алгоритма.
1
1
Функции
1
1
Управление. Обратная связь.
1
1
Всего
35
13
22
Календарно-тематический план работы на 2019-2020 учебный год.
Наименование разделов и тем
Количеств
о часов
Сроки проведения
Примечание
причина
корректировки
Дата (план)
Дата (факт)
Ведение. Техника безопасности в
кабинете информатики и при работе
за ПК.
1
Текстовый редактор Microsoft
Word.
9
Объекты текстового документа и их
параметры. Способы выделения
объектов текстового документа
1
Создание и редактирование
текстового документа.
1
Тренировка ввода текстовой и
числовой информации с помощью
клавиатуры.
1
Редактирование текстового
документа. Форматирование текста.
1
Оформление текста в виде таблицы.
Редактирование и форматирование
таблиц.
1
Включение в текстовый документ
графических объектов.
1
Применение списков в документе.
Создание колонок в документе.
Вставка в документ символов,
формул.
1
Подготовка текстового документа к
печати. Сохранение документа на
внешние носители информации.
1
Практическая работа. «Создание
текстового документа».
1
Компьютерные презентации с
использованием мультимедиа-
технологии
9
Понятие мультимедиа-технологии.
Выбор дизайна презентации.
1
Создание и разметка слайда
презентации. Ввод текстовой
информации на слайды.
1
Редактирование и форматирование
текстовой информации в
презентации.
1
Рисунки и графические примитивы
на слайдах. Формат рисунка,
фотографии.
1
Вставка в презентацию таблиц,
диаграмм.
1
Использование анимации в
презентации. Настройка анимации на
объекты презентации.
1
Звук в презентациях. Использование
звука в презентации. Звуковые
эффекты.
1
Переходы между слайдами
1
Практическая работа «Создание и
оформление презентации».
1
Электронные таблицы Microsoft
Excel
6
Интерфейс электронных таблиц.
1
Данные в ячейках таблицы. Основные
режимы работы электронных таблиц
1
Относительные, абсолютные и
смешанные ссылки
1
Встроенные функции. Логические
функции.
1
Сортировка и поиск данных
1
Построение диаграмм
1
Моделирование
4
Классификация информационных
моделей. Словесные модели.
Математические модели
1
Компьютерные математические модели.
Графические информационные модели.
1
Графы
1
Представление данных в табличной
форме. Решение задач с помощью
таблиц.
1
Алгоритмы и алгоритмизация
6
Описание массива. Заполнение массива.
Вывод массива.
1
Вычисление суммы элементов массива
1
Последовательный поиск в массиве.
Сортировка массива.
1
Последовательное построение
алгоритма. Разработка алгоритма.
1
Функции
1
Управление. Обратная связь.
1
Всего
35
Программно-методическое обеспечение:
Методическая литература
Электронное
обеспечение
1)
Информатика. 7-9 классы: Материалы к урокам. С.В.
Сидорова.
2)
Информатика в школе №4 2008 г. Методические подходы к
работе с графическим редактором Paint. Л.Л. Босова.
3)
Информатика. 5-11 класс. Материалы к урокам. А. А.
Пышная.
4)
Информатика и образование. №9 2010 г. Использование
возможностей графического редактора в курсе
«Информатика и ИКТ» в начальной школе. Г.А. Кобелева,
Н.Ю. Блохина.
1.
Компьютерные
программы
Литература:
1.
Леонтьев В.П. Персональный компьютер.-М.2010.
2.
Сборник нормативных документов «Информатика и ИКТ».-М.: Дрофа, 2004
3.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии.-М.2011.
4.
Хлебостроев В.Г., Обухова Л.А.. Информатика и информационно-коммуникационные
технологии: методическое пособие.-М.,2010.