Напоминание

"ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА"


Автор: Ирина Васильевна Демьянович
Должность: мбоу "сош №3" учитель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №3"
Населённый пункт: г.Нефтеюганск
Наименование материала: проект педагогического моделирования
Тема: "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА"
Раздел: полное образование





Назад




Департамент образования города Нефтеюганска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3»

ПРОЕКТ(МОДЕЛЬ)

«ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ

ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА»

АВТОР: Демьянович И.В.,учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №3, город Нефтеюганск

ХМАО-ЮГРА Тюменская область.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.

Современная система российского образования переживает период

модернизации, отражающий изменения, происходящие в обществе.

Социальный заказ требует от системы образования осуществления

подготовки активной личности, компетентной в решении жизненных,

профессиональных проблем, готовой нести гражданские обязанности,

ответственной за собственное благополучие и благополучие своей страны.

Проблема состоит в том, что в отечественной педагогической науке

сложилось лишь общее понимание содержания и принципов гражданского

образования, большинство предложенных моделей не адаптированы к

условиям массовой общеобразовательной школы, в них не в полной мере

отражены возможности использования компетентностного подхода в

организации образовательного процесса на старшей ступени обучения.

Программа инновационного проекта направлена на создание модели

гражданского образования – формирование гражданской компетентности

учащихся, основанной на использовании имеющегося материально-

технического, учебно-методического потенциала, адаптированной к

условиям массовой общеобразовательной школы.

При этом поиск особенно актуален, так как отражает социальный заказ,

позволяет выстроить систему осуществления компетентностного подхода

через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, осуществления

целенаправленной социально ориентированной деятельности учащихся.

Объект исследования- учебно-воспитательный процесс, способствующий

формированию гражданских компетентностей.

Предмет исследования- педагогические условия, позволяющие формировать

гражданские компетентности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

:

Создание модели образования, которая обеспечивает формирование

гражданской компетентности старшеклассников средствами предметов

образовательной области «Обществознание» и во внеурочной деятельности.

ЗАДАЧИ:

Выявить педагогические условия формирования гражданской

компетентности учащихся.

Проанализировать возможности применения современных

педагогических подходов (деятельностного, проблемного, личностно-

ориентированного, компетентностного, технология критического

мышления) для осуществления гражданского образования

старшеклассников.

Разработать и апробировать модель формирования гражданской

компетентности в условиях массовой школы.

Апробировать варианты модели на основе ее применения.

ГИПОТЕЗА:

внедрение модели формирования гражданской компетентности

старшеклассников позволит обеспечить более успешное, чем в традиционной

образовательной системе, становление гражданского мировоззрения

учащихся, освоение ими гражданского поведения, достижение выпускниками

уровня осознанного применения обществоведческих знаний и умений при

решении личных и социальных проблем.

НОВИЗНА :

разработка и внедрение комплексной модели формирования

гражданской культуры старшеклассников.

Новизна проекта заключается в практическом применении модели

формирования гражданской компетентности на основе принципов

личностно-ориентированного обучения, разработке системы педагогических

действий по отбору содержания, образовательных технологий, проведению

аналитико – диагностической деятельности.

В основе педагогического моделирования – реализация принципа

интегрированного преподавания базовых, элективных курсов, организации

социальной практики и предоставления возможностей проявления

творческого потенциала учащихся во внеурочной деятельности.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

:

материалы проекта адресованы

учителям истории, обществознания, смежных предметов работающим в

общеобразовательтных школах, желающим реализовать компетентностный

подход в образовательной деятельности.

НАУЧНАЯ БАЗА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА:

1.

Труды, положенные в основу федерального проекта гражданского

образования, - Т. В.Болотиной - директора Центра гражданского

образования, В Спасской – координатора Фонда правовых реформ,

Элиасберга Н.И., Иоффе А.Н., Тубельского А.Н., Фрумина И.Д., а так же

исследования Л.С. Выготского, Г.П. Щедровицкого, В.А. Болотова, В.В.

Серикова , Лернера И.Я., Щурковой Н.Е. и др.

2.

Работая над данной темой, я использую следующие педагогические идеи

и теоретические подходы:

-Личностно-ориентированное обучение Якиманской И.С., которое ставит

приоритет решения учебной задачи на личностном уровне, когда её

решение переживается как личностная проблема, что мобилизует и

развивает мощные структуры интеллекта;

3.

Принципы компетентностного подхода Хуторского А.В., Бондаревской

Е.А., предполагающие формирование не только системы ЗУН, но и

готовность личностью использовать их в личном опыте;

4.

Подход к структурированию учебного занятия Т.М. Давыденко, Е.В.

Тонкова, заключающийся в обеспечении оптимального построения

процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.

МЕТОДЫ:

Диагностика(критериальное наблюдение, беседа, анкетирование,

профессиональные диагностики).

Проведение контрольных срезов.

Моделирование.

Экспериментальная апробация модели гражданского образования.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

модель гражданского образования, которая обеспечивает устойчивую

положительную динамику уровня сформированности гражданской

компетентности выпускников школы (социально одобряемых ценностных

ориентаций, предусмотренных программами базового образования

гражданских знаний и умений, освоенных способов гражданского

поведения).

Компетентностный подход в образовании соответствует целям и задачам

гражданского образования. В Концепции гражданского образования впервые

сформулировано обобщенное понятие «гражданская компетентность» –

совокупность готовности и способностей, позволяющих человеку

активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс прав

и обязанностей в демократическом обществе.

В связи с тем, что перед современной школой ставится задача формирования

у обучащихся не просто знаний, умений и навыков, а многофункциональных,

надпредметных базовых компетенций, основным результатом образования

выступает « компетентность как интегральная способность решать

возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы,

используя знания, умения, освоенные способы деятельности в условиях,

отличных от тех, в которых эта компетентность изначально возникла»

(Хуторской А.В.), таким образом, компетентность включает в себя как

знания, умения и навыки, так и результаты обучения, систему ценностных

ориентаций учащихся, особенности их социального поведения, привычки и

т.д.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - обладание человеком совокупностью знаний,

умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности,

опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к

предмету деятельности.

КОМПЕТЕНЦИЯ - готовность использовать усвоенные знания, умения

и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

ЭТАПЫ:

1 этап – определение гражданских компетенций, которые можно

формировать посредством обществоведческого образования.

Сроки- 2019--2022 год

Результат:

Средствами обществоведческого образования можно формировать

следующие ключевые компетентности:

1.

Компетентность в области общественно-политической

деятельности (реализация прав и обязанностей гражданина);

2.

Компетентность в социально-экономической сфере (анализ

собственных профессиональных склонностей и возможностей,

ориентирование в сфере рыночных отношений, приобретение навыков

организации труда, знание и следование нормам коллективной

трудовой этики и т.д.)

3.

Компетентность в учебно-познавательной деятельности

(самостоятельный поиск и получение информации из различных

источников, умение ее анализировать, критически мыслить и т.д)

4.

Коммуникативная компетентность (умение устанавливать

адекватные отношения с другими людьми, вести диалог, быть

толерантным и т.д.) и др.

2 этап – определение условий формирования гражданской компетентности.

Сроки- 2019-2020 учебный год

Основные условия

формирования гражданской компетентности

старшеклассников:

Обучение в системе интегративной модели обществоведческого

образования. (Спецкурсы, курсы по выбору, элективные курсы,

система индивидуальной и групповой деятельности, внеурочная

деятельность в органах самоуправления, гражданского

самоопределения и т. д.)

Организация внеурочной деятельности школьников, ориентированной

на содействие самоопределению и социальной адаптации учащихся,

так как именно в рамках внеучебной работы возможно закрепление

знаний и умений, осуществление неформальной коммуникации,

социально значимой деятельности.

Использование активных и интерактивных образовательных

технологий, организация социального проектирования.

3 этап- изучение и отбор необходимых технологий и методик обучения.

Сроки- 2019-2020 учебный год.

Мною были выделены следующие педагогические идеи и теоретические

подходы :

-

Личностно-ориентированное обучение Якиманской И.С., которое ставит

приоритет решения учебной задачи на личностном уровне, когда её

решение переживается как личностная проблема, что мобилизует и

развивает мощные структуры интеллекта;

-

Принципы компетентностного подхода Хуторского А.В., Бондаревской

Е.А., предполагающие формирование не только системы ЗУН, но и

готовность личностью использовать их в личном опыте;

-

Подход к структурированию учебного занятия Т.М. Давыденко, Е.В.

Тонкова, заключающийся в обеспечении оптимального построения

процесса обучения в связи с изучением той или иной темы.

4 этап – создание и экспериментальное внедрение модели

обществоведческого образования, которая позволяет формировать

гражданскую компетентность

Сроки – 2019--2022 учебный год.

( ПРОЕКТ) МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

Модель интегрирует в себе такие направления деятельности, как предметно-

тематическая, внеурочная и проектная, представляет собой

интегративный подход к формированию гражданской компетентности.

Только в рамках такой системы возможно осуществить комплексное решение

проблемы, обеспечив для учащихся возможности формирования

необходимых знаний, овладение соответствующими способами

гражданского поведения на основе развития гражданской культуры

личности.

Модель реализуется через предметную деятельность, систему внеклассных

мероприятий, проектную деятельность, которая осуществляется на уроках и

во внеурочное время, включение школьников в работу органов ученического

самоуправления, социальное проектирование.

Для осуществления комплексного решения проблемы в рамках всех

обществоведческих предметов выделяется граждановедческий модуль. В

рамках базовой подготовки учащимися осваиваются основы знаний о

развитии общества и государства, формируются правовые, экономические,

политические, социальные , этические, экологические знания и

соответствующие ценностные ориентации. Для обеспечения интеграции

содержательных линий, создания дополнительных образовательных

возможностей для интересующихся предметом учащихся введены

элективные курсы «Основы политологии», «Основы экономики», «Право».

Они призваны актуализировать знания учеников, создать дополнительные

условия для практического применения в нестандартных ситуациях,

обеспечить профориентацию и первичную профессиональную пробу сил.

Установление системных междисциплинарных связей расширяет

возможности достижения повышенного уровня образования, выход на

надпредметный, компетентностный уровень.

Технология интегративного подхода означает согласование содержания,

принципов и технологий. Ведущая роль отведена использованию

интерактивных технологий ( социально-практический блок), развитию

критического мышления, умения самостоятельно работать с различными

источниками информации.

Социально-практических блок представлен в рамках предмета

обществознание (деловые игры «Бюджет муниципалитета», «Бюджет

молодой семьи», «Выборы в законодательные органы» и др.) находит

логическое продолжение и развитие в системе организации социальной

практики.

Участие в такой деятельности создает дополнительные условия для

проявления социальной активности ребят, умения действовать в новых

ситуациях, дает возможность пополнить запас правовых знаний, расширить

круг общения. Встречаясь с единомышленниками, ребята начинают лучше

понимать значимость проблемы и собственные возможности по ее решению.

Прежде всего, это касается личностных характеристик самих

старшеклассников: их активности, инициативности, коммуникабельности,

ответственности, правовой культуры.

Такие уроки имеют логическое завершение с конкретным результатом,

занятия отличаются разнообразием видов деятельности, направлены на

личностные изменения в самих ребятах, носят живой, непринужденный

характер. Сочетание индивидуальных и групповых форм работы,

практические упражнения, тренинги, рефлексия оказывают положительное

влияние на развитие личностных качеств учеников, что отмечают и дети, и

взрослые.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности связана с необходимость

формирования образовательной среды, в которой действуют законы и нормы

гражданского общества, мероприятия внеурочной работы являются

логическим продолжением и закреплением предметной деятельности. В

рамках деятельности Гражданского клуба («Форум патриотических и

гражданских объединений МОУ СОШ№3», «Что значит защищать

Отечество», «Гражданином быть обязан»,»Демократия: истинная и реальная»

и др.), системы конкурсов(«Интеллектуальны марафон», «Аукцион знаний»,

«Выборы в Совет старшеклассников»), в которых участвуют и которые

проводят старшеклассники осуществляется неформальная коммуникация,

развитие творческих, организаторских способностей. Важнейшей

составляющей деятельности является содействие развитию системы

ученического самоуправления, когда в рамках внеурочной деятельности

организована работа Совета старшеклассников. Ребята участвуют к

коллективном обсуждении и решении проблем, развивают качества,

необходимые лидеру.

Результативность ( диагностика)

Сформированность коммуникативной компетентности:

( умение вступать в диалог с окружающими, комфортное ощущение себя

как части общества).

Первые исследования были проведены в 2019-2020 уч. году.

Они отражены в справке по результатам изучения уровня воспитанности

учащихся 11 В класса, где я была классным руководителем.

Изучение этого параметра показывает, что 64% учащихся обладают высоким

уровнем социальной адаптированности, то есть они готовы к интеграции в

общество с принятием его социальных, нравственных и политических законов.

Исследование включало в себя следующие диагностические методики:

-

Опросник «Личностный рост» для учащихся 9-11-х классов (разработан

научными сотрудниками института теории образования и педагогики РАН

Д.В.Григорьевым, И.В.Кулешовой, П.В.Степановым);

-

Методика

для

изучения

социализированности

личности

учащегося

(разработана профессором М.И.Рожковым)

В качестве основного результата своей деятельности определяю

следующие:

-

создание системы управления процессом формирования ключевых

компетентностей школьников;

- гражданское самоопределение учащихся;

-

осознанный

выбор

каждым

учащимся

своей

образовательной

траектории;



В раздел образования