Напоминание

"Применение современных образовательных в педагогической практике технологий- одно из условий повышения эффективности образовательного процесса"


Автор: Максимова Варвара Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2 им.Д.Х.Скрябина п.Жатай
Населённый пункт: п.Жатай РСЯ
Наименование материала: статья
Тема: "Применение современных образовательных в педагогической практике технологий- одно из условий повышения эффективности образовательного процесса"
Раздел: среднее образование





Назад




ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ В

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКИКЕ ТЕХНОЛОГИЙ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ

ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Максимова Варвара Ивановна,

английского языка,

СОШ № 2 им.Д.Х.Скрябина

п. Жатай, Республика Саха (Якутия)

Вниманию

педагогической

общественности

предлагается

сценарий

мастер-класса для учителей основной школы, целью проведения которого

является повышение профессионального уровня педагогов.

Задачи мастер-класса: создать условия для совместной деятельности

педагогов, в ходе которой участники получат возможность для:

развития

знаний

об

эффективных

современных

образовательных

технологиях,

способствующих

реализации

деятельностного

подхода

в

обучении,

ознакомления с опытом применения на практике технологии развития

критического мышления через чтение и письмо, метода 6 шляп,

совершенствования способности к педагогической рефлексии.

Вступительное слово Мастера: «Для начала выполним упражнение: Погладьте,

пожалуйста, себя по голове, теперь по животику, а теперь и начертите глазами

восьмёрку. Очень хорошо. А теперь сделайте это всё одновременно. Легко?

Очень часто в нашей голове происходит то же самое. Мы одновременно

пытаемся удержать информацию, пытаясь при этом следовать логике. Наши

эмоции также постоянно участвуют в игре. Кроме того, мы должны быть

конструктивны. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу творчески и

искать новые идеи. В результате всё это мешает прийти к конструктивному

решению.

Эдвард де Боно, английский писатель, психолог, специалист в области

творческого мышления разделяет мышление на шесть типов. В основе его

метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это

мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не

сталкиваются, а сосуществуют. В своем методе он использует шляпы разного

цвета. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы

указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся

думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же

предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная

картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-

предметник».

Далее следует краткая характеристика метода и приемов его использования

на уроках иностранного языка.

Далее участники знакомится с притчей: «В одной стране жил старик,

который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много,

так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и

решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь

дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной,

синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и

покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья

заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть

наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный

цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда

привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе.

Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу.

Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё

меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё

неизведанное – он выбрал синюю шляпу.

Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме

отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во

всём происходящем, анализировать факты и события.

Второй

брат,

выбравший

красную

шляпу,

стал

эмоционально

чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки

во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел

всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.

Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он

вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог

объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Мастер предлагает участникам представить себя на месте братьев и

«примерить» одну из шляп. Вопросом

для работы будет обсуждение

технологии развития критического мышления через письмо и чтение.

Участники в белой шляпе будут искать в этом методе только факты.

Никаких эмоций и чувств, только факты. В красной шляпе – проанализируют

метод с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали

чувства при изучении. Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь

нас, найти возможные риски и опасности. Участники в жёлтой шляпе будут

искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание метода с

позиции оптимиста. Участники в зелёной шляпе попытаются уйти от

стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.

Братом в синей шляпе и дирижёром оркестра становится Мастер.

На выполнение работы даётся 3 минуты. Далее следуют выступления

представителей от каждой группы. (Все высказывания кратко записываются на

доске).

Вывод: использование технологии развития критического мышления через

чтение

и

письмо

способствует

формированию

универсальных

учебных

действий школьников (уточняется – каких именно).

Участникам представляется продолжение притчи: «Обсудив изменения,

произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство

отца, и решили…»

Участники предлагают свои варианты продолжения.

Участникам вновь представляется окончание притчи: «Братья решили

поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны».

Слово Мастера: «Смена шляп – ключевая идея метода де Боно». Этот

метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы —

это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко

применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности.

Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт

значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и

включает их в работу в нужный момент».

Рефлексия деятельности: участники высказываются о результатах работы

и произошедших «приращений».

Использованная литература

1.Боно Э. Шесть щляп мышления/пер. с англ.-М.:"Попурри", 2006, с.208.

2.Загашев И.О,Заир-Бек С.И.,Муштавинская И.В. Учим детей критически

мыслить, СПб.: изд-во Альянс Дельта, 2003. с.415.

3.Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: изд-во "Питер",2000,

с.512



В раздел образования