Автор: Максимова Варвара Ивановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ№2 им.Д.Х.Скрябина п.Жатай
Населённый пункт: п.Жатай РСЯ
Наименование материала: статья
Тема: "Применение современных образовательных в педагогической практике технологий- одно из условий повышения эффективности образовательного процесса"
Раздел: среднее образование
ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ В
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКИКЕ ТЕХНОЛОГИЙ – ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Максимова Варвара Ивановна,
английского языка,
СОШ № 2 им.Д.Х.Скрябина
п. Жатай, Республика Саха (Якутия)
Вниманию
педагогической
общественности
предлагается
сценарий
мастер-класса для учителей основной школы, целью проведения которого
является повышение профессионального уровня педагогов.
Задачи мастер-класса: создать условия для совместной деятельности
педагогов, в ходе которой участники получат возможность для:
развития
знаний
об
эффективных
современных
образовательных
технологиях,
способствующих
реализации
деятельностного
подхода
в
обучении,
ознакомления с опытом применения на практике технологии развития
критического мышления через чтение и письмо, метода 6 шляп,
совершенствования способности к педагогической рефлексии.
Вступительное слово Мастера: «Для начала выполним упражнение: Погладьте,
пожалуйста, себя по голове, теперь по животику, а теперь и начертите глазами
восьмёрку. Очень хорошо. А теперь сделайте это всё одновременно. Легко?
Очень часто в нашей голове происходит то же самое. Мы одновременно
пытаемся удержать информацию, пытаясь при этом следовать логике. Наши
эмоции также постоянно участвуют в игре. Кроме того, мы должны быть
конструктивны. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу творчески и
искать новые идеи. В результате всё это мешает прийти к конструктивному
решению.
Эдвард де Боно, английский писатель, психолог, специалист в области
творческого мышления разделяет мышление на шесть типов. В основе его
метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это
мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не
сталкиваются, а сосуществуют. В своем методе он использует шляпы разного
цвета. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы
указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цвета, мы учимся
думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же
предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная
картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-
предметник».
Далее следует краткая характеристика метода и приемов его использования
на уроках иностранного языка.
Далее участники знакомится с притчей: «В одной стране жил старик,
который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много,
так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и
решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь
дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной,
синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и
покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья
заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть
наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный
цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда
привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе.
Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу.
Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё
меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё
неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме
отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во
всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй
брат,
выбравший
красную
шляпу,
стал
эмоционально
чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки
во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел
всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он
вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог
объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».
Мастер предлагает участникам представить себя на месте братьев и
«примерить» одну из шляп. Вопросом
для работы будет обсуждение
технологии развития критического мышления через письмо и чтение.
Участники в белой шляпе будут искать в этом методе только факты.
Никаких эмоций и чувств, только факты. В красной шляпе – проанализируют
метод с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали
чувства при изучении. Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь
нас, найти возможные риски и опасности. Участники в жёлтой шляпе будут
искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание метода с
позиции оптимиста. Участники в зелёной шляпе попытаются уйти от
стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.
Братом в синей шляпе и дирижёром оркестра становится Мастер.
На выполнение работы даётся 3 минуты. Далее следуют выступления
представителей от каждой группы. (Все высказывания кратко записываются на
доске).
Вывод: использование технологии развития критического мышления через
чтение
и
письмо
способствует
формированию
универсальных
учебных
действий школьников (уточняется – каких именно).
Участникам представляется продолжение притчи: «Обсудив изменения,
произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство
отца, и решили…»
Участники предлагают свои варианты продолжения.
Участникам вновь представляется окончание притчи: «Братья решили
поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир с другой стороны».
Слово Мастера: «Смена шляп – ключевая идея метода де Боно». Этот
метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы —
это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко
применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности.
Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт
значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и
включает их в работу в нужный момент».
Рефлексия деятельности: участники высказываются о результатах работы
и произошедших «приращений».
Использованная литература
1.Боно Э. Шесть щляп мышления/пер. с англ.-М.:"Попурри", 2006, с.208.
2.Загашев И.О,Заир-Бек С.И.,Муштавинская И.В. Учим детей критически
мыслить, СПб.: изд-во Альянс Дельта, 2003. с.415.
3.Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: изд-во "Питер",2000,
с.512