Напоминание

Деловая игра "За семью печатями"


Автор: Жарких Анна Александровна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 40"
Населённый пункт: город Норильск
Наименование материала: Сценарий мероприятия
Тема: Деловая игра "За семью печатями"
Раздел: среднее образование





Назад




Деловая игра «За семью печатями».

Аудитория 5-7 классы

Историко-краеведческая направленность.

Форма проведения: деловая игра с применением мультимедиа.

Подготовила: Жарких Анна Александровна – учитель истории МБОУ «СШ № 40»

г. Норильск.

Актуальность музейной педагогики определяется особой важностью на современном этапе

реализации непрерывного школьного образования обучающихся, средствами интеграции учебно-

воспитательной работы с музейной деятельностью.

Человек – это венец творения. Все что сделано его руками, составляет неотъемлемую часть

человеческой культуры, которая хранит память о прошедших временах и ушедших народах.

Культура – это основа нравственности, это связующая нить между поколениями. Поэтому очень

важно для всего человечества, сохранение культурного наследия наших предков, сохранение

памяти. Ведь без прошлого нет будущего, и человеку нельзя забывать историю своих предков.

Сегодня мы собрались с вами на игре, чтобы приоткрыть для себя тайны прошлого, которые

хранятся за семью печатями. И не только к ним прикоснуться, но и научиться сохранять ту память,

которую они несут человечеству.

Игра составлена и организована на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с

требованиями ФГОС.

Подготовка к игре:

Для игры учащиеся делятся на 2 команды. Каждая команда – это представители какого-либо музея,

название которого, профиль и содержание деятельности ребята придумывают до игры. Также до

игры каждая команда выбирает один музейный предмет и составляет его описание. Описание

предмета (его название, назначение, условия возникновения, описание применения и т.д.).

В течение всей игры учащиеся отвечают на вопросы викторины, разгадывают кроссворд,

отправляются в виртуальную экспедицию, знакомятся с музеями мира, составляют собственный

проект музея, узнают новое о памятниках культуры.

Цели и задачи:

- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности;

- развитие патриотического воспитания средствами музейной педагогики;

- формирование духовно-нравственных ценностей;

- расширять кругозор учащихся, развивать память, мышление, речь;

- способствовать сплочению коллектива детей, т.е. работать в команде.

Ход игры:

Ведущий:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались в необычном месте – Музейном царстве, а если быть

еще конкретнее, то в столице этого царства – славном Музееграде. Мы совершим с вами

необычную виртуальную экспедицию. Но вот, что самое главное, есть одно условие – в ходе этой

экскурсии вы будете выполнять определенные задания. Выполнив их получите специальный

артефакт – царскую печать. Семь печатей позволят вам получить специальный приз.

Таким образом, наша деловая игра и получила необычное название – «ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ».

Ведущий:

- Какие правила поведения в музее можете добавить вы? Повторение правил поведения в музее:

(перед походом в музей необходимо выключить звук телефона, вести себя скромно, культурно, не

трогать экспонаты руками, слушать, стоять полукругом, не мешать экскурсоводу, не трогать

ограждения, делать фото с разрешения).

- Зачем создают музеи?

- Как вы думаете, что будет храниться в музеях чрез 40-50 лет?

- А сейчас что храниться в музеях?

Ведущий:

Итак, вы готовы? Тогда вперед! Хотя…Позвольте-ка не отходя от порога, дать вам первое

направление-задание.

Говоря о направлении, по которому нам нужно будет пройти, невозможно пройти мимо такого

сказочного момента, имеющегося в любом сказочном царстве, в том числе и нашем музейном,

как камень на распутье . Нужно сказать, еще древние греки использовали развилку дорог в

качестве символа сложного жизнеопределяющего выбора.

Однако славянский миф во многом превзошел греческий. Во-первых, в наших сказках Герой

встречает на пути не просто развилку дорог, а камень с надписью.

В Сказке о молодильных яблоках и живой воде говорится:

«Едучи путем-дорогою, близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли, скоро сказка сказывается, да не

скоро дело делается, наконец приехал он в чистое поле, в зеленые луга. А в чистом поле лежит

камень, на нем надпись написана: "Направо поедешь — богату быть, коня потерять. Налево

поедешь – коня спасать, быть голодну да холодну. Прямо поедешь – убиту быть».

1.

Давайте рассмотрим все три пути-дороженьки.

1. «Направо поедешь — богату быть, коня потерять». В данном случае под богатством понимается

всего лишь то самое «не хуже, чем у всех».

2. «Налево поедешь — коня спасать, быть голодну да холодну». Это предупреждение о возможном

провале в новом начинании.

3. «Прямо пойдешь – убиту быть». Третий путь, именно тот, что ведет прямо, как раз туда, где

герой испытывает свои силы, смекалку и сноровку, тем самым побеждая смерть. (***)

Прежде чем мы сможем двинуться дальше по дороге Музейного царства, Вам, необходимо

убедиться, что тропа будет выбрана правильно. Задержитесь у придорожного камня, и сделайте на

нем соответствующую запись, которая раскроет суть нашего с вами Музейного царства.

(Выдать ребятам листок бумаги с нарисованным пустым камнем и фломастер, выполнение

задания, после чего вручить первую царскую печать).

2.

Ведущий:

За этой печатью вас ждет испытание, с помощью которого мы узнаем, насколько вы

разбираетесь в музейном деле. Вам будут предложены вопросы, а к ним два варианта

ответа. Вы готовы? Тогда вперед!

Вопросы для игры.

1.Музейный предмет, выставленный для обозрения называется:

Экспонат

Модель

Инвентарная книга

Легенда предмета

2.Объемная

модель,

воспроизводящая

внешний

вид

предмета,

выполненная

в

определенном масштабе называется:

Макет

Муляж

3.Размещение в музейных залах памятников истории (экспонатов) – это

Экспозиция

Выставка

4.Текст в экспозиции, представляющий собой аннотацию к отдельному экспонату

называется:

Ярлык

Этикетка

Конференция

Экспедиция

5.Предмет создаваемый с целью имитации или замены другого предмета называется:

Копия

Оригинал

(выполнение задания, после чего вручить царскую печать)

3. Ведущий:

- А мы открываем третью печать. За ней очень важное и ответственное задание. Вам

предстоит отправиться в экспедицию. Вы обнаружили ценный экспонат, в соответствии с

которым вы должны будете оформить документы.

Участникам предлагается заполнить формы следующих музейных документов: опись и акт

приема передачи памятников истории и культуры.

пепельница

карета Екатерины II

(выполнение задания, после чего вручить царскую печать)

4.

«Найди соответствия».

Раздаём фотографии музейных предметов (рубель, серп, прялка, самовар, кринка, валёк, скалка,

утюг, керосиновая лампа, ухват), карточки с названиями. Участники должны правильно подобрать

соответствия, а потом рассказать, как использовалась вещь в быту. Побеждает команда, которая

быстро и правильно нашла соответствия и рассказала о применении вещей.

(выполнение задания, после чего вручить царскую печать)

6. Внутреннее убранство избы

Расположение печи определяло планировку всей жилой комнаты. У каждого угла было своё

предназначение. Кроме красного угла в избе был «бабий угол» (или «кут») — напротив печного

чела. Мужской угол, или «коник» — у входа. «Закут» или «запечный угол» — за печью.

5.Музейные пазлы «Предметы быта крестьян».

Фотография музейного предмета, репродукция картины или фотографии заранее разрезается на

кусочки и собирается играющими на скорость, на внимательность

Задание для вас – подписать на схеме, где какой угол располагался.

(Выдать ребятам листок бумаги со схемой крестьянской избы и фломастер, выполнение задания,

после чего вручить царскую печать)

Красный угол или «передний угол» в русской избе, где находился обеденный стол и иконостас,

считался самым почётным местом в доме. Иконы помещались в «красный» угол комнаты с таким

расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату.

Самые важные праздники и торжества отмечались именно в красном углу.

В переднем углу устанавливался стол, который назывался «большим». Вдоль стен избы стояли

лавки. Лавка, расположенная в красном углу, называлась «большая лавка». В красном углу, на

большой лавке за столом сидел хозяин дома. Место хозяина дома называлось «большим местом».

Запечный угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы.

Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого

ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной

угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название "закут".

Бабий кут. В качестве женской половины избы выступало пространство от устья печи до передней

стены (называлось оно еще у нас «заупечь», «упечь», «чулан»). Здесь занимались приготовлением

пищи и хранили необходимую для этого утварь.

Другой угол – около двери и напротив окна – был мужским. Здесь стояла лавка, на которой хозяин

работал, а иногда и спал. Под лавкой хранили крестьянское добро. А на стене висела конская сбруя,

одежда и принадлежности для работы. Угол этот, как и стоявшую здесь лавку, называли коник: на

лавке делали узоры в виде конской головы.

7. Вот и седьмая, последняя печать. Что же она нам приготовила? Чтобы экспонаты долго

радовали глаз посетителей музея, их необходимо правильно хранить, так чтобы они не

выцветали от времени, не покрывались толстым слоем пыли, не разрушались. И сейчас мы

проверим, насколько правильно вы умеете это делать. Вам будут заданы вопросы, если вы

согласны с утверждением, то поднимаете карточку с ответом «Да», если не согласны – с

ответом «Нет». Карточки находятся на ваших столах.

Верно

ли,

что

каждому

музейному

предмету

присваивается шифр? Да

Верно ли, что все музейные предметы должны предохраняться от пыли и прямых

солнечных лучей? Да

Верно ли, что изделия из ткани хранят в картонных коробках? Нет

Верно

ли,

что

музейные

предметы

из

стекла

нужно хранить на полках деревянных шкафов? Да

Верно ли, что документы при составлении экспозиции приклеиваются клеем? Нет

Верно ли, что температура воздуха в музее должна составлять +25° С? Нет

Верно ли, что книги, брошюры, грамоты можно помещать в застекленных витринах или

шкафах? Да

Верно ли, что музейная комната должна располагаться на солнечной стороне здания? Нет

Верно ли, что рукописные документы при хранении нужно перекладывать листами чистой

мягкой бумаги? Да

(выполнение задания, после чего вручить царскую печать).

Ведущий:

- Наша виртуальная экспедиция подошла к концу. Спасибо за участие! До новых встреч!

В конце игры подводятся итоги, и по сумме набранных баллов определяется

победитель.

Полученные результаты:

- расширение и углубление знаний по истории семейного быта и формирование духовных

ценностей в поликультурной среде у подрастающего поколения;

- развитие у учащихся навыков самостоятельной поисковой научно-исследовательской работы,

приобретение учащимися новых компетенций;

- прививание первоначальных навыков проектной, экскурсионной и оформительской работы.

- проектно-исследовательская деятельность с привлечением экспонатов (фото), музейных связей с

историей семьи, семейных ценностей и традиций;

- Академик Д.С. Лихачёв говорил: "Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые

фотографии своих родителей, не ценит памяти о них… - значит, он не любит их. Если человек не

любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если

человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило, равнодушен к своей

стране".



В раздел образования