Автор: Киселёва Елена Петровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Тимирязевская ООШ"
Населённый пункт: Воронежская область Каменский район Тимирязево
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование познавательного интереса на уроках математики"
Раздел: среднее образование
Формирование интереса к урокам математики
Одна из самых актуальных
проблем – это проблема познавательного интереса на уроках.
Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на предметы и
явления, окружающие действительность. Эта направленность характеризуется
постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.
Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой
положительного отношения к учению.
Условия, которые способствует формированию, развитию и укреплению познавательного
интереса учащихся:
1. Самостоятельная работа
2. Применение опорных схем
3. Проблемное обучение
4. Занимательный материал
5. Геометрический материал
6. Страницы истории на уроках математики
7. Мотивационная функция задач в обучении математике
8. Задания, направленные на развитие внимания
9. Задания, направленные на развитие восприятия и воображения
10. Задания, направленные на развитие логического мышления
11. Задания, направленные на развитие памяти
При систематическом и целенаправленном проведении различных видов
самостоятельных работ, ученики привыкают к востребованности своих знаний,
убеждаются в значимости образования. Способность размышлять, строить планы,
создавать проекты – очень важные умения, которые смогут помочь самостоятельно
принимать решения и действовать в разных условиях современной жизни.
Виды самостоятельных работ:
Обучающие: а) по формированию знаний; б) по формированию умений и навыков.
Контролирующие: а) проверочные; б) контрольные; в) обзорные; г) итоговые.
Самостоятельные работы на этапе первичного закрепления помогают учащимся усвоить
термины, символы, определения, применяя их в простейших ситуациях. У учеников
процессе работы возникает интерес к поиску новых методов решения задач – это
способствует развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Контролирующие работы предназначены для контроля знаний, умений и навыков
учащихся.
Каждый учитель сталкивается на уроках с проблемой включенности в урок всех
учащихся. Как оживить урок, поддержать интерес к предмету? Одним из самых важных
современных умений ученика (даже с умственной отсталостью) - это умение кодировать
определенный объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения,
значит и осваивать новые способы деятельности.
Использование на уроке схем и таблиц
помогает разнообразить урок, сделать его более запоминающимся, нестандартным,
эмоциональным, способствует глубокому и последовательному усвоению материала.
Опорные схемы для учащихся всех возрастов являются элементами увлекательной игры.
Но игры, которая учит и продвигает в познании и развитии. Опорные схемы - это
оформленные в виде таблиц, карточек, чертежей, рисунков, выводы, которые рождаются в
момент объяснения. Схема – это опора мысли ученика, опора его практической
деятельности, связующее звено между учителем и учеником. Обучающиеся строят свой
ответ, пользуясь схемой, читают её, работают с ней. Они усваивают материал
осмысленно: составляют правило по данной схеме - опоре, решают задания. Опорные
схемы по математике помогают в одном случае предупредить ошибку, а в другом –
проработать допущенную на уроке, в третьем – провести обобщённое повторение в
представленных заданиях.
Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются
систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими
готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа
проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на
формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов
учения и мыслительных (включая и творческие) способностей, в ходе усвоения ими
научных понятий и способов деятельности, детерминированных системой проблемных
ситуаций
Занимательность на уроке - это те компоненты урока (способы подачи учебного
материала, свойства информации и заданий, связанные с учебным материалом и
организацией обучения), которые содержат в себе элементы необычайного,
удивительного, неожиданного, комического, что вызывает интерес у школьников к
учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки
учения. Согласно К.Д. Ушинскому, занимательность обучения принято делить на
«внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя»
занимательность предпочтительнее. Все материалы занимательного характера разбивают
на занимательные по форме, по содержанию.
Геометрический материал на уроках математики повышает уровень общего
психологического развития детей, способствует повышению интеллектуального
уровня личности младшего школьника. Формируются такие приемы
умственных действий, как анализ и синтез, сравнение и аналогия, обобщение
и конкретизация, абстрагирование. Систематические и разнообразные
практические упражнения формируют измерительные и графические навыки
детей, что также способствует их общему развитию.
Математика и история - две неразрывные области знания. Сведения из истории
математики, исторические задачи обогащает математику гуманитарным и эстетическим
содержанием, развивает образное мышление учеников. Формы подачи исторического
материала могут быть различными (беседа учителя, короткие сообщения учеников на
заданную тему, решение исторических задач, а так же историко-математическая
конференция, защита рефератов по вопросам истории математики ).
Формирование мотивации учения в школьном возрасте одна из центральных проблем
современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения,
постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения
знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции. Ч
Каждый учитель желает, чтобы его учащиеся хорошо учились, с желанием занимались на
уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной
деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определённых
объектах, при одновременном отвлечении от других.
Для повышения внимания в середине
урока или на этапах максимальной утомляемости, эффективны тематические
физкультминутки, физкультминутки на внимание, ускорение и обязательно на
сбалансированность работы правого и левого полушария головного мозга (перёкрестные
движения), зрительную активизацию (на движение глаз). Для активизации внимания
учащихся в начале учебного года предложить учащимся вместе с учителем придумать
правила для успешного обучения и записать их на обложке тетради, а к следующему
уроку возможно сделать плакат с правилами или презентацию.
Проблема развития познавательного интереса ребенка решается средствами
занимательности в обучении математике. Линия на развитие познавательных интересов
учащихся четко прослеживается в учебниках математики и в тетрадях по математике. Там
есть упражнения, направленные на развитие внимания, наблюдательности, памяти, на
развитие логического мышления. Но еще необходимы дополнительные задания
развивающего характера, задания логического характера, задания, требующие применения
знаний в новых условиях.
Память во многом определяет способность человека к обучению. Помнить - значит
успешно справляться сразу с тремя задачами: усвоением, сохранением и повторным
извлечением информации.
Каждый вид познавательной деятельности: урочной или внеурочной, предполагает
различные навыки и умения, формируемые по годам обучения в условиях нарастающей
трудности. Работа, связанная с ученическим поиском будет успешной, только если она
проводится не эпизодически, а в системе под направляющей и организующей ролью
учителя.