Автор: Ревтова Наталья Михайловна
Должность: методист
Учебное заведение: Филиал КГБОУ "Алтайская общеобразовательная школа № 2"
Населённый пункт: г.Рубцовск
Наименование материала: Методическая разработка педагогического совета
Тема: "От функциональной грамотности учителя к функциональной грамотности учащихся"
Раздел: среднее образование
Филиал КГБОУ «Алтайская общеобразовательная школа № 2»
г.Рубцовск
Методическая разработка
педагогического совета
« От функциональной грамотности учителя
к функциональной грамотности учащихся»
Разработчик:
методист Ревтова Н.М.
Тема: «От функциональной грамотности учителя к функциональной грамотности
учащихся»
Цель: изучить понятие «функциональная грамотность» и рассмотреть ее как
необходимую компетенцию современного учителя
Форма проведения: семинар - практикум
План педагогического совета:
I.Организационная часть
II. Теоретическая часть
1.Доклад «Функциональная грамотность в современном образовании»
2.Доклад «Критическое мышление как показатель функциональной грамотности и
успешной профессиональной деятельности учителя»
3. «Чтение как базовый навык функциональной грамотности»
III.Практическая часть. Педагогический практикум «Умеем ли мы
критически мыслить?»
IV. Рефлексия.
V. Решение педагогического совета.
Содержание
I.Организационная часть
1.Приветствие. Пожелание доброго дня и продуктивной работы.
2. Определение темы педагогического совета. Педагогам предлагается рассмотреть
изображение.
- Какие ассоциации возникают? Свяжите изображение со своей профессиональной
деятельностью. Какой термин для ассоциации можем применить? (функциональная
грамотность педагога). На слайде тема педагогического совета.
II. Теоретическая часть
1. Организация групповой работы, в процессе которой педагоги предлагают свой
вариант определения понятия «функциональная грамотность». Затем предложенные
варианты сравниваются с определением российского психолога, филолога, педагога
Алексея Алексеевича Леонтьева «Функционально грамотный человек – это человек,
который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания,
умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
2.
Педагогам
предлагается
изучить
схему
«Составляющие
функциональной
грамотности» и раскрыть смысл каждого компонента.
3.Доклад «Функциональная грамотность в современном образовании»
(приложение 1). В ходе доклада учителям предлагается практическое задание: изучить
схему «Уровни функциональной грамотности педагога» и провести самоанализ.
Уровни функциональной грамотности педагога
Личностный
Личностно-
профессиональный
Профессионально-
технологический
Оптимизм,
позитивное
мышление (мир создан по
законам гармонии; хороших
людей больше чем плохих),
творческий подход к делу,
адекватное
оценивание
своей
деятельности,
готовность
брать
ответственность
за
свои
действия и решения, умение
ориентироваться
в
нравственных
нормах,
владение
убедительной
и
грамотной речью
Умение
организовать
и
осуществить
образовательный
процесс,
умение
наладить
продуктивное
взаимодействие
всех
субъектов
образования,
способность
к
самостоятельному решению
большинства
проблем
в
профессиональной
сфере,
умение
обеспечить
обучение,
воспитание
и
развитие обучающихся
Владение
на
высоком
уровне
современными
образовательными
технологиями,
умение
ориентироваться в научном
понимании
мира,
умение
определять
личные
профессиональные
дефициты
и
находить
способы их преодоления
- Какой процесс, по вашему мнению, лежит в основе овладения всеми компонентами
функциональной грамотности учителя? (работа с информацией, чтение различных
текстов). Работа с понятием «читательская грамотность».
4.Доклад «Читательская грамотность как базовый навык функциональной
грамотности» (приложение 2)
5.Коллективное обсуждение проблемного вопроса «Существует ли связь между
процессом чтения (работы с информацией) и критическим мышлением?» В процессе
обсуждения раскрывается смыл понятия «критическое мышление» (работа со схемой)
6. Доклад «Критическое мышление как залог успешной деятельности педагога»
(приложение 3)
III. Практическая часть
1.Вступительное слово
-Доверчивых людей пренебрежительно называют простаками и недотёпами, а
некоторым особо легковерным приписывают «детскую» наивность. Но разве в том, что
люди верят в чудеса и сказки, есть что-то плохое? Ничуть. Ровно до тех пор, пока не
возникает необходимость принимать значимые решения. Нашему мозгу приходится
иметь дело с огромными потоками информации, и нет ничего удивительного в том, что
многое он упрощает, а что-то и вовсе принимает на веру. Это досадная правда, которую
просто стоит принять. Принять и заняться развитием критического мышления, поскольку
без него придётся, откровенно говоря, туго. А учителю – тем более, так как от уровня
развития критического мышления педагога во многом зависит способность наших
учеников к критическому восприятию информации и, как следствие, развитие их
функциональной грамотности.
2.Педагогический
практикум
«Приемы
развития
критического
мышления»
(приложение 4), в процессе которого педагоги выполняют задания, упражнения,
осваивают приемы развития критического мышления.
IV. Рефлексия
Рефлексия проводится с помощью приема развития критического мышления «Кубик
Блума».
В
процессе
рефлексии
педагоги
определяют
ключевые
положения
педагогического совета:
- Функциональная грамотность – необходимая компетенция современного учителя.
Только
функционально
грамотный
педагог
может
развивать
функциональную
грамотность учащихся.
-Основой функциональной грамотности является работа с информацией (чтение текстов)
и критическое мышление.
V. Решение педагогического совета
1.Педагогам провести индивидуальную работу по прохождению онлайн-тестов для
определения уровня развития своего критического мышления.
2.Изучить информацию о международной программе по оценке учебных
достижений школьников PISA и примеры открытых заданий с целью их использования в
практической работе на уроках.
3.На методическом объединении организовать педагогический практикум «Мой
опыт», на котором представить личные навыки организации работы с различными видами
текстов. На основе собранного материала выпустить методический сборник.
Приложение 1
«Функциональная грамотность в современном образовании»
Ревтова Н.М., методист
Когда мы слышим выражение «функциональная грамотность», то, в первую очередь,
думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и
вникать в текст, анализировать и критически оценивать его, находить связи с тем, что уже
известно, уметь использовать информацию в повседневной жизни и на основе новой
информации осваивать новые виды деятельности. Если функциональную грамотность
школьников можно развивать, то можно и проверить уровень ее развития.
Как проверить уровень функциональной
грамотности школьников?
PISA (Programme for International Student Assessment) — это международная
программа по оценке качества обучения, которая появилась в 2000 году и сейчас
проводится каждые три года. Главная цель этой программы — на основе результатов
тестирования оценить грамотность 15-летних школьников в разных сферах учебной
деятельности: естественно-научной, математической, компьютерной и читательской.
Так как PISA — международная программа, она определяет перемены,
происходящие в системах образования в разных странах. Так оценивается эффективность
нововведений в сфере образования. Многие страны с нетерпением ждут результатов этих
исследований — примерно так же, как ждут выступления национальных сборных на
Олимпиаде.
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она
определяет не просто уровень предметных знаний учеников, но и их гибкие навыки —
например, умение руководствоваться логикой, применять критическое мышление,
творческий подход при решении нестандартных задач.
Последний раз в России PISA проводилась в 2018 году. Среди 77 участников мы
заняли 31-е место. Это значит, что в 2018 году больше 78% российских обучающихся
достигли и превысили пороговый уровень функциональной грамотности, что на 1%
меньше по сравнению с предыдущим циклом исследования. Весной 2022 года
школьников ждет новый раунд PISA.
Да, тестирует эта программа школьников, но, глядя на их результаты, можно судить и
о том, как работают преподаватели — и насколько хорошо они сами владеют новыми
компетенциями
.
Правомерно ли требовать от учителя владеть
функциональной грамотностью?
Конкретно эти требования нигде не прописаны, но если руководствоваться рядом
нормативных документов, то все-таки можно сделать вывод: функциональная грамотность
— необходимая компетенция для всех российских педагогов.
Есть Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». И в нем
прописано следующее: «При разработке национального проекта в сфере образования
Правительству РФ необходимо обеспечить:
- глобальную конкурентоспособность российского образования;
-вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего
образования».
Есть госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 «Развитие образования» (2018–
2025 годы). В ней зафиксировано: «…сохранение лидирующих позиций Российской
Федерации в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS),
а также в международном исследовании качества математического и естественно-
научного
образования
(TIMSS);
повышение
позиций
Российской
Федерации
в
международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)».
Во ФГОС прописано:
-изменение образовательной парадигмы — компетентностный подход;
- характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса —
сотрудничество, деятельностный подход;
-доминирующий компонент организации образовательного процесса — практико-
ориентированная, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении
самостоятельности, активности, творчестве учащихся;
-характер контроля — комплексная оценка образовательных результатов по трем группам
(личностные, предметные, метапредметные).
То есть владение функциональной грамотностью сегодня — это не просто
норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели сейчас так или иначе
выстроены с учетом этой компетенции.
Зачем нужна функциональная грамотность?
Впервые этот термин был введен 8 сентября 1965 года в Тегеране на Всемирном
конгрессе министров просвещения, проходившем под эгидой ЮНЕСКО. Повышение
функциональной грамотности населения первоначально рассматривалось как задача
увеличения количества людей, охваченных общим образованием.
Все люди, получившее общее образование, умеют читать. Но сколько из них читают
инструкцию перед выполнением работ, использованием нового устройства или договор
перед его подписанием? Каждый человек, получивший общее образование, умеет считать,
но почему же мы предпочитаем рисковать, предоставляя право принимать финансовые
решения за себя сторонним людям (торговым и кредитным консультантам, специалистам
по инвестициям), и даже не даем себе труда понять суть проведенных ими расчётов? А
потом вдруг оказывается, что овердрафт по карте надо возвращать с огромными
процентами!
Функциональная безграмотность (читательская, естественно-научная,
математическая,
финансовая,
цифровая) даже при наличии достаточного уровня
образования значительно снижает качество жизни. Она делает человека беспомощным,
уязвимым, зависимым от мнения и решений других людей, неспособным к адаптации в
быстро
меняющемся
мире.
Специалисты
утверждают,
что
функциональная
безграмотность населения является значимым фактором дестабилизации национальной и
мировой экономики в целом. И задача формирования функциональной грамотности
населения во многих странах мира была возведена в ранг государственной в связи с
разразившимся в 2008 году мировым финансово-экономическим кризисом.
Основы функциональной грамотности закладываются еще в начальной школе. На
этом этапе у учеников и учителей есть явное преимущество: основные предметы, как
правило, ведёт один учитель, поэтому и межпредметные связи, которые лежат в основе
функциональной грамотности, формировать проще, чем в старших классах. И если
раньше основным показателем, например, читательской грамотности была скорость
чтения, то теперь подходы в корне изменились и от учеников требуется осмыслить текст,
суметь вычленить главное, найти нужную информацию.
Как развить навыки функциональной грамотности?
Прежде чем развивать, познакомимся с уровнями функциональной грамотности
педагога . (работа со
схемой
«Три уровня функциональной грамотности педагога:
личностный, личностно-профессиональный, профессионально-технологический»)
Есть три основных способа становления функциональной грамотности — они
подходят не только школьникам, но и педагогам.
1. Мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными
данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений.
Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная информация, есть ли у нее
обоснование, кто ее выдает и зачем, каков главный посыл.
2. Развивать коммуникативные навыки: формулировать главную мысль сообщения,
создавать текст с учетом разных позиций — своей, слушателя (читателя), автора. Не
бояться выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на
обсуждение, изучать стратегии убеждения
3. Расширять кругозор: разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни,
влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг,
журналов, изучать экспертные точки зрения.
Предлагаю обсудить эти способы.
Приложение 2
Почему мы не читаем?»
Гутовская Н.М., заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Согласно статистике, около 30% взрослых жителей России не читают совсем.
Почти половина населения страны за последний год не прочитала ни одной книги.
Книжный тираж за 10 лет уменьшился в 4 раза, а тираж периодических изданий (журналы,
газеты) в 5. Эти данные не радуют. Не так ли? Почему мы перестали читать?
Есть несколько вариантов ответа на вопрос:
Переизбыток чтения в детстве. Помните, как в школе летом заставляли
прочитать целый список литературы? У многих школьников после этого появилось
отвращение к учебе. Такие задания для них были равносильны пытке. Не удивительно,
что во взрослом возрасте книге они предпочитают компьютерные игры или просмотр
фильмов.
Книги
не
выдерживают
конкуренции
с
телевидением,
интернетом,
социальными сетями. Вспомните, как давно вы видели, чтобы подросток писал реферат
от руки, да еще и используя книги? Гораздо легче скачать его во всемирной сети,
распечатать и сдать, даже не вникая в суть текста. К сожалению, так происходит во
многих сферах.
Нет свободного времени. После напряженного рабочего дня вряд ли кто-то
захочет отдохнуть за чтением. Большинство людей проводят время перед телевизором,
одновременно занимаясь какими-то домашними делами. Но такой ли им нужен отдых? По
статистике одного из российских журналов, за сутки на 7 главных каналах показывают
160 драк, более 200 убийств, 6 ограблений и чуть больше 300 плохих новостей. Вы все
еще считаете просмотр телевизора хорошим отдыхом для мозга?
Еще одна причина, почему люди перестали читать, кроется в особенностях нашего
времени. Мы всегда куда-то спешим, стараемся стать лучше других, обогнать их в том
или ином деле. Мы привыкли быть активными. А чтение – это хоть и временное, но
бездействие. Многие просто не готовы так «тратить» драгоценное время.
Свою роль играет и воспитание. Вряд ли ребенок полюбит чтение, если ни разу не
видел за книгой родителей.
А голова предмет темный исследованию не подлежит. Так говорил уездный лекарь
из знаменитого фильма М.Захарова. Учителя иностранного языка знают, что изучение
языка (речевая функция) состоит из: чтения, говорения.слушания, письма. Как же это все
работает? Почему нужно читать?
Мозг каждую минуту формирует новые нейронные связи и разрушает другие связи.
Мозг не умеет не учиться. Только это зависит от того, чем ему дают под питаться. Мозг
не знает,что такое отдых, мозг работает всегда.
Книга – это системно организованный предмет. Каждая страница тренирует нашу
память. К примеру, дочитав до точки, мы иногда возвращаемся назад, как бы к высокому,
к первой букве.Как в выученном алфавиту, к началу. Происходит внутреннее чтение,
повторяем прочитанное. Страница организована: пронумерована, с заглавной, с абзацами.
Мы анализируем содержание, когда читаем, ранжируем информация, по нашему
алгоритму. Мозг декадирует буквы, переводит, соединяет с другими буквами и вспомнает,
такмозг проводит серьёзную работу. После чтения мы можем пересказать, сделать выводы
и т.д. Мозг выясняет что непонятно, мы уточняем у источников, в интернете и т.д. В
книгах есть главы, абзацы. Для многих книга становиться воспитатель, помощник,
путеводителем, настольной библией.
С экранов гаджетов мы читаем. В мире цифровом существует не слово, а картинка.
Мы не читаем, а сканируем. Если мы не читаем, то и не пишем. Ставим смайлики. Не
пишем, апечатаем. Меняется моторика руки. Письмо это вышивка. В технике письма
проявляется индивидуальность. Писать труднее, чем печатать. В печатанье меняется
способность киндукция, к накоплению информации и ккритическому ее осмыслению. На
интернет страницах идет борьба за наше внимание. В силу чего организация речевого
материала формируется в формате веб страницы. Есть кто-то, кто за меня все решает и
знает, что мне в этот момент значимо. Поэтому сейчас очень важен жанр сторис.
Месенджеры вытеснили телефонные звонки, мы перестаем говорить. Длинная телефонная
болтовня ушла в небытие. Веб-тексты как пружины, одновременно схватил глазом всю
картинку и пошли дальше, поэтому слово читатель реже используем, мы пользователи.
Чтение - это постепенность и поступательность, от букве к слову, от слова к предложению
и т.д.
Чем легче получить информацию, тем сложнее ее воспринять и переработать.
Сейчас в текстах интернета краткая аннотация и ключевые слова.
Наталья Бехтерева считает, что зубрежка это отличное упражнение, стихи
прекрасная тренировка для мозга. Мы сейчас освободили мозговую мышцу. Книги мы
слушаем, песни мы смотрим, цифровая эпоха формирует новый стиль получение
информацию. Модульная восприятие информации, она не точная не обдуманная, не
логичная.
Детские офтальмологи замечают, что массово дети приходят с близорукостью,
причина которой другая работа и мозга и глаза.
Если вы слушаете вдумчиво, то Достоевский «Преступление и наказание» это не
сюжет о преступлении, это о другом как ходят, как садятся, какразговаривуют.Мозгу
всеравно реально испытываеткартинки которые всплывают в Вашей памяти. Мозгу все
равно вспоминаете вы или выдумываете. Об этом говорил Сеченов, без подтверждения
томографами, которых тогда не было. Это сейчас мозговая активность фиксируется
аппаратами, а тогда нет.
У России есть серьезное преимущество перед другими странами, выпускались не
специалисты в узком плане. Образование было более широкое, это давало больше
возможностей для открытий, уходящих в другие науки.Многие великие люди отрицают
свое авторство в шедеврах или открытиях, они не понимают кто автор. Наука говорит, что
отчасти все происходит не в ясном сознании. Мозг не очень допускает в свои тайны.
В нас заложено много, больше чем мы пользуется. Мозг сам все берет и сам за нас
многое делает. Однако нельзя перескочить через какие-то ступеньки (с первого на пятый
этаж), необходимо закладывать базовые знания.
«Интуиция священный дар, разум покорный слуга» (Энштейн)
Закон языковой экономии, простые и быстрые высказывания.
Ментальность языка, при знании разных языков.
Мы и наша речь, наша жизненная позиция. Наша реализация.
15 страниц в день, для того, чтобы не забыть язык.
Благодаря появлению письменности, мы имеем возможность говорить с автором,
но текст умнее автора. Автора нет, а мы имеем возможность поговорить с автором.
Человек живет в материальном мире и во втором мире. Которое создает искусство, он
важнее мира стульев, одежды и т.д. Этот мир и создают все искусства. Искусство отвечает
на еще не заданные вопросы. Мозгу все равно происходит на самом деле или мы это
придумываем. Нейронная сеть обслуживает сама себя, хотя на самом деле иногда ничего в
реальности нет. Например галлюцинации: человек слышит, видит, ощущает, осязает.
10 ПРЕИМУЩЕСТВ ЧТЕНИЯ
Зачем
нужно
читать
книги?
Это
отличный
способ
получить
настоящее
удовольствие, а также сделать шаг на пути к самосовершенствованию. Чтение развивает
память, дает новые знания и идеи, наполняет мозг полезными мыслями. Поговорим о
каждом преимуществе отдельно.
УЛУЧШАЕТСЯ РАБОТА ГОЛОВНОГО МОЗГА
Во время чтения происходит стимуляция мозга. Благодаря ей улучшается
мышление, особенно те его части, которые отвечают за концентрацию внимания и
критический анализ.
Процесс развития мозга можно сравнить с тренировками в тренажерном зале. При
регулярных занятиях мышцы растут, становятся сильнее, рельефнее. То же самое
происходит и с мозгом.
«Чтение для ума — то же, что физические упражнения для тела» — Джозеф
Аддисон.
Усиливаются
его
мыслительные
способности,
умение
воспринимать,
анализировать, обрабатывать информацию.
РАСШИРЯЕТСЯ СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС, ПОЯВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
Допустим, вы читали книгу и встретили незнакомое для себя слово. Что будете
делать? Наверняка постараетесь узнать его значение. Обратитесь к словарям или
воспользуетесь поисковыми системами в интернете. Естественно, что после поиска, это
слово отложится у вас в памяти. А вскоре вы начнете использовать его в жизни.
Представляете, сколько новых слов, знаний в целом вы получите, читая каждую
последующую книгу?
СНИМАЮТСЯ СТРЕСС И НАПРЯЖЕНИЕ
Еще одна причина, зачем нужно читать книги. Сосредотачиваясь на чтении, вы
освобождаете голову от негативных мыслей, беспокойства, тревог. Таким образом
отвлекаетесь от стресса.
При чтении вы переноситесь в другую реальность, проникаетесь историей
персонажей, сопереживаете. Это состояние сравнивают с глотком свежего воздуха,
позволяющим хотя бы на время забыть о проблемах.
Как известно, стресс влияет не только на умственную деятельность, но и на
физическое здоровье. Как только вы научитесь отвлекаться от него, самочувствие заметно
улучшится.
УХОДИТ ДЕПРЕССИЯ
Как сказано выше, чтение стимулирует работу головного мозга. Затрагивает оно ту
часть, которая отвечает за психоэмоциональное состояние. Поэтому для борьбы с
депрессией психологи рекомендуют читать веселые рассказы со счастливым концом.
Возможно, в героях вы увидите себя. Их опыт пусть и не решит проблему, но поможет
посмотреть на нее с другой стороны.
Чтение сравнивают с действием обезболивающих препаратов. Они устраняют
физическую боль, а книги — душевную.
УЛУЧШАЕТСЯ ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ
Ученые выяснили, что человек, регулярно читающий книги, тренирует память. Для
этого не нужно отводить на чтение целый день. Хватит 1 часа. За это время мозг получит,
переработает и усвоит новую информацию.
И это еще не все. Для того, чтобы понимать сюжет, вам приходится запоминать
имена, внешность, характер и поступки героев. Вы выстаиваете связи между ними,
рассуждаете,
представляете окружающую обстановку, делаете прогнозы, выводы.
Благодаря этому улучшается не только память, но и способность концентрировать
внимание.
Читающий человек
запоминает больше информации,
он
быстрее находит
закономерность между предметами и событиями. Кроме того, у него более развитый
интеллект.
УЛУЧШАЮТСЯ НАВЫКИ ПИСЬМА
Выше сказано, что при чтении расширяется словарный запас. Это сказывается не
только на речи. Улучшается способность излагать мысли на бумаге. В чем-то вы даже
перенимаете стиль любимого автора.
«Я странно читаю, и чтение странно действует на меня. Что-нибудь, давно
перечитанное, почитаю вновь и как будто напрягусь новыми силами, вникаю во все,
отчетливо понимаю и сам извлекаю умение создавать» — Федор Михайлович
Достоевский.
РАЗВИВАЕТСЯ ВООБРАЖЕНИЕ И КРЕАТИВНОСТЬ
Люди читают книги, чтобы развивать творческие способности. Зачастую они
требуют наличия воображения. Оно-то и появляется при чтении. Погружаясь в историю,
вы рисуете для себя картину происходящего. Чувствуете запахи, слышите звуки, видите
образы. Так развивается часть мозга, отвечающая за творческую деятельность.
УЛУЧШАЕТСЯ СОН
Путем исследований ученые выяснили, что чтение приятной литературы перед
сном помогает быстро уснуть и крепко спать всю ночь. А все благодаря тому, что вы
расслабляетесь, забываете о стрессе. К тому же со временем развивается полезная
привычка: для организма чтение становится сигналом к скорому отходу ко сну.
ПОДНИМАЕТСЯ НАСТРОЕНИЕ
Какие утренние ритуалы заряжают вас бодростью и энергией на весь день? Кто-то
занимается йогой, кому-то жизненно необходима чашка свежезаваренного кофе.
Попробуйте сделать таким ритуалом чтение. Для поднятия настроения достаточно
нескольких страниц из увлекательной книги.
В книге «Магия утра» (автор ХэлЭлрод) автор рекомендует заменить чтением
утренний просмотр новостной ленты в соцсетях или чтение газет. По его мнению, первый
час после пробуждения определяет, каким будет день в целом. Так почему бы не
наполнить его только положительными эмоциями?
МЕНЯЕТСЯ ВОСПРИЯТИЕ МИРА
Наше мышление формируется несколькими факторами: воспитанием, личным
опытом, общественным мнением по тем или иным вопросам. Мощное воздействие на него
оказывают и книги. «Нет лучшего средства для освежения ума, как чтение древних
классиков; стоит взять какого-нибудь из них в руки, хотя на полчаса, — сейчас же
чувствуешь себя освеженным, облегченным и очищенным, поднятым и укрепленным, —
как будто бы освежился купаньем в чистом источнике» — Артур Шопенгауэр.
Благодаря появлению письменности, мы имеем возможность говорить с автором,
но текст умнее автора. Автора нет, а мы имеем возможность поговорить с автором.
Человек живет в материальном мире и во втором мире. Которое создает искусство, он
важнее мира стульев, одежды и т.д. Этот мир и создают все искусства. Искусство отвечает
на еще не заданные вопросы. Мозгу все равно происходит на самом деле или мы это
придумываем. Нейронная сеть обслуживает сама себя, хотя на самом деле иногда ничего в
реальности нет. Например галлюцинации: человек слышит, видит, ощущает, осязает.
Книги развивают наше мышление. Они помогают посмотреть на мир с другой
стороны, пересмотреть приоритеты, ценности, поставить новые цели.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, зачем надо читать книги? Причин множество. Чтение – эффективный способ
развить умственные способности, воображение, увеличить словарный запас. Кроме того,
оно помогает улучшить настроение, справиться со стрессом, избавиться от депрессии.
Несколько страниц утром или вечером изменят вашу жизнь в лучшую сторону.
Приложение 3
«Критическое мышление как залог успешной деятельности педагога»
Миллер Н.И., учитель начальных классов
В соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными
стандартами общего образования учителю необходимо уметь выстраивать учебный
процесс в современной информационной образовательной среде.
Учебный процесс в современных условиях направлен на:
- создание опыта работы с информацией, ее применения в нестандартных
и непривычных
жизненных
ситуациях,
обеспечивающего
саморазвитие
и самоактуализацию учащихся;
- формирование
способов
деятельности,
применимых
как
в рамках
образовательного
процесса,
так
и при
решении
проблем
в реальных
жизненных
ситуациях. На смену традиционных методов обучения пришли обновленные методы:
- «Обучение через задавание вопросов», или «процесс направляемых открытий»;
-
метод диагностических вопросов (метод Сократа) — ответы на которые
позволяют увидеть и скорректировать оставшееся непонятным;
- задания на объяснение — учащийся должен объяснить что-то однокласснику
или учителю;
- создание учащимися «карт памяти», опорных и других конспектов, в которых
необходимо вычленить главные мысли и установить взаимосвязи между ними
Технология развития критического мышления учащихся является одной из
востребованных педагогических технологий, используемых при построении урока
в информационной образовательной среде.
Что
такое
критическое
мышление?
Как
его
развивать
у учащихся?
Критическое
мышление —
естественный
способ
взаимодействия
с идеями
и информацией. Необходимы умения не только овладеть информацией, но и критически
оценить, осмыслить, применить.
Главное условие успешного использования педагогами технологий, направленных
на развитие критического мышления, является собственное понимание и принятие
учителем идеи о необходимости развития критического мышления. Кроме того, чтобы
научить детей критически мыслить, учитель должен сам уметь это делать. Значит
необходимо развивать критическое мышление педагогов.
С.И. Заир-Бек и И.В. Муштавинская отмечают,
что человеку, владеющему
критическим мышлением, свойственны следующие качества:
-готовность к планированию. Планирование – первый и очень важный шаг к
критическому мышлению;
-гибкость, которая предполагает готовность рассматривать новые варианты, менять
свою
точку
зрения.
Критически
мыслящий
человек
готов
мыслить
по-новому,
пересматривать очевидное и не отступаться от задачи, пока она не будет решена;
-настойчивость – готовность взяться за решение задачи, требующей напряжения ума;
-готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящие люди могут признать
свои действия неэффективными и отвергнуть их, выбирая новые совершенствуя свое
мышление;
-осознание, которое подразумевает наблюдение за собственными действиями при
продвижении
к
цели.
Психологи
называют
это
качество
метапознанием,
или
метакогнитивным мониторингом. Критически мыслящие люди развивают привычку к
самосознанию собственного мыслительного процесса;
-поиск компромиссных решений. В современном мире преобладают групповые
формы деятельности. Критически мыслящему человеку необходимо обладать как хорошо
развитыми коммуникативными навыками, так и умением находить решения, которые
могли бы удовлетворить большинство.
С помощью данных свойств и качеств учитель анализирует, оценивает, решает
проблемные
ситуации,
осуществляет
рефлексию
собственной
деятельности
и
деятельности ученика и т.д.
Каждый педагог работает на своем уровне творчества, постоянно его повышая.
Сначала молодому учителю характерно пользоваться готовыми рекомендациями,
следование сценарию урока или мероприятия без учета особенностей классного
коллектива и условий его работы. Надо признать, этот уровень пока еще лишен элементов
творчества.
Другим характерно уже критическое оценивание методических рекомендаций, они
могут отказаться от каких-то элементов урока, заменив их более эффективными для
данных условий — это достаточный уровень мастерства. Третьи имеют определенную
систему работы. При подготовке к урокам используют не конкретные разработки, а общие
положения и идеи — это высокий уровень мастерства.
И для четвертых характерно конструирование собственной методической системы,
которая
постоянно
совершенствуется
на
основе
данных
педагогической
науки
и передового педагогического опыта — это вершина педагогического мастерства.
Для того, чтобы учитель был заинтересован в высоких результатах образовательной
и инновационной деятельности, в повышении своей профессиональной компетентности
у него
должна
быть
сформирована
самооценивающая
деятельность.
Адекватная
самооценка и умение оценить свою деятельность является важнейшими признаками
сознательной саморегуляции личности. Для осуществления этого вида деятельности
требуется критическое мышление — мышление, позволяющее использовать ранее
приобретенные знания, чтобы создавать новые. Учитель должен уметь мыслить
критически и правильно оценивать результаты своих профессиональных действий.
В качестве одного из приемов упорядочивания процесса осознания своего
профессионального развития можно использовать алгоритм, состоящий из вопросов:
1. Какова цель моей предстоящей работы?
2. Что известно и что надо сделать, чтобы найти недостающую информацию?
3. Какие навыки мышления позволят мне достичь поставленной цели?
4. Достигнута ли поставленная мною цель?
Критически мыслящий учитель — это человек:
- способный создавать условия для развития творческих способностей у обучающихся;
- развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний;
- учить их самостоятельно мыслить;
- самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала,
полнее реализовывать их потребности;
- повышать
мотивацию
к изучению
предметов
поощрять
их
индивидуальные
склонности и дарования и многое другое.
Критически мыслящий учитель — это исследователь, консультант, организатор,
руководитель проектов, навигатор эффективной работы со знанием, «коллективный
учитель».
Таким образом, закрепление и развитие навыков критического мышления должно
предоставить
дополнительную
возможность
для
повышения
уровня
социальной
адаптации учителей, создать дополнительные ресурсы необходимые для успешной
деятельности
педагога.
Критически
мыслящий
педагог
может
работать
более
организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся на современные
установки общества.
Приложение 4
Педагогический практикум
«Приемы развития критического мышления»
Глазунова Е.А., педагог-психолог
1.
Прием «Кластер». В центре написано ключевое слово «заяц». Педагоги
должны составить кластер, используя как можно больше ассоциаций с этим
словом.
Вариант А
Вариант Б
2.
Нахождение ошибочной (фейковой) информации в тексте.
Подагогам предлагается найти «фейки» в тексте. По количеству найденных ошибок
можно судить о критичности мышления.
«Уж поле осенью дышало…» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
Уж поле осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Длиннее становился день,
Лесов таинственная сень
С весёлым шумом обнажалась,
Ложился на моря туман,
Ворон крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно классная пора;
Стоял декабрь уж у двора.
С. Есенин, 1831г.
Правильный вариант:
«Уж небо осенью дышало…» (отрывок из романа «Евгений Онегин»)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно грусная пора;
Стоял ноябрь уж у двора
А. Пушкин, 1831г.
3. Точки компаса
Это упражнение развивает навык исследования проблемы с разных точек зрения — точек
компаса. Выберите предмет или тему, а затем исследуйте его с разных точек зрения,
записывая ваши ответы:
В — в чем Важность этого предмета/темы? Чем интересна тема? В чем достоинства и
преимущества предмета или темы?
З — какие есть Загадки у этого предмета или темы и оборотная сторона? Что вас
беспокоит в этой теме? В чем недостатки предмета или темы?
С — Спрос, что еще можно или нужно спросить и узнать об этом предмете/теме?
Ю — Мнение, шаги или предложения. Ваше мнение сейчас об этом предмете/теме? Какие
вы можете сделать шаги, чтобы исследовать эту тему дальше? Какие на данный момент у
вас есть предложения?
Когда ответите на вопросы, подумайте, изменилось ли отношение к теме, которую вы
разбирали? Может, вы утвердились в своём мнении или, наоборот, нашли нюансы,
которые еще надо разобрать?
4. Главная. Стороны. Скрытое.
Это упражнение поможет разобраться в содержании проблемы, выделить главные,
второстепенные
и
скрытые
стороны
истории.
Найдите
историю,
мультфильм,
произведение
искусства или любую интересную для вас тему, а затем ответьте на вопросы:
Главное. Что главное в этой истории, идее, проблеме? Выделите главных героев истории,
если они есть. Что с ними происходит? Как они помогают понять основную идею?
Стороны. А есть ли какая-то дополнительная история или информация, которая остается
в стороне? Есть ли второстепенные персонажи в истории? Какие события и действия
происходят с ними?
Скрытое. Что от нас скрыто? Есть ли что-то, что нам непонятно? Что-то, что мы не сразу
видим или понимаем? Попробуйте понять, что автор истории или произведения хочет
донести? Есть ли там подтемы? А вы точно разобрались, в чем была главная тема?
5. Вижу. Думаю. Удивляюсь.
Это упражнение помогает не спешить с выводами и учиться интерпретировать и
анализировать. Выберите произведение искусства или любой предмет, на который вы
можете непосредственно смотреть. Исследуйте его, отвечая по очереди на вопросы:
-Что вы видите? На этом этапе мы учимся делать наблюдения.
-Что вы думаете о своих наблюдениях? Что означает то, что вы увидели? На этом этапе
учимся интерпретировать наблюдения.
- Что вас удивляет? Что интересно узнать? На этом этапе думаем о том, как можем
продолжить исследование темы.
6. «3-2-1» Построй мост.
Упражнение — он же визуальный органайзер — помогает понять, как меняются ваши
представления о теме до и после её изучения. Выберите тему, произведение или идею,
которую собираетесь изучать.
До изучения запишите первоначальные мысли по выбранной теме: 3 слова (или
мысли), 2 вопроса и 1 метафору (или сравнение).
После изучения, обсуждения, исследования запишите снова 3 слова (или мысли), 2
вопроса и 1 метафору (или сравнение).
Мост: объясните, как новые ответы связаны с первоначальными ответами, как они
изменились?
Идея упражнения в том, чтобы буквально «наводить мосты» между идеями при
получении
новой информации, между старыми и новыми идеями.
7. Перетягивание каната
С помощью этого упражнения участники смогут взглянуть на проблему с двух
сторон и научиться рассуждать. А ещё поймут, как подбирать аргументы и для одной, и
для другой точки зрения. Выберите дилемму, вопрос, тему. Определите факторы, которые
«тянут» каждую сторону дилеммы. Это и есть те самые две стороны перетягивания
каната. Попросите участников подумать о «рывках» или причинах, по которым они
поддерживают определенную сторону дилеммы. Сгенерируйте вопросы для дальнейшего
изучения темы. Например: «А что, если?»
Это лишь о некоторые приемы формирования критического мышления. На самом
деле их огромное количество. Эти приемы меняют отношение к той информации, которую
мы постоянно получаем. Важно систематически использовать их в своей работе.
Использование этих приемов от случая к случаю не принесет нужного эффекта. Желаем
Вам удачи и успехов в работе, уважаемые коллеги!