Автор: Холодова Ираида Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Черницынская СОШ"
Населённый пункт: с.Черницыно Октябрьский район Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие "чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим" Для детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Автор: Холодова Ираида Николаевна
Организация: МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа»
Населенный пункт: с.Черницыно Октябрьский район Курская область
Тема: ««Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим...»
(внеурочное занятие в 5 А классе для детей с ОВЗ, посвященное русским народным
традициям)
Тип занятия: внеурочная деятельность.
Цели: воспитание у детей с ОВЗ любви и интереса к русской национальной культуре,
народному творчеству, обычаям, традициям, народным играм.
познавательная: расширить представление обучающихся о культуре и обычаях русского
народа;
воспитательная: воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю;
развивающая: развивать творческие способности детей с ОВЗ
Задачи:
- знакомство детей с ОВЗ с русским фольклором через песни, частушки и прибаутки
- развитие творческого воображения и фантазии, вовлекая их в театрализованную
деятельность
Планируемые результаты:
Личностные: уверенность в своих силах, критичность и самостоятельность решения,
целеустремленность, умение взаимодействовать с другими участниками, коллективом,
Метапредметные: развитие логического мышления, развитие познавательной активности
и самостоятельности, умение работать в команде;
Предметные: активное включение обучающихся в продуктивную творческую
деятельность, развитие познавательной активности обучающихся, а также навыков
контроля и самоконтроля.
Технологии: игровая, технология проблемного обучения,
Оформление: самовар, старинная утварь, поделки, угощения
Оборудование: компьютер, проектор
Ход занятия
1.
Оргмомент (приветствие)
2.
Мотивация ( С каким настроением вы пришли на урок? Почему?)
3.
Целеполагание (прошу детей определить цели занятия, подумать над результатами)
Вступление: Посмотрите, ребята, я пришла к вам не одна, а с обучающимися 8 А класса:
Чеботаевой А., Тарасюк В., Цукановым Н.
Звучит песня: «В горнице моей светло...»
1
Тарасюк Валерия :
Поудобнее садитесь
Не спешите, соберитесь
В теплу избу приглашаем
Видеть всех мы вас желаем
Цуканов Никита: Как в старинку наши предки
Собирали посиделки
Так бывало на Руси
С шуткой ели калачи
Чеботаева Анастасия: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки, добрый
день, уважаемые гости!
Цуканов Никита: Пришли мы к вам сегодня, чтобы рассказать об одном обычае
русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников. Но самые
щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей урожай, сделав
заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки
Цуканов Никита: на завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С медом, явно без конфет
Как и нынче мы общались
Без общенья жизни нет
А играли как! В горелки!
Ах, горелки хороши
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Учитель: Ребята, на сегодняшнее занятие вы пришли и в народных костюмах. Как
вы думаете, почему? А что представляет собой русский народный костюм?
В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди
собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой,
посоперничать в потехах да забавах.
Но посиделки проходили после трудового дня и считались настоящим праздником.
Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать
дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть
пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в
хозяйстве. Этим тоже занимались на посиделках. Вот такие были правила и
традиции у русского народа.
Учитель: Подождите, подождите... Давайте-ка и мы проверим, все ли
подготовились к нашим посиделкам. Ребята, а с чем вы пришли на посиделки?
Ученики: представляют свои поделки
2
Тарасюк Валерия :
наш досуг порою мелок
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок
Их бы надо возродить
Чеботаева Анастасия: Если вы в своей тарелке
И пришли к нам не на час
Предлагаем посиделки
Провести вот здесь тотчас
Цуканов Никита: Отдых – это не безделки.
Время игр и новостей
Начинаем посиделки
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей
Чеботаева Анастасия: любил русский народ сочинять и рассказывать всякие
дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может
быть и не бывает на свете. Ими начинали посиделки, чтобы развеселить
собравшийся народ и поднять настроение.
Алябьев Сергей: Чепуха, чепуха
Это просто враки
Куры съели петуха
Говорят собаки
Саид:
Сидит ежик на березе
Новая рубашечка
На голове – сапожок
На ноге фуражечка
Аня Бычихина:
между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился
На горе стоит телега
Слезы капают с дуги
Под горой стоит корова
Надевает сапоги
Тарасюк Валерия :
Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки прадедушки на
посиделках. Ребята, а вы знаете, что на сете бывает, а что нет? Давайте я проверю:
если вы согласны с утверждением – вы встаете, если нет - сидите.
Игра:
Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.
Бабушка сказки говорит. Мальчики по утрам умываются.
Снег летом выпадает. Есть в книжках картинки.
Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки.
3
Бывает озеро из молока. Киндеры растут на грядке.
Плывут по небу облака. Вам понравились загадки.
Учитель: закончилась наша физкультминутка, и мы продолжаем
Тарасюк Валерия :
но славился и славится русский народ, конечно же, русскими песнями. А вы знаете
народные песни?
Обучающиеся исполняют русскую народную песню «В горнице моей светло»
Чеботаева Анастасия: А еще на посиделках устраивали настоящее состязание
скороговорящих. Для скороговорки важно. Чтобы ее произнесли не только как
можно быстрее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал
скороговоркам еще одно имя – чистоговорки. Приглашаю вас принять участие в
этом состязании.
Желающие выходят к доске.
Скороговорки на доске
На дворе трава. На траве дрова.
Бублик, баранку, батон и буханку – пекарь из теста испек спозаранку.
Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бобры храбры идут в боры. Бобры для бобрят добры. Дятел лечит древний дуб.
Добрый дятел дубу лоб.
В старину песни на Руси звучали на все праздники. Для каждого дела или праздника была
своя песня. В песнях наш народ рассказывал обо всем, что его волновало.
Обучающиеся исполняют песню «Молодка» (ручеек)
Чеботаева Анастасия: А еще на посиделках загадки служили подспорьем
хорошему настроению
Старались загадывать неизвестные загадки, чтобы интереснее было отгадывать.
Как ни трудна была загадка, всегда находились самые сообразительные. А сейчас и
мы посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки да посмотрим на самого умного
да смекалистого.
Обратите внимание на доску.
Ученики отгадывают загадки (загадки – иллюстрации), раздает конфетки
Тарасюк Валерия :
Я вижу, гости наши немножко заскучали на наших посиделках. А теперь загадки
для гостей:
- Кто из нас не любит блинов: пышных, румяных, круглых? А кто знает, почему
блины круглые? (они пеклись на Масленицу наподобие солнца)
- Для чего на подушках в старину вышивали цветы? (чтобы снились хорошие сны)
- Почему на полотенце вышивали петухов? (чтобы утром вставать с их пением)
- Далеко за пределами нашей страны были известны русские умельцы, знаете, в
каком городе жил умелец, подковавший блоху?
- Почему шкатулки палехскими называются?
- Известны мастера стеклянной посуды. В каком городе выдувают стеклянную
посуду?
4
- Деревянные ладьи, ложки, миски радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком.
Из какого города эта посуда? (хохломская роспись из г. Семенов Нижегородской
области)
Учитель: А сейчас я вам загадаю загадку
Алый шелковый платочек
Яркий сарафан в цветочек
Упирается рука в деревянные бока
А внутри секреты есть:
Может, три, а может, шесть
Разрумянилась немножко
Это русская ...
В 19 веке жил – был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел
много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, пошел к народным умельцам
с вопросом, можно ли выточить такую забавную куклу? Выточили, расписали и
назвали русским именем «Матрешка» И с тех пор на Руси начали выделывать эти
удивительные игрушки, да в каждой местности разные. Обратите внимание на
наших матрешек.
Звучит музыка – проигрыш «русские матрешечки»
Учитель читает произведение «Матрешка»
Учитель: как вы считаете, символом чего является русская матрешка?
Цуканов Никита: Но какие посиделки без веселой задорной частушки?
Предлагаю вам послушать частушки в исполнении девочек и приодеть наших
матрешек.
Выходят обучающиеся 8 А класса, исполняют частушки
Эх топни, нога,
Топни правенькая
Я плясать пойду
Хоть и маленькая
А у нас во дворе
Квакали лягушки
А я с печи босиком
Думала подружки
Пойду плясать
По соломушке
Раздайся народ
По сторонушке
По деревне я шла
И Ванюшу видела
Под кустом сидел и плакал
Курица обидела
5
Чеботаева Анастасия: Ой,что же это мы совсем забыли про мудрые меткие
изречения: русские пословицы и поговорки. Попробуйте назвать те. О которых
сообщается в словах:
Труд – пруд
Слово – воробей
Журавль – лисица
Волк – лес
Снову – смолоду
Учитель: Да, много традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать,
чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, Россию.
Песня « Россия»
Цуканов Никита: Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим
Рефлексия
Учитель: Подведем итог нашему занятию. Вы все сегодня хорошо работали. А что
же вам больше всего запомнилось и понравилось? Достигли ли мы тех целей,
которые были поставлены в начале занятия?
6