Напоминание

Внеурочное занятие "чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим" Для детей с ОВЗ


Автор: Холодова Ираида Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ "Черницынская СОШ"
Населённый пункт: с.Черницыно Октябрьский район Курская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное занятие "чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим" Для детей с ОВЗ
Раздел: среднее образование





Назад




Автор: Холодова Ираида Николаевна

Организация: МКОУ «Черницынская средняя общеобразовательная школа»

Населенный пункт: с.Черницыно Октябрьский район Курская область

Тема: ««Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим...»

(внеурочное занятие в 5 А классе для детей с ОВЗ, посвященное русским народным

традициям)

Тип занятия: внеурочная деятельность.

Цели: воспитание у детей с ОВЗ любви и интереса к русской национальной культуре,

народному творчеству, обычаям, традициям, народным играм.

познавательная: расширить представление обучающихся о культуре и обычаях русского

народа;

воспитательная: воспитывать любовь к своей Родине, к родному краю;

развивающая: развивать творческие способности детей с ОВЗ

Задачи:

- знакомство детей с ОВЗ с русским фольклором через песни, частушки и прибаутки

- развитие творческого воображения и фантазии, вовлекая их в театрализованную

деятельность

Планируемые результаты:

Личностные: уверенность в своих силах, критичность и самостоятельность решения,

целеустремленность, умение взаимодействовать с другими участниками, коллективом,

Метапредметные: развитие логического мышления, развитие познавательной активности

и самостоятельности, умение работать в команде;

Предметные: активное включение обучающихся в продуктивную творческую

деятельность, развитие познавательной активности обучающихся, а также навыков

контроля и самоконтроля.

Технологии: игровая, технология проблемного обучения,

Оформление: самовар, старинная утварь, поделки, угощения

Оборудование: компьютер, проектор

Ход занятия

1.

Оргмомент (приветствие)

2.

Мотивация ( С каким настроением вы пришли на урок? Почему?)

3.

Целеполагание (прошу детей определить цели занятия, подумать над результатами)

Вступление: Посмотрите, ребята, я пришла к вам не одна, а с обучающимися 8 А класса:

Чеботаевой А., Тарасюк В., Цукановым Н.

Звучит песня: «В горнице моей светло...»

1

Тарасюк Валерия :

Поудобнее садитесь

Не спешите, соберитесь

В теплу избу приглашаем

Видеть всех мы вас желаем

Цуканов Никита: Как в старинку наши предки

Собирали посиделки

Так бывало на Руси

С шуткой ели калачи

Чеботаева Анастасия: Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки, добрый

день, уважаемые гости!

Цуканов Никита: Пришли мы к вам сегодня, чтобы рассказать об одном обычае

русского народа – о посиделках. Много на Руси было праздников. Но самые

щедрые, самые радостные были осенью, когда люди, убрав с полей урожай, сделав

заготовки на долгую зиму, собирались на посиделки

Цуканов Никита: на завалинке, в светелке

Иль на бревнышках каких,

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели

Да водили хоровод.

Добрым чаем угощались

С медом, явно без конфет

Как и нынче мы общались

Без общенья жизни нет

А играли как! В горелки!

Ах, горелки хороши

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Учитель: Ребята, на сегодняшнее занятие вы пришли и в народных костюмах. Как

вы думаете, почему? А что представляет собой русский народный костюм?

В каждой деревне, в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди

собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой,

посоперничать в потехах да забавах.

Но посиделки проходили после трудового дня и считались настоящим праздником.

Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать

дома, чтобы заслужить это. Да и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть

пряжи из шерсти, связать кружево, сплести корзину, смастерить вещь, нужную в

хозяйстве. Этим тоже занимались на посиделках. Вот такие были правила и

традиции у русского народа.

Учитель: Подождите, подождите... Давайте-ка и мы проверим, все ли

подготовились к нашим посиделкам. Ребята, а с чем вы пришли на посиделки?

Ученики: представляют свои поделки

2

Тарасюк Валерия :

наш досуг порою мелок

И чего там говорить

Скучно жить без посиделок

Их бы надо возродить

Чеботаева Анастасия: Если вы в своей тарелке

И пришли к нам не на час

Предлагаем посиделки

Провести вот здесь тотчас

Цуканов Никита: Отдых – это не безделки.

Время игр и новостей

Начинаем посиделки

Открываем посиделки

Для друзей и для гостей

Чеботаева Анастасия: любил русский народ сочинять и рассказывать всякие

дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может

быть и не бывает на свете. Ими начинали посиделки, чтобы развеселить

собравшийся народ и поднять настроение.

Алябьев Сергей: Чепуха, чепуха

Это просто враки

Куры съели петуха

Говорят собаки

Саид:

Сидит ежик на березе

Новая рубашечка

На голове – сапожок

На ноге фуражечка

Аня Бычихина:

между небом и землей

Поросенок рылся

И нечаянно хвостом

К небу прицепился

На горе стоит телега

Слезы капают с дуги

Под горой стоит корова

Надевает сапоги

Тарасюк Валерия :

Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки прадедушки на

посиделках. Ребята, а вы знаете, что на сете бывает, а что нет? Давайте я проверю:

если вы согласны с утверждением – вы встаете, если нет - сидите.

Игра:

Волк на дереве сидит. В кастрюле чашки варятся.

Бабушка сказки говорит. Мальчики по утрам умываются.

Снег летом выпадает. Есть в книжках картинки.

Кошка по крышам гуляет. Бывают зимою снежинки.

3

Бывает озеро из молока. Киндеры растут на грядке.

Плывут по небу облака. Вам понравились загадки.

Учитель: закончилась наша физкультминутка, и мы продолжаем

Тарасюк Валерия :

но славился и славится русский народ, конечно же, русскими песнями. А вы знаете

народные песни?

Обучающиеся исполняют русскую народную песню «В горнице моей светло»

Чеботаева Анастасия: А еще на посиделках устраивали настоящее состязание

скороговорящих. Для скороговорки важно. Чтобы ее произнесли не только как

можно быстрее, но и как можно правильнее. Ведь недаром народ дал

скороговоркам еще одно имя – чистоговорки. Приглашаю вас принять участие в

этом состязании.

Желающие выходят к доске.

Скороговорки на доске

На дворе трава. На траве дрова.

Бублик, баранку, батон и буханку – пекарь из теста испек спозаранку.

Купила бабуся бусы Марусе. Маруся бабусе купила гуся.

Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.

Бобры храбры идут в боры. Бобры для бобрят добры. Дятел лечит древний дуб.

Добрый дятел дубу лоб.

В старину песни на Руси звучали на все праздники. Для каждого дела или праздника была

своя песня. В песнях наш народ рассказывал обо всем, что его волновало.

Обучающиеся исполняют песню «Молодка» (ручеек)

Чеботаева Анастасия: А еще на посиделках загадки служили подспорьем

хорошему настроению

Старались загадывать неизвестные загадки, чтобы интереснее было отгадывать.

Как ни трудна была загадка, всегда находились самые сообразительные. А сейчас и

мы посмотрим, как вы умеете отгадывать загадки да посмотрим на самого умного

да смекалистого.

Обратите внимание на доску.

Ученики отгадывают загадки (загадки – иллюстрации), раздает конфетки

Тарасюк Валерия :

Я вижу, гости наши немножко заскучали на наших посиделках. А теперь загадки

для гостей:

- Кто из нас не любит блинов: пышных, румяных, круглых? А кто знает, почему

блины круглые? (они пеклись на Масленицу наподобие солнца)

- Для чего на подушках в старину вышивали цветы? (чтобы снились хорошие сны)

- Почему на полотенце вышивали петухов? (чтобы утром вставать с их пением)

- Далеко за пределами нашей страны были известны русские умельцы, знаете, в

каком городе жил умелец, подковавший блоху?

- Почему шкатулки палехскими называются?

- Известны мастера стеклянной посуды. В каком городе выдувают стеклянную

посуду?

4

- Деревянные ладьи, ложки, миски радуют глаз яркой окраской, нежным рисунком.

Из какого города эта посуда? (хохломская роспись из г. Семенов Нижегородской

области)

Учитель: А сейчас я вам загадаю загадку

Алый шелковый платочек

Яркий сарафан в цветочек

Упирается рука в деревянные бока

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть

Разрумянилась немножко

Это русская ...

В 19 веке жил – был один русский художник. Путешествуя по Японии, он видел

много забавных игрушек. А когда вернулся в Россию, пошел к народным умельцам

с вопросом, можно ли выточить такую забавную куклу? Выточили, расписали и

назвали русским именем «Матрешка» И с тех пор на Руси начали выделывать эти

удивительные игрушки, да в каждой местности разные. Обратите внимание на

наших матрешек.

Звучит музыка – проигрыш «русские матрешечки»

Учитель читает произведение «Матрешка»

Учитель: как вы считаете, символом чего является русская матрешка?

Цуканов Никита: Но какие посиделки без веселой задорной частушки?

Предлагаю вам послушать частушки в исполнении девочек и приодеть наших

матрешек.

Выходят обучающиеся 8 А класса, исполняют частушки

Эх топни, нога,

Топни правенькая

Я плясать пойду

Хоть и маленькая

А у нас во дворе

Квакали лягушки

А я с печи босиком

Думала подружки

Пойду плясать

По соломушке

Раздайся народ

По сторонушке

По деревне я шла

И Ванюшу видела

Под кустом сидел и плакал

Курица обидела

5

Чеботаева Анастасия: Ой,что же это мы совсем забыли про мудрые меткие

изречения: русские пословицы и поговорки. Попробуйте назвать те. О которых

сообщается в словах:

Труд – пруд

Слово – воробей

Журавль – лисица

Волк – лес

Снову – смолоду

Учитель: Да, много традиций было на Руси. Нам надо их помнить и не забывать,

чтобы по-настоящему глубоко и преданно любить свою Родину, Россию.

Песня « Россия»

Цуканов Никита: Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим

Хоть новому принадлежим

Рефлексия

Учитель: Подведем итог нашему занятию. Вы все сегодня хорошо работали. А что

же вам больше всего запомнилось и понравилось? Достигли ли мы тех целей,

которые были поставлены в начале занятия?

6



В раздел образования