Напоминание

Здоровый я - здоровая страна


Автор: Барсукова Ирина Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н.
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: Программа внеурочной деятельности
Тема: Здоровый я - здоровая страна
Раздел: среднее образование





Назад




Программа

внеурочной деятельности учащихся

«Здоровый я – здоровая страна»

Направление: спортивно-оздоровительное

Вид деятельности: проблемно-ценностное общение

Возраст школьников: 12-13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я –

здоровая страна» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения,

обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

Данная

программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья, питания и

безопасного образа жизни обучающихся. Она способствует познавательному и эмоциональному

развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной

программы основного общего образования.

Нормативно-правовой

и

документальной

базой

программы

внеурочной

деятельности

по

формированию культуры здоровья обучающихся на ступени основного общего образования

являются:

Закон Российской Федерации «Об образовании»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного

процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии

населения».

Цель и задачи программы

Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет

организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры

здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми

знаниями и формирование соответствующих навыков.

Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для

формирования потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики

заболеваний,

ухода

за

больными,

рационального

питания

и

других

способов

самосовершенствования.

Цель и задачи программы:

Целью данной программы является формирование личности, способной реализовать себя

максимально эффективно в современном мире, творчески относящейся к возникающим проблемам,

владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

Цели конкретизированы следующими задачами:

Формирование:

представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; рациональной

организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах

возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их

пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового

образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;

навыков конструктивного общения;

потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том

числе связанным с особенностями роста и развития;

Обучение:

осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;

правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;

элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

упражнениям сохранения зрения.

В соответствии с ФГОС решаются следующие задачи:

становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности:

принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою

деятельность, осуществлять ее контроль и оценку в соответствии с правилами здорового

образа жизни, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие

гармоническому физическому развитию обучающихся;

формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний;

воспитание моральных и волевых качеств.

Описание места программы в учебном плане.

Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я –

здоровая страна» предназначена для обучающихся 6 классов. Данная программа составлена в

соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в

неделю: 70 часов в год.

Программа построена на основании современных научных представлений о физиологическом,

психологическом развитии ребенка этого возраста, раскрывает особенности соматического,

психологического и социального здоровья.

Планируемые результаты изучения курса

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации

на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья

у обучающихся

формируются познавательные,

личностные,

регулятивные,

коммуникативные универсальные

учебные действия.

Личностными результатами

программы внеурочной деятельности по спортивно-

оздоровительному направлению является формирование следующих компетенций:

Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей

правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех

простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога,

как поступить.

Метапредметные результаты

Определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий на занятии.

Учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному

учителем плану.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе

изучения нового материала.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку

деятельности класса на занятиях.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных

достижений (учебных успехов).

Уметь организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя

зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный

опыт и информацию, полученную на уроке.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы

всего класса.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе

простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и

формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,

схематических рисунков).

Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной

речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Средством

формирования

этих

действий

служит

технология

проблемного

диалога

(побуждающий и подводящий диалог).

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых

группах.

Привлечение родителей к совместной деятельности .

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения,

которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение

пропусков

по

причине

болезни

и

произойдет

увеличение

численности

обучающихся,

посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с

окружающим миром.

умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических

нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития

основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет

сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.

Учащийся научится:

составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

различать “полезные” и “вредные” продукты;

определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;

заботиться о своем здоровье;

применять коммуникативные и презентационные навыки;

использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе.

Учащийся получит возможность научиться:

находить выход из стрессовых ситуаций;

принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения

безопасной и здоровой среды обитания;

адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

отвечать за свои поступки;

отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.

В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры

здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к

другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что

содержание

данной

программы

раскрывает

все

стороны

здоровья,

обучающиеся

будут

демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта,

честность,

трудолюбие,

бережливость,

дисциплинированность,

соблюдение

порядка,

любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.

Содержание курса

1 Здоровое питание (22 ч)

Почему важно быть здоровым.

Определяющая роль питания для формирования здорового образа жизни. Сбалансированное

питание.

Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для здоровья.

Традиции приема пищи в разных странах.

Правила поведения за столом.

Продукты разные нужны, блюда разные важны.

Энергия пищи.

Правила для покупателей. О чем рассказала упаковка.

Приготовление пищи и правильная сервировка стола.

Питание и географическое положение страны.

Составление листовок о здоровом питании.

2 Здоровый образ жизни (24ч)

Режим дня школьника. Составление индивидуального режима дня.

Признаки утомления органов зрения и слуха. Способы снятия утомления.

Физическая культура и здоровье. Спорт в моей жизни.

По тропам ЗОЖ (презентация любимого вида спорта).

Иммунитет. Формула здоровья.

Понятие о вирусных инфекциях. Профилактика.

Гигиена и здоровье человека.

Внешний вид человека.

Вредные привычки и здоровье.

Умей сказать нет. Тренинг безопасного поведения.

Компьютер в жизни человека.

Как организовать свой отдых после уроков.

3 Нравственное здоровье (24ч)

Здоровый человек и общество.

Физическое и психическое здоровье человека.

От чего зависит работоспособность?

Правила успешной учёбы.

Виды памяти. Приёмы эффективного запоминания.

Технология совершенствования себя.

Положительные эмоции.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы?

Умей себя вести. Уроки этикета.

Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю подарок.

Границы моего «Я». Я и другие.

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.

№ п/п

Раздел и основное содержание темы

коли-

чество

часов

Дата

по плану

Здоровое питание.

22

1.

Почему важно быть здоровым.

2

2.

Определяющая роль питания для формирования здорового образа

жизни. Сбалансированное питание.

2

3.

Пищевые риски. Биодобавки. Продукты, опасные для здоровья.

2

4.

Традиции приема пищи в разных странах.

2

5.

Правила поведения за столом.

2

6.

Продукты разные нужны, блюда разные важны.

2

7.

Энергия пищи.

2

8.

Правила для покупателей. О чем рассказала упаковка.

2

9.

Приготовление пищи и правильная сервировка стола.

2

10.

Питание и географическое положение страны.

2

11.

Составление листовок о здоровом питании.

2

Здоровый образ жизни.

24

12.

Режим дня школьника. Составление индивидуального режима дня.

2

13.

Признаки утомления органов зрения и слуха. Способы снятия

утомления.

2

14.

Физическая культура и здоровье. Спорт в моей жизни.

2

15.

По тропам ЗОЖ (презентация любимого вида спорта).

2

16.

Иммунитет. Формула здоровья.

2

17.

Понятие о вирусных инфекциях. Профилактика.

2

18.

Гигиена и здоровье человека.

2

19.

Внешний вид человека.

2

20.

Вредные привычки и здоровье.

2

21.

Умей сказать нет. Тренинг безопасного поведения.

2

22.

Компьютер в жизни человека.

2

23.

Как организовать свой отдых после уроков.

2

Нравственное здоровье.

24

24.

Здоровый человек и общество.

2

25.

Физическое и психическое здоровье человека.

2

26.

От чего зависит работоспособность?

2

27.

Правила успешной учёбы.

2

28.

Виды памяти. Приёмы эффективного запоминания.

2

29.

Технология совершенствования себя.

2

30.

Положительные эмоции.

2

31.

Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.

2

32.

Надо уметь сдерживать себя. Все ли желания выполнимы?

2

33.

Умей себя вести. Уроки этикета.

2

34.

Как относиться к подаркам? Я принимаю подарок. Я дарю подарок.

2

35.

Границы моего «Я». Я и другие.

2

Список литературы:

1.

Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр

«Вентана-граф». 2002.- 205 с.

2.

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. /

М.: АРКТИ, 2005/

3.

Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 5-7 классы. – М.:

ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.

4.

Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские

собрания. /авт.-сост. О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008/

5.

Классные часы на темы этикета.5-11 классы./ метод. пособие.-авт-сост. Ю.А.

Матюхина.- М. Планета, 2011.

6.

Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.-М.

ВАКО, 2008.

7.

Макеева А.Г. Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6

классы/- М. «Просвещение». 2013.

8.

Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг

эффективности. /М.: Планета, 2011/

9.

Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий,

рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева.-Волгоград: Учитель, 2009/

10. Проблемные классные часы. /авт-сост. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008/

11. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические

установки и упражнения./ М.: Владос, 2004/

12. Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе

учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.

13. Филиппова Г.Г. Проблемно-ценностное общение. –Программа, планирование.

Конспекты занятий./ Волгоград: Учитель, 2015.



В раздел образования