Напоминание

"Формирование и развитие естественнонаучной грамотности учащихся как необходимое условие достижения целей обучения в курсе географии"


Автор: Поклонская Наталья Васильевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ Стародубская средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: г.Стародуб, Брянская область
Наименование материала: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Тема: "Формирование и развитие естественнонаучной грамотности учащихся как необходимое условие достижения целей обучения в курсе географии"
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование и развитие естественнонаучной грамотности учащихся как необходимое

условие достижения целей обучения в курсе географии

Для системы образования важен сбалансированный подход: наряду с грамотностью

и навыками практического использования знаний надо развивать и фундаментальное

образование.

Под функциональностью чтения понимается:

- способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии;

- к использованию их содержания для достижения собственных целей.

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную

гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его

готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Естественнонаучно

грамотный̆

человек

стремится

участвовать

в

аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и

технологиям, что требует от него следующих компетенций:

– научно объяснять явления,

– оценивать и планировать научные исследования,

– научно интерпретировать данные и доказательства.

Понимание, умение объяснять или описывать естественнонаучные явления, сделать

вывод, проанализировать и оценить достоверности являются основными компетенциями

естественнонаучной

грамотности;

формирование

навыков

работы

с

различными

источниками

географической

информации;

умение

использовать

информационно-

коммуникационные технологии и навыки моделирования и прогнозирования (предметный

результат – география).

Задача

формирования

естественнонаучной

грамотности

и

достижения

образовательных результатов ФГОС предъявляет определенные требования к содержанию

учебной деятельности на уроке и необходимым компетенциям учителя.

Для обеспечения эффективности формирования естественнонаучной грамотности

школьников педагогам необходимо:

- применять методы и приемы активного обучения, которые побуждают учащихся

к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным

материалом.

Метод проблемного обучения – это метод, в ходе которого подача нового

материала происходит через создание проблемной ситуации. Для ребенка она является

интеллектуальным затруднением. Успешность проблемного обучения обеспечивается

совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

На основе этого можно выделить следующие уровни естественнонаучной

грамотности:

1.

Используют повседневные содержательные и процедурные знания,

чтобы распознавать объяснение простого научного явления.

2.. Демонстрируют базовые познавательные умения, распознавая вопросы, которые

могут изучаться естественнонаучными методами.

3. Оперируют не очень сложными знаниями для распознавания или построения

объяснений знакомых явлений.

4. Опираются на целый̆

ряд взаимосвязанных естественнонаучных идей и понятий

из области физики, биологии, географии и астрономии и использовать знания

содержания,

процедур

и

методов

познания

для

формулирования

гипотез

относительно

новых

научных

явлений,

событий

и

процессов

или

для

формулирования прогнозов.

5. Используют абстрактные естественнонаучные идеи или понятия, чтобы

объяснить незнакомые им и более сложные, комплексные, явления, события и

процессы, включающие в себя несколько причинно-следственных связей̆.

Основные компетенции, составляющие естественнонаучную грамотность:

– понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (или

естественнонаучного метода познания);

– умение объяснять или описывать естественнонаучные явления н основе

имеющихся научных знаний, а также умение прогнозировать изменения;

– умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные для

получения выводов, их анализа и оценки достоверности.



В раздел образования