Автор: Сукачева Людмила Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "Волочаевский лицей"
Населённый пункт: г. Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Египет- дар Нила
Раздел: среднее образование
4Технологическая карта урока
Предмет История Древнего мира, 5 класс
Учебник: Михайловский Ф.А «Всеобщая история. История Древнего Мира»: учебник для 5 класса общеобразовательных
учреждений/ М: ООО «Русское слово – учебник», 2013г
Тема урока: Египет – дар Нила
Цели урока:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия – работа с историческим
источником
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
1.
Способствовать формированию умения учащихся работать с исторической картой
2.
Научить выделять признаки цивилизации обобщать и делать выводы о наличии этого явления в истории древних
египтян.
3.
Научить объяснять, как природные условия и развитие хозяйственной деятельности древних египтян могли
повлиять на становление цивилизации Древнего Египта
4.
Научить высказывать свое оценочное мнение о влиянии природных условий на становление древнеегипетской
цивилизации
Тип урока: открытие нового знания
Форма урока: комбинированный/беседа
Необходимое оборудование: карта «Древний Восток», мультимедийное оборудование
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
ученика
Формирование
УУД
1
Мотивационно-
целевой
П е р в о й ц и в и л и з а ц и е й
Древнего Востока, с которой
мы
начинаем
знакомиться,
является Древний Египет. –
Я
п р е д л а г а ю
попутешествовать по карте.
- Рассмотрим карту на с. 31.
Ч то
може т е
с ка зат ь
о
географическом
местоположении
Египта:
территория,
наличие
рек,
выходы к
морям, соседние
государства, племена?
Поработайте
в
парах
и
договоритесь,
кто
из
вас
будет отвечать.
Как
же
появился
Египет?
Еги п тя н е
п о к л о н я л и с ь
м н о ж е с т в у
б о г о в .
Предполагаемый
ответ ученика:
-
Египет находится на
северо-востоке Африки
в пустыне Сахара.
-
Вдоль
всего
Египта
п р о т е к а е т
р .
Н и л ,
к о т о р а я в п а д е т в
Средиземное
море.
К
во стоку
от
Е г и п т а
расположено
Красное
море.
По
со седству
находится
Аравийский
п-ов,
где
проживают
семитские племена.
Обучающиеся
читают
выдержки
из
текста
Геродота и отвечают на
вопросы
Коммуникативные УУД
Умение работать в парах.
Регулятивные УУД
1.Определять цель
2. Выдвигать версии
3 .
П л а н и р о в а т ь
деятельность
Предположите,
как
бы
на
э т о т
в о п р о с о т в е т и л
египтянин.
1 . Е г и п е т
п о я в и л с я
благодаря богам
Как
на
это
отвечают
историки.
2.
«Египет
–
дар Нила».
(Геродот)
Какое вы видите
в этом
противоречие?
Какой возникает вопрос?
К а к о е
в о з н и к а е т
противоречие.
Сформулируйте
п р о б л е м н ы й
в о п р о с .
Фиксируется на доске:
Почему Египет считается
даром Нила?
-
Ч т о
п о м о г а л о
е г и п т я н а м ж и т ь в
пустыне?
2.
Основной
(операциональны
й этап урока)
К а к и е
у
в а с
е с т ь
предположения,
ве р с и и
решения проблемы?
Что мы уже знаем по этой
проблеме?
Н и л
д а в а л
в с е
необходимое для жизни
(вода, плодородный ил,
животные,
растительность)
Работают с учебником.
Р а б о т а ю т
в о
Выдвигать версии.
Оценивать
степень
и
способ достижения цели.
Познавательные
1.Общеучебные действия
2. Логические действия
3. Постановка и решение
проблем
-Используя
текст
учебника
объясните
значение
слова
цивилизация
Предположите как меняется
общество
при
переходе
к
цивилизации.
Раздаются
выдержки
из
и с т о р . д о к у м е н т а Д .
Сицилийский
«Историческая библиотека»
фронтальном диалоге.
Отвечают на вопросы:
1.
О
какой
реке
идет
речь?
2. Где берет начало р.
Нил?
3.Что
такое
д е л ьт а
Нила?
4.
Что
происходит
с
рекой когда начинается
летнее солнцестояние?
5.
Какие
занятия
с у щ е с т в о в а л и
у
ж и т е л е й д р е в н е г о
Египта?
Коммуникативные
1 .
О с о з н а н и е
использования
речевых
средств в соответствии с
задачей коммуникации
2. Сотрудничество
3.
Рефлексивно-
оценочный
В ы р а ж е н и е р е ш е н и я
п р о б л е м ы :
« П о ч е м у
древнегреческий
историк
Геродот
назвал
Е г и п е т
«даром Нила»?
Применение
нового знания
П р и м е р н ы й о т в е т
обучающихся
После разлива Нила на
з е м л е
о с т а в а л с я
п л о д о р о д н ы й и л ,
который
способствовал
хорошему
ур ожа ю ,
п о э т о м у
г л а в н о е
з а н я т и е
е г и п т я н
з ем л ед ел и е , а
э т о
о с н о в а
б у д у щ е й
Личностные
Самосознание
Самоопределение
Нравственно-
этическая
ориентация
Регулятивные
Контроль
Коррекция
Самооценка
текст с пропусками
цивилизации
Работают
с
текстом,
вставляя
пропущенные
слова
Взаимопроверка,
выставление оценки.