Автор: Шемырева Ирина Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Вешкаймский лицей им. Б.П. Зиновьева при УлГТУ
Населённый пункт: р.п. Вешкайма
Наименование материала: статья
Тема: Формирование математической грамотности посредством практико-ориентированных задач
Раздел: среднее образование
Формирование математической грамотности посредством
практико-ориентированных задач.
Обучение учащихся решению задач содержит в себе две важные
составные
части:
выполнение
подготовительных
заданий
и
решение
текстовых задач.
В процессе обучения решению задач ученики должны в известной мере
овладевать основными идеями школьной математики, а именно:
функциональной зависимости;
равенства, неравенства;
тождественных преобразований;
соответствия, порядка, расположения;
непрерывности;
доказуемости заключений относительно свойств пространственных
форм и количественных соотношений в них;
применимости числа и меры к явлениям окружающего мира.
Система работ по формированию у школьника умений и навыков
выполнения подготовительных упражнений и решения задач должна
строиться на определенных принципах. В данной работе к таким общим и
методико-математическим принципам относятся:
1. Гносеологический принцип познания – единство анализа и синтеза.
2. Методико-математические принципы:
Теоретическая направленность в обучении, особенно использование
идей функциональной зависимости.
Овладение общелогическими и специальными методами познания,
применяемыми при изучении математики в школе, особенно методами
исследования различных процессов на основе учета всех возможных
разновидностей данной ситуации, всех возможных соотношений между
величинами, входящими в задачу.
Конструктивный подход к решению задач.
Ретроспективный и перспективный подход к решению задач, принцип
обратной связи.
Повторяемость заданий по спирали с постепенным усложнением,
включением новых знаний в систему ранее приобретенных.
Самостоятельность выполнения заданий каждым учеником, внедрение
элементов индивидуализации обучения детей в коллективе.
Самообучение и взаимное обучение.
Все
задачи
школьной
математики
сводятся
к
небольшому
числу
зависимостей, которые приводят к нескольким типам уравнений. Методисты
выделяют следующие виды уравнений, к которым сводится решение задач
методом составления уравнений первой степени.
1 тип задач. Задачи, приводящие к уравнениям вида f(x)=c. Например,
ax+b=c.
Задачи этого типа тесно связаны с арифметическими задачами на
зависимость между компонентами и результатами действий. Сюда относятся
и задачи на деление с остатком.
2 тип задач. Задачи, приводящие к уравнению вида: f(x)=g(x). Например,
ax+b=cx+d.
Эти задачи алгебраического характера.
3 тип задач. Задачи, приводящие к разностному и краткому сравнению
величин путем сопоставления значений двух алгебраических выражений
однородных величин. Решение таких задач приводит к уравнениям вида:
а) f(x)=g(x+m). Например, ax+b=(cx+d)+m;
б) f(x)=k g(x). Например, ax+c=k(cx+d).
Задачи школьной математики, приводящие к квадратным уравнениям, в
своей
основе
содержат
комбинации
двух
линейных
функций
и
их
произведений, а также соотношения между функциями второй степени,
аналогичные соотношениям, приведенным в трех типах задач для уравнений
первой степени.
Функциональный
подход
к
решению
задач
будет
содействовать
формированию у учащихся умений и навыков в исследовании процессов
реальной жизни, развитию их функционального мышления, способностей в
анализе и синтезе, в индукции и дедукции. Без функционального подхода
будет обучение лишь решению отдельных задач, в итоге учащиеся не увидят
математики, ее идей и методов.
Особое
значение
в
развитии
функционального
мышления
имеет
составление таблиц, схем, графиков, диаграмм и формул.