Автор: Воробьева Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №59"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Подготовка к ОГЭ по русскому языку
Раздел: среднее образование
Воробьева Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ № 59» города Кургана
Тема: Подготовка к ОГЭ по русскому языку.
Цели и задачи урока:
Цели:
Образовательные:
- повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь применять их на
практике при решении тестовой части ОГЭ;
- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;
Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;
- формировать навыки исследовательской работы;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Задачи:
- повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации
- используя различные приёмы и методы, отработать навыки выполнения тестовых заданий
в форме ОГЭ;
- формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Оформление урока:
карточки;
тестовые задания
магниты для доски;
листы с домашним заданием
Тип урока: урок - практикум.
Ход урока:
Вступление. Приветствие учителя, формулировка темы урока, постановка целей.
Задание 1. Синтаксический анализ.
1. Замените словосочетания солдатские могилы,
душевное превосходство,
дорожный
набор, медный самовар, солнечные лучи,
построенные на основе согласования,
синонимичным
словосочетанием
со
связью управление.
Напишите
получившиеся
словосочетания.
2.
Замените
словосочетания,
надрывно
ревела,
насмешливо
сказала,
смущённо
улыбнулась, проговорил волнуясь, уехал учиться, построенные на основе примыкания,
синонимичными
словосочетаниями
со
связью управление.
Напишите
получившиеся
словосочетания.
3.
Замените словосочетания друг отца,
ветка ели,
жизнь моря,
жужжание шмеля,
колосьев ржи, построенные на основе управления, синонимичным словосочетаниями со
связью согласование. Напишите получившиеся словосочетания.
Повторение. Виды сложных предложений.
Синтаксическая разминка. Несколько по карточкам работают.
Задание: обозначить ГО, определить тип придаточных предложений, начертить их схему 1-
го предложения.
1.
В тетрадях работа, далее – самопроверка.
Задание: начертить схемы предложений, спроецированных на доску, определить их вид.
С вечера снежит из низких серых облаков. […]. Простое предложение
Стемнело, на улице зажглись фонари. [...], […]. БСП.
На Бронной уже зажглись фонари, а над Патриаршими светила золотая луна […], а
[…]. ССП
К концу дня дождь перестал и ветер начал заметно стихать. ОВЧ […] и […]. ССП
Мы в вечном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. […],
(чья…) СПП
Итак, мы повторили виды сложных предложений.
1.
В тетрадях работа, далее – взаимопроверка.
Задание: Запишите предложения. В каждом из них подчеркните ГО, покажите смысловую и
грамматическую связь частей. (Уч-ся задают вопросы и указывают союзы или союзные
слова). Указать тип придаточного..
Трава была сочная, потому что в мае шли дожди. (обстоят. Причины)
На пустыре разбили сад, который был перед школой. (определит.)
Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.
(обстоят. Причины)
В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег. (обстоят. уступки)
Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах
(изъяснительное)
Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время. (обстоят. условия)
* Дифференцированное задание для «сильных учащихся»
- Назовите предложения, в состав которых входят односоставные части, назовите виды этих
односоставных частей.
(№2- н/л разбили, №3- б/л пришлось отложить, №4- б/л было тепло)
Прорешивание заданий ОГЭ.
Задание 1
Синтаксический анализ.
Прочитайте текст.
(1) В нашей стране встречаются разные виды рябины, и обитает она во всех зонах.
(2)Особенно удивительная рябина домашняя, которая растёт в Крыму. (3)Листья у неё похо-
жи на листья обыкновенной рябины, плоды же по форме и величине вполне сравнимы с пло-
дами дикой груши или яблони. (4)Созревая в октябре, они обретают зеленую окраску, а
потом буреют. (5)По сахаристости они приближаются к плодам дикого винограда.
Укажите варианты ответов, в которых верно выделена грамматическая основа в одном из
предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера отве-
тов.
1) Виды рябины встречаются (предложение 1)
2) Которая растёт (предложение 2)
3) Плоды сравнимы (предложение 3)
4) Они обретают окраску (предложение 4)
5) Приближаются (предложение 5)
Пояснение.
Выделим основы:
1) Виды встречаются; она обитает (предложение 1);
2) Рябина домашняя удивительная; которая растёт (предложение 2);
3) Листья похожи; плоды сравнимы (предложение 3);
4) Они обретают окраску, буреют (предложение 4);
5) Они приближаются к плодам (предложение 5).
Отв ет: 2 3.
Задание 2 Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на
месте которых должны стоять запятые.
Некоторые уже улеглись на влажную(1) устлан
ную
осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали
жёсткие солдатские сухари(4) копчёную
колбасу(5) а кое-кто(6) открыв пе
ро
чин
ным
ножом же
стя
ную
банку(7) ел сви
ную
тушёнку(8) намазывая её на тонко на
ре
зан
ные
(9) лом-
тики чёрствого хлеба.
Пояснение.
Расставим знаки препинания:
Некоторые
уже улеглись на влажную,(1)
устланную
осыпающейся
хвоей землю,
(3) жевали жёсткие
солдатские сухари,
(4)
копчёную колбасу,(5)
а кое-кто,
(6) открыв
перочинным ножом жестяную банку,(7) ел свиную тушёнку,(8) намазывая её на тонко
нарезанные ломтики чёрствого хлеба.
1) запятая между однородными определениями.
3) запятая между однородными сказуемыми.
4) запятая между однородными дополнениями.
5) запятая между основами, связанными сочинительным союзом А.
6) и 7) запятые выделяют деепричастный оборот.
8) запятая выделяет деепричастный оборот.
Отв ет: 1 3 4 5 6 7 8.
Объясните орфограммы в словах: устланную (прич. От глаг устлать – сов.вида),
копчёную (отглаг. Прил. от глагола коптить - несов. вида, нет приставок и зависимых слов),
жестяную (прилаг. От сущ. Жесть с помощью суффикса –ин-), свиную (первообразное
прилаг. Н входит в состав корня), нарезанные (прич. От глаг. Нарезать – сов. вида)
Задание 3
Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного
слова. Запишите номера этих ответов.
1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание) — НЕ с прилагательным пишется раздельно,
потому что нельзя заменить слово синонимом.
2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с основой
на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова
зависит от значения.
4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется.
5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена прилагательные, образованные
повторением слов, пишутся через дефис.
Пояснение.
Приведём верное объяснение:
1) НЕ ВЫПОЛНЕННОЕ (вовремя задание) — НЕ с причастием пишется раздельно, потому
что есть зависимое слово.
2) ЧУГУННОЕ (литьё) — в прилагательном, образованном от существительного с
основой на -Н, с помощью суффикса -Н- пишется -НН- на стыке морфем.
3) ЗАСТЕЛИТЬ (постель) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова
зависит от суффикса.
4) (кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не
пишется.
5) (повернули на) ЮГО-ВОСТОК — сложные имена существительные, образованные
повторением слов и обозначающие стороны света, пишутся через дефис.
Отв ет: 24.
Домашнее задание:
Выписать из текста по 3 примера словосочетаний с различными видами синтаксической
связи.
Определите виды предложений. Подчеркните грамматические основы предложений текста,
напишите изложение по ним.
Задание 5. Работа с текстом. Сжатое изложение.
Как Вы думаете, О ЧЁМ говорится в тексте?
Найдите в тексте предложение, которое содержит основную мысль.
Опираясь на основную мысль, выделите ключевые слова и словосочетания текста.
Внимательно прочитайте ключевые слова и словосочетания и при необходимости
уточните формулировки темы и идеи текста.
Итак, как бы Вы озаглавили текст, если бы потребовалось отразить в названии ТЕМУ
ТЕКСТА? ____________________________________________________________________
А каким образом Вы бы назвали текст, если бы в заглавии потребовалось отразить
ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА? ______________________________________________
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся
уклад. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени.
Теперь, когда время – цена достижения своей цели, встречи друзей стано-
вятся редкими.
2
Раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает избыточ-
ность вынужденного общения. Мы стремимся обособиться.
3
Такая избыточность обязательного общения и стремление к обособленно-
сти должны свести потребность в дружбе к минимуму. Однако отношения с
друзьями остаются на первом месте.
Ключевые слова и словосочетания
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – изменившийся уклад, перемена в
образе и распорядке жизни. С ускорением темпа жизни, со стремлением быстро реализовать
себя пришло понимание значимости времени. Раньше невозможно было представить,
например, чтобы хозяева тяготились гостями. Теперь, когда время – цена достижения своей
цели, отдых и гостеприимство перестали быть значимыми. Частые встречи и неторопливые
беседы не являются уже непременными спутниками дружбы. В силу того что живём мы в
разных ритмах, встречи друзей становятся редкими.
Но
вот
парадокс: раньше круг
общения
был ограничен, сегодня человека
угнетает избыточность вынужденного общения. Особенно это заметно в городах с высокой
плотностью населения. Мы стремимся обособиться, выбрать уединённое место в метро, в
кафе, в читальном зале библиотеки.
Казалось бы, такая избыточность обязательного общения и стремление к
обособленности должны свести потребность в дружбе к минимуму, сделать её навсегда
неактуальной. Но это не так. Отношения с друзьями остаются на первом месте. Их
существование согревает душу уверенностью, что нам всегда есть с кем поделиться
радостью и к кому обратиться за помощью в самую трудную минуту.
(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)
Образец текста сжатого изложения
Испытания ждут дружбу всегда. Главное из них сегодня – перемена в образе и распорядке
жизни. С ускорением темпа жизни пришло понимание значимости времени. Встречи друзей
становятся редкими, так как мы живем в разных ритмах.
Но вот парадокс: раньше круг общения был ограничен, сегодня человека угнетает
избыточность общения и он стремится обособиться, уединиться.
Казалось бы, такое стремление должно сделать дружбу неактуальной. Но отношения с
друзьями остаются на первом месте. Мы знаем, что нам всегда есть с кем поделиться
радостью и к кому обратиться за помощью в трудную минуту. (86 слов)
(По Николаю Прохоровичу Крыщуку)
Как Вы понимаете значение слова ДРУЖБА? Сформулируйте и прокомментируйте данное
Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое настоящая
дружба», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис,
приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-
аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой
пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было
комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно,
разборчивым почерком.
Как писать сочинение 9.3.?
Тезис. Дружба – это… (2 предложения)
Первый аргумент по тексту. Так, в тексте… мы видим,…
Второй аргумент из жизненного опыта. Прочитав данный текст, я невольно вспомнил…
Вывод. (2 предложения)
- Прочитайте текст Чепилка Елены, подберите аргументы из жизненного опыта к сочинению
(фильмы, книги, ситуации)
Домашнее задание: Написать сочинение на тему «Что такое настоящая дружба» по тексту
Елены Чепилка.