Напоминание

К. Бальмонт. Анализ одного стихотворения


Автор: Житкова Елена Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ средняя школа № 9
Населённый пункт: Ивановская область, город Шуя
Наименование материала: Статья
Тема: К. Бальмонт. Анализ одного стихотворения
Раздел: полное образование





Назад




Поэзия Константина Бальмонта.

Анализ одного стихотворения / “Солнечный луч”|

К.Д. Бальмонт (1867 – 1942) – один из крупнейших поэтов первой половины ХХ века.

Переживший много бед и горестей, в том числе, и сильнейшую депрессию, умерший от

душевной болезни в оккупированном Париже, он, тем не менее, оставил после себя

поразительную поэзию,

напоённую солнцем,

горящую неистовым огнём,

светящуюся

радостным светом и звенящую необыкновенной мелодичностью.

Солнечная поэзия Бальмонта выделяется среди всего разнообразного богатства лирики

Серебряного века оптимистическим звучанием, гармоничностью, сродной с музыкой В.А.

Моцарта.

В своём программном стихотворении К.Д. Бальмонт уже в первой строке

заявляет: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…» [1; 83], вторя словам древнегреческого

философа Анаксагора.

Л.А. Озеров утверждает: «Во всём Бальмонту важно было почувствовать явное или

скрытое присутствие солнца» [6; 10]. Об этом свидетельствует немалое количество его

стихотворений. Вот одно из них:

Я не верю в чёрное начало,

Пусть праматерь нашей жизни ночь,

Только солнцу сердце отвечало

И всегда бежит от тени прочь[1; 68].

Бальмонт – это поэтический космос. В его лирике ярко проявились устремления самого поэта

узнать, объять, познать весь мир. Его страсть к путешествиям, жажда познания различных

культур и языков – древних и современных – делает его поэзию универсальной энциклопедией,

в которой можно найти признаки самых различных стран и даже цивилизаций, от древности до

современности.

Больше всего в поэзии Бальмонта подкупает поэтика солнца, воплощённая в ней не только

тематически,

но

и

с

помощью

самых

различных

инструментов

художественной

выразительности, тропов, лексических и семантических средств. Н.П. Крохина пишет:

«Солнечный человек – это изначальный человек с его цельностью и причастностью

первозданным стихиям» [4; 134].

Отражением «солнечного направления» в поэзии К.Д. Бальмонта является его

стихотворение «Солнечный луч». Оно является примером «солнечного восприятия» мира,

свойственного лирическому герою Бальмонта. Стихотворение входит в сборник «Цветные

ткани», который вышел в свет в 1903 году.

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ»

Обратимся непосредственно к тексту стихотворения:

Свой мозг пронзил я солнечным лучом.

Гляжу на Мир. Не помню ни о чём.

Я вижу свет, и цветовой туман.

Мой дух влюблён. Он упоён. Он пьян.

Как луч горит на пальцах у меня!

Как сладко мне присутствие огня!

Смешалось всё. Людское я забыл.

Я в мировом. Я в центре вечных сил.

Как радостно быть жарким и сверкать!

Как весело мгновения сжигать!

Со светлыми я светом говорю.

Я царствую. Блаженствую. Горю

1

.

В центре стихотворения – образ бальмонтовского «солнечного человека», которого Н.П.

Крохина определяет как «изначального человека с его цельностью и причастностью

первозданным стихиям» [4; 134].Автор передаёт состояние героя, который находится в особом

состоянии, близком к экстазу. Внимательное прочтение этого стихотворения позволяет

определить его тему: гармоничное слияние природы (Мира) и «солнечного человека». Идея

произведения

заключена

в

последней

строфе

«Солнечного

луча»,

которую

можно

расшифровать следующим образом: человек должен жить в полную силу, раскрывать в себе тот

внутренний потенциал, который связывает его с силами Вселенной. У солнечного героя

Бальмонта такие силы есть.

Жанр

стихотворения можно определить, как ролевую лирику, поскольку в нём

запечатлено переживание персонажа, говорящего самого о себе. Неслучайно в тексте

многократно повторяется местоимение «я» и его склонения: («мне», «меня», «мой»).

Лирический сюжет стихотворения передаёт особый момент внутренней жизни героя,

его необыкновенные переживания, связанные с приобщением к мировым тайнам, включением в

процесс вселенского движения. Стихотворение повествует именно о внутреннем событии

героя, которое грандиозно по своей сути. Его отрешение от земного и слияние с космическим

составляет основу лирического сюжета.

1

Здесь и далее цитаты из стихотворения «Солнечный луч» даются по: Бальмонт К.Д. Стихотворения. – М.:

художественная литература, 1990. – 397 с. С.144.

2

Название стихотворения

– это его смысловое ядро. В этом словосочетании –

«солнечный луч» – сконцентрировано послание автора к человечеству, передан основной образ

и жизненное кредо героя – быть солнечным лучом, который способен освещать окружающий

мир.Не стоит забывать, что Бальмонт принадлежал к символизму, а отличительными чертами

этого течения являлись не только умение передать самые тонкие нюансы души человека, но и

использовать в поэтике стихотворений различные намёки, яркие образы, стремление создать

идеальный мир[]. Все эти черты не только присутствуют в тексте стихотворения, но и

совершенно очевидно отражаются в названии.

Композицию стихотворения нельзя назвать сложной, но в «Солнечном луче» отчётливо

выделяются три части, которые следуют друг за другом по принципу градации. Первая часть –

это завязка, зарождение того невероятного переживания, которое предстоит пережить герою.

Здесь

онтолько

«запустил»

процесс

своего

необычайного

преображения,

вступил

в

первоначальную фазу слияния с Вселенной:

Свой мозг пронзил я солнечным лучом.

Гляжу на Мир. Не помню ни о чём.

Я вижу свет, и цветовой туман.

Мой дух влюблён. Он упоён. Он пьян.

Вторая строфа – это упоение уже свершившимся процессом. В ней поэтическая мысль уже

приблизилась к своей кульминации, а герой достиг пика своей экзальтации, отрекшись от

бытового, земного и слившись с мировой гармонией:

Как луч горит на пальцах у меня!

Как сладко мне присутствие огня!

Смешалось всё. Людское я забыл.

Я в мировом. Я в центре вечных сил.

Третья строфа – заключение. Здесь герой констатирует уже свершившийся факт своего

достижения. Его лирическое «Я» выходит на один уровень с силами мироздания, а сам герой

формулирует своё жизненное кредо:

Как радостно быть жарким и сверкать!

Как весело мгновения сжигать!

Со светлыми я светом говорю.

Я царствую. Блаженствую. Горю.

Для

достижения

своей

цели:

изображении

необыкновенной

личности,

обладающей

необыкновенными способностями и умеющей сливаться с силами Вселенной, Бальмонт

пользуется специальными художественными средствами. По сути, стихотворение описывает

процесс превращения человека в солнечный луч посредством его собственных волевых усилий.

3

Отсюда ряд метафор и олицетворений. Собственно, стихотворение начинается с выразительной

метафоры:

Свой мозг пронзил я солнечным лучом.

Здесь содержится заявление о себе всему миру. Благодаря этой метафоре, герой оказывается в

центре вселенной, а солнечный луч, «пронзающий» его мозг, создаёт вертикальную ось, что

позволяет свершиться одному из главных устремлений бальмонтовского лирического героя –

соединению неба и земли, и это соединение происходит через него самого.

Цепочка олицетворений в первой строфе признана подчеркнуть преобладание духовного

состояния над телесным. Плоть героя будто нивелируется, растворяется, и в результате остаётся

лишь

Дух,

который

оказывается

живым,

поскольку

переживает

спектр

чувств,

характеризующихся состоянием крайней остроты и насыщенностью:

Мой дух влюблён. Он упоён. Он пьян.

Вся третья строфа представляет собой обширнуюметафору, ведь, по сути, всё

высказывание принадлежит человеку, превратившемуся в солнечный луч:

Как радостно быть жарким и сверкать!

Как весело мгновения сжигать!

Со светлыми я светом говорю.

Я царствую. Блаженствую. Горю.

Идея стихотворения о жизни человека в полную силу в тесном взаимодействии с

вселенскими силами воплощена автором при помощи ключевых слов, связанных с понятиями

«огонь» и «свет». Интересно, что оба эти состояния – гореть и светить – свойственны

солнечному лучу. Так, к ключевому слову «огонь» принадлежат следующие лексические

единицы: «горит», «горю», «жарким», «сжигать», а к слову «свет – солнечный луч», «со

светлыми светом». С.И. Корычанкова и Б.Л. Крюкова замечают: «В рамках контекста можно

говорить об индивидуально авторской мотивации и лексическом сближении слов говорю –

горю» [3; 208].

Благодаря ключевым словам в стихотворении создаётся яркая экспрессивная картина,

поражающая грандиозностью и силой внешнего и внутреннего воздействия. Этому эффекту

способствует и активное использование метонимии: «Людское я забыл», «Я в мировом», «Со

светлыми я светом говорю».

Употребление метонимии позволяет автору не только даровать привычным словам

смежный смысл, но и расширять с их помощью пространство, обращаться к вечному, будущему

и безраздельному – ко всему тому, что необходимо для существования бальмонтовскому

солнечному человеку.

Поэтому вполне логичным является то обстоятельство, что одним из основных средств

художественной выразительности в стихотворении «Солнечный луч» оказывается гипербола. В

4

первую очередь, это сама гиперболизиванная личность героя. Он – один в центре всего

происходящего – взирает на Мир. То, что слово «Мир» написано с большой буквы, ещё более

усиливает грандиозность события, описанного в стихотворении. Герой, возвышающийся над

реальностью и оказавшийся на равных позициях с целым Миром – вот идеал лирики Бальмонта.

Гиперболизирована и среда, окружающая героя, и сама ситуация горения и свечения, а

также нахождение героя в «центре вечных сил». Пространство и время в «Солнечном луче»

носят на себя отпечаток Космоса, Вечности. Неслучайно герой восклицает: «Как весело

мгновения сжигать!». Из этого замечания вполне определённо можно заключить, что время в

восприятии героя протекает не в обычном земном измерении, а в ином, более масштабном.

Общему впечатлению грандиозности способствует и ритмика стихотворения. Здесь

ударение падает то на первый, то на второй слог, что создаёт впечатление некоего внутреннего

работающего механизма, который является каркасом для сотворения нового солнечного-

огненного мира, в центре которого стоит герой с горящим на пальцах лучом.

Передача внутреннего состояния героя – восторженного, возбуждённого, доходящего до

ликования и эмоционального экстаза, реализовывается за счёт синтаксиса, фонетического

строя, эпитетов.

Так, синтаксическую систему определяют восклицательные предложения, которые

составляют одну треть всего стихотворения:

Как луч горит на пальцах у меня!

Как сладко мне присутствие огня!

И далее:

Как радостно быть жарким и сверкать!

Как весело мгновения сжигать!

Эти предложения не только передают речь лирического героя, его ликование по поводу

свершившегося, но и позволяют усилить эмоциональное воздействие на читателя. Благодаря

восклицательным

предложениям

создаётся

радостно-возбуждённое

настроение,

которое

пронизывает буквально все строки стихотворения.

Другая сторона синтаксиса – простые предложения. Во-первых, они дробят текст

стихотворения на особые ритмические отрезки, которые призваны воплотить в себе

приподнято-возбуждённое состояние героя. Бальмонт часто использует односоставные или

двухсоставные предложения:

Гляжу на мир.

Он упоен. Он пьян.

Или:

Я царствую. Блаженствую. Горю.

5

Таким образом автор воплощает дух настроения героя. Его ликование и особый

внутренний настрой не позволяют ему строить длинные и изысканные фразы. Фонтанирующее,

гиперболизованно-радостное настроение претворяется словесно именно через такие краткие

предложения.

Нельзя не обратить внимания и на особенности фонетики некоторых эпизодов. Таковым

является следующий фрагмент:

Мой дух влюблен. Он упоен. Он пьян.

Здесь мы наблюдаем вполне очевидный ассонанс, в котором три раза повторяется

сонорная

«н».

Приём

звукописи

увеличивает

необыкновенные

впечатления,

которые

испытывает автор. Именно благодаря этому благозвучному повтору «-ен, -ен, -ян» читатель

может почувствовать те самое опьянение, упоение и влюблённость, о которых кричит герой.

Включение в текст кратких прилагательных позволяет автору достичь этой цели.

Таким образом, можно сказать, что все средства художественной выразительности

направлены на реализацию главной цели – воспроизвести грандиозную картину гармоничного

сочетания и сотворчества необыкновенного лирического героя – солнечного человека

Бальмонта и «бездн мировых»; их эффектный альянс и возможность реализовать своей

потенциал – микрокосм, заложенный в каждом человеке.

Именно этим мне и близка поэзия К.Д. Бальмонта – её невероятной солнечной энергией

и присутствием в ней такого героя, способного пропустить сквозь себя солнечный луч, но не

сгореть от этого, а, напротив, воссиять на миром новым светом. Герой Бальмонта – это новый

Икар, который вступил в союз с высшими силами природы, с самим Солнцем, но при этом не

только не упал,а, напротив, поднялся до неведомых высот.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Бальмонт К.Д. Стихотворения. – М.: художественная литература, 1990. – 397 с.

2.

Бабенко Л. Г.

Филологический анализ текста.

– М.: Академический Проект;

Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 464 с.

3.

Корычанкова С.И., Крюкова Л.Б. Мотивационносвязанные словаи их роль в создании

перцептивныхобразов (на материале поэзии Серебряного века)//Актуальные проблемы

мотивологии в лингвистике XXI века. – Томск: Издательство Томского университета,

2012. –322 с. С. 203 – 213.

4.

Крохина Н.П. Архетип солнца в поэзии К.Д. Бальмонта//Известия Волгоградского

государственного педагогического университета, 2010. – №10. – 420 с. С. 134 – 136.

6

5.

Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста//Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.:

Искусство, 1996. – 846 с.

6.

Озеров Л.А. Песнь о солнце//Бальмонт К.Д. Стихотворения. – М.: художественная

литература, 1990. – 397 с. С. 3 – 20.

7.

Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.

7



В раздел образования