Автор: Житкова Елена Валентиновна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ средняя школа № 9
Населённый пункт: Ивановская область, город Шуя
Наименование материала: Статья
Тема: К. Бальмонт. Анализ одного стихотворения
Раздел: полное образование
Поэзия Константина Бальмонта.
Анализ одного стихотворения / “Солнечный луч”|
К.Д. Бальмонт (1867 – 1942) – один из крупнейших поэтов первой половины ХХ века.
Переживший много бед и горестей, в том числе, и сильнейшую депрессию, умерший от
душевной болезни в оккупированном Париже, он, тем не менее, оставил после себя
поразительную поэзию,
напоённую солнцем,
горящую неистовым огнём,
светящуюся
радостным светом и звенящую необыкновенной мелодичностью.
Солнечная поэзия Бальмонта выделяется среди всего разнообразного богатства лирики
Серебряного века оптимистическим звучанием, гармоничностью, сродной с музыкой В.А.
Моцарта.
В своём программном стихотворении К.Д. Бальмонт уже в первой строке
заявляет: «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце…» [1; 83], вторя словам древнегреческого
философа Анаксагора.
Л.А. Озеров утверждает: «Во всём Бальмонту важно было почувствовать явное или
скрытое присутствие солнца» [6; 10]. Об этом свидетельствует немалое количество его
стихотворений. Вот одно из них:
Я не верю в чёрное начало,
Пусть праматерь нашей жизни ночь,
Только солнцу сердце отвечало
И всегда бежит от тени прочь[1; 68].
Бальмонт – это поэтический космос. В его лирике ярко проявились устремления самого поэта
узнать, объять, познать весь мир. Его страсть к путешествиям, жажда познания различных
культур и языков – древних и современных – делает его поэзию универсальной энциклопедией,
в которой можно найти признаки самых различных стран и даже цивилизаций, от древности до
современности.
Больше всего в поэзии Бальмонта подкупает поэтика солнца, воплощённая в ней не только
тематически,
но
и
с
помощью
самых
различных
инструментов
художественной
выразительности, тропов, лексических и семантических средств. Н.П. Крохина пишет:
«Солнечный человек – это изначальный человек с его цельностью и причастностью
первозданным стихиям» [4; 134].
Отражением «солнечного направления» в поэзии К.Д. Бальмонта является его
стихотворение «Солнечный луч». Оно является примером «солнечного восприятия» мира,
свойственного лирическому герою Бальмонта. Стихотворение входит в сборник «Цветные
ткани», который вышел в свет в 1903 году.
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ «СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ»
Обратимся непосредственно к тексту стихотворения:
Свой мозг пронзил я солнечным лучом.
Гляжу на Мир. Не помню ни о чём.
Я вижу свет, и цветовой туман.
Мой дух влюблён. Он упоён. Он пьян.
Как луч горит на пальцах у меня!
Как сладко мне присутствие огня!
Смешалось всё. Людское я забыл.
Я в мировом. Я в центре вечных сил.
Как радостно быть жарким и сверкать!
Как весело мгновения сжигать!
Со светлыми я светом говорю.
Я царствую. Блаженствую. Горю
1
.
В центре стихотворения – образ бальмонтовского «солнечного человека», которого Н.П.
Крохина определяет как «изначального человека с его цельностью и причастностью
первозданным стихиям» [4; 134].Автор передаёт состояние героя, который находится в особом
состоянии, близком к экстазу. Внимательное прочтение этого стихотворения позволяет
определить его тему: гармоничное слияние природы (Мира) и «солнечного человека». Идея
произведения
заключена
в
последней
строфе
«Солнечного
луча»,
которую
можно
расшифровать следующим образом: человек должен жить в полную силу, раскрывать в себе тот
внутренний потенциал, который связывает его с силами Вселенной. У солнечного героя
Бальмонта такие силы есть.
Жанр
стихотворения можно определить, как ролевую лирику, поскольку в нём
запечатлено переживание персонажа, говорящего самого о себе. Неслучайно в тексте
многократно повторяется местоимение «я» и его склонения: («мне», «меня», «мой»).
Лирический сюжет стихотворения передаёт особый момент внутренней жизни героя,
его необыкновенные переживания, связанные с приобщением к мировым тайнам, включением в
процесс вселенского движения. Стихотворение повествует именно о внутреннем событии
героя, которое грандиозно по своей сути. Его отрешение от земного и слияние с космическим
составляет основу лирического сюжета.
1
Здесь и далее цитаты из стихотворения «Солнечный луч» даются по: Бальмонт К.Д. Стихотворения. – М.:
художественная литература, 1990. – 397 с. С.144.
2
Название стихотворения
– это его смысловое ядро. В этом словосочетании –
«солнечный луч» – сконцентрировано послание автора к человечеству, передан основной образ
и жизненное кредо героя – быть солнечным лучом, который способен освещать окружающий
мир.Не стоит забывать, что Бальмонт принадлежал к символизму, а отличительными чертами
этого течения являлись не только умение передать самые тонкие нюансы души человека, но и
использовать в поэтике стихотворений различные намёки, яркие образы, стремление создать
идеальный мир[]. Все эти черты не только присутствуют в тексте стихотворения, но и
совершенно очевидно отражаются в названии.
Композицию стихотворения нельзя назвать сложной, но в «Солнечном луче» отчётливо
выделяются три части, которые следуют друг за другом по принципу градации. Первая часть –
это завязка, зарождение того невероятного переживания, которое предстоит пережить герою.
Здесь
онтолько
«запустил»
процесс
своего
необычайного
преображения,
вступил
в
первоначальную фазу слияния с Вселенной:
Свой мозг пронзил я солнечным лучом.
Гляжу на Мир. Не помню ни о чём.
Я вижу свет, и цветовой туман.
Мой дух влюблён. Он упоён. Он пьян.
Вторая строфа – это упоение уже свершившимся процессом. В ней поэтическая мысль уже
приблизилась к своей кульминации, а герой достиг пика своей экзальтации, отрекшись от
бытового, земного и слившись с мировой гармонией:
Как луч горит на пальцах у меня!
Как сладко мне присутствие огня!
Смешалось всё. Людское я забыл.
Я в мировом. Я в центре вечных сил.
Третья строфа – заключение. Здесь герой констатирует уже свершившийся факт своего
достижения. Его лирическое «Я» выходит на один уровень с силами мироздания, а сам герой
формулирует своё жизненное кредо:
Как радостно быть жарким и сверкать!
Как весело мгновения сжигать!
Со светлыми я светом говорю.
Я царствую. Блаженствую. Горю.
Для
достижения
своей
цели:
изображении
необыкновенной
личности,
обладающей
необыкновенными способностями и умеющей сливаться с силами Вселенной, Бальмонт
пользуется специальными художественными средствами. По сути, стихотворение описывает
процесс превращения человека в солнечный луч посредством его собственных волевых усилий.
3
Отсюда ряд метафор и олицетворений. Собственно, стихотворение начинается с выразительной
метафоры:
Свой мозг пронзил я солнечным лучом.
Здесь содержится заявление о себе всему миру. Благодаря этой метафоре, герой оказывается в
центре вселенной, а солнечный луч, «пронзающий» его мозг, создаёт вертикальную ось, что
позволяет свершиться одному из главных устремлений бальмонтовского лирического героя –
соединению неба и земли, и это соединение происходит через него самого.
Цепочка олицетворений в первой строфе признана подчеркнуть преобладание духовного
состояния над телесным. Плоть героя будто нивелируется, растворяется, и в результате остаётся
лишь
Дух,
который
оказывается
живым,
поскольку
переживает
спектр
чувств,
характеризующихся состоянием крайней остроты и насыщенностью:
Мой дух влюблён. Он упоён. Он пьян.
Вся третья строфа представляет собой обширнуюметафору, ведь, по сути, всё
высказывание принадлежит человеку, превратившемуся в солнечный луч:
Как радостно быть жарким и сверкать!
Как весело мгновения сжигать!
Со светлыми я светом говорю.
Я царствую. Блаженствую. Горю.
Идея стихотворения о жизни человека в полную силу в тесном взаимодействии с
вселенскими силами воплощена автором при помощи ключевых слов, связанных с понятиями
«огонь» и «свет». Интересно, что оба эти состояния – гореть и светить – свойственны
солнечному лучу. Так, к ключевому слову «огонь» принадлежат следующие лексические
единицы: «горит», «горю», «жарким», «сжигать», а к слову «свет – солнечный луч», «со
светлыми светом». С.И. Корычанкова и Б.Л. Крюкова замечают: «В рамках контекста можно
говорить об индивидуально авторской мотивации и лексическом сближении слов говорю –
горю» [3; 208].
Благодаря ключевым словам в стихотворении создаётся яркая экспрессивная картина,
поражающая грандиозностью и силой внешнего и внутреннего воздействия. Этому эффекту
способствует и активное использование метонимии: «Людское я забыл», «Я в мировом», «Со
светлыми я светом говорю».
Употребление метонимии позволяет автору не только даровать привычным словам
смежный смысл, но и расширять с их помощью пространство, обращаться к вечному, будущему
и безраздельному – ко всему тому, что необходимо для существования бальмонтовскому
солнечному человеку.
Поэтому вполне логичным является то обстоятельство, что одним из основных средств
художественной выразительности в стихотворении «Солнечный луч» оказывается гипербола. В
4
первую очередь, это сама гиперболизиванная личность героя. Он – один в центре всего
происходящего – взирает на Мир. То, что слово «Мир» написано с большой буквы, ещё более
усиливает грандиозность события, описанного в стихотворении. Герой, возвышающийся над
реальностью и оказавшийся на равных позициях с целым Миром – вот идеал лирики Бальмонта.
Гиперболизирована и среда, окружающая героя, и сама ситуация горения и свечения, а
также нахождение героя в «центре вечных сил». Пространство и время в «Солнечном луче»
носят на себя отпечаток Космоса, Вечности. Неслучайно герой восклицает: «Как весело
мгновения сжигать!». Из этого замечания вполне определённо можно заключить, что время в
восприятии героя протекает не в обычном земном измерении, а в ином, более масштабном.
Общему впечатлению грандиозности способствует и ритмика стихотворения. Здесь
ударение падает то на первый, то на второй слог, что создаёт впечатление некоего внутреннего
работающего механизма, который является каркасом для сотворения нового солнечного-
огненного мира, в центре которого стоит герой с горящим на пальцах лучом.
Передача внутреннего состояния героя – восторженного, возбуждённого, доходящего до
ликования и эмоционального экстаза, реализовывается за счёт синтаксиса, фонетического
строя, эпитетов.
Так, синтаксическую систему определяют восклицательные предложения, которые
составляют одну треть всего стихотворения:
Как луч горит на пальцах у меня!
Как сладко мне присутствие огня!
И далее:
Как радостно быть жарким и сверкать!
Как весело мгновения сжигать!
Эти предложения не только передают речь лирического героя, его ликование по поводу
свершившегося, но и позволяют усилить эмоциональное воздействие на читателя. Благодаря
восклицательным
предложениям
создаётся
радостно-возбуждённое
настроение,
которое
пронизывает буквально все строки стихотворения.
Другая сторона синтаксиса – простые предложения. Во-первых, они дробят текст
стихотворения на особые ритмические отрезки, которые призваны воплотить в себе
приподнято-возбуждённое состояние героя. Бальмонт часто использует односоставные или
двухсоставные предложения:
Гляжу на мир.
Он упоен. Он пьян.
Или:
Я царствую. Блаженствую. Горю.
5
Таким образом автор воплощает дух настроения героя. Его ликование и особый
внутренний настрой не позволяют ему строить длинные и изысканные фразы. Фонтанирующее,
гиперболизованно-радостное настроение претворяется словесно именно через такие краткие
предложения.
Нельзя не обратить внимания и на особенности фонетики некоторых эпизодов. Таковым
является следующий фрагмент:
Мой дух влюблен. Он упоен. Он пьян.
Здесь мы наблюдаем вполне очевидный ассонанс, в котором три раза повторяется
сонорная
«н».
Приём
звукописи
увеличивает
необыкновенные
впечатления,
которые
испытывает автор. Именно благодаря этому благозвучному повтору «-ен, -ен, -ян» читатель
может почувствовать те самое опьянение, упоение и влюблённость, о которых кричит герой.
Включение в текст кратких прилагательных позволяет автору достичь этой цели.
Таким образом, можно сказать, что все средства художественной выразительности
направлены на реализацию главной цели – воспроизвести грандиозную картину гармоничного
сочетания и сотворчества необыкновенного лирического героя – солнечного человека
Бальмонта и «бездн мировых»; их эффектный альянс и возможность реализовать своей
потенциал – микрокосм, заложенный в каждом человеке.
Именно этим мне и близка поэзия К.Д. Бальмонта – её невероятной солнечной энергией
и присутствием в ней такого героя, способного пропустить сквозь себя солнечный луч, но не
сгореть от этого, а, напротив, воссиять на миром новым светом. Герой Бальмонта – это новый
Икар, который вступил в союз с высшими силами природы, с самим Солнцем, но при этом не
только не упал,а, напротив, поднялся до неведомых высот.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Бальмонт К.Д. Стихотворения. – М.: художественная литература, 1990. – 397 с.
2.
Бабенко Л. Г.
Филологический анализ текста.
– М.: Академический Проект;
Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 464 с.
3.
Корычанкова С.И., Крюкова Л.Б. Мотивационносвязанные словаи их роль в создании
перцептивныхобразов (на материале поэзии Серебряного века)//Актуальные проблемы
мотивологии в лингвистике XXI века. – Томск: Издательство Томского университета,
2012. –322 с. С. 203 – 213.
4.
Крохина Н.П. Архетип солнца в поэзии К.Д. Бальмонта//Известия Волгоградского
государственного педагогического университета, 2010. – №10. – 420 с. С. 134 – 136.
6
5.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста//Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. – СПб.:
Искусство, 1996. – 846 с.
6.
Озеров Л.А. Песнь о солнце//Бальмонт К.Д. Стихотворения. – М.: художественная
литература, 1990. – 397 с. С. 3 – 20.
7.
Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 334 с.
7