Автор: Мария Владимировна Суменкова
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 20 г. Михайловска
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: Причастный оборот. Запятые при причастном обороте
Раздел: среднее образование
Урок русского языка по теме "Причастный оборот. Выделение причастного
оборота запятыми". 7-й класс
Суменкова
Мария Владимировна
, учитель русского
языка и литературы
Разделы: Русский язык
Класс: 7
Тема урока: Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.
Тип урока: урок-исследование нового материала.
Цели и задачи урока с позиции ученика и учителя:
Образовательные:
дать понятие о причастном обороте;
формировать умения определять границы причастного оборота в
предложении;
рассмотреть условия обособления причастного оборота;
показать роль причастного оборота в речи.
Развивающие:
способствовать развитию логического мышления;
развивать интеллектуальные исследовательские умения:
анализировать, обобщать, делать выводы;
развивать умение мыслить самостоятельно;
развивать умение работать в коллективе, грамотно аргументировать
свою позицию.
Воспитательные:
способствовать воспитанию культуры общения;
продолжить формирование познавательного интереса к предмету;
воспитывать любовь к Родине через любовь к русскому языку.
формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной
деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых
задач
Оборудование урока: компьютер, проектор, интерактивная доска, карточки
для индив. работы, раздаточный материал (алгоритм), таблица.
Структура урока:
1.
Мобилизующий этап.
2.
Этап формулирования темы урока и целей урока.
3.
Актуализация знаний по теме.
4.
Проверка домашнего задания и взаимопроверка.
5.
Объяснение нового материала.
6.
Закрепление материала.
7.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
8.
Итоги урока, рефлексия.
Методы контроля учебной деятельности на данном уроке:
Устный и письменный.
Фронтальный, индивидуальный, групповой
Итоговый самоконтроль по теме.
Ход урока
I. Орг. момент. (1 слайд) (Приложение 4)
– Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы все готовы к уроку, молодцы!
II. Мобилизующий этап.
– Сегодня мы находимся в Центре исследования современного русского
языка! Наш отдел работает по проблеме «Причастие» И вам, как юным
исследователям, предстоит совершить некоторые открытия в этой области.
– Откройте наши дневники-исследования (тетради) и запишите число.
– Итак, юные исследователи, вы готовы к работе? Приступаем!
– Сегодня мы познакомимся с причастным оборотом. Работа с причастным
оборотом – что может быть проще! Почему же так много людей не замечают
его в предложении? Докажем, что мы не из их числа.
(2 слайд) Запишем тему нашего урока: «Причастный оборот. Выделение
причастного оборота запятыми».
III. Этап формулирования темы урока и целей урока.
Учитель: Чтобы доказать, что мы не будем в числе тех людей, которые
«боятся» причастных оборотов, определим цели урока по опорным словам:
(3 слайд)
Осмыслить
Усвоить
Научиться
Ученики:
Осмыслить, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного
оборота); как употребляются предложения с причастным оборотом в речи.
Усвоить, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок
причастного оборота).
Научиться находить и выделять причастный оборот (смысловой блок
причастного оборота).
(4 слайд) – И первое задание – оцените ваше эмоциональное состояние на
начало урока. (выбрать смайлик).
IV. Актуализация знаний по теме (Приложение 1)
Фронтальный опрос:
– Что такое причастие? (самостоятельная часть речи, обозначающая
признак предмета по действию)
– В.И.Даль говорил о причастии: «Причастие – это часть речи, причастная
глаголу, во образе прилагательного». Как понять это высказывание?
(причастие объединяет в себе свойства прилагательного и глагола).
– Каковы признаки прилагательного у причастия? (зависят от
существительного, одинаковый вопрос: какой? какая? какое?, род, число,
падеж, полная и краткая форма, определение)
– Чем отличается причастие от прилагательного? (причастие обозначает
непостоянный признак предмета, а прилагательное постоянный, причастие
можно заменить сочетанием : глагол + слово который).
– Каковы признаки глагола у причастия? (вид, время (настоящее и
прошедшее), возвратность и невозвратность, может быть сказуемым)
– Чем отличается причастие от глагола? (причастия не спрягаются).
– Как склоняются причастия? Каковы условия выбора окончаний в
причастиях? (гласные в падежных окончаниях причастий определяются так
же, как в окончаниях прилагательных).
– А как? Поясните.
V. Проверка домашнего задания. (5 слайд)
– Запишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
От движущ..ся коло..ы, спускающ..ся г..рляндами, отр..зивш..ся в озере луна,
к отворивш..ся к..литке, осыпающ..ся листьями, соб..рающ..ся в стаи птицы
Трое учащихся работают по инд. карточкам (разноуровневые).
(6 слайд) Взаимопроверка (дети обмениваются тетрадями)
VI. Объяснение нового материала.
Постановка проблемы.
Учитель: (7 слайд)
от движущейся колонны отразившаяся в озере
к отворившейся калитке собирающиеся в стаи
– А сейчас мы с вами начинаем исследование. Посмотрите на данные
словосочетания. Найдите и выделите в них главное слово. Сравните
словосочетания 1-го и 2-го столбика. Какой вывод мы можем сделать?
(обучающиеся самостоятельно выводят определение причастного оборота).
(8 слайд) – Ваше открытие верно. Причастие может быть зависимым словом
в словосочетании, а может быть главным, иметь при себе зависимые слова.
(9 слайд) – Так вот причастие с зависимыми словами в
грамматике называется причастным оборотом.
(10 слайд) – Сколько зависимых слов может быть в причастном обороте?
– А как вы думаете, какое причастие будет называться одиночным? (если
причастие не имеет при себе зависимое слово, такое причастие
называется одиночным).
(11 слайд) Распределительный диктант.
– А сейчас задание посложнее. Распределите данные словосочетания на две
группы:
X
X
а) прич.
+сущ., б) прич. + сущ.
– Какие из них можем назвать причастным оборотом?
Бегущий мальчик, бегущая по волнам, любящий Родину, падающие листья,
падающие с кленов, нарисованная картина, нарисованная карандашом,
исполненный ученицей.
(12 слайд) – Проверьте себя!
(13 слайд) – Посмотрите на предложения и запишите их в тетрадь.
За полем расположена усадьба, заросшая цветами.
Усадьба, заросшая цветами, расположена за полем.
За полем расположена заросшая цветами усадьба.
– Найдите причастные обороты
– Выделите с двух сторон черточками. Найдите слово в предложении, от
которого можно задать вопрос к причастному обороту. Это слово
называется определяемым (или главным для причастия).
– Обозначим это графически.
– Определите, каким членом предложения будет являться причастный
оборот? (определением).
– Почему вы пришли к такому выводу? (Причастие является определением,
значит и причастный оборот будет определением).
– Обратите внимание на место определяемого слова и причастного оборота в
предложении.
– Где могут стоять причастные обороты? (причастный оборот может стоять
перед определяемым словом и после).
– Какую особенность в постановке знаков препинания вы заметили?
(некоторые причастные обороты выделены запятыми, а некоторые нет).
– Сделайте вывод, когда причастный оборот выделяется запятыми.
– Юные исследователи! Сравните ваши выводы с записями в учебнике
(стр.33), прочитайте правило.
Подведем итог:
– Что такое причастный оборот?
– Что такое определяемое слово?
– Каким членом предложения является причастный оборот?
– Ребята, а как найти причастный оборот в предложении и правильно
расставить знаки препинания в предложениях с причастным оборотом?
– Младший научный сотрудник нашей лаборатории вам поможет найти ответ
на этот вопрос.
(14 слайд) Лаборант. Чтобы правильно расставить знаки препинания в
предложениях с причастным оборотом, надо последовательно выполнить ряд
действий. (знакомит с алгоритмом). Раздает памятки. (Приложение 2)
(15 слайд) VII. Физпауза.
– Хорошие у нас сегодня исследователи. Много новых открытий сделали
они. Это было совсем не просто, притомились ребята. А ЗОЖ предполагает
полноценный отдых. Давайте немножко отдохнем, восстановим силы.
Зарядка для глаз.
4) Работа в парах с перфокартами.
- А сейчас, пришло время работы с перфокартами. Перед вами таблички, и
предложения на слайде. В табличке указаны цифры предложений, вам всего
лишь нужно заполнить перфокарту, потом проверим.
Номер предложения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Причастный оборот
стоит перед
определяемым словом
•
•
•
•
Причастный оборот
•
•
•
стоит после
определяемого слова
В предложении нет
причастного оборота
•
•
•
1.
Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
2.
Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
3.
За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
4.
В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
5.
И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
6.
Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
7.
На засеянном по весне поле появились первые всходы.
8.
Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
9.
На окне все еще лежала забытая утром книга.
10. Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская
собачонка.
Проверка слайдом.
Учебник,, параграф 14, № 89
VIII. Закрепление изученного материала
(17 слайд) 2. Работа с текстом. (коллективная и в парах). Это задание
дополнительное, если позволит время, если времени не хватит этот вид
работы можно провести на следующем уроке.
– Прочитайте предложенный текст.
Родина – это все… Это – ощущение счастья от зрелища огромной нашей
земли, её лесов, закатов, морских побережий, наглаженных прибоями,
пажитей, деревень, смотрящих в заречную даль. Это ощущение счастья от
её лёгкого неба, её ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов,
мчащихся к великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим
неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и
предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не отдадим
(К.Г.Паустовский).
– Автор этого текста – Константин Георгиевич Паустовский, человек, горячо
любивший свою родину, восхищавшийся красотами ее природы.
– Ребята, как вы поняли, о чем этот текст? К какому типу и стилю речи его
можно отнести? (рассуждение, публицистический)
– Как называют человека, любящего свою родину?
(18 слайд) 3. Работа со словарем иностранных слов.
Патриот – греч. «патри» – родина, Отечество.
1.
Человек, горячо любящий родину.
2.
Человек, преданный какому – либо делу.
Подберем однокоренные слова к этому слову.
Патриотизм
Патриотический
– Ребята, а вы можете назвать себя париотами?
Синтаксический разбор предложения: Патриот – это человек, горячо
любящий родину. (учение у доски)
Задание по тексту. (работа в парах)
– Выпишите из текста причастные обороты с определяемыми
словами (побережий, наглаженных прибоями; деревень, смотрящих в
заречную даль; паровозов, мчащихся к великим её городам; рудникам,
создающим неслыханные богатства.)
– Объясните знаки препинания при причастных оборотах.
– Поменяйте причастный оборот и определяемое слово (первые два примера)
– Что произойдет?
– Как изменился текст? Как вы думаете, какая роль причастных оборотов в
тексте? (причастные обороты позволяют сделать речь яркой, образной,
выразительной).
– Употребление причастий и причастных оборотов характерно для
письменной речи, в устной речи мы их практически не используем.
Многие писатели и поэты в своих произведениях используют причастные
обороты, чтобы высказывание, строка получились более яркими, живыми,
они выражают мысль точно и кратко.
(19 слайд) IX. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Сегодняшнее исследование успешно завершено!
– Какие открытия были совершены?
– Определим, какие цели урока уже реализованы.
Ученики:
Осмыслили, что такое причастный оборот (смысловой блок причастного
оборота);
Усвоили, как выделяется на письме причастный оборот (смысловой блок
причастного оборота).
Научились находить и выделять причастный оборот (смысловой блок
причастного оборота).
(20 слайд) Оцените результаты своей работы на уроке по критериям:
(Критерии оценки.)
“А” – Задания были мне были понятны, я легко справился.
“Б” – Некоторая помощь товарищей мне бы не повредила.
“В” – Я старался, но большинство заданий были для меня сложны.
(Запишите на полях букву.)
(21 слайд) X. Домашнее задание
Домашнее задание: параграф 14, выучить правило; упражнение 93,
сочинение-миниатюра «Что такое патриотизм?» (5 предложений)
XI. Выставление отметок за урок.
ЕСЛИ Останется время
Устная работа:
Сейчас мы поработаем устно. Я буду зачитывать предложения, записанные
на доске. Вам нужно определить, есть ли в их составе причастный оборот.
Когда прозвучит предложение с причастным оборотом, вам нужно поднять
руку. Если в предложении присутствует только одиночное причастие, рука
остается на столе.
Предложения на доске:
Таявший на солнце снег превратился в лужицу. (Рука поднята).
Раненый капитан покинул строй.
Блестящий предмет лежал на столе.
Обиженный другом мальчик отправился домой. (Рука поднята).
Я увидел поля, окружённые садами. (Рука поднята).
Мы любовались наступившей весной.
Девочка почувствовала запах розы,
распространявшей вокруг себя
неповторимый аромат. (Рука поднята).
Молодцы! Скажите, пожалуйста, чему вы сейчас научились?
(Отличать причастный оборот от одиночного причастия).
Работа в парах с перфокартами
Номер предложения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Причастный оборот стоит
перед определяемым словом
Причастный оборот стоит
после определяемого слова
В предложении нет
причастного оборота
1.
Разрисованный яркими розами сундук привлек мое внимание.
2.
Слетевшиеся синицы стали быстро склевывать крошки.
3.
За домом послышался смех женщин возвращавшихся после работы.
4.
В зарослях камыша началась какая-то приглушенная возня.
5.
И вдруг я увидел звезды скрытые до этого густыми ветвями деревьев.
6.
Самая короткая дорога ведущая к мосту шла вдоль старого пастбища.
7.
На засеянном по весне поле появились первые всходы.
8.
Набежавшие тучи заставили нас ускорить шаг.
9.
На окне все еще лежала забытая утром книга.
10.
Из-за ворот визгливо залаяла проснувшаяся от шума соседская
собачонка.
Прочитайте предложенный текст.
Родина – это все… Это – ощущение счастья от зрелища
огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий,
наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в
заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её
ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к
великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим
неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и
предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не
отдадим.
(К.Г. Паустовский).
Прочитайте предложенный текст.
Родина – это все… Это – ощущение счастья от зрелища
огромной нашей земли, её лесов, закатов, морских побережий,
наглаженных прибоями, пажитей, деревень, смотрящих в
заречную даль. Это ощущение счастья от её лёгкого неба, её
ветров, её людей, от их труда, от гудков паровозов, мчащихся к
великим её городам, к заводам, шахтам, рудникам, создающим
неслыханные богатства. Это – ощущение гордости прошлым и
предчувствие великолепного будущего, которого мы никому не
отдадим.
(К.Г. Паустовский).