Автор: Спирина Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № 4"
Населённый пункт: город Чебрксары, Чувашская Республика
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Литературная игра - викторина по разделу "Устное народное творчество" в 5 классе с использованием мультимедийного приложения к учебнику Г. С. Меркина
Раздел: полное образование
Конспект урока по литературе в 5 классе с использованием
мультимедийного приложения к учебнику Г. С. Меркина,
составленный учителем русского языка и литературы МБОУ
«Гимназия №4» г. Чебоксары Спириной Татьяной Геннадьвной
Тема: Литературная игра - викторина (по разделу «Устное народное
творчество»)
Тип урока: Обобщение. Развитие речи. Обучение устным ответам.
Цели урока: Актуализация знаний учащихся, углубление представлений о
пословицах, поговорках, загадках и сказках. Формирование навыка работы
со статьёй учебника, умений применять полученные знания в практической
деятельности. Воспитание чувства товарищества в ходе командной игры.
Метапредметные результаты: Умение организовывать учебное
сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в группе. Осознание значимости чтения и
изучения литературы для своего дальнейшего развития.
Предметные результаты: Умение создавать устные монологические
высказывания разного типа; вести диалог. Понимание связи фольклорных
произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностях и их современного
звучания.
Личностные результаты: Формирование осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
Класс поделён на две команды, в каждой выбран капитан. Игра оценивается
независимым жюри.
Ход урока.
I
.Слово учителя.
Мы заканчиваем изучение раздела «Устное народное творчество». Какие
чувства вы испытывали, когда знакомились с малыми жанрами фольклора,
читали русские народные сказки и размышляли над ними?
Ответы учеников.
Сегодня нам представляется возможность ещё раз повторить и обобщить
всё изученное в данном разделе.
II
. Работа с
мультимедийным
приложением к учебнику.
1.Рубрика «Библиотека книголюбов».
На экране демонстрируются загадки. Задание: кто быстрее отгадает загадки.
(Их всего девять: берега реки, тень, эхо, дерево, ласточка, пальцы, буквы,
письмо.)
Далее работаем с пословицами. Задание: среди пословиц первой команде
найти пословицы об учении, словах и чтении (Коня ведут уздечкой, а
человека – словом. Книги читать – скуки не знать), второй команде – о
патриотизме, любви к своей стране и народу (На чужбине родная землица во
сне снится. Враг боек, да наш народ стоек). Капитаны команд обосновывают
выбор своих команд.
Следующий раздел «Афоризмы».
1)
Чем афоризмы похожи на пословицы и чем отличаются?
2)Среди предложенных афоризмов найдите афоризмы, совпадающие по
с теме пословицами о любви к родине. («Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан». Н. А. Некрасов. «Охранять природу – значит
охранять Родину». М. М. Пришвин).
Пятиминутное эссе на тему «Как я понимаю афоризм Пришвина
«Охранять природу – значит охранять Родину»?» Каждая команда
обсуждает работы своих членов и выбирает лучший вариант, который
зачитывается вслух.
Чтение сказки « Чего на свете не было». Задания к сказке написаны на
доске. Их два. Каждая команда выбирает одно задание.
1) Определить, к какой группе сказок относится данная сказка: К волшебным,
к сказкам о животных или бытовым сказкам. Обосновать свой ответ.
2) Найти признаки «сказочной» композиции (сказочный зачин, обращения,
повторы, постоянные эпитеты, гиперболы ит. д.)
Ответы выслушиваются и оцениваются членами жюри.
2. Рубрика «Словарь».
Проводится «обратный» диктант (домашнее задание, которое команды
получили заранее). Членами одной команды зачитывается значение
литературоведческого термина команде - противнику, по которому нужно
узнать этот термин. Например, «вид устного народного творчества, одна из
его малых форм, краткое иносказательное описание предмета или явления,
предлагаемое для разгадки». Ответ «загадка». Каждая команда по очереди
зачитывает по пять подобных значений. Члены противоположной команды
записывают на листочках только термины. Затем правильные ответы
появляются на экране. Каждый правильный ответ оценивается одним
баллом. Листочки с ответами передаются в жюри.
3. Рубрика «В мире искусства».
На экране демонстрируются поочерёдно шесть иллюстраций и картин И. Я.
Билибина и В. М. Васнецова. Представители разных команд по очереди
узнают и называют авторов живописных произведений. За каждый
правильный ответ команде присуждается один балл.
III
. Домашнее задание.
Задание на выбор: 1) найти и подготовить сообщение о художнике И. Я.
Билибине; 2)Найти и подготовить сообщение о художнике В. М. Васнецове;
3) Описать одну из картин названных художников. Обосновать выбор
картины.
IV
. Подведение итогов игры.
Слово жюри. Объявление итогов игры. Сообщение о команде победителей.
Награждение победителей. Выставление оценок.