Напоминание

"Работа социального педагога с обучающимися, не посещающими занятия в школе"


Автор: Ким Ольга Александровна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 39 г. Калининграда
Населённый пункт: г. Калининград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Работа социального педагога с обучающимися, не посещающими занятия в школе"
Раздел: среднее образование





Назад




Методическая разработка на тему:

«Работа социального педагога с обучающимися,

не посещающими занятия в школе»

Выполнила:

Социальный педагог МАОУ СОШ № 39

Ким Ольга Александровна

Работая социальным педагогом в школе, ежегодно я сталкиваюсь с такой

проблемой,

как

пропуски

занятий

обучающимися

без

уважительной

причины. Здесь следует разделить понятия систематические пропуски и

непосещение школы. Систематические пропуски могут быть обусловлены

частыми заболеваниями ребенка и другими причинами. Отказ ученика

посещать занятия постоянно, как правило, говорит о его нежелании учиться.

К сожалению, с данной проблемой мы сталкиваемся все чаще. На мой взгляд

это обусловлено прежде всего социально неблагополучной обстановкой в

семье. В современном мире контроль со стороны родителей (законных

представителей) значительно снижен. Все чаще я слышу такую фразу от

родителей «я с ним не справляюсь». В таком случае необходима работа

педагога-психолога

с

семьей.

Необходимо

помочь

родителям

найти

необходимые способы и методы, с помощью которых они смогут повлиять

на ребенка. Педагогическая запущенность также имеет большую роль в

снижении мотивации к обучению. Она часто наблюдается у детей из

асоциальных семей, где родители имеют разного рода зависимости и не хотят

исправлять ситуацию и как-то помогать своему ребенку. Педагогически

запущенные дети, слабо подготовлены к школе. Они испытывают большие

трудности в усвоении режима жизни и деятельности в школе, у них

наблюдаются

сложности

во

взаимоотношениях

с

учителем,

учебной

деятельности и выполнении домашних заданий. Такие дети требуют

индивидуально-ориентированного подхода в преодолении педагогической

запущенности.

Особую категорию представляют ученики, поступившие в школу из

приютов, специальных учебных заведений. В этом случае мы можем

наблюдать проблемы в социализации. Этим детям тяжело принять правила

общеобразовательной школы, найти друзей. Образовательная программа

бывает для них тяжела в усвоении. Здесь ребенку необходима поддержка

всего педагогического коллектива. Необходимо выявить все пробелы в

знаниях и постараться их восполнить. Вовлечь ученика во внеурочную

деятельность. Имеет место также работа с классом, в случае непринятия

одноклассника.

При

этом

большую

роль

играет

работа

классного

руководителя, социального педагога и педагога психолога. Мы должны

полностью изучить условия проживания ребенка и понять какую помощь

можем оказать ему и его семье.

Итак,

какой

же

алгоритм

действий

социального

педагога

и

педагогического коллектива в случае если ученик отказывается ходить в

школу.

Исходя из личной практики могу сказать, чем раньше мы обозначим

проблему и начнем с ней работать, тем лучше.

Если обучающийся не посещает школу более трех дней, при этом, не

сообщив классному руководителю о причинах отсутствия, это повод для

выяснения причин.

Первое, что необходимо сделать это связаться с родителями (законными

представителями) и узнать почему нет ребенка. Если это сделать не удалось

необходимо осуществить рейд на дом социальному педагогу и классному

руководителю.

В

результате

которого

и

принимается

решение

о

последующих действиях.

В случае, если ребенок находится дома без уважительной причины,

родители об этом знают, но ничего не предпринимают, мы вправе пригласить

их на заседание Совета по профилактике асоциальных явлений, на котором

несовершеннолетний

будет

поставлен

на

внутришкольный

учет

для

проведения профилактической работы (письмо Министерства образования и

науки РФ от 28.04.2016 г. № АК – 923/07). Также родителям (законным

представителям) выдается письменное уведомление, в котором указывается

их

ответственность

за

обучение

несовершеннолетнего

ребенка

в

соответствии с п. 4 ст. 44 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а

также п. 2 ст. 63 Семейного кодекса Российской Федерации.

При постановке на внутришкольный учет на несовершеннолетнего

заводится

наблюдательное

дело,

в

котором

отражается

вся

работа

педагогического коллектива (беседы, коррекционные занятия с психологом,

рейды

на

дом,

вовлечение

во

внеурочную

деятельность,

оказание

необходимой

помощи

семье

и

ребенку,

контроль

за

обучением

и

посещаемостью и т.д.) и других органов системы профилактики (ст. 4 ФЗ от

24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. От 27.06.2018) «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).

Если проведенные мероприятия не принесли положительного результата и

ученик по прежнему не посещает школу, то необходимо направлять сведения

в органы полиции (ПДН) о привлечении законных представителей по ст. 5.35

Кодекса об административных правонарушениях РФ. Инспектор ПДН

составляет протокол на родителя (законного представителя), который

передается в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

На заседании КДНиЗП выясняются все обстоятельства и причины

непосещения

несовершеннолетним

образовательной

организации

и

принимается решение об административной ответственности законного

представителя.

К сожалению, не всегда данные меры ведут к желаемому результату,

особенно это касается асоциальных семей. В этом случае целесообразно

направить сведения в органы опеки и попечительства (на основании ст. 16

ФЗ от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. От 27.06.2018) «Об основах системы

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»),

которые выйдут с проверкой и примут дальнейшее решение о постановке на

учет семьи.

В случае, когда все проведенные мероприятия, предусмотренные законом,

ни к чему не привели можно рассмотреть вариант перевода ученика на

семейное обучение, но это только в том случае, если законные представители

могут взять на себя ответственность и контролировать ребенка. Данный

вариант не подходит для асоциальных семей.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что все же

отношение ребенка к обучению формируется в семье и главную роль играют

родители

(законные

представители).

Педагогические

работники

способствуют созданию здоровой психологической обстановке в школе.



В раздел образования