Напоминание

Организация уроков с использованием драматизации как метода обучения английскому языку на начальном этапе


Автор: Ивлиева Елена Закирджановна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ Школа №102
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: статья
Тема: Организация уроков с использованием драматизации как метода обучения английскому языку на начальном этапе
Раздел: среднее образование





Назад




Организация уроков с использованием драматизации как метода

обучения английскому языку на начальном этапе

В обучении иностранному языку с применением драматизации на

начальном этапе достаточно интересно использовать в качестве ситуации

драматизации сказку. Описывая методику использования сказки, Н.А.

Малкина отмечает: «Звучащий текст сказки рассматривается как постоянное

взаимодействие

элементов

языковой,

паралингвистической

и

кинестетической систем, в котором авербальным компонентам принадлежит

важнейшая роль». В процессе рассказывания сказок на уроке реакция

учеников начального этапа может выражаться в следующем:

1) выбором картинки;

2) в виде фонации после соответствующих слов (например, после того

как ученики услышат слово «корова» - «cow», они все должны сказать «mоо-

mоо»);

3) посредством движений (в устном рассказе это будут жестовые

движения, которые учащиеся могут повторять за учителем):

a)

если учитель читает сказку о волшебном горшочке, то руками он

изображает круг (котел), при этом он приседает и произносит "Ph-ph";

b)

если учитель читает (рассказывает) сказку про репку, то

руками в воздухе он очерчивает контур репки;

c)

если он читает сказку про трех утят, то вверх поднимает

три пальца (что означает, что утят было трое), полусомкнутые

ладони прижимаются друг к другу (они маленькие), ладони хлопают

по бокам (это утята);

d)

если сказка о маленькой овечке, то учитель прикладывают

пальцы к голове, показывая, что у животного есть рожки, затем по-

лусомкнутые ладони прижимаются друг к другу, руки поднимаются вверх,

прижимаются к груди, ладони вниз.

Каждый учитель может придумать и свои жесты вместе с учащимися.

Ученики очень изобретательны в этих вопросах. Также можно предложить

учащимся в процессе аудирования изображать то, что они услышали в

тексте. Такое игровое задание можно предлагать только в том случае, если

учитель уверен, что ученики в основном поняли содержание сказки.

Ученику недостаточно только смотреть и размышлять, ему необходимо

взять предмет в руки. Облекая первоначальное учение в формы, краски,

звуки, что вызывает большее число ощущений, мы делаем вместе с тем наше

учение более доступным. Поэтому на таких уроках, вместо недоступных

восприятию

ученика

определенного

возраста

лексических

единиц

и

грамматических явлений, он встречается с животными, игрушками и

другими предметами, окружающими его в обычной жизни. В чертах

характера и особенностях поведения сказочных образов условно отражаются

закономерности функционирования лексических и грамматических знаков в

речи. Благодаря этому учащийся получает возможность не только наблюдать

воочию то, что в своей абстрактной форме не поддается наблюдению, но и

включаться в активную деятельность с материализованными абстракциями,

постигая их специфику как бы изнутри, непроизвольно усваивая правила их

использования в речи.

Хорошо известно, что учащимся на начальном этапе свойственно

наглядно-образное мышление и в данном случае благодаря использованию

пантомимы, как типа драматизации, происходит осознание содержания

повествования и понимание.

Здесь необходимо сказать несколько слов о так называемой «теории

схемы». Ее следует использовать с учащимися уже владеющими начальными

навыками иноязычной речи.

Согласно

этой

теории,

понимание

текста

происходит

за

счет

активизации индивидуальной схемы учащегося, содержащий его прошлый

опыт, полученный в результате данной деятельности. Лучшее понимание

учащимися текста происходит тогда, когда они понимают его структуру или

схему и его понимание совпадает с ожиданием того, что должно произойти в

рассказе. Очень важно, что такие схемы облегчают выход в речь, являясь

опорой.

Теория взаимодействия утверждает, что ученики усваивают язык

лучше, если взаимодействуют со всеми аспектами своего окружения.

Поэтому необходимо подключать мысли и чувства каждого ученика и

использовать

личный,

социальный

и

культурный

контексты

его

деятельности. Понимание содержания определенного рассказа во многом

зависит от того, как читающий интерпретирует слова автора, как он

взаимодействует с ним.

Интересной в этой связи является так называемая «пирамида». При

работе с данной схемой учитель задает вопросы

учащимся таким образом,

чтобы помочь им заполнить «пирамиду», а уже после заполнения просит

рассказать или о прослушанном рассказе, или о прочитанном, или о

предложенной теме.

Остановимся подробно на данном задании. Учитель предлагает серию

вопросов, ответы на которые включают следующую информацию:

Level 1. Name of the character.

Level 2. Write two words which describe the character.

Level 3. Write three words which describe the situation.

Level 4. Write four words which describe the problem.

Level

5. Write five words which describe the event.

Level 6. Write six words which describe the solution of the problem.

На начальной стадии выполнения данного задания учитель сам

заполняет и объясняет учащимся принцип работы с «пирамидой». На

последующих уроках он предлагает учащимся сделать это самостоятельно, а

затем разыграть ситуацию по полученной опоре. Данное задание, кроме

знания определенного содержания, требует от учащихся войти в роль, в

характер реализуемого героя, определить его отношение к проблеме.

«Пирамида» не обязательно должна состоять из шести «оснований»,

она может состоять и из восьми, и из девяти. Это зависит от творчества и

учителя, и учащихся.

Конечно, это не совсем легкое задание для учащихся. Следует

отметить, что и для учителя на первых порах подобное задание потребует

определенной подготовки. Но выполнение этого задания является очень

интересным для учащихся, это своего рода творческая игра, которая

развивает мышление, внимание, память, помогает им научиться мыслить на

иностранном языке, а также повышает мотивацию изучения иностранного

языка.

Очень важную роль играет эмоциональное отношение к выполняемому

действию, т.к. эмоции — это своего рода движущая сила жизни ребенка.

Стимулирование эмоциональной сферы ученика позволяет ему учиться с

подключением всех органов чувств.

Учителю следует исправлять ошибки, но не акцентировать на них свое

внимание, чтобы не отбить у учащихся желание говорить, чтобы у них не

возник психологический барьер. Очень важно, чтобы учитель похвалил всех

«героев» (т.е. учеников) сказки.

Следует отметить, что большую сложность для учащихся представляет

изучение грамматики, так как многих грамматических явлений нет в родном

языке обучаемых. Эта проблема встает перед школьниками на начальном

этапе и затем проходит через все годы их обучения в школе. Поэтому

необходимо предлагать новый грамматический материал в доступной и

понятной форме, чтобы вызывать интерес и желание усваивать то, что

предлагает учитель. Лучше всего это сделать в виде сказки, так как

осмыслению

грамматического

материала,

как

и

любого

другого,

способствует

образная

ассоциативная

основа.

Можно

придумывать

«грамматические

образы»,

например:

в

нашем

«королевстве»

есть

трехглавый дракон “to be”.

Можно предложить, например, и следующий удачный грамматический

образ для артикля — это «липучка», которая, соответственно, липнет к

слову-предмету.

С нашей точки зрения, если на уроках объяснять грамматику, таким

образом, то ученики будут хорошо усваивать ее. Они будут ждать

следующего урока, чтобы услышать новую сказку про придворных

Королевства Грамматики. Конечно, если каждый учитель хорошо подумает,

то он сможет сочинить свою сказку, которая поможет его ученикам в

правильном понимании грамматики иностранного языка.

Сказочная интерпретация грамматических явлений, употребление

образных эпитетов позволяют наглядно представить абстрактные языковые

понятия

учащимся,

при

этом

обостряется

восприятие,

улучшается

запоминание. Таким образом, речь идет не только об использовании

непроизвольной моторной памяти, но и об эмоциональном стимулировании

когнитивной сферы. Обучение иностранным языкам с использованием

приемов драматизации основано на использовании интуитивно-образного,

метафорического мышления, где основной прием — это выдвижение

аналогий: образных, личностных, символических, фантастических.

Таким образом, можно и нужно использовать сказочные образы, чтобы

изучение иностранного языка было для учащихся не только полезным, но и

увлекательным.



В раздел образования