Напоминание

"Использование регионального компонента"


Автор: Баранова Наталия Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Холстовская СШ
Населённый пункт: с.Холстовка
Наименование материала: Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности.
Тема: "Использование регионального компонента"
Раздел: среднее образование





Назад




Использование регионального компонента

на уроках русского языка и литературы и внеурочной деятельности.

Учитель русского языка и литературы

Баранова Н.С.

МБОУ Холстовская СШ

В настоящее время региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в

образовании. Перед началом учебного года учителями учитывается и отмечается национально-

региональный компонент. Это люди, культура, традиции, быт и обычаи народов, растительный и

животный мир. Региональный компонент позволяет сделать уроки и внеклассные мероприятия

более живыми. Рассказы о каких-то событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и

решила через изучение исторического прошлого нашего города, культурных традиций прошлого и

настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества и героизма, развивать

интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и

патриотизма. Воспитание патриотизма – одна из главных задач. Необходимо объяснить, растущему

человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. А потому жить

необходимо так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы».

При изучении регионального компонента в курсе литературы множество разнообразных тем. Это

и языческая культура народа, и история православия, и мифология, и национальная одежда, и

народный календарь и т.п. В разных классах знакомимся с фольклором нашего народа в разных

жанрах (сказки, песни, сказания, частушки, поговорки). Здесь хорошо проявляется связь с семьей,

так как бабушки и дедушки могут рассказать какую-то не всем известную сказку, вспомнить

старинную песню, частушку и т.д.

Можно по-разному относиться к месту, в котором живёшь. Например, смотреть на него глазами

стороннего наблюдателя, считающего, что все здесь происходящее тебя не касается. Однако если

относиться к этому месту как к своей малой Родине, где рассчитываешь жить, тогда важно знать его

историю, культуру, что мы и делаем в учебном процессе, приобщая к этому детей. Для каждого

ученика важно знать свой родной край, его историю, культуру, природу.

Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы заставляет

учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и

полюбить свой родной край.

Предлагаю элементы внеклассных мероприятий.

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 5-7 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»

(элемент )…….

Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого

человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете

у вас есть «малая Родина»? Как она называется?

Правильно ребята, наша малая Родина – это Ульяновская область

Давайте послушаем стихотворение Баранов Данила Сергеевича, обучающегося МБОУ

Холстовской СШ «Мой край »

Ульяновский мой край, ты всем прекрасен,

Прекрасен реками, озерами, людьми,

И к нано технологиям твой взгляд уж ясен,

Горда ты будешь современными детьми.

Потенциала много, много инноваций,

Нас ждут успехи и победы впереди,

Услышишь много ты оваций,

Мой край родной, ты навсегда в груди.

Мы постараемся, чтоб становилась только краше

Земля отцов и прадедов родных.

И с каждым годом лучшие пейзажи

Могли увидеть только на Ульяновских местах своих.

Год создания: 2020г.

Учитель: Ребята, я буду задавать вопросы, связанные с Ульяновской областью. 1. Памятник

какому писателю является «визитной карточкой» города Ульяновска:

А) Пушкину Б) Карамзину

В) Лермонтову Г) Гоголю

2. Здравствуй, Вульф, приятель мой,

Приезжай ко мне зимой,

Да Языкова- поэта

Захвати сюда с собой…

Кто приглашал к себе в гости Языкова?

А) Карамзин Б) Ознобишин

В) Пушкин Г) Д.Давыдов

3. Сказка «Аленький цветочек» написана:

А) Садовниковым Б) Аксаковым

В) Языковым Г) Карамзиным

4. В Ульяновске находится единственный в мире музей

А) Языкова Б) Гончарова

В) Д.Давыдова Г) Аксакова

5. Бульвар в центральной части города Ульяновска назван по фамилии живописца, уроженца

Ульяновской Области:

А) А.Пластова Б)Р.Айрапетяна

В) Б.Клевогина Г)А.Маторина

6. Стихотворения «Песня старого гусара», «Гусарский пир», «Бородинское поле» принадлежат:

А) Пушкину Б) Гончарову

В) Давыдову Г) Ознобишину

7. Автором «Путешествия из Петербурга в Москву» является

А) Гончаров Б) Радищев

В) Давыдов Г) Карамзин

8. Кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» совершил наш земляк

А) Карамзин Б) Давыдов

В) Гончаров Г) П.Анненков

9. Три «О…». Так называют произведения

А) Карамзина Б) Гончарова

В) Давыдова Г) Радищева

10. Чья бабушка была связана родовыми узами с симбирским родом Столыпиных

А) Пушкина Б) Лермонтова

В) Гончарова Г) Давыдова

11. Где впервые встретились Н.М.Языков и А.С.Пушкин?

А) в имении Языковых

Б) в Михайловском

В) в Москве

Г) в Петербурге

12. Кого благословил на военную службу Суворов, предсказав, что ему будет суждено выиграть

три сражения:

А) Карамзина Б) Языкова

В) Гончарова Г) Давыдова

(Викторина составлена Кирюхиной Н.Л.)

Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети

говорят полным предложением, за что любят свою малую родину).

Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие?

(ответы детей: герб, флаг, гимн).(Презентация)

Учитель: Посмотрите – это герб Ульяновской области. Что изображено на нем?

Закон Ульяновской области о гербе и флаге Ульяновской области принят Законодательным

Собранием Ульяновской области 26 февраля 2004 года

Герб Ульяновской области является официальным символом Ульяновской области. Герб

Ульяновской области имеет в своей основе изображение исторического герба Симбирской

губернии и представляет собой: В лазоревом щите серебряная колонна, увенчанная

императорской короной с лазоревыми лентами. Щит увенчан традиционной земельной короной

(с тремя видимыми листовидными зубцами). Щитодержатели - золотые львы; из них один держит

в правой передней лапе меч, а другой - сноп того же металла; подножие - золотые дубовые ветви,

в центре которых золотая шестерня и летящая вправо серебряная чайка, перевитые лентой цветов

флага области. очему именно? (ответы детей:)

Учитель: Второй символ – это флаг. Описание флага.

--Флаг Ульяновской области является официальным символом Ульяновской области. Флаг

Ульяновской области представляет собой прямоугольное полотнище Целого цвета с

соотношением длины флага, к его ширине 3:2. В верхней части флага расположено белое поле,

занимающее 2/3 его ширины. На белом поле в центре изображен герб Ульяновской области. В

нижней части флага по всей длине расположены двойная голубая (синяя, лазоревая) волнистая

полоса и красная полоса, отделенная от голубой узкой белой полосой. Многоцветный рисунок

флага Ульяновской области помещен в приложении 3 к настоящему Закону.

--Флаг Ульяновской области поднят постоянно на зданиях: Законодательного Собрания области;

администрации области; администраций муниципальных образований области. Флаг

Ульяновской области вывешивается на зданиях (либо поднимается на мачтах, флагштоках)

органов исполнительной власти, сформированных администрацией области, общественных

объединений, предприятий, учреждений и организаций, а также на жилых домах в дни

государственных и областных праздников.

Учитель: Третий символ – это гимн.

Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?

Гимн Ульяновской области является официальным символом Ульяновской области. Принят на

основании закона № 197-ЗО от 6 декабря 2006 года «О Гимне Ульяновской области». Утвержден

губернатором Ульяновской области Сергеем Ивановичем МорозовымАвтор музыки — А. М.

Гурьянов, слов — Н. В. Марянин.

Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте.

Дети поют гимн

Музыка — А. М. Гурьянова, слова — Н. В. Марянина.

Симбирский край, земля отцов:

Над Волгой алые рассветы,

Мятежный нрав былых веков,

Сказанья сел и городов,

Высокий дух великих земляков -

Россией с давних пор воспеты!

Твой образ нам с рожденья дан

В полотнах пластовских просторов,

В них - честь и слава россиян,

Сура, Свияга, Черемшан,

Добро сердец и мирный труд волжан,

Дары полей и гул моторов!

Горит над Родиной восход,

Наш край привольный озаряя.

К победам вновь страна зовет,

И надо нам идти вперед.

Храни себя и процветай народ -

Творец Ульяновского края!

Внеурочное мероприятие на тему: «Символы России»

(Элемент)

Учитель: Хочу вам прочитать сочинение представлено в жанре эссе «Впечатление », написанное

выпускником МБОУ Холстовской СШ -Нуждиным Иваном

Перед написанием сочинения я долго думал, что же брать за основу этого?

После долгих раздумий я посмотрел в окно- увидел берёзу, ту самую берёзу, которую посадил мой дед

со своим отцом, будучи ребёнком. Именно берёза, эта белоствольная красавица, безусловно ,

является одним из ярких впечатлений моего детства. Я поясню, как она повлияла на моё отношение к

природе. Думаю, что нет ни одного русского поэта, не описывавшего и не воспевавшего в своих стихах

и произведениях это чудное дерево.

Я считаю, что в каждом из времён года это дерево особенно красиво. Давайте вспомним морозную

зиму, когда на ветвях дерева, как серебряные серёжки, блестит и переливается на солнце иней. Или

раннюю весну, когда только сошел снег, а берёза уже приободрилась и потянула свои ветви вверх к

солнцу, вместе с чуть зелёными почками. Летом берёза радует нас своим зелёным нарядом, кажется,

что если обнять ствол дерева, то можно попасть в другой мир, мир добра и ласки. Осенью берёза

наиболее красива, ведь в это время листва дерева окрашивается в пёстрые цвета- красные, оранжевые

и жёлтые, становится хорошо на душе, становится легче дышать, кажется что люди становятся

чуточку добрее.

Я видел, как ухаживают за ней, поливают в засуху, обрезают сухие или поломанные ветки. И мне

захотелось также заботиться, я посадил своё деревце- рябину. Как же было радостно видеть, как она

растёт и крепнет. Когда ухаживаешь за чем-то, естественно, и мусорить уже не хотелось, и ломать

кустарники и деревья. Потому что я знал, с каким трудом всё это нужно вырастить.

Прошло уже более чем пол века, но красавица за окном все ещё радует людей, наблюдающих за её

яркими нарядами в разное время года, да и просто прохожих, которые спешат по своим делам

восхищаются ею.

Мы знаем, что охрана природы- это наша культура. Как мы можем сказать, что мы культурные

люди, если разводим костры, оставляем за собой мусор, ломаем все вокруг. Хотя мы прекрасно

понимаем, что без природы человек ничто, просто каждый надеется на других. Авось уберут…

Когда у меня будут дети, я обязательно посажу под окном берёзу, чтобы она радовала

окружающих её людей, и делала этот мир добрее и чище.

Учитель: Сегодня мы с вами поучаствуем в игре в форме интеллектуальной эстафеты «Государственная

символика России и Ульяновской области». В игре принимают участие команды. Представление команд.

Команда «Россияне», капитан … и команда «Патриоты» капитан… Игра будет проходить в несколько этапов,

и чтобы вам узнать эти этапы необходимо разгадать филворд.

Учитель: Задание. Найдите и прочитайте слова, которые имеют отношение к нашему государству. Слова в

филворде могут изгибаться под прямым углом, по вертикали и горизонтали, но не пересекаться. Раздаю

задание.

О

Н

8

4

6

1

Ё

К

С

Т

У

Ц П Р

Ф

Л

И Т

И Я

Е

Г

А

Г

Е

Д

И З

Б

Р

Е

Н

Р

О С

к

о

Г

Т

Я

И С

о

л

И М

Н Е

З

б

о

к

Б

Е

Р

А

Слайд 8. Флаг, герб, гимн, президент, конституция, Россия, 1648 , колобок, берёза,Ё )

Учитель: Ребята, что обозначает цифра 1648? 19 января Ульяновская область отмечает свой день рождения.

Послушайте стихотворение, написанное выпускником МБОУ Холстовской СШ Барановым Иваном «Краса -

Ульяновская область!»

Большая Родина -Россия,

Но малую не забывай.

Страна моя всегда красива

И символов хоть отбавляй.

Краса-Ульяновская область,

Ты приезжай сюда скорей,

И для меня большая гордость

Сейчас всем рассказать о ней.

Вот Волга, мать всех рек в России

Раскинула свои края,

Есть церкви, малые ,большие,

История у всех своя.

А сколько здесь музеев разных,

На пальцах не пересчитать,

Для всей страны объектов важных,

Которые ты должен знать.

К примеру , край наш ,самолётный,

Здесь производится «Руслан».

Наш самолёт такой огромный,

Как будто это великан.

Людей великих тут немало

Жило, живут и будут жить.

Как много тут героев пало-

Так надо родину любить!

Аксаков, Карамзин, Давыдов-

Вот уроженцы мест сиих,

Не перечесть героев видных

Мы будем вечно помнить их.

Как много времени мне нужно,

Чтоб про Ульяновск рассказать,

А лучше просто взять, возможно,

Да и самим вам приезжать!

Региональный компонент является одним из эффективных средств патриотического

воспитания . Местный материал заставляет учащихся задуматься над многими вопросами

жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

Думаю, региональный компонент входит в жизнь каждой школы. Это послужит

воспитанию активных молодых граждан России.



В раздел образования