Напоминание

К вопросу о поурочном планировании


Автор: Изюменко Людмила Леонидовна
Должность: учитель информатики и икт
Учебное заведение: МАОУ "Школа № 118 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: К вопросу о поурочном планировании
Раздел: полное образование





Назад




К вопросу о поурочном планировании.

Л.Л. Изюменко, учитель информатики МАОУ СОШ № 118

Важно помнить, что «в педагогике, возведенной в степень

искусства, как и во всяком другом искусстве, нельзя мерить

действия всех деятелей по одной мерке, нельзя закабалять их в одну

форму; но, с другой стороны, нельзя и допустить, чтобы эти

действия

были

совершенно

произвольны,

неправильны

и

диаметрально противоположны» (Н.И. Пирогов).

Справедливые нарекания учителей-предметников вызывает то, что педагогическая наука

пока все еще отстает от требований жизни. Вместе с тем любой педагог-практик может

отметить, что педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям, лишь

знание и следование которым может обеспечить эффективность педагогической деятельности.

При этом и опыт, и теория показывают, что в педагогике и методике нет однозначных

решений,

невозможно гарантированное повторение однажды полученных результатов.

Педагогические закономерности стохастичны и вариативны.

В чем же заключается непосредственная подготовка учителя к уроку? Что такое поурочное

планирование?

Непосредственная подготовка учителя к уроку - это планирование урока, конкретизация

тематического

планирования

применительно

к

каждому

отдельно

взятому

уроку,

продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определены основное

содержание и направленность урока. План урока необходим каждому учителю независимо от

его стажа, эрудиции и уровня педагогического мастерства. Составляется он на основе

тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их

подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения необходимо

обдумывание цели урока, каждого его шага и запись в той или иной форме плана урока.

План урока - это начало творческого поиска, средство эффективности урока, реализация

замысла учителя, фундамент вдохновения и талантливой импровизации.

Методическая подструктура урока, разрабатываемая учителем на основе дидактической

структуры, характеризуется большой вариативностью. Так, на одном уроке она может

предусматривать рассказ учителя, постановку вопросов на воспроизведение учащимися

сообщенных им знаний, выполнение упражнений по образцу, решение задач и др.; на другом

— показ способов деятельности, воспроизведение учащимися, решение задач с применением

этого же способа в новых, нестандартных ситуациях и др.; на третьем — решение поисковых

задач,

с

помощью

которых

приобретаются

новые

знания,

обобщения

учителя,

воспроизведение знаний и т.д. Все это свидетельствует о том, что практически невозможно

дать единую схему для всех уроков по всем учебным предметам, изучающимся в школе.

При создании методического проекта урока учитель исходит из принципа оптимального

достижения

целей,

где

немаловажную

роль

в

обеспечении

успешности

учебно-

познавательного процесса - процесса воспроизведения прежних и усвоения новых знаний —

играют:

создание

мотивации,

психологического

комфорта,

учет

возрастных

и

индивидуальных особенностей детей.

Для учителя крайне важно, понимая объективную многоплановость процессов на уроке, не

довольствоваться их стихийным ходом, а постоянно искать и находить оптимальные варианты

взаимодействия элементов урока друг с другом.

Хороший урок — это тот урок, где царит деловая творческая обстановка, где желания

школьников размышлять — бьют ключом, где они охотно вступают в диалог с учителем, друг

с другом, авторами тех или иных теоретических концепций и пожеланий, не боясь попасть

впросак.



В раздел образования