Напоминание

Использование элементов проектной технологии в качестве профессиональных проб и профессионального самоопределения учащихся


Авторы: Пожидаева Светлана Александровна, Мальнева Инна Вадимовна
Должность: учителя географии
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия 44"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование элементов проектной технологии в качестве профессиональных проб и профессионального самоопределения учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




Пожидаева С.А., Мальнева И.В

МБНОУ «Гимназия №44», г. Новокузнецк

Использование элементов проектной технологии в качестве

профессиональных проб и профессионального самоопределения учащихся

Одним из важных направлений развития современной школы является

социализация

личности.

Часто

возникает

проблема

невозможности

для

учащегося свободно, в полной степени использовать в повседневной жизни

опыт,

знания,

приобретенные

в

школе.

Одновременно

требования

к

выпускникам школ

предъявляются более высокие, так как возрастает

потребность общества в личностях разносторонних, хорошо ориентирующихся

в современном мире, адаптирующихся к этим условиям.

Учителя географии нашей гимназии, учитывая все аспекты современного

мира,

видят выход в активной и разнообразной профориентационной

деятельности. Работа ведется на уроках географии, спецкурсах и

во

внеурочной деятельности. Для выполнения данной задачи

разработаны

спецкурсы «Россия и мировой рынок», «В мире профессий», «Мой мир

здоровья»,

«Индустриальный Кузбасс». На занятиях спецкурсов идет

знакомство с профессиями данного профиля, а также рассматриваются общие

сведения о профессии: содержание труда, необходимые знания и умения,

профессиональные качества, медицинские противопоказания, возможности

индивидуальной и предпринимательской деятельности, сферы занятости.

Значимую

роль

в

профориентационной

деятельности

отводим

экскурсиям.

Именно на экскурсиях выявляются интересы, проводятся

профессиональные

пробы.

Учащиеся

классов

экономического

профиля

знакомятся

с

профессиями

предпринимателя,

менеджера,

бухгалтера,

экономиста, посещая предприятия малого бизнеса, туристические агентства,

организации транзитных перевозок грузов. Интерес вызывают и профессии,

связанные с банковской деятельностью, с которыми учащиеся знакомятся во

время

посещения Кузнецкбизнесбанка, Сбербанка, коммерческих банков

города.

Именно

на

экскурсиях

выявляются

интересы,

проверяются

возможности и способности подростка, составляются

представления о

характере труда разных специалистов, проводятся профессиональные пробы

для максимальной приближённости к реальности.

С каждым годом возникает необходимость поиска новых методов,

технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на

более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей

стране, но и за рубежом

.

Одним из таких методов является проектный метод

обучения. Данный метод позволяет учителям выйти за рамки классно-

урочной системы обучения. В основу метода положена идея направленности

учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который

получается при решении той или иной практически или теоретически значимой

проблемы. Внешний результат

можно увидеть, осмыслить, применить в

реальной

практической

деятельности,

внутренний

результат

опыт

деятельности - становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе

знания и умения, компетенции и ценности

.

Обобщая наш педагогический опыт

по руководству учебными исследованиями, приходим к выводу, что проблема

должна быть взята из реальной жизни, быть знакомой и значимой для ученика,

иметь практическую направленность. Кроме того, тему учебного проекта

выбираем соответственно возрастным особенностям учащихся. Работа ведется

по разным видам проектов:

Творческие: учащиеся проектировали платформу, на которой разместили

город и парковую зону. Проект назвали «Город на воде».

Класс делился на

несколько групп: экологи, гидрологи, почвоведы, архитекторы, метеорологи,

биологи. Каждая группа получала своё задание: архитекторы – проектирование

платформы, на которой мог бы разместиться город; почвоведы – создание

зелёной зоны и обоснование её нахождения на данной территории; экологи –

рассмотрение

вопросов

возможного

негативного

влияния

данной

инфраструктуры города на окружающую среду. Проект ребят заинтересовал,

был достаточно хорошо проработан и представлен на районную научно-

практическую конференцию.

Практико-ориентированный: Этот проект отличает четко обозначенный

с самого начала результат деятельности

участников, который нацелен на

социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Ученики 10-х классов приняли активное участие в разработке проекта

«Памятник молодожёнам». В ходе работы над проектом были предложены

следующие

специальности:

журналист,

фотокорреспондент,

художник,

программист. Ученики консультировались с главным архитектором города,

проводили интервьюирование молодожёнов об актуальности создания данной

композиции, сделали рисунок композиции, создали макет памятника путём

компьютерной графики. Проект, разработанный ребятами, стал призёром

городского конкурса «Подари городу памятник!» и набрал большинство

голосов при обсуждении в социальных сетях.

Исследовательский проект «Повышение эффективности использования

снега и вторичных продуктов ТБО в отдельном промышленном городе»,

представленный на 6 Всероссийском конкурсе научно – инновационных

проектов для старшеклассников «Технологии для модернизации России»,

потребовал

от

ребят

изучения

технологий

снегоплавильных

станций,

принципов работы полигонов ТБО и парникового хозяйства.

Социальный проект

«Новый облик речного вокзала: оригинальная

архитектурная форма из ТБО» обогатил учащихся опытом работы в составе

экологического отряда.

Считаем, что формирование готовности обучающихся к выбору своей

профессии складывается из ключевых компетенций, к коим относится и

проектная компетенция, которая должна стать одним из результатов общего

среднего образования, а проектная деятельность – её новым содержанием.

Задача учителя -

выбирать такие формы и методы профориентационной

работы,

чтобы

выпускники

были

готовы

к

профессиональному

самоопределению в условиях рыночных отношений.

Литература:

Как научиться выбирать профессию? // Первое сентября,

«Школьный психолог», М., Чистые пруды, 2008 г. - №20



В раздел образования