Авторы: Пожидаева Светлана Александровна, Мальнева Инна Вадимовна
Должность: учителя географии
Учебное заведение: МБНОУ "Гимназия 44"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование элементов проектной технологии в качестве профессиональных проб и профессионального самоопределения учащихся
Раздел: среднее образование
Пожидаева С.А., Мальнева И.В
МБНОУ «Гимназия №44», г. Новокузнецк
Использование элементов проектной технологии в качестве
профессиональных проб и профессионального самоопределения учащихся
Одним из важных направлений развития современной школы является
социализация
личности.
Часто
возникает
проблема
невозможности
для
учащегося свободно, в полной степени использовать в повседневной жизни
опыт,
знания,
приобретенные
в
школе.
Одновременно
требования
к
выпускникам школ
предъявляются более высокие, так как возрастает
потребность общества в личностях разносторонних, хорошо ориентирующихся
в современном мире, адаптирующихся к этим условиям.
Учителя географии нашей гимназии, учитывая все аспекты современного
мира,
видят выход в активной и разнообразной профориентационной
деятельности. Работа ведется на уроках географии, спецкурсах и
во
внеурочной деятельности. Для выполнения данной задачи
разработаны
спецкурсы «Россия и мировой рынок», «В мире профессий», «Мой мир
здоровья»,
«Индустриальный Кузбасс». На занятиях спецкурсов идет
знакомство с профессиями данного профиля, а также рассматриваются общие
сведения о профессии: содержание труда, необходимые знания и умения,
профессиональные качества, медицинские противопоказания, возможности
индивидуальной и предпринимательской деятельности, сферы занятости.
Значимую
роль
в
профориентационной
деятельности
отводим
экскурсиям.
Именно на экскурсиях выявляются интересы, проводятся
профессиональные
пробы.
Учащиеся
классов
экономического
профиля
знакомятся
с
профессиями
предпринимателя,
менеджера,
бухгалтера,
экономиста, посещая предприятия малого бизнеса, туристические агентства,
организации транзитных перевозок грузов. Интерес вызывают и профессии,
связанные с банковской деятельностью, с которыми учащиеся знакомятся во
время
посещения Кузнецкбизнесбанка, Сбербанка, коммерческих банков
города.
Именно
на
экскурсиях
выявляются
интересы,
проверяются
возможности и способности подростка, составляются
представления о
характере труда разных специалистов, проводятся профессиональные пробы
для максимальной приближённости к реальности.
С каждым годом возникает необходимость поиска новых методов,
технологий обучения, которые бы позволили подготовить обучающихся на
более высоком уровне, сделать конкурентоспособными не только в нашей
стране, но и за рубежом
.
Одним из таких методов является проектный метод
обучения. Данный метод позволяет учителям выйти за рамки классно-
урочной системы обучения. В основу метода положена идея направленности
учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который
получается при решении той или иной практически или теоретически значимой
проблемы. Внешний результат
можно увидеть, осмыслить, применить в
реальной
практической
деятельности,
внутренний
результат
–
опыт
деятельности - становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе
знания и умения, компетенции и ценности
.
Обобщая наш педагогический опыт
по руководству учебными исследованиями, приходим к выводу, что проблема
должна быть взята из реальной жизни, быть знакомой и значимой для ученика,
иметь практическую направленность. Кроме того, тему учебного проекта
выбираем соответственно возрастным особенностям учащихся. Работа ведется
по разным видам проектов:
Творческие: учащиеся проектировали платформу, на которой разместили
город и парковую зону. Проект назвали «Город на воде».
Класс делился на
несколько групп: экологи, гидрологи, почвоведы, архитекторы, метеорологи,
биологи. Каждая группа получала своё задание: архитекторы – проектирование
платформы, на которой мог бы разместиться город; почвоведы – создание
зелёной зоны и обоснование её нахождения на данной территории; экологи –
рассмотрение
вопросов
возможного
негативного
влияния
данной
инфраструктуры города на окружающую среду. Проект ребят заинтересовал,
был достаточно хорошо проработан и представлен на районную научно-
практическую конференцию.
Практико-ориентированный: Этот проект отличает четко обозначенный
с самого начала результат деятельности
участников, который нацелен на
социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Ученики 10-х классов приняли активное участие в разработке проекта
«Памятник молодожёнам». В ходе работы над проектом были предложены
следующие
специальности:
журналист,
фотокорреспондент,
художник,
программист. Ученики консультировались с главным архитектором города,
проводили интервьюирование молодожёнов об актуальности создания данной
композиции, сделали рисунок композиции, создали макет памятника путём
компьютерной графики. Проект, разработанный ребятами, стал призёром
городского конкурса «Подари городу памятник!» и набрал большинство
голосов при обсуждении в социальных сетях.
Исследовательский проект «Повышение эффективности использования
снега и вторичных продуктов ТБО в отдельном промышленном городе»,
представленный на 6 Всероссийском конкурсе научно – инновационных
проектов для старшеклассников «Технологии для модернизации России»,
потребовал
от
ребят
изучения
технологий
снегоплавильных
станций,
принципов работы полигонов ТБО и парникового хозяйства.
Социальный проект
«Новый облик речного вокзала: оригинальная
архитектурная форма из ТБО» обогатил учащихся опытом работы в составе
экологического отряда.
Считаем, что формирование готовности обучающихся к выбору своей
профессии складывается из ключевых компетенций, к коим относится и
проектная компетенция, которая должна стать одним из результатов общего
среднего образования, а проектная деятельность – её новым содержанием.
Задача учителя -
выбирать такие формы и методы профориентационной
работы,
чтобы
выпускники
были
готовы
к
профессиональному
самоопределению в условиях рыночных отношений.
Литература:
Как научиться выбирать профессию? // Первое сентября,
«Школьный психолог», М., Чистые пруды, 2008 г. - №20