Автор: Кулагина Татьяна Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №107"
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Решение текстовых задач в 7 классе"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта
урока по теме «Решение текстовых задач», 7 класс.
Цели урока:
1)
формирование умений и навыков решения задач с помощью линейных уравнений;
2)
развивать логическое мышление (умение сравнивать, проводить аналогии), развивать внимание, математическую речь, умение
переводить текст задачи в математическую модель;
3)
воспитывать активность и самостоятельность;
4)
читательская грамотность: формирование
способности понимать, использовать, оценивать текст задачи, структурировать
информацию;
5)
математическая грамотность: формулировать ситуацию на языке математики; применять математические понятия, факты,
использовать и оценивать математические результаты.
Этап урока
Содержание педагогического взаимодействия
Формируемые УУД
Планируемые
результаты
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1. Органи-
зационный
момент
Приветствует обучающихся, проверяет их
готовность к уроку
Приветствуют учителя,
проверяют свою
готовность к уроку
Личностные:
ответственность,
пунктуальность
Полная
готовность к уроку
2. Актуали-
зация знаний
Мотивация
Подведение детей к формулированию темы и
постановке задач урока.
-На слайде представлена фраза известного
математика Джорджа Полиа, но слова
перепутаны.Составьте фразу великого
математика.
Учащиеся устанавливают
связи между словами,
составляют афоризм;
формулируют тему урока
«Решение задач»
Познавательные:
Смысловое чтение
Коммуникативные:
Умение выражать
свои мысли в устной
форме
Регулятивные:
целеполагание
Правильно
сформулировали
тему урока
3.Открытие
новых знаний
-Прежде чем преступить к решению задач, прошу
вас оценить свои умения решать задачи .По
критериям, представленным в таблице в
Учащиеся оценивают себя
Личностные:
Развитие адекватной
самооценки
Объективно
оценили свои
знания
соответствии с баллами:0-не знаю, не умею; 1-
знаю, умею, но иногда испытываю затруднения;
2-знаю, умею.
Я знаю алгоритм
решения задачи с
помощью линейного
уравнения
Я знаю с чего начать
решение задачи
Я умею составлять
уравнение по условию
задачи
Я умею решать задачи с
помощью линейного
уравнения, применяя
все этапы
математического
моделировния
4.Практический
этап
-На основании ответов делаем вывод: Нам есть
чему учиться в решении текстовых задач, с
помощью линейных уравнений. На данном уроке
мы должны продвинуться в умении решать
задачи.
-Проверим ваши теоретические знания:
1) Назовите составляющие текстовой задачи по
математике.
2)Сформулируйте алгоритм решения задачи с
помощью уравнения.
3)С помощью чего мы можем структурировать
Учащиеся отвечают на
вопросы, актуализируют
знания.
1)Условие и требование
2)Анализ условия задачи,
структурирование
информации,
моделирование задачи,
определение вида задачи
Познавательные:
Умение
формулирования
проблемы, ее
решение;
Регулятивные:
Умение осознать то,
что усвоено и что еще
подлежит
качественному
усвоению;
определять
последовательность
Понимание
значимости
теоретических
знаний для
практического
применения
информацию?
3) с помощью таблицы
Формулируют цель урока
действий
5. Первичное
закрепление
Задача: Моторная лодка прошла 25км по течению
реки и 8км против течения, затратив на весь путь
2ч. Какова скорость лодки в стоячей воде, если
скорость течения реки равна 3км/ч?
-Что в этой задаче делают?
-Какие величины характеризуют покупку?
-Каким соотношением связаны эти величины?
Задача: Первый рабочий за час делает на 10
деталей больше, чем второй, и выполняет заказ,
состоящий из 60 деталей, на 3 часа быстрее, чем
второй рабочий, выполняющий такой же заказ.
Сколько деталей в час делает второй рабочий?
-Что в этой задаче делают?
-Какие величины характеризуют покупку?
-Каким соотношением связаны эти величины?
Задача: Смешали некоторое количество 55-
процентного раствора некоторого вещества с
таким же количеством 97-процентного раствора
этого же вещества. Сколько процентов составляет
концентрация получившегося вещества?
-Что в этой задаче делают?
-Какие величины характеризуют покупку?
-Каким соотношением связаны эти величины?
Отвечают на вопросы:
-Двигаются, значит
задача на «движение»
-Скорость, время, путь
-Скорость*время=путь
-Работают, значит
задача на «работу»
-Производительность
труда, время, объем
работы
-Производительность
труда*время=объем
работы
Регулятивные:
Умение составлять
план;
определение
последовательности
действий.
Познавательные:
умение
структурировать
найденную
информацию в
нужной форме
Видеть и
проводить аналоги
в задачах
Следующий этап решения задачи-схематическая
запись в виде рисунка, чертежа, графика, таблицы.
На данном уроке рассмотрим применение таблицы
как одну из самых эффективных способов
схематической записи задачи.
Таблица-это особая форма передачи содержания
задачи, которую отличает от текста
организация слов и чисел в колонки(графы) и
горизонтальные строки таким образом, что
каждый элемент является одновременно
составной частью и строки, и колонки.
-Смешивают, значит
задача на «смеси»
-Концентрация, масса
раствора, масса вещества
-Концентрация*масса
раствора=масса
вещества
Сравнивают задачи,
проводят аналоги.
Составляют таблицы и
математические модели к
задачам.
6. Информация о
домашнем
задании
Решение математических моделей, составленных к
классным задачам.
Решают уравнения
Личностные:
Осознание смысла
учения;
понимание личной
ответственности за
результат
Умение решать
уравнения
Кулагина Татьяна Ивановна, учитель МБОУ «СОШ №107», г. Новокузнецк