Автор: Назарова Оксана Петровна
Должность: учитель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 с. Измалково" Слободской филиал
Населённый пункт:
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Когда начинать воспитывать ребенка
Раздел: среднее образование
Когда начинать воспитывать ребенка.
В вопросе, когда надо начинать воспитывать детей, мнения расходятся. По
определению одного ученого, душа ребенка подобна кинематографической
ленте, которая непрерывно фиксирует все ощущения. Когда еще ребенок
лежит в детской кроватке, а душа его уже накапливает впечатления,
интонации голосов, настроение родителей. И все, что он воспринимает,
становится частью его личности.
Итак, самое важное время для воспитания – раннее детство. Душа
ребенка в дошкольном возрасте подобна глине, из которой можно лепить его
будущую личность, формировать его нравственный мир. После этого
возраста главные черты переделать уже почти невозможно. Поэтому очень
хорошо поступают те родители, которые уже с раннего возраста прививают
своим детям правильные ориентиры.
Психологи утверждают: «Все проблемы родом из детства.» Чтобы
обеспечить своему ребёнку гармоничное развитие и полноценную жизнь в
будущем, нужно начинать с самого рождения. Не даром в старину
говорили:"Учи ребенка , когда он поперек лавки лежит"
Воспитание ребенка обязательно должно вести и борьбу с его
отрицательными чертами. Негативные качества характера развиваются и
закрепляются быстро и могут заглушить добрые стороны его души.
Наблюдая за своими детьми, мы убеждаемся, что почти с пеленок в них
проявляются дурные наклонности: то он капризничает, то хитрит, то
проявляет жадность и агрессию по отношению к другим детям. Если
родители не научат его самого бороться со своей ленью, обманом,
жестокостью, то эти наклонности укрепятся и превратятся в пороки, с
которыми будет трудно бороться. Всем известно, что сорные травы всегда
выносливее садовых, а чтобы вырастить что-нибудь полезное в саду, нужно
постоянно бороться с сорняками. К сожалению, добрые качества
приобретаются только усилиями и постоянством, а дурные наклонности сами
развиваются. Нельзя удовлетворять каждый каприз ребенка. Если же
оставить нехорошие качества без внимания, то они превратятся в привычку
Родители должны воспитывать детей так, чтобы они понимали, что есть
дозволенное и недозволенное. Разумные запрещения и легкие наказания
совершенно необходимы. Будьте уверенны, что даже маленький ребенок,
поймет, что есть вещи дозволенные и недозволенные. Поняв, что
дозволенные вещи влекут за собой неприятные последствия, ребенок будет
избегать всего запрещенного.
Однозначно, с первым «нет» стоит познакомить ребенка уже с года.
Малыш, разрисовывает фломастером обои не для того чтобы расстроить вас,
он всего лишь познает этот мир, учится новому, экспериментирует. Родители
дожны объяснить , что это плохо. Если ему будет дозволено прыгать с
кровати, как с трамплина или покарять обеденный стол, как Эверест, он
будет думать, что такое поведение – норма. В таком случае он начнет вести
себя так везде, где заблагорассудится.
Его детская воля, еще только начинает формироваться, будет
подготовлена к тому, что в жизни надо подчиняться установленным
правилам. В восемнадцать месяцев ребенок обладает небольшими навыками
самоконтроля. Но работать это будет только при вашем участии. Например,
малыш не может достать игрушку, вы можете попросить подождать минуту,
и предложить свою помощь. И он действительно будет ждать.
По мере того как ребенок растет, родители должны укреплять в ребенке
чувство, которое бы само бы боролось с дурными наклонностями и
поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть способность оценивать
свои поступки – это совесть. Задача родителей развить в ребенке чуткую
совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу. Правильное воспитание
предполагает привитие ребенку этого чувства с самого раннего детства.
Воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию.
Вначале воспитание сводится к запрещениям: не делай этого, так делать
нельзя, это нехорошо. Но ребенок растет, и нужно ему давать что-то
положительное. Здесь и начинаются трудности, так как для внушения
ребенку правил не всегда бывает достаточно одних слов. Чтобы преодолеть
это, родители должны подавать личный пример. Поведение близких людей –
вот что каждый день и час воздействует на ребенка. Дети сталкиваются с
двумя группами людей: домашними и со сверстниками. Нам часто кажется,
что со стороны семьи дети видят только положительный пример. А со
стороны товарищей, соседей дети подвергаются негативному влиянию. И у
родителей возникает желание запретить детям общение с «отрицательной»
средой – но это создало бы искусственное разобщение ребенка с
окружающими и лишило бы его необходимой подготовки к школьной жизни.
Ведь порой, совершенно «отрицательная» среда может научить ребенка
дружить, защищать слабого, не быть ябедой.
Проводите как можно больше времени со своим ребенком. Изучайте его.
Если вы будете понимать в каких ситуациях он терпелив, а когда его легко
вывести из себя, вы сможете помогать ему правильно развивать чувство
самоконтроля.
Уважаемые родители! Любите своих детей, справедливо относитесь к
ним, будьте последовательны в поступках – «как учите, так и сами
поступайте». ШКОЛА
Продолжается воспитание в школе. Детский коллектив является условием,
средством и местом формирования личности каждого ребенка. Поэтому
внимание учителя к вопросам организации и становления детского
коллектива должно быть неослабным и постоянным в течение всех лет
обучения детей в школе.
Процесс формирования классного коллектива происходит в различных
видах деятельности: учебной, трудовой, игровой. Коллектив класса в жизни
школьника выступает как основной коллектив, потому что именно в нем
происходит общественно ценная и значимая для детей деятельность. В
классном коллективе дети осуществляют ведущую деятельность — учение,
которое является главным фактором их общего и нравственного развития.
Школьник должен чувствовать себя в коллективе защищенным от
несправедливости и обиды, видеть, что он не безразличен коллективу. Забота
о личности — первейшая заповедь коллектива. Справедливость требует,
чтобы недобросовестный человек не мог злоупотреблять заботой коллектива,
эксплуатировать гуманное отношение коллектива к нему. Вот почему с
воспитанием коллективизма неразрывно связано формирование личной
ответственности за общее дело.
Большое значение придается игре как важнейшей форме совместной
деятельности детей и как одному из приемов организации учения, труда и
других занятий.
Содержание сюжетных творческих игр помогает учителю обратить
внимание детей на нравственную сторону взаимоотношений людей (это игры
в «почту», в «магазин», в «путешественников», в «город вежливых» и др.).
Коллективные подвижные игры подобраны так, что выполнение правил
игры требует следования нравственным нормам, соблюдение которых
необходимо для того, чтобы игра состоялась и была интересной. В этих играх
одновременно с достижениями в ловкости движений, в скорости бега
решаются и чисто воспитательные задачи. Участники игры оказывают
помощь товарищам, забывая о своих личных интересах. Таким образом
формируется чувство коллективизма.
В воспитательном отношении большое значение имеет правильный состав
играющих. Задача педагогов — оценить достоинства каждого ребенка и
сделать его присутствие в той или иной играющей группе необходимым и
полезным для других.
Личность ребенка многообразна и не исчерпывается только успешностью в
учении и дисциплинированностью.
У каждого ребенка есть свои интересы и потребности, моральные качества,
характериологические особенности и способности к тому или иному виду
деятельности. Все это может и должно найти в класcном коллективе
необходимые условия для положительного развития.
Учитель может рассаживать детей исходя из самых разных оснований:
активного ребенка с пассивным, девочку с мальчиком, хорошо успевающего
ученика с отстающим и т. п., однако при всем этом необходимо сохранить
основной принцип: сосед по парте не должен вызывать антипатии у ребенка.
В течение года можно несколько раз провести «пересадку», это даст
возможность детям ближе познакомиться друг с другом, лучше узнать
большее количество детей.
Для организации детского коллектива большое значение имеет
установление дежурства по классу. Обычно дежурят дети, сидящие за одной
партой, а само дежурство организуется по рядам. Следует подчеркнуть, что
дети, выполняющие данную общественную обязанность, должны четко
знать, что и как им необходимо делать, а учитель на первых порах помогает
детям в установлении отношений руководства и подчинения. Дежурные
выступают руководителями детского коллектива, и каждый ребенок должен
уметь подчиняться их законным просьбам и распоряжениям.
Особенностью деятельности детей является активное и более
сознательное включение их самих в процесс организации жизни класса.
Некоторые функции, связанные с организацией коллективной жизни
учащихся, частично переходят от педагогов к самим школьникам. Дети более
самостоятельно организуются для выполнения той или иной работы. Задача
состоит в том, чтобы продумать, какие стороны коллективной жизни класса
можно постепенно передать в руки детей, какие организационные формы
использовать для этого. Овладение элементами самоуправления — самый
верный путь подготовки детей к деятельности в детской организации.
Соответственно изменяется и позиция учителя в руководстве
внеклассной деятельностью детей. Учитель теперь чаще выступает как
советчик, консультант, высказывающий свое мнение, дающий оценку
происходящему. Он все более воздействует на учащихся через актив,
убеждая их в правильности и целесообразности своих предложений.
Однако без непосредственного участия учителя во всех делах класса
трудно обойтись. Он присутствует на классных собраниях. Его слово
остается решающим в конфликтных ситуациях. Учителю еще часто
приходится напоминать детям об их обязанностях. Он направляет
взаимоотношения детей, обращает их внимание на проявления товарищества,
доброжелательности, справедливости, тактичности, осуждает эгоизм,
грубость, несправедливость. Словом, учитель по-прежнему регулирует жизнь
детей в классе, группе, но старается осуществлять свое руководство
опосредованно—через актив класса. Становление и развитие детского
коллектива, формирование в нем нравственных взаимоотношений — процесс
сложный и длительный.
Во внеклассной работе большое значение имеет нравственное воспитание
в общественно полезном труде, игре, на дополнительных занятиях.
В детской организации между детьми формируются отношения, которые
связаны прежде всего с товарищеской солидарностью, умением действовать
сообща, потребностью передавать свои знания и умения другим, учиться у
других.
Выбор классного актива: старосты, санитаров, хозяйственников,
цветоводов, физруков, затейников, библиотекарей, ответственных за ведение
календаря погоды, заранее нужно подбирать кандидатуры наиболее
подходящих ребят. При распределении общественных поручений следует
придерживаться таких правил: во-первых, каждому ребенку должно быть по
сердцу то, что ему поручает выполнить коллектив, во-вторых, каждый
ребенок должен чувствовать ответственность за порученное дело, а для этого
эпизодически рассказывать, что он делает для классного коллектива, в-
третьих, необходимо охватить поручениями всех детей. Сами поручения не
следует давать на длительный срок. Можно раз и месяц или и четверть
менять ответственных за тот или иной участок общественной работы. Если
ребенок отказывается выполнять поручение, то учитель тактично узнает
причину отказа (не следует насильно заставлять ребенка выполнять
поручение) и нужно убеждать школьника в необходимости его работы для
коллектива.
Уже с первых дней учения в коллективе начинает формироваться
общественное мнение. Учитель должен уметь осторожно и ненавязчиво
управлять им.
Работая с коллективом, нужно ежемесячно проводить классные собрания,
на которых дети учатся распределять общественные поручения,
рассказывать, что они сделали для коллектива, обсуждать, что было
хорошего и что плохого за прожитый месяц. В самом начале делает это
вместе с детьми, но затем постепенно активизирует большую
самостоятельность учащихся, формируя самодеятельность детского
коллектива. Однако нужно помнить, что общественное мнение коллектива —
очень мощное средство, поэтому не следует, например, на классных
собраниях обсуждать и осуждать неуспевающих учеников, так как мнение
учащихся зачастую категорично, а их суждения лишены необходимого такта.
Нередко такого рода обсуждения скорее разрушают, а не сплачивают детский
коллектив.
Процесс становления детского коллектива длителен и сложен. Он не
ограничивается и не исчерпывается организацией дежурств в классе,
выборами ответственных лиц, распределением поручений.
Основная задача учителя в работе с коллективом состоит в том, чтобы у
каждого ребенка найти сильные стороны, на которые можно было бы
опереться в воспитательной работе с ним, помочь ему раскрыть перед
коллективом то хорошее, что в нем уже есть. Само собой разумеется, что
педагог не только раскрывает возможности ребенка, но и формирует их в
процессе воспитательной работы, устраняя недостатки его характера и
поведения.
Особым вниманием учителя должны пользоваться те дети, которые по
разным причинам не получают признания в среде сверстников. Нередко
полные, неуклюжие, худые дети или дети с какими-либо физическими
недостатками получают обидные прозвища, их не принимают в общие игры.
Обо всем этом учитель должен знать и решительно пресекать
неуважительное отношение к таким детям. В течение всего года в классном
коллективе должна быть создана атмосфера доброжелательного,
уважительного отношения к каждому без исключения ребенку. Своей
активной гуманистической позицией и стилем отношения ко всем детям
педагог создает образец для гуманных взаимоотношений между детьми.
Учитель добивается того, чтобы ребенку было приятно идти в школу, где он
встретит гуманное отношение как со стороны педагога, так и со стороны
детского коллектива.
Хорошо организованное воспитание - это обеспечение широкого
взаимодействия ребенка с многообразиями явлений жизни, в процессе
которого у него формируются отношения к миру на уровне человеческой
культуры, требований общества и личных индивидуальных особенностей,
максимальное развитие которых является условием его счастья.
Высшей ценностью воспитательной деятельности является сам ребенок.
В нем следует видеть Человека, а не объект воздействия. Его необходимо
воспринимать таким, каков он есть на самом деле. Не нужно переделывать
ребенка, ломать его, а стараться воспитать в нем необходимые качества,
основываясь на его природных особенностях.
Хочется закончить свои размышления о воспитании личности словами
В.А.Сухомлинского: «У каждого ребенка в глубине души спрятаны
колокольчики. Надо только отыскать их, затронуть, чтобы они зазвенели
добром и веселым звоном».