Автор: Сорокина Екатерина Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Средняя школа 89
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: "Практика проведения занятий внеурочной деятельности, направленных на развитие читательской грамотности"
Раздел: среднее образование
Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации федеральных
образовательных стандартов. Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в
документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных
заведениях никак не было обозначено. С сентября 2022года Министерством просвещения
утверждены новые ФГОС начального и основного общего образования. ФГОС были созданы с
целью организации единого образовательного пространства по всей России.
Обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариантивности в формировании школами
основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования, а
также учета интересов и возможностей как самой школы, так и их учеников. Особое внимание
уделяется развитию функциональной грамотности школьников– способность решать учебные
задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и
универсальных способов деятельности. Важно создать такое образовательное пространство,
которое бы способствовало личностному развитию учащихся, включая гражданское,
патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое
воспитание.
Согласно новому стандарту, достигать определенных результатов в образовательной
деятельности можно не только на уроках. Внеурочная деятельность по новым ФГОС 2022 также
является важным рабочим инструментом.
БИМЦ Средней школы №89 — это то образовательное пространство, которое позволяет
реализовать программы внеурочной деятельности по обновленным ФГОС. Сегодня я расскажу вам о
своей практике проведения внеурочных занятий на базе БИМЦ. Программа внеурочной
деятельности для 5, 6-9 классов называется «Живое слово: читательская грамотность». Я работаю
в тандеме с заведующей БИМЦ.
Направленность программы по содержанию является художественно – эстетической,
общекультурной, по форме организации кружковой. Цель данной программы: формирование
навыков смыслового чтение и работы с содержащейся в текстах информацией; вызов интереса к
применению полученной информации на практике, а также воспитанию и развитию ребенка
средствами литературного текста, где школьник выступает в роли художника, исполнителя,
режиссера, композитора театрализованного мероприятия. Итоговым продуктом программы
являются открытые театрализованные мероприятия, в которых в роли учителя выступают старшие
школьники. Деятельность обучающихся можно охарактеризовать следующий образом: «Читаем.
Решаем. Живем»
На внеурочных занятиях по программе «Живое слово» учащиеся овладевают следующими
навыками:
1.
Поиск информации (изучение литературных произведений, энциклопедических
текстов, электронных информационных справочников и тд)
2.
Понимание прочитанного (здесь мы говорим о смысловом чтении)
3.
Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) (здесь мы говорим о
критическом мышлении: создание сценария для будущего мероприятия)
4.
Применение информации для решения своих задач (открытые театрализованные
мероприятия).
Задачи учителя-словесника и библиотекаря заключаются в следующем:
1.
мотивировать школьников на чтение как процесс и как деятельность,
2.
сформировать их читательскую компетентность,
3.
приобщить учеников к миру культуры.
Тем самым мы работаем над формированием Гибких навыков (Soft Skills):
1.
критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация,
обобщение информации, предвидение;
2.
коммуникация: навыки качественного устного и письменного общения, умение
говорить публично и внимательно слушать;
3.
креативность: артистизм, любопытство, воображение, инновации, самовыражение;
4.
кооперация: работа в команде, сотрудничество, виртуальный коворкинг (обсуждение
работы в ZOOM, групповые звонки в Сферум)
Формы проведения занятий различны: лекции, видео-уроки, проектная деятельность,
выставки, литературные гостиные, мастер-классы и тд.
В 2022-2023 учебном году уже были успешно проведены следующие мероприятия:
Театрализованное открытое мероприятие «Необъятная моя Родина», приуроченное к
году культурного наследия народов России. Цель: познакомить учащихся с многообразием
декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества русского народа.
Основная задача: расширить представления детей о многообразии форм культурного
наследия РФ.
Мы говорим об объектах нематериального культурного наследия: устном народном
творчестве и народных промыслах. Ведущими являются учащиеся 5 классов, переодетые в
фольклорных героев: Матрена в нарядном сарафане и кокошнике, скоромохи в ярких рубашках в
шапках с бубенцами и дед в валенках и шапке-ушанке. В роли учителя также выступает ученица 5
класса. Каждый этап урока и действие фольклорного героя сопровождаются специально
подобранными музыкальными русскими народными композициями, пословицами и поговорками. В
теоретическом этапе мы урока также используем видеоматериалы проекта «Мульти-Россия» и
«Здравое поселение». Младшие школьники поют песню в караоке «Калинка-малинка» вместе с
мультипликационным героем Буренкой-Дашей. Русская девица Матрена (ученица 5 класса) вместе с
учащимися поем русские народные частушки. В качестве домашнего задания младшим ребятам
необходимо выполнить рисунок или поделку по теме мероприятия.
Литературно-музыкальная композиция «Праздник белых журавлей»
день поэзии и
светлой памяти павших солдат на поле боя. Подготовка к данному мероприятию проводилась на базе
БИМЦ. Мы работали с текстами писателя и поэта Расула Гамзатова, Большая Российская
энциклопедия: в 30 т./Председатель Науч.-ред.совета Ю.С. Осипов, с электронным журналом
«Профобразование», материалами Интернета.
Планируем провести открытое внеурочное мероприятие, посвященное 100летию
образования СССР, так это событие неотъемлимая часть истории нашего государства. Учащиеся 5-6
х классов будут выступать в роли учителей, а участниками будут ученики 4х классов. Мы поговорим
с ребятами об истории создания СССР, о том, как во времена СССР жили их бабушки и дедушки,
мамы и папы: о жизни пионеров, деткой литературе времен СССР, о мультфильмах и киножурнале»
Ералаш», в которых показана жизнь школьников тех времен.
В завершении я бы хотела подчеркнуть, что БИМЦ Средней школы №89 позволяет создать
такую система внеурочной деятельности библиотеки, в условиях которой можно максимально
развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,
обеспечить воспитание свободной личности. При этом решаются важные задачи: развитие
творческих и интеллектуальных способностей.