Напоминание

"Практика проведения занятий внеурочной деятельности, направленных на развитие читательской грамотности"


Автор: Сорокина Екатерина Дмитриевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ Средняя школа 89
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: "Практика проведения занятий внеурочной деятельности, направленных на развитие читательской грамотности"
Раздел: среднее образование





Назад




Современная школьная библиотека - одно из основных условий реализации федеральных

образовательных стандартов. Если совершить экскурс в недавнее прошлое, то надо заметить, что в

документах федерального значения на протяжении многих лет наличие библиотеки в учебных

заведениях никак не было обозначено. С сентября 2022года Министерством просвещения

утверждены новые ФГОС начального и основного общего образования. ФГОС были созданы с

целью организации единого образовательного пространства по всей России.

Обновленная редакция ФГОС сохраняет принципы вариантивности в формировании школами

основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования, а

также учета интересов и возможностей как самой школы, так и их учеников. Особое внимание

уделяется развитию функциональной грамотности школьников– способность решать учебные

задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и

универсальных способов деятельности. Важно создать такое образовательное пространство,

которое бы способствовало личностному развитию учащихся, включая гражданское,

патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое

воспитание.

Согласно новому стандарту, достигать определенных результатов в образовательной

деятельности можно не только на уроках. Внеурочная деятельность по новым ФГОС 2022 также

является важным рабочим инструментом.

БИМЦ Средней школы №89 — это то образовательное пространство, которое позволяет

реализовать программы внеурочной деятельности по обновленным ФГОС. Сегодня я расскажу вам о

своей практике проведения внеурочных занятий на базе БИМЦ. Программа внеурочной

деятельности для 5, 6-9 классов называется «Живое слово: читательская грамотность». Я работаю

в тандеме с заведующей БИМЦ.

Направленность программы по содержанию является художественно – эстетической,

общекультурной, по форме организации кружковой. Цель данной программы: формирование

навыков смыслового чтение и работы с содержащейся в текстах информацией; вызов интереса к

применению полученной информации на практике, а также воспитанию и развитию ребенка

средствами литературного текста, где школьник выступает в роли художника, исполнителя,

режиссера, композитора театрализованного мероприятия. Итоговым продуктом программы

являются открытые театрализованные мероприятия, в которых в роли учителя выступают старшие

школьники. Деятельность обучающихся можно охарактеризовать следующий образом: «Читаем.

Решаем. Живем»

На внеурочных занятиях по программе «Живое слово» учащиеся овладевают следующими

навыками:

1.

Поиск информации (изучение литературных произведений, энциклопедических

текстов, электронных информационных справочников и тд)

2.

Понимание прочитанного (здесь мы говорим о смысловом чтении)

3.

Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) (здесь мы говорим о

критическом мышлении: создание сценария для будущего мероприятия)

4.

Применение информации для решения своих задач (открытые театрализованные

мероприятия).

Задачи учителя-словесника и библиотекаря заключаются в следующем:

1.

мотивировать школьников на чтение как процесс и как деятельность,

2.

сформировать их читательскую компетентность,

3.

приобщить учеников к миру культуры.

Тем самым мы работаем над формированием Гибких навыков (Soft Skills):

1.

критическое мышление: решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация,

обобщение информации, предвидение;

2.

коммуникация: навыки качественного устного и письменного общения, умение

говорить публично и внимательно слушать;

3.

креативность: артистизм, любопытство, воображение, инновации, самовыражение;

4.

кооперация: работа в команде, сотрудничество, виртуальный коворкинг (обсуждение

работы в ZOOM, групповые звонки в Сферум)

Формы проведения занятий различны: лекции, видео-уроки, проектная деятельность,

выставки, литературные гостиные, мастер-классы и тд.

В 2022-2023 учебном году уже были успешно проведены следующие мероприятия:

Театрализованное открытое мероприятие «Необъятная моя Родина», приуроченное к

году культурного наследия народов России. Цель: познакомить учащихся с многообразием

декоративно-прикладного искусства и устного народного творчества русского народа.

Основная задача: расширить представления детей о многообразии форм культурного

наследия РФ.

Мы говорим об объектах нематериального культурного наследия: устном народном

творчестве и народных промыслах. Ведущими являются учащиеся 5 классов, переодетые в

фольклорных героев: Матрена в нарядном сарафане и кокошнике, скоромохи в ярких рубашках в

шапках с бубенцами и дед в валенках и шапке-ушанке. В роли учителя также выступает ученица 5

класса. Каждый этап урока и действие фольклорного героя сопровождаются специально

подобранными музыкальными русскими народными композициями, пословицами и поговорками. В

теоретическом этапе мы урока также используем видеоматериалы проекта «Мульти-Россия» и

«Здравое поселение». Младшие школьники поют песню в караоке «Калинка-малинка» вместе с

мультипликационным героем Буренкой-Дашей. Русская девица Матрена (ученица 5 класса) вместе с

учащимися поем русские народные частушки. В качестве домашнего задания младшим ребятам

необходимо выполнить рисунок или поделку по теме мероприятия.

Литературно-музыкальная композиция «Праздник белых журавлей»

день поэзии и

светлой памяти павших солдат на поле боя. Подготовка к данному мероприятию проводилась на базе

БИМЦ. Мы работали с текстами писателя и поэта Расула Гамзатова, Большая Российская

энциклопедия: в 30 т./Председатель Науч.-ред.совета Ю.С. Осипов, с электронным журналом

«Профобразование», материалами Интернета.

Планируем провести открытое внеурочное мероприятие, посвященное 100летию

образования СССР, так это событие неотъемлимая часть истории нашего государства. Учащиеся 5-6

х классов будут выступать в роли учителей, а участниками будут ученики 4х классов. Мы поговорим

с ребятами об истории создания СССР, о том, как во времена СССР жили их бабушки и дедушки,

мамы и папы: о жизни пионеров, деткой литературе времен СССР, о мультфильмах и киножурнале»

Ералаш», в которых показана жизнь школьников тех времен.

В завершении я бы хотела подчеркнуть, что БИМЦ Средней школы №89 позволяет создать

такую система внеурочной деятельности библиотеки, в условиях которой можно максимально

развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося,

обеспечить воспитание свободной личности. При этом решаются важные задачи: развитие

творческих и интеллектуальных способностей.



В раздел образования