Напоминание

АУДИРОВАНИЕ — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО.


Авторы: Уткина Вера Евгеньевна, Помыканов Лев Викторович
Должность: преподаватели
Учебное заведение: КГБПОУ "Лесосибирский медицинский техникум"
Населённый пункт: Красноярский край, г.Лесосибирск
Наименование материала: статья
Тема: АУДИРОВАНИЕ — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Уткина Вера Евгеньевна

Помыканов Лев Викторович

краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Лесосибирский медицинский техникум»

АУДИРОВАНИЕ — ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТОВ

ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО.

Аудирование — это активный мыслительный процесс, направленный

на восприятие узнавание и понимание новых речевых сообщений, что

предполагает

творческое

комбинирование

навыков

и

их

активное

применение, соответственно изменившейся ситуации. Хорошо развитые

навыки смыслового восприятия речи свидетельствует о достижении уровня

свободного продуцирования речи. И наоборот, слабые неразвитые навыки

восприятия речи на слух показательны для репродуктивного владения речи.

В традиционной методике и практике обучения аудированию обычно

акцентируются приемы слухового подражания механического повторения и

метод «моделей». Важность и обязательность этих приемов для развития

навыков аудирования несомненны, но это не исключает их вспомогательной

роли.

Дополнительные

трудности

создает

ослабленная

возрастная

способность учащихся к «механическому» запоминанию. Поэтому, можно

сделать вывод что при обучении языку в учебных группах основную роль

играет не «механическая» память, а сознание и внимание.

В процессе аудирования необходимо выделять словесное понимание,

которое опирается на речевой опыт обучающихся, и предметное понимание,

опирающееся на их жизненный опыт и знание ситуаций общения. При

обучении иностранному языку конечной целью является развитие и

совершенствование таких аудитивных навыков, при наличии которых не

расчленялись бы форма и содержание воспринимаемого высказывания.

Следует

отметить,

что

умение

понимать

иностранную

речь

и

поддерживать беседу находится непосредственно в прямой зависимости от

умения воспринимать устную речь на слух. Помимо этого, через аудирование

идет усвоение звукового аспекта языка, а именно его моделей интонации,

ударения, ритма, мелодики, а также его фонемного состава. Процесс

восприятия устной речи также способствует усвоению грамматических

моделей и лексики языка.

Материал для аудирования может быть представлен как в формате

аудиозаписей,

так

и

с

помощью

видеофрагментов.

Использование

видеофрагментов эффективнее, так как студент (слушатель) может видеть

артикуляцию и, соответственно, при повторении предложенного материала

сможет сымитировать правильно произношение звуков.

На этапе введения нового материала или закрепления пройденного

материала можно использовать тематические диалоги или тексты, а также

можно посмотреть фильм или озвученную презентацию. Следует отметить,

что на этапе контроля понимания прослушанного материала необходимо

провести опрос: устный или письменный. При этом нужно обратить

внимание на новую лексику, лексические или фразеологические выражения,

грамматические конструкции: ещё раз прослушать, повторить и при

необходимости записать.

Варианты заданий на этапе закрепления изученного материала могут

быть весьма разнообразными:

1) Тексты или диалоги в аудиозаписи.

2) Ответы на вопросы.

3) True/false (поиск правильных ответов на вопросы).

4) Нахождение основной информации (либо поиск деталей).

5) Запись известных слов.

6) Пересказ речи участников разговора.

7) Тексты на аудионосителях и визуальный материал на бумаге:

8). Песни, вслушивание и понимание слов песни.

9). Работа в парах, когда студенты слушают друг друга.

Суммируя вышепредставленную информацию, необходимо отметить,

что аудирование и говорение находятся в тесной взаимозависимости,

поскольку

и

тот

и

другой

вид

деятельности

являются

элементами

коммуникации.

Без

овладения

аудированием

невозможно

овладеть

непосредственным устноречевым общением на иностранном языке.

Успешное овладение основными видами речевой деятельности зависит

от языковых навыков, которые вырабатываются в процессе многократных

повторений, доведенных до автоматизма употребления основных речевых

образцов, которые представлены в аутентичных аудитивных материалах.

Такая работа должна также проводиться не только на аудиторных занятиях,

но и в качестве самостоятельной работы студентов во внеаудиторных

условиях. Тем более, что в настоящий момент существует множество

интернет-словарей и сайтов с различными обучающими программами, в том

числе и по выработке навыков артикулирования звуков. Эффективность

аудирования зависит как от самого слушающего (от развития памяти,

речевого слуха, внимания и т.д.), так и от условий восприятия (количество и

форма предъявления материала, качество и продолжительность звучания).

Критерии оценки понимания содержания прослушанного сообщения зависят

прежде

всего

от

того,

насколько

слушающему

удалось

реализовать

коммуникативное

намерение,

установку

к

выполненному

заданию.

Установка слушающего может быть связана с пониманием основной и

личностно-значимой информации, получением сведений, представляющих

ценность для практической деятельности или для общения в коллективе.



В раздел образования