Напоминание

"Создание условий для творческого развития и развития русской грамотной речи учащихся – билингвов через театральную деятельность"


Автор: Мартынова Евдокия Кирилловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бердигестяхская СОШ с УИОП им.А.Осипова" МР "Горный район" с.Бердигестях, Республика Саха Якутия
Населённый пункт: село Бердигестях, Горный улус, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий для творческого развития и развития русской грамотной речи учащихся – билингвов через театральную деятельность"
Раздел: среднее образование





Назад




Авторская статья

«Создание условий для творческого, духовно-нравственного, культурного развития и развития

русской грамотной речи учащихся-билингвов через театральную деятельность в школе»

Возможности школьной театральной педагогики трудно переоценить, этот вид учебной

деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен

как жанр со Средневековья до нового времени.

Школьный театр способствует решению целого ряда учебных задач:

обучение живой разговорной русской речи учащихся - билингвов (как правило, дети –

якуты с якутским языком общения, в экстремальных ситуациях они могут «зажаться» и

растеряться. Также обучение как подготовка к устной части ГИА в 9 классе),

приобретение известной свободы в обращении, преодоление робости, застенчивости,

комплексы.

приучение выступать перед обществом с докладами и научными работами,

соблюдение сценической культуры на любых школьных мероприятиях:

Умение говорить четко, стараться быть интересными зрителю, следить за качеством

фонограмм и качеством своего выступления в целом.

Реализация креативных компетенций: самоорганизация, решение спонтанных проблем и

задач.

Применение

в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства

содействует читательской грамотности,

расширению общественного и художественного кругозора обучающихся, общей

культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что задачи школьного театра совпадают с

требованиями Федерального стандарта, а именно нацелены на становление личностных

характеристик ребенка. Театр играет огромную роль в социализации детей, в процессе

становления личности.

Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования.

Возможность более глубокого постижения детьми шедевров русской и зарубежной классик через

воспроизведение ее на сценической площадке дает эффект духовного прозрения в сознании

ребенка, стимулирует интерес к изучению предметов гуманитарного цикла( в частности,

литературы). Урочная и внеурочная деятельность выступают в единстве учения и общения.

На эти моменты я опиралась, когда решила в классе, в котором я вялюсь классным

руководителем, создать театральный кружок. На родительском собрании объявила о замысле, и

родители горячо поддержали предложение. Их помощь в реализации проекта неоценима:

приобретение тканей и пошив костюмов, поддержка гастролей, сбор средств для орг.взносов

конкурсов.

Таким образом, в школе 5 год работаем над реализацией проекта «Школьный театр Юный

актер». Проект нацелен на создание условий для творческого, духовно – нравственного,

культурного развития и развития русской грамотной речи учащихся – билингвов через

театральную деятельность; воспитание творческой, инициативной, успешной личности , готовой к

самоусовершенствованию, к саморазвитию. В проекте заняты две группы –полный состав

учащихся состав 9 а класса (старшая группа), и полный состав 5 а класса (младшая группа)

Проект может стать фундаментом для профессиональной подготовки учащихся, которые в ходе

работы над проектом пробуют себя в разных социальных ролях, например, в качестве режиссера-

постановщика, декоратора, звукорежиссера, художников – оформителей, костюмеров и т.д.

При подготовке постановок особенно плодотворной для меня оказалась совместная работа с

педагогами внеурочной деятельности, такими, как хореограф школы Колесова АС, учитель вокала

Никулина ВР. А также партнер проекта – Берд. Народный театр, Материально-техническая база

которой позволяет осуществлять постановки на сцене театра, имеет в своем арсенале все

необходимое театрального зала.: пульты микшерский и управления световыми приборами, радио-

микрофоны, оборудование звукозаписывающей студии, акустическую систему, мульти- медиа-

проектор, сабвуфер, световые установки, машину легкого дыма, динамические прожекторы

светового эффекта и другое техническое оборудование. Также театр осуществляет пошив

костюмов, ткани приобретаются нами за счет выигранных Грантов на различных грантовых

конкурсах.

Первым опытом проекта стала постановка сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (2018

год), премьера состоялась в декабре 2018 года, далее вышли на республиканский конкурс

театральных коллективов, организовали гастроли с показом по ГДОУ нашего села. Кроме

решения задач проекта, также у учащихся развивается процесс самопознания, несомненный

духовный рост: через анализ сказки и воплощение персонажей на сцене дети делают очень

важные выводы. Первое, что узнают дети в работе над литературным материалом и образом, -

необходимость сопереживать своему герою, вне зависимости от ролевой линии. Включаясь в

процесс изучения заданного драматургического замысла, атмосферы, межличностных отношений,

ребенок получает возможность индивидуально оценивать материал и предлагаемые

обстоятельства, обогащаясь, таким образом, опытом интеллектуального анализа. В процессе

поиска «зерна» роли ребенок узнает о возможности нравственного выбора своего героя, который

присутствует всегда в любой сюжетной линии и образе. Постигая образ своего героя через автора,

режиссера и свое понимание, ребенок обогащается опытом духовности. Сказка о царе Салтане

учит доверию , терпению, прощению, вере в чудеса, умению быть справедливыми. В сказке

показано, что нельзя быть завистливыми, жестокими, гневными. Нужно стремиться быть честным,

смелым и добрым. Смету и итоги проекта вы видите на экране.

Далее мы приступили к след. проекту. Это спектакль - мюзикл по арабской сказке «Волшебная

лампа Аладдина». Премьера состоялась в декабре 2019 года. Почему именно эта постановка? На

тот момент моим актерам (это нынешная старшая группа) было всего по 13-14 лет, им хотелось

ярких красок, костюмов, выразительной музыки, танцев и песен. Учитывался и воспитательный

момент сказки: сказка учит не лениться и слушать и почитать родителей, учит не верить

незнакомцам и не разговаривать с ними, учит быть добрыми и щедрыми, не завидовать чужому

богатству, а стараться заработать свое, учит тому, что зло всегда наказуемо. Помимо участия

постановки на Республиканских, Всероссийских театральных конкурсах, ребята с этим проектом

принимали участие на грантовых конкурсах, на республиканских, всероссийских НПК, проект

был отобран в качестве победителя заочного этапа Всероссийского конкурса молодежных

социальных проектов «Моя страна – моя Россия», одного из проектов президентской платформы

«Россия – страна возможностей и приняли участие на очном этапе в СПБ. Проект стал

обладателем Диплома 3 степени Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики в

деловой игре «ТОР моей мечты» в рамках профильной смены «Здесь начинается Родина» во

всероссийском центре «Океан».

) В январе 2021 года состоялась премьера очередной постановки по повести НВГоголя «Ночь

перед Рождеством». В спектакле поднимается тема человеческой воли (на основе Вакулы), учит

тому, что ни при каких обстоятельствах нельзя опускать руки, верить в любовь. Учит тому, что

нельзя зазнаваться и считать себя лучше других; быть настойчивыми и смелыми. Повесть

напоминает сказку, присутствуют фантастические мистические персонажи и этот момент очень

понравился актерам театра, речь живая, колоритная, присутствие народных обрядов и гаданий.

Смету и итоги проекта 2021 года вы видите на экране.

В ноябре этого года театр создал группу «Юный актер – младшее звено», набрав новый состав

учащихся в школьный театр. Это полный состав учащихся 5 а класса. В ноябре 2021 года начали

работу над новым проектом по постановке сказки Ш. Перро «Золушка». Для маленьких

участников эта самая удачная постановка, дети в восторге от пышных костюмов, красивых

музыкальных решений, от волнующей обстановки волшебства, в которое им еще хочется верить.

Сказка учит добру, трудолюбию, выносливости и терпению, верить тому, что трудолюбие и

доброе сердце будут вознаграждены . истинная красота не одежде, а в душе человека. Сказка

порицает зависть, злорадство, заносчивость, бесчеловечность.

Выводы: Практика показала, что театральный кружок действительно решает ряд важных задач, о

которых говорилось ранее. В этом году мои старшие актеры уже девятиклассники, и в феврале они

получили наиболее высокие баллы за устную часть ИС по всей школе. Они всегда ответственные

на школьных мероприятиях: составляют сценарии, они бессменные ведущие , заняты в школьной

прессе в качестве журналистов, успешно выступают на научных и Грантовых конкурсах, с

удовольствием работают на уроках русской литературы, следят за выразительностью и

грамотностью не только своего чтения, но и за и чтением своих одноклассников. И не только на

уроках русской литературы, но и на уроках якутского и английского языков. . Научились давать

оценку своим выступлениям и выступлениям своих товарищей в театре . дети очень живые, очень

эмоциональные, абсолютно незакомплексованные. Коммуникабельны и организованны.

В заключение хочется еще раз отметить, что средства театральной педагогики обладают

значительным педагогическим потенциалом в развитии коммуникативных и личностных качеств

обучающихся. Спасибо за внимание!



В раздел образования