Автор: Мартынова Евдокия Кирилловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бердигестяхская СОШ с УИОП им.А.Осипова" МР "Горный район" с.Бердигестях, Республика Саха Якутия
Населённый пункт: село Бердигестях, Горный улус, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Статья
Тема: "Создание условий для творческого развития и развития русской грамотной речи учащихся – билингвов через театральную деятельность"
Раздел: среднее образование
Авторская статья
«Создание условий для творческого, духовно-нравственного, культурного развития и развития
русской грамотной речи учащихся-билингвов через театральную деятельность в школе»
Возможности школьной театральной педагогики трудно переоценить, этот вид учебной
деятельности широко и плодотворно использовался в школьной практике прошлых эпох, известен
как жанр со Средневековья до нового времени.
Школьный театр способствует решению целого ряда учебных задач:
обучение живой разговорной русской речи учащихся - билингвов (как правило, дети –
якуты с якутским языком общения, в экстремальных ситуациях они могут «зажаться» и
растеряться. Также обучение как подготовка к устной части ГИА в 9 классе),
приобретение известной свободы в обращении, преодоление робости, застенчивости,
комплексы.
приучение выступать перед обществом с докладами и научными работами,
соблюдение сценической культуры на любых школьных мероприятиях:
Умение говорить четко, стараться быть интересными зрителю, следить за качеством
фонограмм и качеством своего выступления в целом.
Реализация креативных компетенций: самоорганизация, решение спонтанных проблем и
задач.
Применение
в практике учебно-воспитательной работы средств театрального искусства
содействует читательской грамотности,
расширению общественного и художественного кругозора обучающихся, общей
культуры, обогащению эстетических чувств и развитию художественного вкуса.
Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что задачи школьного театра совпадают с
требованиями Федерального стандарта, а именно нацелены на становление личностных
характеристик ребенка. Театр играет огромную роль в социализации детей, в процессе
становления личности.
Ориентация на творчество является мировоззренческой установкой современного образования.
Возможность более глубокого постижения детьми шедевров русской и зарубежной классик через
воспроизведение ее на сценической площадке дает эффект духовного прозрения в сознании
ребенка, стимулирует интерес к изучению предметов гуманитарного цикла( в частности,
литературы). Урочная и внеурочная деятельность выступают в единстве учения и общения.
На эти моменты я опиралась, когда решила в классе, в котором я вялюсь классным
руководителем, создать театральный кружок. На родительском собрании объявила о замысле, и
родители горячо поддержали предложение. Их помощь в реализации проекта неоценима:
приобретение тканей и пошив костюмов, поддержка гастролей, сбор средств для орг.взносов
конкурсов.
Таким образом, в школе 5 год работаем над реализацией проекта «Школьный театр Юный
актер». Проект нацелен на создание условий для творческого, духовно – нравственного,
культурного развития и развития русской грамотной речи учащихся – билингвов через
театральную деятельность; воспитание творческой, инициативной, успешной личности , готовой к
самоусовершенствованию, к саморазвитию. В проекте заняты две группы –полный состав
учащихся состав 9 а класса (старшая группа), и полный состав 5 а класса (младшая группа)
Проект может стать фундаментом для профессиональной подготовки учащихся, которые в ходе
работы над проектом пробуют себя в разных социальных ролях, например, в качестве режиссера-
постановщика, декоратора, звукорежиссера, художников – оформителей, костюмеров и т.д.
При подготовке постановок особенно плодотворной для меня оказалась совместная работа с
педагогами внеурочной деятельности, такими, как хореограф школы Колесова АС, учитель вокала
Никулина ВР. А также партнер проекта – Берд. Народный театр, Материально-техническая база
которой позволяет осуществлять постановки на сцене театра, имеет в своем арсенале все
необходимое театрального зала.: пульты микшерский и управления световыми приборами, радио-
микрофоны, оборудование звукозаписывающей студии, акустическую систему, мульти- медиа-
проектор, сабвуфер, световые установки, машину легкого дыма, динамические прожекторы
светового эффекта и другое техническое оборудование. Также театр осуществляет пошив
костюмов, ткани приобретаются нами за счет выигранных Грантов на различных грантовых
конкурсах.
Первым опытом проекта стала постановка сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (2018
год), премьера состоялась в декабре 2018 года, далее вышли на республиканский конкурс
театральных коллективов, организовали гастроли с показом по ГДОУ нашего села. Кроме
решения задач проекта, также у учащихся развивается процесс самопознания, несомненный
духовный рост: через анализ сказки и воплощение персонажей на сцене дети делают очень
важные выводы. Первое, что узнают дети в работе над литературным материалом и образом, -
необходимость сопереживать своему герою, вне зависимости от ролевой линии. Включаясь в
процесс изучения заданного драматургического замысла, атмосферы, межличностных отношений,
ребенок получает возможность индивидуально оценивать материал и предлагаемые
обстоятельства, обогащаясь, таким образом, опытом интеллектуального анализа. В процессе
поиска «зерна» роли ребенок узнает о возможности нравственного выбора своего героя, который
присутствует всегда в любой сюжетной линии и образе. Постигая образ своего героя через автора,
режиссера и свое понимание, ребенок обогащается опытом духовности. Сказка о царе Салтане
учит доверию , терпению, прощению, вере в чудеса, умению быть справедливыми. В сказке
показано, что нельзя быть завистливыми, жестокими, гневными. Нужно стремиться быть честным,
смелым и добрым. Смету и итоги проекта вы видите на экране.
Далее мы приступили к след. проекту. Это спектакль - мюзикл по арабской сказке «Волшебная
лампа Аладдина». Премьера состоялась в декабре 2019 года. Почему именно эта постановка? На
тот момент моим актерам (это нынешная старшая группа) было всего по 13-14 лет, им хотелось
ярких красок, костюмов, выразительной музыки, танцев и песен. Учитывался и воспитательный
момент сказки: сказка учит не лениться и слушать и почитать родителей, учит не верить
незнакомцам и не разговаривать с ними, учит быть добрыми и щедрыми, не завидовать чужому
богатству, а стараться заработать свое, учит тому, что зло всегда наказуемо. Помимо участия
постановки на Республиканских, Всероссийских театральных конкурсах, ребята с этим проектом
принимали участие на грантовых конкурсах, на республиканских, всероссийских НПК, проект
был отобран в качестве победителя заочного этапа Всероссийского конкурса молодежных
социальных проектов «Моя страна – моя Россия», одного из проектов президентской платформы
«Россия – страна возможностей и приняли участие на очном этапе в СПБ. Проект стал
обладателем Диплома 3 степени Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики в
деловой игре «ТОР моей мечты» в рамках профильной смены «Здесь начинается Родина» во
всероссийском центре «Океан».
) В январе 2021 года состоялась премьера очередной постановки по повести НВГоголя «Ночь
перед Рождеством». В спектакле поднимается тема человеческой воли (на основе Вакулы), учит
тому, что ни при каких обстоятельствах нельзя опускать руки, верить в любовь. Учит тому, что
нельзя зазнаваться и считать себя лучше других; быть настойчивыми и смелыми. Повесть
напоминает сказку, присутствуют фантастические мистические персонажи и этот момент очень
понравился актерам театра, речь живая, колоритная, присутствие народных обрядов и гаданий.
Смету и итоги проекта 2021 года вы видите на экране.
В ноябре этого года театр создал группу «Юный актер – младшее звено», набрав новый состав
учащихся в школьный театр. Это полный состав учащихся 5 а класса. В ноябре 2021 года начали
работу над новым проектом по постановке сказки Ш. Перро «Золушка». Для маленьких
участников эта самая удачная постановка, дети в восторге от пышных костюмов, красивых
музыкальных решений, от волнующей обстановки волшебства, в которое им еще хочется верить.
Сказка учит добру, трудолюбию, выносливости и терпению, верить тому, что трудолюбие и
доброе сердце будут вознаграждены . истинная красота не одежде, а в душе человека. Сказка
порицает зависть, злорадство, заносчивость, бесчеловечность.
Выводы: Практика показала, что театральный кружок действительно решает ряд важных задач, о
которых говорилось ранее. В этом году мои старшие актеры уже девятиклассники, и в феврале они
получили наиболее высокие баллы за устную часть ИС по всей школе. Они всегда ответственные
на школьных мероприятиях: составляют сценарии, они бессменные ведущие , заняты в школьной
прессе в качестве журналистов, успешно выступают на научных и Грантовых конкурсах, с
удовольствием работают на уроках русской литературы, следят за выразительностью и
грамотностью не только своего чтения, но и за и чтением своих одноклассников. И не только на
уроках русской литературы, но и на уроках якутского и английского языков. . Научились давать
оценку своим выступлениям и выступлениям своих товарищей в театре . дети очень живые, очень
эмоциональные, абсолютно незакомплексованные. Коммуникабельны и организованны.
В заключение хочется еще раз отметить, что средства театральной педагогики обладают
значительным педагогическим потенциалом в развитии коммуникативных и личностных качеств
обучающихся. Спасибо за внимание!