Автор: Боталова Татьяна Александровна
Должность: учитель изо искусства
Учебное заведение: МБОУ "Общеобразовательная школа №100"
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: Статья
Тема: Художественно-эстетическое воспитание учащихся с ОВЗ на уроках ИЗО искусства.
Раздел: среднее образование
Художественно-эстетическое воспитание учащихся с ОВЗ
на уроках ИЗО искусства.
Боталова Т.А., Учитель ИЗО искусства МБОУ «Общеобразовательной
школы № 100» г.Кемерово. Декабрь 2022г.
Художественно-эстетическое
воспитание
является
основным
направлением и целью занятий уроками изобразительного искусства.
Занятия творчеством на уроках и внеурочной деятельности
дает
возможность ребенку видеть красоту реального мира, прекрасное не только
в искусстве, но и в повседневной жизни. Обучающиеся школы, развиваясь,
приобретают
возможность
эмоционально-чувственного
восприятия
шедевров мирового искусства. Оценивая их под руководством учителя, с
позиции эстетического и художественного содержания, ребенок приобретает
художественно-эстетический опыт, являющийся мощным инструментом в
формировании гармонично развитой личности.
Мелик-Пашаев Александр Александрович. Доктор психологических наук,
главный редактор журнала «Искусство в школе», обращал внимание в свое
время на то, что дефицит творчества в современной школе, отсутствие у
ребенка
положительного
опыта
свободного
творчества
искажают
нормальный процесс становления личности. Это чревато непредсказуемыми
личностными кризисами и асоциальными проявлениями, вплоть до так
называемых немотивированных преступлений.
Поэтому, преподавателю ИЗО, необходимо большое внимание уделять
живым примерам из окружающей действительности, обращать внимание на
эстетику окружающих вещей и явлений природы, формированию зрительных
представлений детей и привлечению их жизненного опыта. Отсюда следует,
что
занятия
изобразительным
искусством,
должны
давать
младшим
школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с
жизнью.
Чтобы достичь успеха в художественно-эстетическом воспитании
учеников, с помощью занятий изобразительным искусством, необходимо:
Учитывать
психолого-возрастные особенности детей,
понимая, что
основным способом получения информации для младших детей является
игра. Здесь можно использовать коррекционные игры на развитие мелкой
моторики,
памяти,
внимании,
мышления.
Кроссворды,
головоломки,
графические диктанты. Дети отлично запоминают то, что вызывает у них
яркие эмоции. Поэтому один из главных принципов процесса обучения ИЗО
— это наглядность, презентации, фильмы, что способствует ярким и
положительным эмоциям и позволяет школьникам легко запоминать и
усваивать материал.
Младшие школьники от природы свободны и раскрепощены. Любой
новый материал, техника вызывает у них здоровый активный интерес,
поэтому, необходимо поддержать и развивать желание детей браться за
любое творческое дело. Очень нравится детям использование в творчестве
нетрадиционных техник рисования.
Понимая, что процесс рисования в основном складывается из двух видов
деятельности:
формирования
зрительного
представления
и
его
воспроизведения,
важно разбудить в каждом ребёнке стремление к
художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы
ребенок завершил работу до конца, гордился результатом, получая чувство
радости и удовлетворения.
Учителю нужно обеспечивать индивидуальный подход к каждому
ребёнку - и младшему и старшему школьнику. Зная проблемы детей,
использовать конторки, мячики, коврики, применяемые в физкультминутках,
которые
позволяют
снять
мышечное
напряжение,
расслабиться
и
переключиться с учебы на отдых, повысив тем самым мотивацию обучения.
Имея доброжелательный подход, учителю важно в процессе обучения не
допускать дидактического назидания и настаивания своего
понимания
творческих
приемов
работы.
Степень
вмешательства
должна
быть
минимальной и носить рекомендательный характер. Отношение к детям
должно быть вежливое, корректное, опираться на принципы арт-терапии.
Для маленького художника очень важно, чтобы его рисунок понравился,
был оценен товарищами, взрослыми. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок
участвовал в выставочной и конкурсной деятельности. Все это может
поднимать
самооценку,
мотивировать
обучающихся
к
дальнейшей
изобразительной деятельности, стремлению к освоению новых знаний, а
также будет гарантировать успех в художественно-эстетическом воспитании
школьников посредством обучения изобразительному искусству.
Литература:
1.Гущина Н. Н. Нетрадиционные техники рисования в развитии творческих
способностей дошкольников [Текст]
/ Н. Н. Гущина. - (Творческая
мастерская) // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. -
2011. - N5. - С. 89-92.
2.Зымалева
Л.
В.
Четыре
распространенных
мифа
о
занятиях
изобразительным искусством [Текст] / Л. В. Зымалева. - (Культура и
искусство).
-
Вар.
загл.
:
4
распространенных
мифа
о
занятиях
изобразительным искусством // Открытый урок: методики, сценарии и
примеры. - 2011. – N 10. - С. 67-72
3. Колякина, В. И. Методика организации уроков коллективного творчества:
Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. [Текст] / В. И.
Колякина - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. -176 с. - (Библиотека
учителя изобразительной деятельности.
4.Левченко И.Ю. Приходько О.Т. Технологии обучения и воспитания детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата [Текст]. – М.2000
5. Мелик-Пашаев,
А.А.Педагогика сотворчества [Текст]
/ А.А. Мелик-
Пашаев // Искусство в школе. -2016. №4.- С.2-4
6. Неменский, Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить [Текст]:
книга для учителей общеобразоват. учреждений / Б.М. Неменский. - М.: Изд-
во Просвещение, 2012. – 240с.: ил
7.Новоселова В.П. Учим видеть и рисовать на уроках изобразительного
искусства
[Текст]: методические рекомендации / В.П. Новоселова, ГН.
Писаревская.- Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО,2009.- 45с.
8. Новоселова, В. П. Учимся видеть и рисовать на уроках изобразительного
искусства [Текст] / В. П. Новосёлова. – Кемерово: КРИПКиПРО, 2009. – 48
с.