Автор: Абросимова Татьяна Викторовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ "Центр образования Ревякинский" Тульской области
Населённый пункт: поселок Ревякино Ясногорского района Тульской области
Наименование материала: статья
Тема: Решение текстовых задач на перекладывание арифметическим способом
Раздел: среднее образование
Решение текстовых задач на перекладывание арифметическим способом.
Учитель математики МОУ «ЦО
Ревякинский» Тульской области
Абросимова Т.В.
В 5 и 6 классах я работаю по учебникам из серии «МГУ-школе» авторов С.
М. Никольского, М. К. Потапова, Н. Н. Решетникова, А. В. Шевкина. В этих
учебниках подчеркивается важность арифметических способов решения задач:
это задачи на части, по сумме и разности и т.д. Многие могут возразить, ведь
решение подобных задач можно выполнить с помощью уравнений, но данный
способ решения не исключают авторы и возвращаются к алгебраическому
способу.
На мой взгляд, решение задач арифметическими способами с
использованием графических иллюстраций способствует более осознанному
усвоению материала. Опираясь на наглядность, учащиеся легче представляют
себе зависимость между величинами и увереннее выбирают последовательность
действий, необходимых для решения задачи. Когда же в 6 классе подходит
очередь трудных задач, решаемых обычно с помощью уравнений, учащимся
можно предложить и здесь «нарисовать» задачу.
Для решения задач на перекладывание воспользуемся идеями двух простых
задач.
Задача 1, «на части»(№227(б) 5кл).
Мальчик и девочка рвали в лесу орехи. Всего они сорвали 120 штук.
Девочка сорвала в 2 раза меньше мальчика. Сколько орехов было у мальчика и
девочки в отдельности?
Из схемы видно, что на общее количество орехов приходится 3 части. И далее
очевидное решение:
1)
120: (1+2)=40 (орехов) - у девочки.
2)
120-40=80 (орехов) - у мальчика.
Ответ: 80 орехов; 40 орехов.
Задача 2.
На двух полках книг было поровну. С первой полки переложили на вторую
5 книг. На сколько книг стало больше на второй полке, чем на первой.
Изобразим схематично условие задачи:
Из схемы видно, что на второй полке стало на 5+5=10 (книг) больше, чем на
первой.
Ответ: на 10 книг.
Эти же идеи мы используем, когда сравниваем скорости по течению и против
течения и при решении задач на перекладывание.
Задача 3, №1272, 6класс, старинная задача, Греция.
Ослица и мул шли вместе, нагруженные мешками равного веса. Ослица
жаловалась на тяжесть ноши, - «Чего ты жалуешься, сказал мул, - если ты мне
дашь один твой мешок, то моя ноша станет вдвое больше твоей, а если я дам тебе
один мешок, наши грузы сравняются. Сколько мешков было у каждого?
Итак, если ослица отдаст мулу 1 мешок, то у мула будет в 2 раза больше мешков,
чем у ослицы.
Если мул отдаст ослице 1 мешок, то у него на 1+1=2 (мешка) больше, чем у
ослицы. А если ослица, передаст мулу 1 мешок, то у нее будет на 4 мешка
больше, чем у мула. И далее очевидное решение:
1)
(1+1)+(1+1)=4 (мешка) приходится на 1 часть.
2)
4+1=5 (мешков) - у ослицы,
3)
4*2-1=7(мешков).
Ответ:5 мешков у ослицы, 7 мешков у мула.
Всего,
общее количество 3 части
Данный метод учащиеся применяют не только для решения задач, но и для
их составления. Вот несколько из них:
№1.
Если Винтик отдаст Шпунтику 4 шурупа, то у него останется в 2 раза
меньше, чем у Шпунтика, а если он отдаст только 2 шурупа, то отношение
шурупов у Винтика и Шпунтика будет 2:3. Сколько шурупов у каждого?
(Ответ: у Винтика 14 шурупов, у Шпунтика- 16.)
№2.
Если первый гном отдаст второму 3 самоцвета, то у него останется в 2 раза
меньше, чем у второго, а если он отдаст еще 2 самоцвета, то у него останется в 5
раз меньше, чем у второго. Сколько самоцветов у каждого гнома?
(Ответ: 7 самоцветов у первого , 5- у второго.)
№3.
Если Мальвина отдаст Буратино 4 конфеты, то отношение конфет,
оставшихся у Мальвины и буратино, будет 2:3, а если Буратино отдаст Мальвине
2 конфеты, то отношение конфет у Мальвины и Буратино будет 4:3. Сколько
конфет у Мальвины и сколько у Буратино?
(Ответ: 18 конфет у Мальвины и 17 у Буратино.)
№4.
Ловили Волк с Лисой рыбу. Лисица стала жаловаться Волку, что она
поймала мало рыбы и попросила поделиться с ней. Волк подумал, что если он
отдаст Лисе 8рыб, то отношение рыб у него и у Лисы будет 2:3, а если он отдаст
только 2 рыбы, то это отношение будет 4:3.. Сколько рыб у Лисы и сколько у
Волка?
(Ответ: 22 рыбы у Волка и 13 рыб у Лисы.)
№5.
Два кролика едят морковки. Первый кролик говорит второму: «Дай мне 3
морковки, тогда у меня будет в 6 раз больше, чем у тебя». «Нет, лучше ты дай
мне 2 морковки, тогда у нас будет поровну»,- говорит второй кролик. Сколько
морковок у каждого кролика?
(Ответ: 9 морковок у первого кролика, 5- у второго.)
№6.
Если из второй вазы переложить в первую 5 конфет, то конфет в вазах будет
поровну. Если из первой вазы переложить во вторую 20 конфет, то в первой вазе
будет в 6 раз меньше, чем во второй. Сколько конфет в каждой вазе?
(Ответ: в первой вазе 30 конфет, во второй – 40 конфет)
№7.
Если с первой пирамидки снять 3 колечка и надеть их на вторую, то на
второй пирамидке окажется в 2 раза больше колец, чем на первой. А если со
второй снять два колечка и надеть их на первую, то на обеих пирамидках колец
будет поровну. Сколько колец на каждой пирамидке?
(Ответ:13 колец на первой и 17 - на второй)
№8
Если с первой клумбы п9ресадить на вторую один цветок, то количество
цветов на первой клумбе будет относиться к количеству цветов на второй клумбе
как 2 : 3 . Если со второй клумбы пересадить на первую 10 цветов, то отношение
цветов на первой и на второй клумбах будет 5:2. Сколько цветов на каждой
клумбе?
( Ответ : 15 цветов на первой, 20 - на второй,)
№9
В детский сад привезли игрушки в двух коробках. Если из первой коробки
переложить во вторую две игрушки, то отношение игрушек в первой и второй
коробках будет соответственно 2:3. А если из второй коробки переложить в
первую 15 игрушек, то количество игрушек в первой коробке будет относиться к
количеству игрушек во второй как 9:5. Сколько игрушек в каждой коробке?
( Ответ: 30 игрушек в первой коробке , 40 игрушек - во второй.)
№10
Если Чип отдаст Дейлу 1 орех, то отношение орехов у Чипа и Дейла будет
соответственно 4:3, а если Чип отдаст 6 орехов, то у него останется в 2 раза
меньше орехов, чем станет у Дейла. Сколько орехов у Чипа и сколько у Дейла?
(Ответ: у Чипа 13 орехов, у Дейла - 8.)
№11
Если Мартышка отдаст Слонёнку 2 банана, то отношение бананов у
Мартышки и у Слонёнка будет 3:2, а если она отдаст 6 бананов, то у них бананов
будет поровну. Сколько бананов у Мартышки и сколько у Слонёнка?
(Ответ: у Мартышки 26 бананов, у Слонёнка - l4.)
№12
Если из первой чашки переложить во вторую одну ягоду , то отношение
ягод в чашках будет соответственно 4 :3, а если из первой чашки ещё переложить
во вторую 2 ягоды, то ягод в чашках будет поровну. Сколько ягод в каждой
чашке?
( Ответ: в первой чашке 7 ягод, во второй - 11.)
Эти задачи можно решать различными способами: арифметическим и
алгебраическим, самое главное, чтобы ребята творчески подходили к их
выполнению. Если они
не будут искать «шаблонных» решений, то будут
«видеть» путь, по которому нужно идти, чтобы получить результат и способ, при
котором этот путь окажется короче. Надеюсь, что в дальнейшем умение творить
поможет участвовать в любом деле, за которое они возьмутся во взрослой жизни!
Молодые люди не будут подражать кому-то, копировать кого-то, а будут в любой
ситуации искать свое оптимальное решение.