Автор: Иванова Татьяна Захаровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №160
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Организация подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике.Из опыта работы.
Раздел: среднее образование
Т.З.Иванова
Учитель математики школы № 160
Организация подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по математике. Из опыта работы.
Как организовать урок математики в 11 классе, чтобы добиться и качественного усвоения
программного материала, и успешной итоговой аттестации в форме ЕГЭ? Думается, что
иногда простого проведения урока (по схеме: изучение, закрепление, обобщение)
недостаточно.
Наверное, у каждого учителя уже выработалась своя технология подготовки учащихся к
сдаче ЕГЭ. В статье мне хотелось бы поделиться с коллегами своим опытом работы в этом
направлении.
Сегодня, не смотря на то, что экзаменационные задания изменились, не только
количественно, но и в первую очередь качественно, анализируя и обобщая свою работу в
прошлом году, при подготовке учащихся к сдаче ЭГЕ я использую:
1.
Разбиение класса на 2 группы. задания ЕГЭ состоят из двух частей: В, С. Причем часть
заданий типа В были четко ориентированы на учащихся, имеющих по математике отметку
«удовлетворительно», они же и более-менее соответствовали уровню 3 балла –« серая
полоса» в учебнике «Алгебра и начала анализа 10 -11 классы» авторов Ш.А.Алимова,
Ю.М.Калягина и др.
Это позволило мне разбить выпускные классы на две группы: группа I – учащиеся,
поступающие в колледжи и ВУЗы на гуманитарные специальности, которым нужно было
только сдать экзамен по математике для получения аттестата, и группа II – ученики,
заинтересованные в получении как можно более высоких баллов на ЕГЭ по математике для
поступления в технические и экономические ВУЗы. Задания на уроках для этих групп
варьировались по уровню сложности. (Приложение 1)
2.
Тематические тренажеры – карточки с заданиями по одной теме (15 – 30 заданий).
Тренажеры выполняются дома в отдельной тетради в течение нескольких дней.
Иногда их получает весь класс в обязательном порядке, причем группе I нужно сделать
первую обязательную половину тренажера, группе II - выполнить задание полностью. На этапе
повторения или подготовки к тематической диагностической работе (ТДР) такие задания
можно давать выборочно. После проведения ТДР ученики получают тренажеры по тем
аспектам, с которыми не справились в работе.
Можно использовать уже готовые тренажеры, представленные в «Поурочных планах по
учебнику Ш.А.Алимова, Ю.М.Колягина, Ю.В.Сидорова» автора - составителя Г.И.Григорьевой.
Сложность в таком тренажере повышается от задания к заданию.
Одноуровневые по сложности тематические тренажеры удобно составлять, используя
открытый банк задач ЕГЭ .
Использование системы тренажеров позволяет мне, не тратя много времени на уроке
организовать повторение; уделить больше внимания слабым ученикам, что не всегда
возможно на уроке, а они, в свою очередь, имеют возможность получить дополнительную
отметку.
3.
«Сюжетные задания»: блоки вопросов, относящиеся к одному объекту.
Сюжетное построение заданий позволяет организовать работу по группам I и II.
Например:
Дана функция
f
(
x
)
=
x
2
(
x
–3)
а) Напишите уравнение касательной к графику функции y =
f
(
x
)
в его точке с
абсциссой
x
0
= –1.
б) Исследуйте функцию y =
f
(
x
)
на монотонность.
в) Постройте график функции y =
f
(
x
)
на отрезке [–4; 1].
г) Найдите число а такое, что графики функций y =
f
(
x
)
и y = b
x
2
имеют
единственную общую точку.
Учащиеся из группы I в обязательном порядке выполняют пункты а) и б), группа II должна
выполнить по возможности все задание. Вначале на доске проверяется нахождение
производной функции
f
(
x
)
=
x
2
(
x
–3),составляется уравнение касательной, исследуется
функция на монотонность (у доски работают ребята из группы I ). В это время ученики из
группы II, которая «сильнее» и, потому, работает быстрее, уже построили график функции и
могут продемонстрировать его на доске для всего класса. А кое-кто из этой группы уже успел
решить и пункт г), или представляет как это можно сделать. Если с последним пунктом
задания никто не справляется, его решение обсуждается в классе. Если же класс «слабый», и
это будет интересно только для 1-2 человек, то решение вывешивается на стенд «Готовимся к
ЕГЭ».
Сюжетные задания я использую из сборника заданий для проведения итоговой
аттестации по математике А.П.Карпа и В.Б.Некрасова.
4.
Тематические диагностические работы, составленные методистами НМЦ и АППО,
которые побуждают регулярно заниматься повторением, мобилизовывают учащихся, не дают
им расслабиться.
После каждой такой работы на стенд вывешивается диагностическая таблица, где каждый
может увидеть, сколько баллов он набрал и сам определить, по каким темам тренажеры ему
понадобятся. (Приложение 2)
Образцы решений заданий С из ТДР, как правило, вывешиваются на стенд.
5. Стенд подготовки к ЕГЭ. Этот стенд представляет собой небольшую магнитную доску, на
которой также можно писать и маркером. На него я помещаю информацию о теме и сроках
проведения будущей ТДР, задания, рекомендуемые для подготовки к ней, диагностические
таблицы, решения сложных заданий из домашних работ, варианты заданий ЕГЭ прошлого
года и т.п.(Приложение 3)
Приложение № 1
План – конспект урока по алгебре и началам анализа в 11 классе
У ч е б н и к - «Алгебра и начала анализа для 10 - 11 классов общеобразовательных
учреждений»/ Ш.А Алимов, Ю.М. Калягин, Ю.В. Сидоров и др./
Т е м а у р о к а - «Применение производной к исследованию функции. Возрастание, убывание
функции».
Ц е л ь у р о к а – расширение представлений учащихся о возможностях применения
производной при исследовании свойств функции и построении графика
функции;
- знакомство с задачами по данной теме из «Открытого банка задач ЕГЭ»;
- обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме.
1.
Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания - № 900 (4, 6, 8), № 901(2), № 906 (2), № 909 (по желанию)
№ 906(2)- эскиз графика изображается на доске
№ 909 - решение задания перед уроком вывешено на стенд подготовки к ЕГЭ.
3. Решение заданий.
№ 956 (1, 3) - для I группы учащихся - на доске по очереди.
Одновременно II группа выполняет в тетрадях № 903 (1, 3), к доске с тетрадью
вызывается ученик, уже решивший это задание.
№ 904 (1) и № 905 (1)- можно выполнить следующим образом: производная находится кем-
нибудь из I группы, а интервалы возрастания и убывания функции учеником из второй группы.
4. Работа по карточкам.
Нарисовать эскиз графика:
№
карточки
Область
определения
Множество
значений
Производная
положительн
а
Производная
отрицательна
Нули
функции
касательная
1
[ -4; 3]
[ -4; 2]
(-4; 1)
(1; 3)
-2 и 2
2
[ -2; 5]
[ -5; 3]
(2; 5)
(-2; 1), (-1; 2)
0 и 3
3
[ -6; 1]
[ -2; 4]
(-6;4), (-1; 1)
(-4; -1)
-4 и 0
4
[ -1; 6]
[ -4; 4]
(-1; 1), (1; 3)
(3; 6)
0 и 5
5
[ -5; 3]
[ -4; 2]
(0; 3)
(-5; -3),(-3; 0)
-3
6
[ -4; 3]
[ -2; 4]
(-1; 1)
(-4; -1),(1; 3)
Единственная
касательная
параллельна
оси ОХ
7
[ -1; 6]
[ -4; 4]
(-1; 1),(3; 6)
(1; 3)
Прямые,
параллельные
оси ОХ,
касаются
графика в
точках (1; 4) и
(3; 1)
Пока класс работает с карточками, учитель на доске рисует и нумерует 7 координатных
плоскостей. Учащиеся по мере выполнения выходят к доске. Карточки № 4-7 - для более
сильных учеников.
5. Индивидуальное задание. Ученик первой группы у доски представляет 2-3 задания В8 (работа
по графикам) из «Единого банка задач ЕГЭ» по теме «Геометрический смысл производной»,
«Исследование свойств функции с помощью производной» - в виде доклада, подготовленного
дома. Например:
Задание B8 (№ 7147)
На рисунке изображен график функции
,
определенной на интервале
. Найдите
количество точек, в которых касательная к графику
функции параллельна прямой
.
Задание B8 (№ 7087)
На рисунке изображен график функции
,
определенной на интервале
. Определите
количество целых точек, в которых производная функции
положительна.
Задание B8 (№ 6419)
На рисунке изображен график производной
функции
, определенной на интервале
. Найдите количество точек, в
которых касательная к графику функции
параллельна прямой
или
совпадает с ней.
6. Домашнее задание: 1. № 902 (2, 4), № 903 (2, 4), № 904 (2), № 907 (2) - по желанию
2.выполнить задания из «Единого банка задач ЕГЭ»: №6423, № 9645,
№ 8535, № 8281.
7. Итог урока: расскажите о применении производной для исследования функции, для
построения схематического графика.
11-Б класс
Диагностическая работа для 11 класса, январь2019.
В1
В2
В3
В4
В5
В6
В7
С1
С2
баллы
отметка
1
А-в
1
1
1
0
1
1
1
0
0
5
3
2
Б-н
1
1
1
0
0
1
1
0
0
5
3
3
Б-а
1
1
1
0
1
1
1
0
1
7
4
4
В-в
1
0
0
0
1
0
0
0
0
2
2
5
Г-в
1
1
0
1
0
0
1
0
0
4
3
6
Г-а
1
0
1
1
0
1
0
0
0
4
3
7
Е-о
отсутствовала
8
Ж-а
1
1
1
1
1
1
1
0
0
7
4
9
З-а
0
0
0
1
1
1
1
0
0
4
3
10
К-я
1
1
0
1
0
1
1
0
0
5
3
11
К-в
1
1
1
1
1
1
1
0
0
7
4
12
Л-н
1
1
0
0
0
1
1
0
0
4
3
13
Л-а
0
1
0
0
0
1
1
0
1
4
3
14
Л-в
1
1
1
0
0
1
0
0
0
4
3
15
М-ра
дом.обучение
16
М-в
отсутствовал
17
О-н
1
1
0
1
1
1
1
0
1
7
4
18
О-а
1
1
1
0
0
1
1
0
0
5
3
19
П-а
1
1
1
1
0
0
1
0
1
6
4
20
П-а
1
1
1
1
0
1
0
0
0
5
3
21
П-в
1
0
0
0
0
0
1
0
0
2
2
22
Р-и
1
1
1
1
1
1
1
2
2
11
5
23
Р-а А.
отсутствовала
24
Р-а К.
1
1
1
0
1
1
1
1
2
9
5
25
С-а
1
1
1
0
0
0
1
0
1
5
3
26
С-а
1
1
1
0
1
1
1
0
0
6
4
27
Т-в
1
1
1
1
0
0
1
0
0
5
3
28
Ч-о
1
1
1
0
1
1
0
0
0
5
3
кол-во
22
20
16
11
11
18
19
2
7
128
80
%
92
%
83%
67%
46
%
46%
75%
79
%
8
%
29%
5,3
3,3